Экономическая составляющая развития инфраструктуры в российской Арктике

В качестве экономических основ в Стратегии указаны использование и развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной значительно обеспечить потребности в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья [3]. Документ предусматривает изучение континентального шельфа и прибрежных территорий, подготовку запасов углеводородного сырья к освоению, формирование резервного фонда месторождений в Арктической зоне Российской Федерации, гарантирующего энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие теплоэнергетического комплекса в период замещения падающей добычи в районах традиционного освоения.

Решение о строительстве железнодорожного Северного широтного хода
(СШХ) обеспечит транспортную связанность Северного морского пути с материком, то есть повысит эффективность морских перевозок в арктических морях [35].

Совет отмечает, что к 2020 году планируется создать крупнейшую в Арктике трансрегиональную железную дорогу между Западной и Восточной Сибирью, проект получил название "Северный широтный ход". Магистраль не только позволит увеличить грузопотоки между этими регионами и их портами, но также станет сухопутным 800-километровым аналогом Северного морского пути по перемещению грузовых транзитных потоков. Объем перевозок по этой магистрали оценивается в 18 млн. тонн в год, в том числе транзитных - не меньше 6 млн. тонн. Этот проект включен в число приоритетных в рамках реализации генеральной схемы развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2020 года [19].

Следует отметить, что существует риск срыва Штокмановского проекта
в прогнозах развития России до 2030 года. Даже при благоприятном инновационном сценарии развития России в проекте "СПГ Штокман" существуют риски нереализации в связи с высокой капиталоемкостью и сложностью освоения месторождения. При реализации неблагоприятного сценария низких цен на нефть освоение Штокмановского месторождения становится нерентабельным. Именно на эти проблемы обращал внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию в 2012 году. Только сценарий высоких цен на нефть допускает возможность ускоренной реализации Штокмановского проекта.

Реализация других новых проектов - "Ямал СПГ" и "Владивосток СПГ" -
при благоприятном инновационном сценарии будет проходить в полном объеме. Риски реализации проекта "Ямал СПГ " не в полном объеме проявляются в сценарии низких цен на нефть. В этом же сценарии снижается вероятность освоения месторождений Иркутской области.
С 1 января 2013 года в России вступил в силу федеральный закон о внесении
изменений в Федеральный закон "О таможенном тарифе" [8], который предусматривает применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении трудноизвлекаемой нефти. По расчетам Правительства Российской Федерации, налоговый режим для месторождений трудноизвлекаемой нефти, предусматривающий применение ставки в размере 10% от обычной экспортной пошлины, позволит Российской Федерации начиная с 2020 года дополнительно добывать 40-100 млн. тонн нефти в год. Согласно закону льготная пошлина будет применяться для сверхвязкой нефти, а также для нефти с особыми физико- химическими характеристиками, добытой на месторождениях Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Для освоения лицензионных участков "Роснефти" на Карском море предполагается заказать 27 платформ гравитационного типа. В настоящее время для проекта уже заказано 16 специализированных судов различного класса. Всего в ходе первого этапа освоения Карского моря будет заказано более 50 судов ледового класса, буровых судов, трубоукладчиков, судов обеспечения. Потенциальные ресурсы перспективных объектов "Роснефти" на шельфе Карского моря составляют 11 трлн. кубометров газа - это четверть общих ресурсов компании на шельфе. Поскольку в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О недрах" от компании требуется обеспечить комплексное освоение запасов шельфа, предлагается монетизировать газ путем производства СПГ, в связи с чем возникает вопрос о либерализации экспорта газа [9].

Идет промышленная добыча нефти на Хоседаю-Неруюском и Северо-
Мукеркамыльском месторождениях нефтегазовой компанией "Горный".
В настоящее время компания приступила к коммерческой добыче нефти, в работе находятся пять эксплуатационных скважин: четыре - на Хоседаю-Неруюском и одна - на Северо-Мукеркамыльском месторождениях. Нефтегазовой компанией "Горный" были открыты и оформлены лицензии на добычу нефти на трех месторождениях в границах Северо-Воргамусюрского участка недр (юг Ненецкого автономного округа на границе с Республикой Коми): Нерутынское, Хоседаю-Неруюское и Северо-Мукеркамыльское. Масштабные геолого-разведочные работы, сейсмические исследования по заказу НК "Горный" провело ОАО "Нарьян-Марсейсморазведка", бурение четырех поисковых скважин выполнило ОАО "Усинскгеонефть". Общий объем балансовых запасов нефти трех месторождений по категории С1 составляет 6,8 млн. тонн, по категории С2-21,9 млн. тонн нефти.
Необходима государственная поддержка проекта "Печора СПГ", объем инвестиций в который превысит 2 млрд. долларов. В рамках реализации проекта "Печора СПГ" планируется создать наземную газотранспортную инфраструктуру и построить завод по сжижению природного газа в южной акватории Баренцева моря на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Специалистами ОАО "Гипроспецгаз" в рамках прединвестиционного исследования было рассмотрено и проанализировано 12 вариантов реализации проекта "Печора СПГ". Проект признан технически реализуемым и коммерчески привлекательным по всем рассмотренным вариантам. Подтвердились высокие показатели экономической и бюджетной эффективности проекта. Затраты на реализацию проекта "Печора СПГ" составят 4,5-12 млрд. долларов в зависимости от выбора технической концепции завода СПГ и объемов производства. Объем производства СПГ составит от 2,6 до 8 млн. тонн в год. Запуск завода намечен на четвертый квартал 2018 года при условии начала проектной фазы в начале 2013 года. Ресурсной базой проекта "Печора СПГ" являются Кумжинское и Коровинское месторождения, лицензии, на разработку которых принадлежат Группе АЛЛТЕК. Проект "Печора СПГ" предусматривает строительство
и запуск завода по сжижению природного газа в районе поселка Индига. Отгрузка СПГ будет осуществляться через незамерзающий морской терминал [49].

Министерства природных ресурсов и экологии, экономического развития,
энергетики, а также Федеральная антимонопольная служба поддержали идею
об отмене монополии "Газпрома" на экспорт сжиженного природного газа. Согласно подготовленному Минэнерго России докладу предлагается создать
структуру, которая бы курировала зарубежные газовые поставки. При этом
Минприроды России настаивает, что экспорт СПГ следует разрешить только
тем предприятиям, которые ведут самостоятельную добычу газа, но не перекупщикам.

На сегодняшний день, по словам авторов доклада, экспорт газа независимых добывающих компаний в соответствии с агентскими соглашениями с "Газпромом" приводит к конфликтам интересов, поскольку у "Газпрома" нет мотивации по продвижению чужого газа на рынок. Отметим, в настоящее время треть газа в России добывается независимыми компаниями. Напомним, процесс отмены газовой монополии был инициирован компанией "Новатэк", которая начала работы по строительству на полуострове Ямал завода по сжижению природного газа и морского порта для отправки газовозов по Северному морскому пути.

Автомобильная дорога Нарьян-Мар - Усинск становится значимым инвестиционным проектом в масштабах всего западного сектора Арктической зоны России. Ненецкий автономный округ готов к софинансированию строительства. Сейчас готовятся изменения в окружной бюджет текущего года для актуализации проектно-сметной документации на строительство в размере 10 млн. рублей. После того как округ представит проектно-сметную документацию строительство дороги, имеющую положительное заключение государственной экспертизы, Министерство транспорта Российской Федерации сможет внести проект на рассмотрение Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2014 год. Автомобильная дорога Нарьян-Мар-Усинск общей протяженностью около 350 километров будет
проходить по территории Ненецкого автономного округа и Республики Коми.
Ненецкому автономному округу осталось достроить 83 километра дороги, что
потребует 6,2 млрд. рублей. Республике Коми со своей стороны необходимо достроить 158 километров, полностью эти работы планируется завершить к
2018 году [19].

В схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии будут включены проекты по освоению месторождений редкоземельных металлов и Арктического шельфа. Такую задачу Президент Республики Саха (Якутия) поставил перед Правительством Якутии, ссылаясь на изменившуюся конъюнктуру мирового рынка. Внимание к месторождениям Арктического шельфа связано с планами по возрождению Северного морского пути. Что касается редкоземельных металлов, то в первую очередь речь идет о расположенном на северо-западе республики Томторском месторождении.
По оценкам ученых, освоение только одного его участка - Буранный - позволит
обеспечить не менее 10-15% потребностей мирового рынка в редкоземельных
металлах.

Полномасштабная разработка Западно-Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений на Гыданском полуострове началось в конце 2015 года и займет 35 лет. Бурение первой эксплуатационной скважины началось 5 мая 2012 года, а 18 сентября была получена первая нефть, ее образец нефтяники подарили жителям района как символ сотрудничества и залог будущего благосостояния. В 2013 году компания "Газпром нефть" выделила 16 млн. рублей на поддержку коренных жителей Тазовского района. По словам представителя компании "Газпром нефть", с выходом на промышленную мощность финансирование социальных программ будет увеличено. Разработку месторождений будут вести ЗАО "Мессояханефтегаз", совместное предприятие "Газпром нефть" и ТНК-ВР. Извлекаемые запасы нефти Западно-Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений оцениваются в 620 млн. тонн. Основная часть запасов приходится на тяжелую, высоковязкую нефть. Мессояхские месторождения были открыты в 80-е годы прошлого столетия и являются самыми северными из известных нефтяных месторождений России, находящихся на суше [46].

Для Арктики наиболее благоприятной моделью безопасного ведения хозяйственной деятельности является система, основанная на анализе эффективности. Такая система требует знаний и понимания факторов риска, проведения их оценки и, при необходимости, принятия профилактических и смягчающих ущерб мер. У нефтегазовых компаний в этом случае будет достаточно большая свобода действий для разработки собственных решений при условии должного управления рисками. Для решения других важных проблем потребуется дальнейшее развитие технологий. Нужны масштабные усилия для сокращения вероятности инцидентов, связанных с нефтеразливами, и аварий, необходимо разработать системы, которые способны работать в аварийных ситуациях. Законодательное обеспечение экономического развития Арктической зоны Российской Федерации должно раскрывать положения Стратегии, в которой подробно излагается место Арктики как ресурсной базы, способной значительно обеспечить потребности в углеводородных, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья.
Решение о строительстве железнодорожного Северного широтного хода необходимо укреплять мерами по обеспечению транспортной связанности Севморпути с материком, что обеспечит повышение эффективности морских перевозок в арктических морях. При реализации нефтегазового проекта по Штокману, строительстве заводов по производству СПГ на Ямале и Печоре необходимо разработать несколько вариантов освоения со специальным набором правовых мер в условиях рисков нереализации проектов в связи с высокой капиталоемкостью, сложностью освоения месторождений, различной динамике цен на нефть. Положительное значение для корректировки всего комплекса решений по освоению нефтегазового потенциала Арктической зоны России, как отмечает Совет, будет иметь опыт правоприменительной практики изменений, внесенных в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", которые предусматривают применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении трудноизвлекаемой нефти [46].

Реализация арктических проектов нуждается в государственной поддержке. Например, в рамках реализации проекта "Печора СПГ" при поддержке государства планируется создать наземную газотранспортную инфраструктуру и построить завод по сжижению природного газа в южной акватории Баренцева моря. По результатам предынвестиционного исследования проект "Печора СПГ" признан технически реализуемым по различным вариантам ресурсной базы и концепции строительства завода по производству СПГ. Подтвердились высокие показатели экономической и бюджетной эффективности проекта. В этих же условиях необходимо ускорить принятие закона, касающегося стимулирования добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе России, создание благоприятной инвестиционной среды для освоения газодобывающих районов, установить дополнительные налоговые и таможенные льготы для организаций, занимающихся разработкой месторождений, при одновременном совершенствовании природоохранного законодательства.

По мнению Совета, представляется необходимым стимулирование реализации межрегиональных проектов. Одним из таких межрегиональных проектов в области ТЭК является проект "Ямал - Поволжье", предусматривающий строительство трубопровода высокого давления от месторождений Ямала до конечного потребителя - предприятий Волжского нефтегазохимического кластера.

Для обеспечения баланса интересов всех участников процесса инфраструктурного и ресурсного развития Арктики необходимо сделать серьезные шаги сразу в нескольких направлениях:

- разработать блок нормативных правовых актов, позволяющих обеспечить промышленную, экологическую и пожарную безопасность при разведке, освоении и транспортировке углеводородных ресурсов в Арктической зоне Российской Федерации;

- провести комплексные научные исследования экосистем Арктики, включая изучение состояния морских, пресноводных и наземных биоценозов;

- создать эффективную систему реагирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях Арктики, предусматривающую размещение аварийно-спасательных подразделений вблизи месторождений, способных проводить ликвидационные работы на море в условиях сложной ледовой обстановки;

- определить конструктивный формат взаимодействия с коренным населением Арктического региона [35].

Из вышесказанного видно, что экономическое развитие инфраструктуры в российской Арктике очень высоко, все это обусловлено большими запасами природных ресурсов и развитием северного морского пути.

Наши рекомендации