В магазине вы бывали? Что же вы там покупали?
Организационный момент. Попросить детей: «Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц,— полукругом». Спросите у детей, бывали ли они когда-нибудь в магазине. Попросите малышей вспомнить, что они вместе с родителями покупали в магазине. Дети по очереди отвечают и, по мере того как дают ответ, садятся на стульчики. (Если ребенок говорит, что покупал, например, хлеб и молоко, то сделайте вывод, что это продукты. Если ребенок называет джинсы и рубашку, то подскажите ему, что одним словом это называется одежда и т. д.)
Детский мир ».
Сказать детям, что сегодня вы все вместе поиграете в магазин, который называется «Детский мир».
«Детский мир» для всех открыт. Продавец нам говорит: «Заходите, выбирайте,
все, что нужно, покупайте». Посмотрели на витрины — Тут и куклы, и машины, И одежда для ребят. Тот, кто купит, — будет рад.
Сообщить детям, что вы будете продавцом, а они будут покупателями. Предупредите малышей, что купить в «Детском мире» можно любую игрушку, выставленную на витрине. Для этого надо заплатить столько денег, сколько стоит эта игрушка. Дайте детям по пять одинаковых кружков и скажите, что это деньги—рубли, которыми они будут расплачиваться в игрушечном отделе вашего магазина «Детский мир».
Расставьте на столе игрушки (в большем количестве, чем число присутствующих на занятии детей) и предложите малышам по одному подходить к вам и делать покупки.
Когда первый ребенок-покупатель подойдет, организуйте с ним диалог:
Продавец (педагог). Что ты хочешь купить?
Покупатель (ребенок). Я хочу купить куклу.
Продавец (педагог). Кукла стоит три рубля.
Покупатель (ребенок отсчитывает и дает педагогу три кружка). Вот три рубля.
Продавец (педагог пересчитывает и забирает кружки и протягивает ребенку куклу). Правильно. Возьми, пожалуйста, куклу.
Покупатель (ребенок берет куклу). Спасибо.
После того как ребенок «купит» игрушку, он садится на свое место.
Когда все дети сделают покупки, спросите их, как можно назвать одним словом все то, что они сейчас купили в магазине. (Игрушки.) Пройдите вдоль сидящих на стульчиках детей и соберите все игрушки в корзину, сказав, что после занятия вы их отнесете в кукольный уголок.
3.Мы внимательные!
Сказать детям, что магазин «Детский мир» очень большой, и в нем продаются не только игрушки, но и много других товаров—и одежда, и обувь, и посуда, и детский транспорт (например: велосипеды, самокаты, коляски, санки).
Попросите детей слушать вас внимательно и называть одним словом все те товары, которые продаются в разных отделах «Детского мира»:
Ложки, чашки, блюдца— как они зовутся? (Посуда) Туфли, тапки и сандалии — как бы вы назвали? (Обувь) Платье, брюки и колготки — назови эти обновки. (Одежда) Санки и велосипед — поскорее дай ответ. (Транспорт)
Загадки.
Уточнить у детей, кем были они, а кем были вы в игре «Детский мир» (покупателями и продавцом). Попросите малышей сказать, кто такой продавец, а кто покупатель. Затем для закрепления знаний предложите детям отгадать загадки:
Смотрит, выбирает, Платит деньги, покупает. Кто это? (Покупатель)
У него так много дел, что ни разу не присел. Показал и рассказал, деньги взял, товар отдал. Кто это? (Продавец)
Что купили—мы не скажем, что купили—мы покажем.
Предложить детям провести веселую игру «Что купили—мы не скажем, что купили—мы покажем». Скажите: «В следующий раз я куплю...» и покажите движения, характеризующие действия, с каким-либо предметом, например ложкой. Затем приглашайте детей выходить по очереди и без слов (разрешаются только звукоподражания) изображать ту вещь, которую он хочет купить в магазине.
Рукавицы — показать, как надо надевать рукавицы.
Сапоги — показать, как надо надевать сапоги, затем потопать ногами: «Топ-топ».
Куртка—показать, как надевают куртку, застегивают молнию на ней, и сказать: «Вжик».
Мяч — отбивать об пол воображаемый мяч или бить его ногой.
Велосипед — держать и вращать воображаемый руль, «звонить» в звонок: «Дзинь».
Часы — показать на стену (если стенные) или на руку (если ручные) и сказать: «Тик-так».
Скакалка—прыгать через воображаемую скакалку и вращать ее руками: «Прыг-скок».
Машина—тянуть за «веревочку» или «катить» по полу воображаемую машину: «Би-би».
Кукла—качать на руках воображаемую куклу: «А-а-а-а».
Чашка—пить из воображаемой чашки и чмокать губами.
Телефон — поднести к уху воображаемый телефон и сказать: «Але-але».
Путаница.
Сказать детям, что теперь они научились делать покупки в магазине. Предложите малышам проверить, заметят ли они какие-нибудь ошибки в магазине.
Предупредите малышей, что если вы говорите правильно, то они должны кивать головой и говорить: «Да-да-да». А если вы сказали что-то неправильно, то дети в ответ должны покачать головой из стороны в сторону и сказать: «Нет-нет-нет».
В магазине работают продавцы. (Да-да-да.)
Покупатели делают в магазине покупки. (Да-да-да.)
Книги продаются в овощном магазине. (Нет-нет-нет.)
Сапоги мы купим в обувном отделе. (Да-да-да.)
Сыр и колбаса—это продукты. (Да-да-да.)
Куртки продаются в посудном отделе. (Нет-нет-нет.)
Покупатель платит деньги за покупку. (Да-да-да.)