Специфика смешанных перевозок внешнеторговых грузов в условиях развития Евразийского Экономического Союза
Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
В ЕАЭС придается большое значение интеграции в транспортной сфере, которая осуществляется путем поэтапной либерализации транспортных услуг между государствами-членами. На территории Союза, составляющей более 20 млн км2 с населением свыше 182 млн человек, функционируют:
• 1,6 млн км автомобильных дорог;
• 108 тыс. км железных дорог, из них 46% электрифицированы;
• 107,5 тыс. км эксплуатируемых внутренних водных путей;
• 793,5 тыс. км воздушных трасс.
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусмотрено проведение скоординированной (согласованной) транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.
Евразийская Экономическая комиссия в сфере транспорта и естественных монополий осуществляет множество важных функций, обеспечивающие управление процессом слияние законодательств государств-членов Союза :
• вырабатывает предложения в сфере экономической интеграции в области автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта и в сфере регулирования естественных монополий
• вырабатывает предложения по гармонизации законодательства государств – членов Союза
• обеспечивает подготовку и принятие международных договоров и правовых актов, составляющих право Союза
• осуществляет мониторинг реализации государствами-членами скоординированной (согласованной) транспортной политики
• координирует работу по выявлению и устранению изъятий, ограничений и барьеров, препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза в сфере транспорта
• осуществляет мониторинг и контроль исполнения государствами – членами Союза международных договоров и правовых актов, составляющих право Союза
• проводит в установленном порядке процедуру оценки регулирующего воздействия
• взаимодействует с органами государственной власти государств-членов, регулирующими сферы транспорта, инфраструктуры и естественных монополий
• оказывает содействие государствам-членам в урегулировании споров в рамках ЕАЭС до обращения в Суд Союза
• проводит расследования по нарушениям изменения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках предельных уровней (ценовых пределов)
• принимает решения о расширении сфер естественных монополий в государствах-членах
• проводит сравнительный анализ системы и практики регулирования деятельности субъектов естественных монополий в государствах-членах
• содействует гармонизации регулирования в сферах естественных монополий в отношении экологических аспектов и энергоэффективности
• осуществляет международное сотрудничество
• обеспечивает работу консультативных органов
Важным событием стало утверждение главами государств 8 мая 2015 года Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов ЕАЭС, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена ЕАЭС, на период с 2016 по 2025 годы. Ее реализация позволит обеспечить доступ транспортных компаний Союза к внутреннему рынку грузоперевозок, сократить порожние пробеги, снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта за счет развития добросовестной конкуренции.
Основная цель Программы – облегчение доступа перевозчикам государств – членов Союза к оказанию услуг грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза, независимо от гражданства и государства регистрации. Задача Программы – определение последовательных действий государств-членов, направленных на поэтапное снятие ограничений, действующих в отношении каботажных автомобильных перевозок грузов. В результате реализации Программы ожидается сокращение расходов потребителей на транспортные услуги, снижение доли и протяженности порожних пробегов, а также создание конкурентных условий на рынке автотранспортных услуг ЕАЭС.
Государства-члены совместно с Комиссией будут ежегодно проводить мероприятия по оценке ситуации на рынке автотранспортных услуг и принимать решения о необходимости дальнейшего открытия внутренних рынков автотранспортных услуг, в том числе каботажных автомобильных перевозок грузов. Не исключается вероятность выявления негативных последствий от выполнения каботажных автомобильных перевозок грузов в регионах, открытых для осуществления, поэтому при их появлении государства-члены при содействии Комиссии будут проводить консультации для принятия мер по защите рынка услуг грузового автомобильного транспорта (табл.1).
Гармонизация законодательств государств – членов Союза, методов и технологий осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союза будет осуществляться в части:
• сближения требований к весовым параметрам транспортных средств при движении по автомобильным дорогам общего пользования, входящим в состав международных транспортных коридоров
• создания системы контроля за полнотой уплаты сборов за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования другого государства-члена
• выработки механизма по урегулированию спорных ситуаций (в случае их возникновения) с перевозчиками третьих стран
• выработки механизма возврата (задержания) транспортных средств в случае нарушения установленных требований по выполнению условий
международной автомобильной перевозки по территории Союза
Таблица 1 - Основные показатели развития автомобильного транспорта государств – членов ЕАЭС за 2014 г.
Показатель Страна | AM | BY | KZ | KG | RU | ЕАЭС |
Автодороги общего пользования, тыс.км | 7,8 | 1635,8 | ||||
Грузовые автомобили, тыс.шт. | ||||||
Грузооборот, млрд т-км | 0,5 | 1,3 | 430,8 | |||
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 2,5 | 9,8 | 127,4 | 362,7 | ||
Перевозки грузов, млн. тонн | 5,4 | 8771,4 | ||||
Перевозки пассажиров, млн человек | 0,2 | 1,3 | 21,2 | 0,6 | 11,5 | 34,8 |
Количество МАПП, расположенных на внешней границе Союза |
В целях реализации этого порядка органы транспортного (автомобильного) контроля:
• взаимно и регулярно обмениваются информацией, полученной в результате транспортного (автомобильного) контроля
• организуют ведение базы данных о транспортных средствах, следующих транзитом через территорию одного государства-члена на территорию другого государства-члена, и взаимный обмен указанными данными
Таблица 2 - Основные показатели развития воздушного транспорта государств – членов ЕАЭС за 2014 г.
Показатель Страна | AM | BY | KZ | KG | RU | ЕАЭС |
Протяженность воздушных трасс, тыс.км | 2,3 | 80,7 | 3,5 | 793,5 | ||
Количество авиакомпний, ед. | ||||||
Количество международных аэропортов, ед. | ||||||
Грузооборот, млн т-км | ||||||
Пассажирооборот, млрд пассю-км | 0,3 | 3,1 | 10,6 | 2,2 | 241,4 | 257,6 |
Перевозки грузов, тыс. тонн | 10,4 | 40,9 | 19,6 | 0,2 | 1371,1 | |
Перевозки пассажиров, млн человек | 2,1 | 5,4 | 1,2 | 93,2 | 103,9 |
Интеграция в сфере воздушного транспорта (табл.2) в соответствии с Приложением № 24 к Договору о ЕАЭС будет осуществляться путем поэтапного формирования общего рынка транспортных услуг в этой сфере на следующих принципах:
• обеспечение соответствия международных договоров и актов, составляющих право Союза, нормам и принципам международного права в области гражданской авиации
• гармонизация законодательства государств-членов в соответствии с нормами и принципами международного права в области гражданской авиации, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции
• создание условий для обновления парка воздушных судов, модернизации и развития объектов наземной инфраструктуры аэропортов в соответствии с требованиями и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО)
• обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности
• обеспечение недискриминационного доступа авиационных компаний государств-членов к авиационной инфраструктуре
• расширение воздушных сообщений между государствами-членами
Соглашение о судоходстве (табл. 3) определяет порядок и условия плавания судов по внутренним водным путям государств-членов при совершении:
· перевозок и буксировки на смежных внутренних водных путях
· транзитного прохода по внутренним водным путям
· двусторонних перевозок
Основная цель Соглашения – предоставление права безразрешительного (свободного) прохода судов под флагами государств-членов по внутренним водным путям других государств-членов, предоставление каждой из Сторон судам других Сторон таких же прав, какими пользуются ее суда.
Таблица 3 - Основные показатели развития водного транспорта государств – членов ЕАЭС за 2014 г.
Показатель Страна | BY | KZ | KG | RU | ЕАЭС |
Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей, тыс.км | 1,6 | 4,2 | - | 101,7 | 107,5 |
Количество речных судов, шт. | |||||
Количество речных портов, ед. | - | ||||
Количество морских судов, шт. | - | ||||
Количество морских портов, ед. | - | ||||
Грузооборот, млн т-км | |||||
Пассажирооборот, млн пасс.-км | 1,2 | - | 574,2 | ||
Перевозки грузов, тыс. тонн | 0,3 | ||||
Перевозки пассажиров, млн человек | 141,4 | 0,1 | - | 20,4 |
В сфере железнодорожных перевозок ситуация обстоит приблизительно похожим образом. Общие принципы доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта:
• равенства требований к перевозчикам с учетом технических и технологических
возможностей в пределах пропускной способности участков инфраструктуры
• применения в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики
• приоритетности (очередности) предоставления перевозчикам доступа к услугам инфраструктуры в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры в соответствии с нормативным графиком движения поездов.
Летом 2012 года главы государств – членов ТС договорились о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). В июне 2013 года было подписано Соглашение о ее создании руководителями железных дорог Беларуси, России и Казахстана. 9 ноября 2013 года подписан план-график мероприятий по созданию ОТЛК. Акционерное общество «Объединенная транспортно-логистическая компания» создана 13 ноября 2014 года государственными железнодорожными компаниями Беларуси, Казахстана и России. (Табл. 4)
Таблица 4 - Основные показатели развития железнодорожного транспорта государств – членов ЕАЭС за 2014 г.
Показатель Страна | AM | BY | KZ | KG | RU | ЕАЭС |
Эксплуатационные пути, тыс.км | 0,8 | 5,5 | 15,3 | 0,4 | 86,3 | 108,3 |
Из них электрифицированные, тыс.км | 0,8 | 4,2 | - | 43,3 | 49,3 | |
В % к итогу | - | |||||
Локомотивы, шт. | ||||||
Грузовые вагоны, тыс.шт. | 1,6 | 32,5 | 128,7 | 1,7 | 1206,5 | |
Пассажирские вагоны, шт. | ||||||
Грузооборот, млрд т-км | ||||||
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 0,1 | 7,8 | 0,1 | 128,6 | 164,6 | |
Перевозки грузов, млн тонн | 141,4 | 275,4 | 1,5 | 1796,3 | ||
Перевозки пассажиров, млн человек | 0,4 | 91,6 | 34,4 | 0,3 | 1202,7 |
Цели создания «ОТКЛ»:
• создание единого логистического бизнес-пространства в ЕАЭС
• повышение международной конкурентоспособности логистической системы ЕАЭС на глобальном транспортном рынке
• интеграция транспортных процессов внутри ЕАЭС
• развитие международного транспортного коридора «Запад–Восток»
• сокращение сроков и себестоимости доставки грузов
В настоящее время в уставный капитал ОТЛК внесены пакеты дочерних обществ ОАО «РЖД»: «ТрансКонтейнер» и «РЖД Логистика».
На данный момент
• перевозки контейнерных грузов – более 1,7 млн ДФЭ (в двадцатифутовом эквиваленте) в год
• терминальная обработка контейнеров – более 1,6 млн ДФЭ (в двадцатифутовом эквиваленте) в год
• терминальная обработка неконтейнерных (массовых) грузов – более 3 млн тонн в год
• экспедирование грузов – почти 40 млн тонн в год
В настоящее время уже достигнуты реальные интеграционные результаты в сфере транспорта:
• транспортный (автомобильный) контроль перенесен на внешнюю границу Союза;
• действуют унифицированные (внутригосударственные) тарифы государств ЕАЭС по перевозке грузов железнодорожным транспортом и определены условия их применения при транзитных перевозках;
• определены принципы доступа перевозчиков государств-членов на сопредельную железнодорожную инфраструктуру других государств-членов;