Эффективная мощность и топливная экономичность двигателя.
Входной тест
Выполните задания №№ 2, 3, 4, 5 теста для самоконтроля 1.1.
При изучении действительных циклов, происходящих в двигателе необходимо иметь в виду, что мощность, получаемая при работе двигателя, разделяется на индикаторную и эффективную.
Индикаторной мощностью называют работу, которую совершают газы в цилиндре двигателя в единицу времени. Часть этой мощности затем расходуется на преодоление трения между трущимися деталями двигателя (между поршнями и цилиндрами, коленчатым валом и его подшипниками), часть энергии тратится на привод механизма газораспределения, на приведение в действие вспомогательных механизмов (насосов, компрессора, вентилятора, генератора).
Следовательно, эффективная мощность двигателя, снимаемая с маховика, меньше индикаторной на величину мощности механических потерь.
Эффективная мощность двигателя определяется по формуле:
Ne = (квт), где:
Pe – среднее эффективное давление в кг/см2 для:
карбюраторных двигателей Pe= 7-9 кг/см2;
для дизельных без надува Pe=5-7 кг/см2;
для дизельных с турбонадувом Pe=10 кг/см.
Vh – рабочий объем цилиндра: Vh= , где:
i – число цилиндров двигателя;
п –число оборотов двигателя в минуту;
τ – тактность двигателя.
Отношение эффективной мощности двигателя (Ne) к его индикаторной мощности (N) называется механическим коэффициентом полезного действия (КПД) и записывается так: .
На величину механического КПД влияет: тип двигателя, система смазки, качество смазки, обработка трущихся поверхностей, число оборотов и нагрузка двигателя.
Так, например, у дизельных двигателей из-за больших давлений в цилиндрах потери на трение увеличиваются, а КПД двигателя снижается.
Значение КПД для различных двигателей при работе на номинальной нагрузке находится в пределах:
– 4-х-тактные карбюраторные двигатели ŋм = 0,75-0,85;
– 4-х-тактные дизельные двигатели ŋм = 0,73-0,85.
Степень использования теплоты в двигателях с учетом всех потерь (тепловых и механических) оценивают эффективным КПД (ŋе).
Эффективным КПД называют отношение теплоты, превращенной в полезную эффективную работу, ко всей теплоте, затраченной на получение этой работы.
= .
Значение эффективного КПД в режиме полной мощности находится в пределах:
· для карбюраторного двигателя – 0,22-0,3;
· для дизелей без надува – 0,3-0,4;
· для дизелей с надувом – 0,31-0,43;
· для газовых двигателей – 0,24-0,3.
Оценку экономичности работы двигателя производят в целом по эффективному КПД и удельному эффективному расходу топлива qе на единицу эффективной работы.
Эффективный удельный расход топлива – это весовое количество топлива (Gт), расходуемого на 1квт эффективной мощности в 1час, или:
q = (т/кВт ч), где:
GT – часовой расход топлива (кг/час);
Ne – номинальная мощность (кВт).
Значение удельного эффективного расхода топлива qe в г/квт находится в пределах:
для карбюраторных двигателей – 270-370;
для дизельных без надува – 210-280;
для дизельных с турбонадувом – 200-270.
Удельный эффективный расход топлива является величиной, обратно-пропорциональной эффективному КПД, и зависит от скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя. В установившемся режиме (когда номинальная частота вращения коленчатого вала постоянная) минимальному расходу топлива соответствует максимальная величина эффективного КПД. Такой режим работы двигателя называют экономичным.
При уменьшении нагрузки удельный эффективный расход топлива у карбюраторных двигателей резко возрастает, так как значение КПД уменьшается. При работе на холостом ходу КПД равен нулю, а эффективный расход топлива равен бесконечности.
Оценку работы двигателя, с точки зрения использования рабочего объема, производят по литровой мощности.
Литровой мощностью двигателя (Nл) называют максимальную эффективную мощность, отнесенную к одному литру рабочего объема двигателя, или в виде формулы:
Nл= (л.с./л или квт/л).
Литровая мощность позволяет сравнивать и оценивать совершенство конструкции двигателей различных моделей и типов.
Значение литровой мощности Nл (в л.с./л) находится в пределах:
– для карбюраторных двигателей:
– автомобилей массового производства – 20-50;
– спортивных и гоночных – 80-150;
– для газовых двигателей – 10-20;
– для дизелей – 15-30.