Мероприятия по развитию инфраструктуры российской Арктики
Для реализации стратегий направленных на развитие инфраструктуры в российской Арктике предложен следующий комплекс мероприятий:
- необходимо создание единой системы управления транспортной инфраструктурой Арктической зоны, автоматизированной системы управления и контроля в транспортном комплексе и его составляющих, логистике, взаимосвязи составляющих автоматизированных систем, в том числе автоматизированной системы обеспечения безопасных условий эксплуатации всех видов транспорта;
- при реализации«Комплексного проекта развития СМП» и других комплексных проектов развития Арктических территорий целесообразно предусматривать необходимость совмещения во времени решения задач текущей эксплуатации и развития объектов программ, в том числе СМП, с развитием территорий, в том числе необходимость развития смежных видов транспорта [56].
В целях повышения эффективности и результативности практической реализации Стратегии и Государственной Программы развития Арктической зоны Российской Федерации, в том числе развития транспортной инфраструктуры, целесообразно основываться на территориальном принципе – создании опорных зон развития в Западном, Центральном и Восточном базовых районах Арктической зоны Российской Федерации.
Необходимо обеспечить системную увязку разрабатываемых и реализуемых инвестиционных проектов отдельных направлений в рамках единых региональных проектов развития транспортной инфраструктуры под эгидой Государственной комиссии по вопросам развития Арктики обеспечивая реализацию приоритетов стратегических планов России.
К приоритетам развития транспортной инфраструктуры Арктических регионов России отнесено строительство морского порта Сабетта на полуострове Ямал, который при наделении его функциями многопрофильного порта, станет важнейшей составляющей разрабатываемых проектов развития регулярного судоходства по Северному морскому пути.
При разработке и реализации частных инвестиционных проектов модернизации, расширения и создания новых портовых объектов вдоль Северного морского пути предусматривать учет и взаимодействие с реализуемыми смежными проектами, направленными на развитие морского, речного, железнодорожного, автомобильного, авиационного транспорта, включая инфраструктуру военных [58].
Реализация проектов строительства железнодорожного Северного широтного хода и железной дороги Бованенково – Сабетта в совокупности с автодорожной сетью, обеспечит создание интегрированной железнодорожной инфраструктуры путем соединения Северной железной дороги на западе с Свердловской железной дорогой на востоке и с Ямальским железнодорожным ходом (Обская – Бованенково – Сабетта) на полуострове Ямал. Такая интеграция железнодорожной инфраструктуры России будет являться важным условием эффективного освоения богатейших месторождений Северного Урала, а также позволит сформировать стратегически важный мультимодальный транспортный полигон, дополняющий и развивающий значение и результативность эксплуатации Транссибирской магистрали.
Одним из ключевых проектов развития железнодорожной инфраструктуры для обеспечения перспективных объемов перевозок Генеральной схемой и инвестиционной программой ОАО «РЖД» является развитие сухопутных подходов к морскому порту Мурманск, предусмотренное реализуемым в настоящее время проектом «Проект комплексного развития Мурманского транспортного узла». Важным инфраструктурным проектом Арктической зоны России является «Белкомур», предусматривающий создание нового железнодорожного направления «Пермь – Соликамск – Сыктывкар – Микунь – Карпагоры – Архангельск» [59].
Учитывая особые условия эксплуатации наземных транспортных средств в Арктической зоне необходимо разработать комплекс нормативных документов, регламентирующих технические параметры и характеристики, а также эксплуатационные требования к группам наземных транспортных средств, обеспечивающих их надежную эксплуатацию в арктических условиях. Регламентированные требования должны являться базовыми при закупке и поставке транспортных средств, их проектировании и производстве на предприятиях РФ.
В целях обеспечения всегодичной транспортной доступности объектов и населенных пунктов на материковой части Арктической территории необходимо интенсифицировать производство в РФ современных транспортных средств, обеспечивающих надежную и экологически безопасную эксплуатацию (в том числе в тундровой зоне) в специфических арктических условиях.
Учитывая высокую эффективность применения авиации на арктической территории целесообразно решить задачу производства и применения воздушных судов (в том числе малой авиации) российского производства, обеспечивающих возможность их взлета и посадки на водную поверхность в летний период и на снежное покрытие в зимний.
При разработке и реализации проектов развития транспортной инфраструктуры всей территории Арктической зоны России целесообразно использовать опыт и результаты выполнения работ над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, направленного на обеспечение создания эффективно действующей транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения на Севере Европы [39].
При реализации Государственной программы развития Арктической зоны Российской федерации, в том числе ее транспортной инфраструктуры, необходимо предусмотреть согласование и реализацию включенных в нее задач с задачами, решаемыми и рассматриваемыми в качестве перспективных, в рамках международного проекта «Арктический пояс Шелкового пути».
Также на национальном уровне предложены мероприятия следующего характера:
- выполнение программных мероприятий по закреплению статуса Севморпути как самостоятельного Евро-Азиатского транспортного коридора, связывающего государства ЕС и АТР с учетом того, что российская Арктика в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и планеты в целом;
- обеспечение на Севморпути стандартов безопасности мореплавания и сохранения окружающей среды, соответствующих международному уровню;
- разработка, в целях повышения конкурентоспособности Севморпути, новой системы тарифов за оплату услуг при общем снижении уровня тарифов на перевозки по Севморпути транзитных и экспортно-импортных грузов;
- доступ к информации заинтересованных зарубежных грузо- и судовладельцев о проводимых в России мероприятиях по развитию транспортного коридора Севморпути с целью предоставления полного перечня транспортных услуг для международного судоходства;
- разработка и реализация программы формирования и развития сухопутных путей сообщения, обеспечивающих эффективное функционирование Северного морского пути и всей материковой части арктической территории России;
- реализация мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортных сооружений в условиях Арктики;
- рассматривать вопросы развития и совершенствования транспортной инфраструктуры материковой части Арктической территории Российской Федерации, включающей все виды транспорта (железнодорожного, авиационного, речного, автомобильного), как одну из приоритетных национальных государственных задач обеспечивающих эффективное функционирование и динамичное развитие объектов Арктической территории России, освоение всей Арктической территории [43].
На международном уровне предложен следующий комплекс мероприятий [7]:
- активизация научного сотрудничества стран в международных исследовательских программах и проектах, касающихся создания транзитных транспортно-технологических систем, в том числе для Севморпути;
- развитие международного сотрудничества в решении экономических и правовых проблем транспортного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коридора Севморпуть в рамках Арктического совета, Совета Баренцова/Евроарктического региона и его рабочей группы по Севморпути, Арктической инициативы, Стратегии защиты окружающей среды, Северного измерения и Северного форума [47].
- необходимость завершения строительства глобальной морской системы связи при бедствии, закладки серии гидрографических судов ледового класса, решения проблем с финансированием строительства и эксплуатации атомных ледоколов;
- необходимость окончания разработки и обеспечение эксплуатации новых высокоширотных глубоководных маршрутов для осуществления плавания судов с осадкой более 15 м., что позволит повысить экономическую эффективность доставки грузов в страны Юго-восточной Азии Северным морским путем за счет использования полной грузовместимости крупнотоннажных судов и дополнительной экономии времени;
- необходимо предусмотреть необходимость независимой экспертизы частных инфраструктурных инвестиционных проектов в рамках контроля деятельности заинтересованных министерств и ведомств в реализации Стратегии, Государственной программы и Комплексного проекта [54].
Рекомендуется предусмотреть включение в качестве дополнения к Государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве приоритетного направления создание сети автомобильных дорог всесезонной эксплуатации, обеспечивающей связь между собой и с основной автодорожной сетью Российской Федерации населенных пунктов, морских портов, промышленных и иных объектов материковой части Арктической зоны Российской Федерации [14]. Предусмотреть при формировании бюджета Российской Федерации финансирование проведения предлагаемых работ по созданию автодорожной сети материковой части Арктической зоны Российской Федерации, включая подготовку соответствующих специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации автодорог.
Предусмотреть системный контроль деятельности заинтересованных министерств и ведомств в реализации Стратегии, Государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации совершенствовании законодательной и нормативной базы развития транспортного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации [46].
Завершить разработку нормативной правовой базы использования государственного атомного ледокольного флота для обеспечения функционирования арктической морской транспортной системы – Севморпути – в целях соблюдения и защиты национальных интересов России в Арктике.
Предусмотреть разработку и принятие законодательных актов, закрепляющих юрисдикцию Российской Федерации над Северным морским путем в соответствии со ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву (в пределах акватории исключительной экономической зоны Российской Федерации в Арктике, покрываемой льдами в течении большей части года, включая северную и восточную часть Баренцева моря, северную часть Берингова моря) [20].
В целях реализации задач обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, повышения эффективности работы портовых зон, развития производств рассмотреть вопрос создания всесезонно и бесперебойно эксплуатируемой автодорожной сети в материковой Арктической зоне России, обеспечивающей автодорожное сообщение населенных пунктов, промышленных и иных объектов между собой и с автодорожной сетью Центральной части России [7].
Развитие современной автодорожной сети в Арктических условиях должно регламентироваться отдельными нормативными документами, определяющими параметры дорожного полотна, количество мест возможной остановки для осмотра транспортных средств, эксплуатируемых в экстремальных условиях, отдыха водителя, наличия специальной техники и оборудования для оказания медицинской помощи, наличия тягачей и других требований к организации и обеспечению безопасности движения автотранспорта в особых арктических экстремальных условиях.
Исходя из вышесказанного становится ясно, что существует множество мероприятий по развитию инфраструктуры в российской Арктике, что так же подтверждает большую заинтересованность Российской Федерации в скорейшем развитии этого экономически выгодного района.
Заключение
Товарообмен между странами реализуется через особые учреждения - таможни и таможенные посты, материальной основой которых является таможенная инфраструктура, представляющая совокупность служебных помещений, складов, средств связи и обработки информации, другие технические средства и т.п. Низкий уровень технической и технологической оснащенности таможенной системы, ее необеспеченность функциональными средствами таможенного хранения резко снижают уровень и качество обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, ее эффективность. Поэтому неслучайно, что таможенные органы заинтересованы в создании таможенной инфраструктуры (склады временного хранения, формирование института таможенных представителей и т.д.), за счет частного капитала путем передачи части своих полномочий участникам внешнеторговой деятельности. В российских условиях это потребовало разработки новой концепции, раскрывающей роль инфраструктурной компоненты в системе внешнеторговой деятельности страны.
Концепция предполагает создание на пограничных переходах специальных объектов таможенной инфраструктуры, характеризующихся рядом особенностей, требующих новых подходов к их регулированию. Среди них важнейшими являются: разнообразие отношений собственности на эти объекты, что усложняет обработку таможенных грузов; сложности, связанные с тем, что за пределами России остались наиболее оснащенные объекты таможенной инфраструктуры, необходимость унификации таможенных складов по обеим сторонам границы; важность осуществления эффективного таможенного контроля при бесперебойном транспортном сообщении, что требует создания дополнительного путевого хозяйства и специальной таможенной инфраструктуры к нему и т.п. и т.д. Несовершенство таможенной инфраструктуры входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности. Оно отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания ее участников, вызывает проблемы в выполнении заданий по наполнению доходной части госбюджета, ведет к потере бюджетных средств; создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличения числа преступлений. В то же время проведенный анализ свидетельствует о недооценке в современных российских условиях роли таможенной инфраструктуры в повышении экономической эффективности внешнеэкономической деятельности (недостаток капитальных вложений, моральное и физическое постарение основных фондов, низкие оплаты труда работников).
Развитие таможенной инфраструктуры ограничивается недофинансированием. В результате, возникает необходимость поиска альтернативных способов решения проблем, связанных с выгодами, затратами, потерями, рисками. Между тем, до настоящего времени таможенная инфраструктура не получила самостоятельного значения как комплексная подсистема таможенной службы ни в планировании, ни в проектировании, ни в финансировании, ни в отчетности. Не наблюдается единого подхода к определению понятия «объекты таможенной инфраструктуры», их составу и номенклатуре.
Сбалансированное, пропорциональное развитие элементов таможенной инфраструктуры оказывает существенное влияние на эффективность деятельности таможенных органов. Таможенная инфраструктура создает и обеспечивает не только жизненно важные условия для основной таможенной деятельности, она создает «свою долю дохода» в экономической деятельности таможенной системы в целом. Это проявляется в том, что она, во-первых, участвует в качестве инструмента в системе таможенных сборов и таможенных платежей (технические средства фискально-экономической деятельности). Во-вторых, - в качестве определенного элемента технологическою процесса (компьютеризация, связь, транспорт). В-третьих, таможенная инфраструктура является необходимым материальным условием хранения и обслуживания таможенной деятельности (ангары, навесы, досмотровые ямы и т.д.).
Необходимо более интенсивное развитие таможенной инфраструктуры в российской Арктике, оно будет способствовать скорейшему развитию этого региона. Привлечение квалифицированных кадров, совершенствование таможенных постов будет благоприятно сказываться на скорости грузопотоков, росту экономики страны и укреплению международных связей.