Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей.

Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей. - student2.ru Статическая поперечная устойчивость машины может быть нарушена в результате опрокидывания или сползания на поперечном уклоне. Рассмотрим схему сил, действующих на машину, стоящую на опорной поверхности с поперечным уклоном b Рис.12.6).Примем, что центр масс расположен в продольной плоскости симметрии. Реакции опорной поверхности на колеса, расположенные вниз по уклону, обозначим с индексом «1», расположенные вверх по уклону с индексом «2». Определим предельный статический угол поперечного уклона blim, на котором машина стоит не опрокидываясь. В этом случае нормальная нагрузка на колеса, расположенные вверх по уклону, будет равна нулю Ру2 = 0. Составим уравнение равновесия относительно оси опрокидывания 0,5ВРтCosblim - hPтSinblim = 0

Отсюда Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей. - student2.ru . Поперечная устойчивость по опрокидыванию зависит от ширины колеи и высоты центра масс.

Некоторые колесные тракторы имеют качающуюся переднюю ось, которая имеет возможность поворачиваться в вертикально-поперчной плоскости на некоторый угол относительно остова трактора. На поперечном уклоне центр масс трактора смещается в сторону опрокидывания, что снижает поперечную устойчивость на 6...10о.

У пропашных колесных тракторов со сдвоенным передним колесом опрокидывание возможно относительно одной из боковых осей О-О(Рис.12.7)

Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей. - student2.ru

Предельный статический угол по поперечному опрокидыванию будет равен Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей. - student2.ru d – плечо поперечной устойчивости, расстояние от центра масс до оси опрокидывания.

Уменьшение плеча поперечной устойчивости у 3-х колесных тракторов снижает поперечную устойчивость на 10...15о.

Для гусеничных тракторов величина предельного статического угла поперечного уклона определяется с учетом ширины звена гусеницы, поскольку опрокидывание может произойти относительно оси, проходящей через наружные кромки гусениц Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей. - student2.ru в – ширина звена гусеницы.

У автомобилей, за счет упругости подвески, происходит поперечный крен подрессоренных масс, что смещает центр масс в сторону опрокидывания. Влияние его учитывается коэффициентом поперечного крена Ккр, величина которого находится в пределах Ккр = 0,8...0,9

С учетом этого предельный статический угол по опрокидыванию при поперечном уклоне определится Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей. - student2.ru

На боковую устойчивость по опрокидыванию значительно влияют динамические явления, возникающие при внезапном падении ходовых органов, расположенных на одной стороне машины, в канаву, яму, нижерасположенную террасу и т.п., а также наезде на какой-либо выступ или при совместном действии этих факторов. В качестве примера рассмотрим упрощенную схему одного из возможных вариантов бокового опрокидывания (Рис.12.8). Предположим, что машина движется по горизонтальной поверхности и внезапно ходовые органы одного борта попадают в канаву.

Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей. - student2.ru

Под действием силы тяжести Рт машина поворачивается относительно продольной оси, проходящей через т.А,до тех пор, пока падающие колеса не достигнут дна канавы (т.В1), при этом центр масс С переместится в т.С1. В дальнейшем, под действием кинетической энергии вращательного движения, полученной в процессе падения колес на дно канавы, машина будет продолжать поворачиваться, но уже относительно т.В1. Если энергии вращательного движения окажется достаточно, чтобы поднять центр масс в т.С2, расположенную на одной вертикали с т.В1, произойдет опрокидывание машины. Поперечная устойчивость по опрокидыванию в динамике снижается на 40...60% в зависимости от скорости движения bдин = (0,4...0,6)blim

Вопрос

Наши рекомендации