Определение перспективы развития субъектов российской Арктики

Основным документом Архангельской области является Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, цель которого является обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни, в том числе [14]:

- формирование в Архангельской области эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики;

- создание в Архангельской области благоприятных условий для жизни, а также для профессиональной и творческой самореализации жителей области;

- обеспечение эффективности деятельности органов исполнительной власти Архангельской области.

Реализация указанной Стратегии предполагает, что к 2030 году Архангельская область станет одним из наиболее развитых экономических центров России. Вследствие модернизации существующих предприятий и активного привлечения инвестиций в создание новых рабочих мест производительность труда в экономике области возрастет в 3 - 5 раз.

Основными отраслями, способствующими развитию экономики региона в период до 2030 года, станут транспорт и логистика, судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс и туризм. Среди всех экспортно ориентированных секторов экономики региона на эти отрасли придется наибольший прирост добавленной стоимости [48].

В Архангельской области будет сформирован центр компетенций в области машиностроения, ставший источником инноваций и конкурентоспособности региональной промышленности. Наряду с судостроением машиностроительный кластер будет включать предприятия, производящие технологическое оборудование, востребованное растущей российской экономикой.

Масштабная модернизация лесопромышленного комплекса позволит качественно изменить структуру выпуска, обеспечив преимущественно производство продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональное использование лесных ресурсов.

Развитие транспортной инфраструктуры не только обеспечит эффективный доступ к природным ресурсам области, но и позволит существенно увеличить транзитные грузопотоки, придать региону статус опорного региона для реализации масштабных проектов по изучению и освоению Арктики.

Развитый научно-образовательный комплекс в полной мере удовлетворит потребности экономики области в качественных трудовых ресурсах и научных исследованиях. Ядром научно-образовательного комплекса является Северный федеральный университет имени М.В. Ломоносова - один из наиболее престижных вузов в России, реализующий инновационные научно-образовательные программы, включающие подготовку высококвалифицированных кадров и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований [47].

В Архангельской области в 2014 году реализуются государственные программы, ориентированные на:

- развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения;

- формирование условий для социально-экономического развития Архангельской области;

- повышение эффективности государственного управления.

Основным документом Мурманской области является Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, которая определяет главную цель социально-экономического развития Мурманской области - обеспечение высокого качества жизни населения региона [14].

Стратегией предполагается, что к 2025 году Мурманская область станет стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации, финансовым и интеллектуальным регионом-лидером, основным центром сервисного обеспечения морехозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

Мурманская область играет определяющую роль в реализации национальных интересов России в Арктике и достижении главных целей государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации в сферах социально-экономического развития, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, науки и технологий, а также международного сотрудничества. Существенно увеличивается инновационная направленность экономики и диверсификация ее структуры. При высоком уровне промышленно-производственной специализации все больший удельный вес приобретает сектор услуг.

Освоение природных ресурсов территории области, океана и прилегающего шельфа северных морей на принципах комплексного подхода, инновационных и экологически совместимых технологий составит основу развития Мурманской области. Научный и технологический компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории и в прилегающих акваториях в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные региональные и отраслевые кластеры, к ядрам и районам локализации которых будут приурочены территории опережающего развития.

Основным механизмом стимулирования развития экономического потенциала и формирования благоприятного предпринимательского климата в Мурманской области является Программа.

Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года предполагается существенный вклад указанного муниципального образования городской округ "Воркута" в развитие Республики Коми [14]. Детализация приоритетов и результатов развития муниципального образования приведена в Концепции социально-экономического развития муниципального образования городской округ "Воркута" на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года. Указанная Концепция определяет главную цель - повышение уровня жизни и благосостояния населения.

Реализация намеченных стратегических целей и выполнение задач с учетом потенциальных возможностей городского округа и предпринимаемых властью усилий и действий должны обеспечить к концу рассматриваемого срока:

превышение основных параметров качества жизни населения г. Воркуты над среднероссийским уровнем и уровнем ряда административных центров Республики Коми;

перелом негативных тенденций в демографической ситуации (превышение уровня рождаемости над смертностью), сокращение резких социальных различий внутри городского округа;

формирование г. Воркуты как высокотехнологичного промышленного центра при наличии профессионального трудового капитала и высокоорганизованной инфраструктурной составляющей территории;

вхождение в категорию финансово самообеспеченных муниципальных образований.

Стратегическими приоритетами развития Ненецкого автономного округа являются опережающий экономический рост, диверсификация экономики, превращение инноваций и человеческого капитала в ведущий фактор экономического роста, создание современной инфраструктуры и эффективной системы государственного управления [43].

Центральное место в развитии округа занимает его участие в проектах освоения континентального шельфа Арктики. В результате интенсивного социально-экономического развития округа ожидается увеличение объемов добычи нефти и газа до 32 - 35 млн. тонн нефтяного эквивалента к 2020 году, рост промышленного производства в 2030 году увеличится в 2,5 раза по сравнению с уровнем производства в 2007 году, реальные доходы населения возрастут в 3,5 раза.

В Ямало-Ненецком автономном округе основным стратегическим документом является Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года [14]. Целью указанной Стратегии является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований. Предусматривается решение следующих приоритетных задач:

- модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;

- развитие экономического потенциала;

- сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;

- охрана окружающей среды и оздоровление экологии;

- становление округа в качестве международного форпоста развития Арктики.

В результате реализации указанной Стратегии возрастут темпы социально-экономического развития округа. При этом будут достигнуты следующие целевые показатели:

- объем валового регионального продукта увеличится с 724046,6 млн. рублей в 2010 году до 1792777,3 млн. рублей в 2020 году;

- среднегодовая численность лиц, занятых в экономике, вырастет с 367,8 тыс. человек в 2010 году до 445,4 тыс. человек в 2020 году;

- денежные доходы населения в 2020 году составят 130 процентов доходов населения в 2011 году;

- ожидаемая продолжительность жизни вырастет с 71,3 года в 2010 году до 73,3 года в 2020 году [37].

Основным механизмом реализации Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года являются государственные программы, реализуемые в основных социальных сферах и секторах экономики.

В Красноярском крае разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года, которая станет основным стратегическим документом развития края [14]. Согласно указанной Стратегии цель социально-экономического развития Красноярского края состоит в повышении уровня и качества жизни населения, обеспечиваемого развитием региональной экономики.

Предусматривается обеспечение эффективности и высоких темпов социально-экономического развития края, опережающих среднероссийские в обоих вариантах развития (базовом и оптимистичном). При этом в базовом варианте, имеющем максимальную вероятность реализации и высокую эффективность в условиях ограниченных ресурсов, будет достигнуто увеличение валового регионального продукта в сопоставимых ценах в 1,6 раза, в текущих ценах - в 2,4 раза (более чем 2,8 трлн. рублей). Среднегодовой темп роста валового регионального продукта ожидается на уровне 5,6 процента. По оптимистическому сценарию рост валового регионального продукта в сопоставимых ценах составит 1,86 раза (3 раза - в текущих ценах) при среднегодовом темпе роста 107,2 процента. В этом сценарии к 2020 году объем валового регионального продукта составит 3,5 трлн. рублей. Темпы роста краевого валового регионального продукта (по обоим вариантам сценариев) превосходят значения показателей темпов роста внутреннего валового продукта Российской Федерации (по аналогичным сценариям Министерства экономического развития Российской Федерации).

Валовый выпуск промышленности в 2020 году к 2011 году составит 235 - 317 процентов в текущих ценах, или 165 - 198 процентов в сопоставимых ценах, в зависимости от варианта прогноза, что сопоставимо с ростом валового регионального продукта в целом по экономике (по всем годам рассматриваемого периода). При этом среднегодовой прирост индекса промышленного производства составит 5,7 - 7,9 процента и превысит прогнозируемую динамику такого показателя по России (3,4 - 4 процента в период до 2015 года и 2,7 - 5,2 процента в 2016 - 2020 годах).

Ожидается повышение уровня жизни населения (реальной заработной платы - на 65,7 - 85,9 процента, денежных доходов - на 68,6 - 69,7 процента) и снижение расслоения общества по уровню доходов. При этом темпы роста заработной платы в Красноярском крае будут опережать российские показатели, предусмотренные основными сценариями развития (Красноярский край - 5,8 - 8 процентов в год, показатели сценариев - 4,6 - 5,2 процента до 2015 года и 4,7 - 5,4 процента в 2016 - 2020 годах) [37].

Основой механизма реализации Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года являются включенные в перечень государственных программ Красноярского края 20 государственных программ, ориентированных на социально-экономическое развитие региона.

Долгосрочные перспективы развития экономики Республики Саха (Якутия) определяются, с одной стороны, ее современным социально-экономическим положением и местом в едином народно-хозяйственном комплексе России, ее ролью в сложившейся системе межрегиональных и внешнеэкономических связей, а с другой стороны, вероятными сценарными условиями, обусловливающими различные возможности модернизации региональной экономики и диверсификации хозяйственной структуры, исходя из требований глобальных рынков с учетом реализации целей устойчивого развития и повышения благосостояния населения.

Главной целью развития Республики Саха (Якутия) является достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств Республики для повышения качества и уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития региональных экосистем [14].

Главные приоритеты ускоренного развития и структурной перестройки якутской экономики в прогнозный период связаны прежде всего с созданием условий, в том числе инфраструктурных, обеспечивающих диверсификацию экономики и развитие регионального топливно-энергетического комплекса до масштаба, национального по своему значению на Дальнем Востоке Российской Федерации и международного на северо-востоке Азии.

Ключевым направлением наряду с развитием нефтегазодобычи, электроэнергетики (в части развития генерирующих мощностей и интегрирующих сетей электропередачи), угольной промышленности, перерабатывающих нефтегазо и углехимических производств будет развитие транспортного комплекса.

Необходимо обеспечить создание опорной транспортной круглогодичной наземной сети, стержнем которой станет железная дорога до г. Якутска с последующим продолжением ее как на восток (Магадан и далее Чукотка, в Северную Америку через Берингов пролив), так и на запад, через развивающиеся западные районы Республики в соответствии с идеологией создания Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.

Исключительно важное значение будет иметь также согласованное с национальными приоритетами и международными перспективами развитие трубопроводного транспорта.

В качестве стратегического приоритета необходимо учитывать развитие и совершенствование системы охраны окружающей среды с целью рационального использования природных ресурсов и сохранения уникальной природы.

В результате при реализации инновационного сценария объем промышленного производства к 2020 году возрастет в 3,6 раза по сравнению с 2005 годом, валового регионального продукта - в 2,8 раза.

Экономика Чукотского автономного округа развивается в условиях воздействия неблагоприятных климатических и географических факторов. Но округ располагает собственной ресурсной базой, мощными источниками энергии, отлаженной системой управления и снабжения, а его инвестиционная привлекательность становится все более очевидной.

Стратегией развития Чукотского автономного округа на период до 2020 года рассматривается несколько вариантов развития региона, приоритетным среди которых является вариант, связанный с активным привлечением инвестиций в сферы геологоразведки, теплоэнергетики и добычи угля, а также в сферу транспорта [14]. Отмечается, что такие капиталовложения позволят экспортировать уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, выйти на рынки Мексики и Японии. Планируется переход от сельского хозяйства, ориентированного на нужды коренного населения, к глубокой переработке мяса и морских ресурсов.

Основой экономического развития региона на период до 2020 года является стимулирование развития Чаун-Билибинского промышленного узла, а также Анадырского промышленного узла.

В Чаун-Билибинской промышленной зоне предполагается дальнейшее развитие добычи золота и серебра на существующих рассыпных и рудных месторождениях, развитие новых рудных месторождений. Основными районами добычи являются Билибинский, Чаунский и Шмидтовский районы, а общий объем добычи золота к 2020 году планируется довести до 30 - 32 тонн [6].

Перспективы развития Анадырской промышленной зоны связаны в первую очередь с добычей угля в Беринговском месторождении в объеме 2 млн. тонн и поставкой в другие регионы и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с развитием добычи углеводородов на материке с производством нефтепродуктов для регионального потребления. Объем добычи к 2020 году планируется довести до 480 - 500 тыс. тонн нефти и 70 млн. куб. метров газа [51].

Развитие промышленности потребует соответствующего развития инфраструктуры, в том числе строительства автодорог, линий электропередачи, объектов электрогенерации, реконструкции портов и аэродромов [5].

Наряду с развитием промышленных зон запланирована поддержка развития отраслей традиционной экономики (оленеводство, морской зверобойный промысел, рыболовство, народные ремесла и др.) в Анадырском, Иультинском, Провиденском и Чукотском районах.

В результате реализации указанной Стратегии среднедушевой доход населения вырастет в 2,3 раза, валовый региональный продукт - в 3,7 раза, а дотационность бюджета составит не более 25 процентов.

Исходя, из вышесказанного становится ясно, что существует четкое понимание проблемы сложившейся в Арктической зоне Российской Федерации и определены стратегии дальнейшего их развития.

Наши рекомендации