Причины износа поверхностей коленчатого вала
Детали автомобилей подвержены практически всем видам изнашивания. Одна из основных деталей кривошипно-шатунного механизма это коленчатый вал. Коленчатый вал работает в условиях контактного скольжения коренных и шатунных шеек с вкладышами подшипников и смазкой. Изнашивание вала определяется рядом характерных факторов:
· знакопеременные контактные нагрузки;
· закономерно изменяющаяся площадь контакта детали по мере ее износа;
· изменение условий смазки детали по мере изменения ее формы;
· нагрузочные, скоростные и тепловые режимы работы детали;
· колебания физико-химических свойств смазочных материалов.
Комплекс этих факторов вызывает, в основном, механическое изнашивание коленчатого вала.
В процессе эксплуатации двигателя в результате неравномерности износа, кратковременных перегрузок, смещения опор блока из-за старения металла и ряда других факторов возникают ситуации, при которых вал работает в условиях перегрузок. При этом в ходе многократного циклического нагружения и деформирования микрообъёмов металла поверхностного слоя, в его структуре накапливаются усталостные повреждения, приводящие к усталостному выкрашиванию наиболее напряженных зон детали. Такими зонами в коленчатых валах автомобильных двигателей являются центральные части коренных и шатунных шеек в области маслоподводящих отверстий.
Дефект 1. Сильный износ и задиры на поверхностях коренных и шатунных шеек коленчатого вала.
Причины:
*Недостаточное давление в системе смазки.
*Недостаточный уровень масла в картере.
*Некачественное масло.
* Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.
* Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива), приводящее к разжижению масла.
* Засоренный масляный фильтр.
* Работа двигателя на грязном масле.
Действия: Капитальный ремонт двигателя. Шлифовка шеек коленчатого вала в ремонтный размер и установка утолщенных (ремонтного размера) вкладышей. В некоторых случаях — замена вала. Проверьте посадочные места под вкладыши коленчатого вала в блоке цилиндров и нижних головок шатунов, системы смазки и масляного насоса и при необходимости отремонтируйте или замените масляный насос. Прочистите, промойте и продуйте масляные каналы блока цилиндров и коленчатого вала. Проверьте системы охлаждения, при необходимости отремонтируйте ее. Проверьте, при необходимости отремонтируйте системы питания.
Дефект 2. Сильный износ торцевых поверхностей под упорные полукольца коленчатого вала.
Причины:
* Неисправность привода выключения сцепления.
* Стоянка на месте с работающим двигателем и с выжатым сцеплением.
* Движение с не полностью отпущенной педалью сцепления.
Действия: При наличии подобных повреждений коленчатый вал, как правило, ремонтируется обработкой упорных фланцев в ремонтный размер с дальнейшей установкой утолщенных (ремонтного размера) полуколец. Вне которых случаях требуется замена коленчатого вала. Проверьте привод выключения сцепления и в случае неисправности отремонтируйте его. Не держите без необходимости ногу на педали сцепления.
Дефект 3. Царапины на поверхности коренных и шатунных шеек коленчатого вала
Причины:
* Большой пробег двигателя.
* Попадание посторонних частиц в моторное масло.
Действия: Проверьте исправность системы смазки. Применяйте моторное масло надлежащего качества и регулярно, в предписанные производителем сроки, меняйте моторное масло и фильтр. При наличии подобных повреждений коленчатый вал, как правило, ремонтируется шлифовкой шеек в следующий ремонтный размер.
Примечание. Подобные следы являются косвенным признаком износа шеек коленчатого вала. Проверку износа, эллипсности и конусности каждой шейки следует выполнять так: с помощью микрометра промеряем каждую шейку в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и сравниваем полученные данные с размерами, предписанными производителем. Если полученный размер выходит за пределы указанных допусков, вал ремонтируется шлифовкой шеек в следующий ремонтный размер.
Дефект 4. Прогиб коленчатого вала.
Обязательно проверьте изгиб коленчатого вала. Особенно важна эта процедура для двигателей тяжелых грузовиков и строительной техники. Вал укладывается на призмы, установленные на металлической плите. С помощью стрелочного индикатора, установленного на стойке, проверяем прогиб оси коленчатого вала, вращая коленчатый вал. Изгиб не должен превышать: для легковых моторов 0,05 мм; для грузовых моторов 0,1 мм. При необходимости произведите правку («выпрямление») коленчатого вала. Данная операция поможет выявить наличие трещин.
Дефект 5. Трещины коленчатого вала.
Причины:
* Причины перечислены ранее, в пункте 1. К появлению трещин в коленчатом вале может также привести разрушение поршня и шатуна в результате гидра удара или попадания в цилиндр посторонних предметов.
Действия: Коленчатый вал ремонту не подлежит.
Примечание. Определить наличие трещин и их размеры можно визуально или с помощью небольшого молотка. При ударе молотком должен раздаваться чистый, а не дребезжащий звук.
Дефект 6. Выработка и царапины на поверхности под сальники коленчатого вала.
Причины:
* Длительная работа двигателя.
* Попадание посторонних частиц в моторное масло.
* Неаккуратное обращение с коленчатым валом при замене сальников на двигателе.
Действия: Замена коленчатого вала. При наличии незначительных царапин возможна шлифовка поверхностей под сальники. При незначительной выработке возможна установка новых сальников с небольшим осевым смещением.
Дефект 7. Разрушение шпоночных пазов и посадочных мест под штифты и втулки.
Причины:
* Неправильная затяжка болтов, крепящих шкивы и маховики. Биение шкивов.
* Последствия аварии, при которой произошла деформация моторного отсека.
Действия: Замена коленчатого вала. В некоторых случаях возможно про резание нового шпоночного паза или посадочного места под штифт или втулку. При сборке мотора с таким коленчатым валом требуется особое внимание при совмещении меток на шкивах или шестернях ГРМ.
Дефект 8. Разрушение резьбы в крепежных отверстиях.
Причины:
* Неправильная затяжка крепежных болтов.
Действия: Замена коленчатого вала. В исключительных случаях возможно нарезание резьбы большего диаметра.
Необходимо помнить: после ремонта коленчатый вал должен быть тщательно промыт и продут сжатым воздухом для удаления загрязнений.
Среди разнообразия технологических процессов восстановления изношенных деталей примерно 85% объема восстановленных шеек коленчатых валов всех двигателей выполняют путем применения сварочно-наплавочных процессов. Общим недостатком различных способов наплавки является значительное термическое воздействие дуги на деталь, сопровождаемое ее расплавлением, возникновением остаточных напряжений, деформацией, трещин и, как следствие, снижением сопротивления усталости на 50÷70 %, а также износостойкости по сравнению с новыми деталями. Указанных недостатков лишены способы восстановления методом детонационно-газовый напыления.
4.2 Комплекс детонационного напыления "ГРОМ"
Детонационно-газовый метод напыления является одним из видов газотермического нанесения покрытий, использующих энергию горючих газов (в основном пропан-бутана) в смеси с кислородом, а также со сжатым воздухом (азотом, аргоном). Детонационно-газовый метод, используя энергию взрыва газовых смесей, является циклическим процессом, обладает высокой удельной мощностью и значительным упрощением преобразования энергии в полезную работу.
Преимуществами детонационного метода напыления являются:
- высокая адгезия покрытия (80-250 МПа)
- низкая пористость покрытия (0,5-1%)
- отсутствие деформации напыляемой детали
Технология детонационно-газового напыления позволяет не только восстановить рабочие поверхности деталей, но и существенно повысить эксплуатационный ресурс за счет применения износостойких материалов. Детонационно-газовый способ позволяет наносить покрытия из металлов, их сплавов, оксидов и карбидов металлов, композиционных порошков (плакированных и конгламерированных) а также механических смесей.
Комплекс детонационного напыления "ГРОМ" предназначен для восстановления дорогостоящих и дефицитных деталей машин и механизмов, работающих в условиях интенсивного износа.
Устройство комплекса «Гром»
-детонационная пушка и стойка-манипулятор детонационной пушки
- технологический стол для закрепления напыляемой
детали;
-система управления комплексом
Функциональные возможности комплекса
-восстановление изношенных поверхностей коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, а также любых деталей типа «вал».
-создание рабочих поверхностей деталей с требуемыми свойствами.
Технические характеристики комплекса "ГРОМ": Габаритные размеры напыляемых деталей: | ||||
Длина, мм | до 1700 | |||
Диаметр, мм | до 150 | |||
Масса напыляемых деталей, кг, не более | ||||
Вертикальное перемещение пушки, мм | ||||
Скорость перемещения пушки, мм/с | 1-50 | |||
Скорость вращения напыляемой детали, об/мин | до 125 | |||
Скорострельность пушки, цикл/сек | ||||
Толщина наносимого слоя, мкм | 10 - 3000 | |||
Адгезия, кг/мм2 (МПа) | 10-30 (100-300) | |||
Твердость наносимых слоев, ед. НRC | до 60 | |||
Микротвердость, МПа | до 14000 | |||
Рабочие газы: | ||||
"Топливо" | пропан-бутан | |||
"Окислитель" | кислород | |||
"Продувка" | воздух | |||
Напряжение питания, В | 3х380 | |||
Потребляемая электрическая мощность, кВт, не более | ||||
Технологическая карта на восстановление шатунных шеек коленчатого вала
5 ОХРАНА ТРУДА
5.1 Главной задачей государственной политики в области охраны труда является:
- создание условий для выполнения правил и норм охраны труда;
- организация безопасных условий труда;
- осуществление надлежащего контроля за их соблюдением.
В Трудовом кодексе РФ от 30.12.01 № 197- ФЗ рассматривается охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Законодательное регулирование охраны труда осуществляется:
Нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в соответствии с этими законами.
Трудовым кодексом РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.
Требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатацииобъектов;конструировании машин, механизмов и другого оборудования,
разработке технологических процессов;
организации производства и труда.
На каждом конкретном предприятии вопрос управления охраны труда решается согласно Трудовым кодексом РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.
Управление охраной труда в организации осуществляет её руководитель. Он вводит должность инженера по охране труда, согласно Трудовому Кодексу, № 197-ФЗ, ст. 217.
Инженер по охране труда отвечает за своевременностью проведения инструктажа и обучения рабочих техники безопасности, проверяет исправность инструментов и механизмов, наблюдает за организацией рабочих.
- составление и одобрение инструкций по внутреннему распорядку, плановой и внеплановой эвакуации, схем расположения помещений, их целевого использования;
- контроль за соблюдением установленных порядков и норм трудовой деятельности;
- осуществление регулярных проверок работ вверенных подразделений;
оформление соответствующей документации;
- выдача разрешений для установки дополнительного оборудования, представляющего потенциальную пожарную опасность либо опасность иного рода;
В соответствии с Трудовым кодексом РФ на предприятии 40 ч. рабочая неделя с выходными суббота и воскресенье.
- Начало работы 8:00
- Конец работы 17:00
- Обед с 12:00 до 13:00
Рабочий день накануне праздничных дней (с 1-7января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня, 4 ноября) уменьшается на 1 ч. (ст. 112 ТК).
Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 № 197 - ФЗ ст. ст. 91-105.
5.2 Общие требования
К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:
- предварительный медицинский;
- вводный инструктаж;
- обучение безопасным методам и приемам труда и проверку знания безопасности труда;
- первичный инструктаж на рабочем месте.
К работе с электрифицированными инструментом и оборудованием допускаются слесари, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.
Выполнение работ, не связанных с обязанностями слесаря, допускается после проведения целевого инструктажа.
Слесарь обязан:
-соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка;
-правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
-немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
-выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа;
Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально оборудованных местах.
При заболевании или травмировании как на работе, так и вне нее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.
Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:
- ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
- не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
5.3 Требования безопасности агрегатного участка
Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда при вывешивании автомобиля и работе под ним, при снятии и установке колес автомобиля, при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия, по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов. Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Общие требования безопасности
К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.
Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 6 месяца), не должен приступать к работе.
Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.
На агрегатном участке имеются следующие производственные опасности и вредности:
-поражения электрическим током при соприкосновении с частями оборудования, которые могут оказаться под напряжением (ГОСТ 12.1.019-79);
-шум и вибрация, возникающая при работе оборудования;
-выделение наждачной пыли при работе на точильных станках (предельно допустимая концентрация пыли искусственных абразивов равна 5 мг/м3);
-возможные травмы от технологического оборудования.
Для создания безопасных условий труда на агрегатном участке предусматривается создание приточно-вытяжной вентиляции, устройство тепловых завес, местных отсосов (ГОСТ 12.1.005-76).
Для защиты рабочих от поражения электрическим током должны быть заземлены все металлические части электрооборудования, которые могут оказаться под напряжением в случае пробоя фазного провода на массу.
В качестве заземления корпусов электродвигателей используется стальная полоса сечением 20 х 4 мм, проложенная открыто и сваренная в нахлестку.
Один раз в год проверяют сопротивления заземления, которое должно быть не более 4 Ом, и сопротивление изоляции проводов, которое должно быть не ниже 500000 Ом (ГОСТ 12.1.030-81).
Для борьбы с шумом и вибрацией применяется тщательная центровка и пригонка всех движущихся частей оборудования.
Все движущиеся части технологического оборудования должны быть ограждены защитными кожухами или решетками. Температура воздуха на агрегатном участке допускается не ниже 17 °С, влажность воздуха - не более 75, скорость движения воздуха-0,4м/с.Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20 кг– механизированнымспособом.
Техника безопасности на агрегатном участке
· Разборка и сборка агрегатов должны производиться на специальныхустановках, стендах, верстаках, предназначенных для устойчивого положения ремонтируемых агрегатов.
· Рабочие места по разборке и сборке агрегатов должны быть оборудованы стендами, верстаками, стеллажами, специальными подставками, съемниками, приспособлениями и инструментов. Стенды верстаки должны быть устойчивыми.
· Рабочие места по разборке и сборке должны быть расположены на такой площади, которая позволяет разместить оборудование, агрегаты и узлы.
· Выпресовка и запрессовка втулок, подшипников и других вставных деталей, должны производиться с помощью специальных приспособлений.
· Запрещается сдувать пыль, стружку и другие предметы сжатым воздухом.
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом работы слесарь должен:
· Подготовить и одеть необходимые для работы средства индивидуальной защиты.
· Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.
· Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.
· Поверить наличие пожарного инвентаря в цехе (на участке) и в случае отсутствия такового сообщить об этом своему непосредственному руководителю.
Включить общую приточно-вытяжную, а при наличии и в случае необходимости местную вентиляцию.
Требования безопасности во время работы
Во время работы слесарь должен:
· Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).
· Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
· После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
· На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать - работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
· Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
· Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.
· Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках - козелках.
· Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
· При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).
· При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.
· Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
· При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.
· Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
· Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.
· Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах - ключами с трещотками или с шарнирной головкой.
· Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
· Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.
· Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
· Проверять соосность отверстий конусной оправкой.
· При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
· Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.
· При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
· При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
· Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.
· При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.
· Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.
· Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.
· Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.
· Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.
Слесарю запрещается:
· использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
· работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
· переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
· сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
· хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
· применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;
· мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
· загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
· выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
· применять приставные лестницы;
· использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
· скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
· использовать гайки и болты со смятыми гранями;
· держать мелкие детали руками при их сверлении;
· устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
· применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
· вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
работать при получении сигнала о перемещении конвейера.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
- О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, рабочий должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
- Если несчастный случай произошел с самим рабочим, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
Требования безопасности по окончании работы
По окончании работы слесарь обязан:
· Привести в порядок свое рабочее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.
· Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
· Вымыть руки с мылом.
О всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.
Слесарь оператор при работе с кран-балкой не должен отвлекаться от выполнения своих прямых обязанностей. Запрещается допускать на кран посторонних лиц и передавать кому-либо управление краном без специального на это разрешения.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ оператор должен выполнять следующие требования безопасности:
- поднимать и перемещать груз только по сигналу стропальщика, предварительно дублируя поданный сигнал до его выполнения;
-приостановить немедленно работу по сигналу "стоп" независимо от того, кем подан сигнал;
- перед подъемом груза грузовые канаты должны находиться в вертикальном положении;
-перед подъемом груза и перед каждым передвижением крана дать звуковой сигнал;
-убедиться в отсутствии стропальщиков и других лиц при подъеме и опускании груза, находящегося вблизи штабеля, автомобиля с полуприцепом, между грузом и перечисленными объектами, а также в невозможности задевания грузом или грейфером за них;
-выполнять плавно без рывков все действия погрузочных механизмов (подъем, опускание груза и стрелы, поворот, перемещение тележки с грузом по ездовой балке и самого механизма, а также торможение во всех перемещениях);
-расстояние между обоймами крюка и блоками на стреле при подъеме груза должно быть не менее 0,5 м;
-поднимать груз во время перемещения не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
Требования безопасности по применению инструментов:
При выполнении слесарных работ особое внимание следует уделить организации труда, состоянию инструмента и соблюдению правил безопасности работы. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть соответствующее технологическое оборудование, приспособления и инструменты. При устранении неисправностей на автомобили инструмент, съемники, приспособления запасных частей располагают в непосредственной близости в пределах зоны досягаемости. Чтобы исключить возможность падения, кладут их на горизонтальной плоскости. Для хранения инструмента применяют также передвижные шкафы, столы или переносные инструментальные ящики.
На агрегатном участке при использовании многоместных верстаков или размещения их друг против друга для предупреждения травмирования работающих рядом отлетающими кусками обрабатываемого материала устанавливают сетчатую металлическую перегородку. Высота перегородки должна быть не ниже 750 мм, а размер ячеек не более 3 мм.
При работе на асфальтобетонном полу у верстака для предупреждения простудных заболеваний располагают деревянную решетку.
Ручной инструмент должен быть в исправном состоянии, чистым и сухим. Его выбраковка, как и выбраковка приспособлений, должна производиться не реже одного раза в месяц.
Молотки и кувалды должны иметь бойки с гладкой, слегка выпуклой поверхностью без сколов, выбоин, трещин и заусенцев. Их рукоятки и рукоятки других инструментов ударного действия должны быть изготовлены из древесины твердых и вязких лиственных пород (дуб, береза, кизил, бук, клен, ясень, рябина) или синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Инструмент должен быть надежно насажен на рукоятку и расклинен закругленными клиньями из мягкой стали. Длину рукоятки выбирают в зависимости от массы инструмента: для молотка 300-400 мм; для кувалды 450-900 мм. Рукоятки ножовок, напильников, отверток, шаберов должны быть стянуты бандажными кольцами.
Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, керны, просечки) должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов.
Гаечные ключи должны быть подобраны по размерам гаек и болтов. Размер зева ключей не должен превышать размеров головок болтов и граней гаек более чем на 0,3 мм. Запрещается отвертывать гайки ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями болтов и гаек и губками ключа, удлинять рукоятку дополнительными рычагами, другими ключами или трубами.
При работе с электроинструментом следует соблюдать меры электробезопасности. Электроинструмент должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.013-75. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен несъемным гибким кабелем (шнуром) с штепсельной вилкой. Кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения его с горячими, сырыми и масляными поверхностями. Заземление корпуса электроинструмента должно осуществляется с помощью специальной жилы, штепсельная вилка должна иметь один заземляющий контакт. При работе элекроинструментом необходимо применять индивидуальные средства защиты: диэлектрические перчатки, галоши, коврики и т.п.
Пневматический инструмент должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.010-75 и иметь исправные шланги. Присоединяют шланги к инструменту при помощи ниппелей, штуцеров или стяжных хомутов. Перед присоединением шланг предварительно продувают для удаления загрязнения. Воздух подают только после установки инструмента в рабочее положение.
Из средств индивидуальной защиты слесарю по ремонту автомобилей выдают хлопчатобумажный костюм и комбинированные рукавицы. В зимнее время, при наружных работах дополнительно выдают хлопчатобумажную куртку и брюки на утепленной подкладке. При работе с этилированным бензином слесаря дополнительно обеспечивают прорезиненным фартуком и резиновыми перчатками. При рубке, чеканке и других подобных работах слесарь должен пользоваться защитными очками, а при работе с пневматическим инструментом – виброизолирующими рукавицами. Для предупреждения кожных заболеваний слесарям рекомендуется защитно-профилактичекие средства.
Безопасность слесарных работ можно обеспечить только при строгом, обязательном выполнении инструкций по охране труда. Нельзя находится и работать под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма, а также при установке автомобиля на домкрате без применения специальных подставок. При осмотре и ремонте автомобиля в осмотровой канаве для защиты глаз от засорения и травмирования следует пользоваться защитными очками.
Травмобезопасность:
Рабочее место должно быть оборудовано аптечкой первой помощи и инструкцией по охране труда.
Мойка производится в спецместах с освещением. Пост ручной мойки –
изолированный от токоведущих проводников и оборудования.
Микроклимат участка:
1. Категория работ – IIб(энергозатраты – 232-293 Дж/с);
Температура – 17-19 С(20-22 С - для тёплого периода);
Влажность воздуха – 60-40%;
Скорость движения воздуха не более 0,3-0,4 м/с.
2. Холодный период:
Категория работ – IIб;
Температура – 15-21 С;
Влажность воздуха не более – 75%;
Скорость движения воздуха не более – 0,4 м/с;
Температура воздуха вне постоянных рабочих мест – 13-24 С
Электробезопасность:
В процессе работы слесарь пользуется электрической энергией для освещения рабочего места, привода инструмента, станков и участвуют в ремонте и испытании электрооборудования. При этом существует опасность поражения их электрически током. Для защиты людей от вредного и опасного его воздействия, существует ряд мер и требований безопасности.
Перед началом работы слесарь обязан проверить исправность действия используемого им оборудования и инструмента с электроприводом.
У ручного электрифицированного инструмента перед началом работ необходимо проверить исправность выключателя, заземляющего провода и надёжность питающих (силовых) проводов. Подключать электроинструмент следует в резиновых перчатках, калошах, стоя на резиновом коврике.
Перед использованием электрифицированные инструменты и станки необходимо проверить на холостом ходу.
При работе следят, чтобы питающий провод был защищён от случайного повреждения. Не допускается соприкосновения этого провода с горячими, влажными и масляными поверхностями.
При работе с электроинструментом и станками запрещаетс