Тест для самоконтроля к 1.10

Дополните предложение.

1. При изучении параметров двигателя различают … и … мощность двигателя.

2. Мощность, получаемая первоначально при сжигании горючей смеси в цилиндрах двигателя, в единицу времени называют … .

3. Мощность, получаемая на коленчатом валу (на маховике) называется – … .

Выберите правильный вариант ответа.

4. От каких основных параметров зависит мощность двигателя?

1) давление газов; 5) обороты коленчатого вала;

2) высота цилиндра; 6) число цилиндров;

3) число головок цилиндра; 7) тактность двигателя.

4) рабочий объем цилиндра;

дополните предложения.

5. Степень использования теплоты сгорающих газов в двигателе с учетом потерь характеризует отношение ... мощности к … мощности.

6. Степень использования теплоты сгорающих газов в двигателе с учетом потерь характеризуется … КПД.

7. Эффективный удельный расход топлива это весовое …. расходуемое на 1 квт … в … времени.

8. Оценку экономичности работы двигателя производят по … и … на единицу эффективной работы.

9. Значение механического КПД тем …, чем … потери мощности на преодоление … в сопрягаемых деталях.

10. Часть мощности вырабатываемой двигателем тратится на приведение в действие вспомогательных механизмов, таких как: … .

11. Совершенство конструкции того или иного двигателя, модели оценивается … мощностью.

РАЗДЕЛ 2. ТРАНСМИССИЯ

Цель: формирование у студентов знаний по устройству автомобиля, узлов, агрегатов составляющих трансмиссию.

Схема трансмиссий. Передача крутящего момента

Входной тест

Выполните задания №№ 3, 4, 5, 6, 9, 10 теста для самоконтроля 1.10.

Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам и изменения величены и направления этого момента.

Конструкция трансмиссии автомобиля, в значительной степени, определяется числом ее ведущих мостов. Наибольшее распространение получили автомобили с механической трансмиссией, имеющей два или три моста. При наличии двух мостов ведущими могут быть оба или один из них, при наличии трех мостов – все три или два задних. Автомобили со всеми ведущими мостами могут быть использованы для эксплуатации в трудных дорожных условиях, поэтому их называют автомобилями повышенной проходимости. Для характеристики автомобилей применяют колесную формулу, в которой первые цифры указывают общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Так классический вариант трансмиссии с одним ведущим задним мостом имеет колесную формулу 4х2 (рис. 46 а). Трансмиссия такого автомобиля состоит из сцепления (1), коробки передач (2), карданной передачи (3) и заднего ведущего моста (4), в который входит главная передача, дифференциал и полуоси. В группы таких автомобилей входят: ГАЗ-53А, ГАЗ-3307, ЗИЛ-130, МАЗ-5335, ГАЗ-3102, ВАЗ-2105, 2106 и другие.

Колесную формулу 4х2 имеют также и переднеприводные автомобили ВАЗ-2108, 2109, 2110 и т.д. Особенностью данных автомобилей является то, что у них ведущим является передний мост с управляемыми колесами, что потребовало объединения в единый силовой агрегат двигателя, сцепления, коробки передач, механизмов ведущего моста (главной передачи с дифференциалом, карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей).

У автомобилей с колесной формулой 4х4 в трансмиссию входят совмещенные в один агрегат раздаточная (7) (рис. 46 б) и дополнительная коробки, карданная передача к переднему ведущему мосту и передний ведущий мост (5).

Раздаточная коробка распределяет крутящий момент на передний и задний ведущие мосты. В раздаточной коробке имеется устройство отключения переднего моста и дополнительная понижающая передача, позволяющая увеличивать крутящий момент на ведущих колесах в необходимых случаях (автомобили: ГАЗ-66, УАЗ-469, ВАЗ-2121).

Если автомобиль имеет колесную формулу 6х4, то крутящий момент подводится к среднему и заднему мостам (рис. 46 в) через одну карданную передачу. В главной передаче среднего моста предусмотрен межосевой дифференциал и проходной вал, передающий крутящий момент к заднему мосту.

Такую трансмиссию имеют автомобили ЗИЛ-133, КамАЗ-5320 и другие.

Тест для самоконтроля к 1.10 - student2.ru

Рис. 46. Схемы трансмиссий автомобилей

а – с одним задним ведущим мостом; б – с передним и задним ведущими

мостами; в – с двумя задними ведущими мостами; г и д – с тремя ведущими мостами; е – с четырьмя ведущими мостами; 1 – сцепление; 2 – коробка передач;

3 и 6 – карданные валы; 4 и 8 – задние ведущие мосты;

5 – передний ведущий мост; 7 – раздаточная коробка

В автомобилях с колесной формулой 6х6 крутящий момент может передаваться к ведущим мостам от раздаточной коробки (7) (рис. 46 г) непосредственно через карданные передачи, при этом карданная передача к заднему ведущему мосту имеет промежуточную опору на среднем (8) мосту (4) (автомобиль Урал-375Д). У автомобилей ЗИЛ-131, КамАЗ-53229, МАЗ-6317 с колесной формулой 6х6 (рис. 46 д) крутящий момент передается к переднему мосту через раздаточную коробку, а к заднему мосту – через средний мост.

У автомобилей с колесной формулой 8х8 (рис. 46 е) крутящий момент передается на все четыре моста.

В таких автомобилях часто устанавливают два двигателя, каждый из которых передает крутящий момент на два моста.

Кроме механического привода в трансмиссиях автомобилей могут применяться трансмиссии с гидромеханическим, электромеханическим и гидрообъемным приводами.

Гидромеханический привод (автобус ЛиАЗ) объединяет в себе двигатель, гидромеханическую коробку, состоящую из гидротрансформатора и 2-х ступенчатой механической коробки с автоматическим управлением и, даже крутящий момент к ведущим колесам передается, как обычно.

Гидротрансформатор имеет три рабочих колеса с лопатками. Насосное колесо (3) (рис. 47), закрепленное на маховике двигателя, турбинное (1), соединенное с ведущим валом (4) коробки передач, реакторное колесо (2), установленное на роликовой муфте свободного хода. Насосное колесо (3), снабженное лопатками и имеющее кольцевую форму, образует корпус гидротрансформатора, внутри которого размещены два других рабочих колеса также имеющих лопатки. Внутренняя полость гидротрансформатора на 2/3 заполнена специальным минеральным маслом. При работе двигателя насосное колесо (3) вращается вместе с маховиком двигателя и своими лопатками отбрасывает масло от оси к периферии. Масло подается на лопатки турбинного колеса (1), заставляя его вращаться в ту же сторону. Затем масло, снизив свою скорость и изменив направление, переходит на лопатки реактора (2), откуда возвращается к лопаткам колеса (3), завершая круг циркуляции. Специальные формы направляющих лопаток обеспечивают увеличение скорости входящей жидкости, вследствие чего увеличивается и крутящий момент на ведущем валу (4) коробки передач.

В гидромеханической передаче имеется три фрикционных сцепления: (19) – фрикционное сцепление блокировки гидротрансформатора; (6) и (7) – фрикционные сцепления соответственно первой (пониженной) и второй (прямой) передачи. Гидромеханическая передача обеспечивает нейтральное положение, три передачи с гидротрансформатором (понижающая, прямая и задний ход) и одну без гидротрансформатора (при его блокировке).

Нейтральное положение получается, когда все фрикционные сцепления выключены, и вал (4) гидротрансформатора разобщен с валом (10) коробки. Для получения первой (понижающей) передачи включается фрикцион (6) и муфта переключения (8) сдвигается влево. В этом случае передача крутящего момента осуществляется через детали – 3, 1, 4, 6, 5, 18, 17, 16, 15, 8, 10. Прямая передача осуществляется включением фрикциона (7) и идет через детали – 3, 1, 4, 7, 8, 10. Для заднего хода включается фрикцион (6) и муфта (8) переводится вправо, передача осуществляется через детали – 3, 1, 4, 6, 5, 18, 17, 14, 12, 11, 8, 10.

Блокировка трансформатора достигается включением фрикциона (19) и фрикциона (7), передача идет через детали – 19, 4, 7, 10.

Управление гидромеханической передачей осуществляется гидромеханическим методом при помощи электромагнитных золотников, управляющих потоками масла. Управление производится кнопочным переключателем, имеющим четыре позиции: н – нейтральное, д – движение вперед с автоматическим переключением передач; 3х – задний ход и П – принудительная понижающая передача.

Электромеханические передачи применяются на автомобилях БелАз, где дизельный двигатель приводит во вращение генератор постоянного тока, энергия от которого затем передается по электропроводке к колесным электродвигателям с понижающим механическим редуктором.

У такой передачи низкий КПД, большая масса и стоимость.

Гидрообъемная трансмиссия состоит из двигателя внутреннего сгорания, гидронасоса гидрошлангов, гидромотора, коробки передач, ведущего моста.

Преимущество такой трансмиссии в бесступенчатой передаче крутящего момента к ведущим колесам.

Тест для самоконтроля к 1.10 - student2.ru

 
  Тест для самоконтроля к 1.10 - student2.ru

I II

Рис. 47. Схема гидромеханической передачи

I – гидротрансформатор; II – механическая двухступенчатая коробка передач;

1– турбинное колесо, 2 – реакторное колесо; 3 – насосное колесо; 4 – ведущий вал; 5 – шестерня ведущего вала; 6 – фрикцион I передачи; 7 – фрикцион II передачи;

8 – зубчатая муфта; 9 – пневмоцилиндр привода зубчатой муфты; 10 – ведомый вал; 11 – ведомая шестерня заднего хода; 12 – промежуточная шестерня;

13 – центробежный регулятор; 14 – ведущая шестерня заднего хода; 15 – ведомая шестерня I передачи; 16 – ведущая шестерня I передачи; 17 – промежуточный вал; 18 – шестерня промежуточного вала; 19 – фрикцион блокировки насосного и турбинного колеса

Наши рекомендации