ЗАНЯТИЕ. ГОРОД. ТРАНСПОРТ. ПЕШЕХОД. Профессии на транспорте.ПДД.
Цель. Формирование представлений о транспорте и его назначении.
Коррекционные задачи.
—даем представление о видах городского транспорта: машинах (легковых и грузовых), а также о пассажирском транспорте (автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, такси);
—даем начальные знания о профессиях на транспорте, вводим слова (шофер, водитель);
—знакомим с правилами дорожного движения, используя понятия (пешеход,
тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход);
—расширяем словарь за счет имен существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин (кабина, кузов, колеса, руль, двери, окна, фары, салон); имен прилагательных (легковой, грузовой, пассажирский; наземный, подземный и др.);
—учим составлять небольшой рассказ по собственному рисунку «Мой дом»;
—закрепляем в памяти домашний адрес;
—развиваем артикуляционную моторику — подвижность щек и губ, физиологическое дыхание;
—закрепляем произнесение изолированного звука [с];
—закрепляем употребление в речи имен существительных в родительном падеже
с предлогом «без»;
—учим согласовывать имена существительные с числительными;
—развиваем слуховое и зрительное внимание—умение подбирать рифмы в двустишиях, находить недостающие части у знакомых предметов;
—развиваем фонематический слух — различать близкие пары звукоподражаний,
отличающиеся друг от друга одним звуком (тук-тук — так-так);
—развиваем общую и мелкую моторику;
—учим сочетать речь с движениями (общими и мелкими);
—закрепляем навыки рисования карандашом;
—вырабатываем умение пользоваться кисточкой и клеем при выполнении аппли-
каций;
—развиваем счетные навыки (количественный и порядковый счет);
—учим ориентироваться в пространстве—определять расположение предметов
относительно друг друга, употребляя наречия «верху», «внизу» и «посередине»;
—развиваем логическое мышление — отгадывать загадки;
—вырабатываем у детей выдержку, умение соблюдать правила коллективной
подвижной игры.
Оснащение: бумага для рисования и цветные карандаши по количеству детей; предметные картинки «Городской транспорт»: легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трамвай, поезд метро; мел или два шнура длиной по 4 метра; картинка «Улица»; пособие «Светофор; предметные картинки «Чего не хватает?»; заготовки для аппликации «Светофор», кисточки для клея по количеству детей; блюдечки с клеем, подставки для кисточек, салфетки.
Предварительная работа. Дать детям задание выучить свой домашний адрес. Проведите с ними занятие по рисованию на тему «Дом, в котором я живу». Попросите
детей рассказать о своем доме. Рассказ может быть примерно следующим: «Я живу на улице (название), дом (номер), квартира (номер). В моем доме много этажей (или назвать количество этажей). Я живу на... этаже (назвать порядковый номер этажа). В нашем доме есть лифт». Загадайте детям загадку:
Без шофера, без колес он домой меня привез.
Прокатил меня почти до дверей квартиры.
Чтоб он смог нас вверх поднять, надо кнопочку нажать.
(Лифт)
Спросите у малышей, знают ли они, как называются машины, которые ездят по улицам города. Такие машины называются транспортом. Попросите детей перечислить знакомые им виды транспорта, и если нужно, дополните ответы детей.
Расскажите малышам о городском транспорте: «По улицам города ездят грузовые и легковые машины — одни из них возят грузы, а другие людей. Кроме машин, есть еще автобусы, троллейбусы и трамваи, которые могут перевезти сразу много людей—пассажиров. Такой городской транспорт называется пассажирским.
Транспорт, который возит людей по земле, зовется наземным. Есть такой вид городского транспорта, который используется под землей. Он зовется подземным. Он самый быстрый. Поезда ездят от одной станции до другой по туннелям». (Метро.)
Покажите детям предметные картинки с перечисленными видами транспорта. Предложите детям отгадать загадки о знакомых им видах городского транспорта.
Дом на рельсах тут как тут. Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай,
Отправляется... (трамвай).
Что за чудо—едет дом! Пассажиров много в нем, Носит обувь из резины и питается бензином.(Автобус)
Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землёй. (Meтро).
Поднял кверху две руки, взял две жилы в кулаки: — Дай дорогу, постовой, Побегу по мостовой. (Троллейбус)
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Вместе с детьми рассмотреть на предметных картинках грузовик и автобус. Покажите и назовите их основные части: «У грузового автомобиля есть кабина, где сидит шофер. В кабине всегда бывают двери, окна, сиденье и обязательно руль, с помощью которого шофер управляет машиной. Позади кабины находится кузов, в котором перевозят грузы. У каждой машины есть 4 колеса, покрытых резиновыми шинами, и фары, которые в темноте освещают дорогу. Внутри у машины расположен мотор, который работает на бензине. У автобуса можно найти те же части, что и у машины. Нет лишь кузова. Вместо него—большой салон с креслами для пассажиров».
Ход занятия.
Утро в городе.
Организационный момент. - «Встаньте на дорожку и подровняйте ножки». Дать детям задание рассчитаться по порядку (первый, второй, третий, четвертый...). Попросите детей запомнить свои номера.
Скажите: «Мы сегодня поиграем в городской пассажирский транспорт.
Есть у транспорта забота — отвезти всех на работу. Он работает с утра, на работу всем пора!
Все торопятся по делам — кто-то едет на работу, кто-то торопится в школу, а кто-то в детский сад...»
Спросите детей, кто из них хочет быть водителем автобуса, а кто — водителем трамвая или троллейбуса. Каждый из детей делает выбор, произнося при этом фразу: «Я буду водителем... (троллейбуса, автобуса или трамвая)».
Скажите малышам, что сейчас они поедут по улице, и покажите на «дорожку» на полу. (Дорожка может быть нарисована на полу мелом или обозначена с помощью двух положенных параллельно на расстоянии 50 см друг от друга шнуров.)
Дайте команду: «Троллейбусы, в путь!» Дети, назвавшие себя водителями троллейбусов, выходят из шеренги, встают друг за другом и «едут» по дорожке, держа руками воображаемый руль. Их маршрут заканчивается около стульчиков, на которые они садятся.
' Дайте команду следующей группе малышей: «Трамваи, в путь!» Действия детей повторяются. Следующая команда будет: «Автобусы, в путь!» Проехав по дорожке, водители автобусов также садятся на свободные стульчики.
Когда все дети сядут на стульчики, спросите у каждого из них, какой номер был у его автобуса, троллейбуса или трамвая.
Подбираем рифму.
Попросить детей вспомнить и назвать, какой еще вид транспорта они видели на улицах города, а какой — под землей. Когда дети назовут грузовые и легковые машины (автомобили), а также поезда метро, скажите, что вы начали придумывать стихи-загадки про городской транспорт. Попросите детей помочь вам закончить их, подобрав для этого нужное слово-рифму.
У грузовой машины —
Все четыре... (шины).
Налили бензину,
Завели... ( машину).
Не заблужусь я никогда —
Всегда держусь... (за провода).
Опустела мостовая —
И уехали... (трамваи).
— Потрудиться я привык,—
Говорит нам... (грузовик).
Нажимаю на педаль —
И машина мчится... (вдаль).
Хочешь ехать—не зевай!
Отправляется... (трамвай).
Поднялась с дороги пыль—
Это мчит... (автомобиль).
Поблагодарите детей за помощь.
Правила дорожного движения.
Рассказать детям: «В городе очень много транспорта. Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу на улицах, установлены специальные правила дорожного движения. Дорога, или проезжая часть, разделена белой полосой на две половины: по одной из них машины едут направо, а по другой — налево. Благодаря этому машины не сталкиваются друг с другом, а двигаются каждая в своем направлении. По обеим сторонам дороги есть тротуары, по которым пешком ходят люди: и зовут их поэтому — пешеходами ».
Покажите детям картинку «Улица» и попросите их показать, где находится проезжая часть, а где тротуары.
Продолжите рассказ: «Если пешеходу надо перейти дорогу, то переходить ее можно только в специальном месте — по пешеходному переходу. На таком переходе всегда стоит светофор».
Покажите детям на картине «Улица» светофор, а затем — пособие «Светофор» .
Прочитайте детям стишок и продолжите рассказ.
Хоть имеет он три глаза, Но не смотрит всеми сразу, А глядит всегда одним. Ну, а мы следим за ним.
«Прежде чем перейти дорогу, пешеход должен обязательно посмотреть на светофор, чтобы узнать, какой свет на нем горит». Покажите детям на пособии «Светофор» световые сигналы и одновременно произнесите следующие слова:
Красный свет – дороги нет!
Желтый—внимание!
А зеленый говорит – проходите, путь открыт!
Попросите детей еще раз повторить эти слова, ориентируясь на световые сигналы светофора.
Светофор.
Предложить детям встать около своих стульчиков и не только сказать, но и показать, что они будут делать при разных сигналах светофора. Еще раз хором, глядя на сигналы разного цвета, проговорите с детьми знакомое правило. При этом на команды «стой!» и «жди!» нужно стоять, а при команде «иди!» —шагать на месте. В следующий раз, меняя сигналы светофора, предложите детям самостоятельно показать эти движения.
После выполнения задания попросите детей сесть на свои стульчики и еще раз посмотреть на картинку «Улица».
Посчитаем.
Предложить детям сосчитать, сколько всего легковых машин едет по улице, грузовиков, автобусов, троллейбусов и трамваев, а также сколько пешеходов идет по тротуарам. Спросите у детей, есть ли на улице светофор и какой на нем горит свет. Уточните у малышей, можно ли переходить дорогу на этот сигнал светофора.
В гараже.
Спросить у детей, видели ли они когда-нибуь, как ремонтируют машины. Предложите малышам «заглянуть в гараж», где в свободное от работы время отдыхают автомобили. Там же их чинят, моют и готовят к поездкам.
Начните рассказ: «Вот водитель меняет у машины колесо. Он взял молоток и тихонько стучит по колесу: „Тук-тук, тук-тук". (Произнося звукоподражания, сопровождайте их движениями: стучите правым кулаком по левому.) А вот водитель берет отвертку, откручивает винты на колесе и снимает его. Затем он ставит на место другое колесо, тихонько стучит по нему: „тук-тук-тук", снова берет отвертку и закручивает на колесе винты: „так-так, так-так" (одновременно со звукоподражаниями совершайте вращательные движения кулаком правой руки)».
Попросите детей самостоятельно показать и озвучить, как надо стучать молотком, а как закручивать отверткой. Затем дайте детям задание: внимательно послушать, а после этого показать, что делал мастер. Сами с паузами произнесите звукоподражания в следующей последовательности: «Так-так, ..., тук-тук, ..., тук-тук, ..., так-так,..., тук-тук, ..., так-так, ..., так-так». В соответствии с услышанными звукоподражаниями дети показывают движения руками. Похвалите детей, скажите, что они помогли мастеру поставить на машину новые колеса.
Продолжите свой рассказ: «А вот другая машина, у нее проколота шина. Надо поставить заплатку. Для этого намажем заплатку клеем (правой ладонью несколько раз, как кисточкой, провести по левой ладони); подуем (сложив губы в легкую улыбку, подуть на ладони), прижмем крепко-крепко (соединить ладони перед грудью).
Все в порядке. Приклеилась заплатка. Теперь можно колесо накачать. Возьмем насос». Покажите детям артикуляционное упражнение «Насос»: широко улыбнитесь — так, чтобы были видны зубы, и несколько раз подряд длительно произнесите звук [с], одновременно поднимая и опуская руки со сжатыми кулаками.
Скажите детям: «Мы накачали колесо. Вот какое большое».
Чего не хватает?
Показать детям картинки «Чего не хватает?» и сказать: «Вот стоят грузовые машины. Они ждут ремонта. У каждой из них чего-то не хватает. Посмотрите внимательно и скажите, чего нет у этой машины. (Эта машина без колес, а эта без кузова, эта—без кабины, эта—без руля, эта—без фары, а эта — без двери.)»
Поблагодарите детей за помощь в мастерской и скажите, что все машины будут починены и снова отправятся в путь по дорогам города.