Мы знаем много названий диких животных.
Организационный момент. -«Встаньте на дорожку, подровняйте ножки и выставьте ладошки». Пройдите вдоль детей и, хлопая по их ладоням, пословно проговорите фразу: «Мы знаем много названий диких животных». (Хлопая по ладоням одного ребенка, говорите одно слово.) Затем вернитесь ж ребенку, стоящему первым, подставьте ему свои ладони и попросите назвать дикое животное. Ребенок должен хлопнуть по вашим ладоням и одновременно произнести название животного. Подойдите к каждому ребенку, при этом подставляйте свои ладони для хлопка и выслушайте ответ малыша.
Скажите детям: «Сейчас девочки будут изображать лисичек. Они побегут к своим стульчикам красивой легкой походкой». Когда девочки сядут, попросите мальчиков изобразить медведей и пройти к стульчикам не спеша, вперевалочку.
Волшебный телевизор.
Показать детям пособие «Телевизор» с установленной в нем на месте экрана яркой заставкой. (Позади экрана одну за другой поставьте картинки с изображением диких животных. Картинки должны быть поставлены в той последовательности, в которой будут звучать загадки: еж, медведь, белка» заяц, лиса и волк.)
Скажите детям, что сегодня они будут смотреть по волшебному телевизору передачу «В мире животных». Предупредите детей: «Телевизор включается» только тогда, когда правильно отгаданы загадки про диких животных наших лесов».
Загадайте малышам загадки в следующем порядке.
1) В клубок свернется, а в руки не дается.
(Еж)
2) По веткам скажет, да не птица. Рыжая, да не лисица.
(Белка)
3) Рыжая, с пушистым хвостом. Живет в норе под кустом.
(Лиса)
4) Косолапые ноги. Зиму спят в берлоге.
(Медведь )
5) Быстрый прыжок, теплый пушок, мчится с горушки прижав ушки.
(Заяц)
6) Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
(Волк)
Когда дети отгадают первую загадку, уберите цветную заставку с экрана, и на нём появится отгадка—еж. Затем вновь поставьте заставку, а когда будет отгадана следующая загадка — про медведя, заставка убирается вновь, но вместе с ней взрослый незаметно забирает и ближайшую к заставке картинку ежа. В результате на экране оказывается вторая по счету картинка с медведем. После этого заставка возвращается на прежнее место, и педагог читает малышам очередную загадку про белку. Таких образом, картинки с отгадками сменяют одна другую на экране «волшебного» телевизора.
Один и много.
Скажем детям, что в наших лесах много диких животных. Попросите малышей о них рассказать, продолжая начатые вами фразы по образцу: «В лесу живет не одна белка, а много белок.
В лесу живет не один волк, а много ... (волков).
Не одна лиса, а много ... (лис).
Не один заяц, а много ... (зайцев).
Не один еж, а много ... (ежей).
Не один медведь, а много ... (медведей)».
Кто где?
Сказать детям: «Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей». Предложите детям посмотреть на картинку «В лесу» и постараться отыскать на ней притаившихся повсюду диких животных.
Поднесите к губам указательный палец и скажите детям: «Ч-ч-ч». Предупредите малышей, что говорить надо шепотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. Начните шепотом рассказ: «Я вижу птицу. Она сидит в гнезде». Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы», «Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом», «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге». «Я вижу ежа. Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк спрятался за деревом».
Уточните у детей, откуда выглядывают животные: «Птица выглядывает из гнезда. Лиса выглядывает из норы. Белка выглядывает из дупла. Медведь не выглядывает из берлоги, он спит. Заяц выглядывает из-под куста. Волк выглядывает из-под упавшего дерева. Еж выглядывает из-за дерева». Спросите: «Кого еще мы видим на картинке?»
Звериный хоровод.
Скажите: «Вышли на лужок и сделали кружок». Сообщите детям, что сейчас они будут под музыку водить звериный хоровод. Договоритесь с малышами, как они будут изображать зайцев (прыгать, держа руки перед грудью, как лапочки), лисичек (бежать на цыпочках, держа руки перед грудью, как лапочки) и медведей (идти вперевалочку, держа руки в стороны и вниз).
Под музыку дети начинают движение по кругу. В соответствии с характером музыки малыши выполняют различные виды движений, имитирующих походку того или иного животного. (Если нет возможности обеспечить музыкальное сопровождение занятия, то можно эту же игру провести иначе, заменив музыку на словесные команды: «зайцы», «лисы», «медведи», чередуя их в разной последовательности через каждые 10-15 секунд.)
После окончания игры попросите детей снова сесть на стульчики.
Описываем животное.
На мольберте пособие «Телевизор» с заставкой на экране. Предложить детям еще раз поиграть с «волшебным» телевизором. Теперь малыши будут сами загадывать загадки о животных, а телевизор покажет им отгадки. Скажите детям, что каждому из них надо рассказать о каком-то диком животном, но не называть его. После того как прозвучит рассказ, на экране должно появиться изображение этого животного.
В качестве примера приведите детям следующий рассказ: «У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту». Когда закончите рассказ, уберите заставку с экрана телевизора. В результате на экране появится картинка с изобраежением зайца.
Возможные варианты рассказов детей о диких животных: «Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков». (Еж.)
«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу н ищет мед и малину». (Медведь.) «Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.) «Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) «Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.)
Если у детей будут возникать затруднения с описанием животных, задавайте им наводящие вопросы.
Как выглядит животное? (Размер, окраска.)
Какие у него повадки? (Хитрый, трусливый, злой и т. п.)
Какое у него жилище?
Чем питается?
Лесные песенки.
Сказать детям, что диких животных они сегодня не только видели по телевизору, но и сами научились показывать и рассказывать о них. А теперь пришла пора спеть маленькие лесные песенки. Сообщите малышам, что вы начнете петь песенку, а им надо догадаться, о ком из диких животных эта песенка, и закончить ее. Спойте на любые простые мелодии следующие рифмовки. (При пении голосом и интонацией старайтесь выражать характер каждого животного.)
Побывали мы в лесу, Повстречали там... (лису).
Слышу топот чьих-то ножек . По тропинке ходит... (ежик).
Возле этой елки бродят злые... (волки).
Глубоко дупло—не мелко, В нем в тепле ночует... (белка).
Беленький да маленький. Под кусточком... (заинька).
Начал громко он реветь: «Узнаете? Я—... (медведь)».
Сказать детям, что передача «В мире животных» закончилась. Похвалите детей за то, что они помогли вам ее провести — рассказали и показали так много интересного из жизни диких животных наших лесов.
Итоги. Оценка работы детей.
Игры и задания для закрепления материала
Провести с детьми игру «Четвертый лишний». Покажите малышам картинки с тремя дикими и одним домашним животным, например: волк, лиса, кошка и заяц, и спросите, какое из этих животных здесь лишнее. Объясните малышам, что лишней является кошка, так как все остальные животные дикие, а кошка домашняя. Выставьте другую четверку картинок: медведь, собака, еж и белка, определите здесь лишнюю картинку (собака).
В следующий раз предложите вниманию детей другие картинки: корова, лошадь, свинья и лиса. Здесь лишней окажется лиса, так как это животное дикое, а остальные три — животные домашние.
Аналогично проведите игру, но без наглядности. Называйте живзывая их на картинках. Например, скажите: «Овца, белка, лошадь, корова. Кто из "них лишний?» (Лишняя белка.)
«Коза, волк, медведь, заяц». (Лишняя коза.)
«Лиса, корова, еж, заяц». (Лишняя корова.)
«Кошка, лошадь, собака, медведь». (Лишний медведь.)
Рис. 56. Пособие «Телевизор»
Рис. 53. Дикие животные
Рис. 54. Жилища диких животных
Занятие 17 МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД*
Чему учим детей:
—даем первые представления о стране и городе, в котором мы живем;
—воспитываем любовь к родному городу, гордость (я — петербуржец!);
—вызываем познавательный интерес к Санкт-Петербургу, восхищение его красотой;
—формируем начальные знания о Санкт-Петербурге, его истории, гербе и основных достопримечательностях: Петропавловской крепости, Зимнем дворце, Адмиралтействе, Летнем саду, Медном всаднике и др.;
—учим называть свой домашний адрес;
—расширяем словарь за счет имен существительных (страна, город, столица, герб, щит, маяк, гимн, символ, экскурсия, петербуржец, архитектор, реставратор);
—учим отвечать на вопросы взрослого полными ответами, составлять рассказ из 3-5 предложений;
—учим образовывать множественное число имен существительных;
— развиваем слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях;
—развиваем умение выполнять построения — строиться в шеренгу, вставать по кругу;
—развиваем счетные навыки (порядковый счет);
— развиваем логическое мышление—учим отгадывать загадки.
Оснащение: большие видовые фотографии (из настенного иллюстрированного * календаря), а также открытки с достопримечательностями Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Невский проспект, Стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, Дворцовая площадь, скульптуры сфинксов и львов на набережных Невы, Аничков мост, разведенный Дворцовый мост; фотографии детей на фоне дворцов и памятников, альбом для фотографий; запись музыки P.M.Глиэра «Гимн Великому городу»; две пары одинаковых картинок—Адмиралтейство и Исаа-киевский собор: одна разрезается на 6 частей, а другая оставляется целой для образца при выкладывании (рис. 58).
Предварительная работа. Расскажите детям о Санкт-Петербурге, используя стихи и картинки. Называя каждую достопримечательность, показывайте детям фотографии. (Для этого могут быть использованы большие иллюстрированные календари с видами Санкт-Петербурга.)
Расскажите: «Наш город Санкт-Петербург один из самых больших и красивых городов мира. 300 лет тому назад среди болот и лесов царь Петр1 заложил новый город. Назвал он его святым именем — в честь апостола Петра.
На берегу Финского залива, там, где, делясь на много речек, впадает в море полноводная река Нева, наши предки начали строительство Санкт-Петербурга. На одном из островов Невы — Заячьем острове — возвели неприступную для врагов Петропавловскую крепость. (Покажите детям фотографию Петропавловской крепости.)
На Заячьем острове крепость стоит, И ангел над крепостью этой парит. Жив и в наши дни старинный обычай—каждый день со стены Петропавловской крепости ровно в полдень слышен пушечный выстрел.
По берегам Невы и на ее больших и малых островах стали постепенно строить наш замечательный город Санкт-Петербург. На самом большом — Васильевском острове — было возведено много красивых зданий. Но главным украшением острова стало место, называемое Стрелкой Васильевского острова. Здесь река Нева расходится на два широких рукава: Большую и Малую Неву. Прежде тут находился порт, а знаменитые Ростральные колонны были маяками — они указывали путь прибывающим кораблям. Теперь порт перенесен в другое место, и факелы на Ростральных колоннах зажигают только по торжественным дням (покажите детям фотографию Стрелки Васильевского острова).
Сегодня праздник. Посмотри — Горят ростральные огни.
Река Нева дала имя и самому первому проспекту нашего города (показ картинки).
Невским проспектом любуетесь вы? Начало свое он берет у Невы.
Начинается Невский проспект у здания Адмиралтейства, там, где при Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Покажите детям фотографию Адмиралтейства.)
Здесь шпиль Адмиралтейства
Узнали мы с тобой —
В небесном океане
Краблик золотой. .
Здесь же в самом центре города —
Убранства города венец — Дворцовая площадь и Зимний дворец.
Дворцовой площадь названа потому, что она расположена перед Зимним дворцом. Раньше в Зимнем дворце жили русские цари, а теперь там находится один из самых больших музеев мира — Эрмитаж. (Покажите детям фотографию Зимнего дворца.)
Знамениты на весь мир и наши петербургские мосты. Многие мосты не простые, а разводные. По ночам они разводятся с помощью специальных механизмов, давая путь большим караблям. (Покажите детям фотографию разведенного Дворцового моста.)
Река Нева обрамлена каменными набережными, которые украшены скульптурами грозных львов, таинственных сфинксов... (Покажите детям фотографию сфинксов.)
Напротив друг друга два сфинкса лежат, Невские воды они сторожат.
Кроме реки Невы в Санкт-Петербурге много и других рек и каналов, через которые перекинулись сотни мостов. Некоторые из них так красивы, что прославились на весь мир. Посмотрите на один из них—Аничков мост. (Покажите детям фотографию Аничкова моста.)
101 Кони скачут по булыжной мостовой, ,
Город встал над непокорною Невой. Кони скачут по проспектам, вдоль Невы, Не мигая смотрят каменные львы. Кони скачут, пролетают купола, Но Фонтанка им преградою легла. Кони скачут, кони рвут свою узду. Кони встали на Аничковом мосту.
Прекрасны сады и парки Санкт-Петербурга. Самый знаменитый и старинный сад в нашем городе был заложен еще царем Петром I. Называется этот сад Летним.
Тонким кружевом оград Нас встречает Летний сад.
В честь Петра I — великого царя и основателя Санкт-Петербурга — был отлит из металла и установлен на огромном камне памятник, который называется Медный всадник. (Покажите фотографию.)
Наш город красив и неповторим. И мы, его жители, с гордостью называем себя петербуржцами». Предложите детям послушать аудиозапись песни А.Фатьянова «Над Россиею небо синее...» или спойте один куплет.
В следующий раз предложите детям послушать аудиозапись «Гимна Великому городу» из балета Р. М. Глиэра «Медный всадник» (фрагмент).
Оформите в группе стенд «Наш город — Санкт-Петербург», на котором поместите изображение символов нашего города: Медный всадник, Петропавловская крепость, Ростральные колонны, кораблик на шпиле Адмиралтейства, ограда Летнего сада, разведенный мост над Невой, львы, сфинксы а также кони на Аничковом мосту.
Ход занятия
1. Отвечаем на вопрос.
Создайте организационный момент. Для этого попросите детей: «Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц,— полукрутом». Задайте детям вопросы:
«В какой стране мы живем?
А как называется город, в котором мы живем?
Любите ли вы свой город Санкт-Петербург?
А хорошо ли вы его знаете?
Сейчас мы это проверим». Попросите детей послушать музыку (фрагмент «Гимна Великому городу») и спросите, узнают ли они эту музыку. О чем она?
Похвалите детей за ответы и спросите, хотят ли они отправиться на экскурсию по своему родному городу.
2. Автобусная экскурсия.
Покажите детям на стулья, поставленные в два ряда, как сиденья в автобусе, и скажите: «Вот автобус». Попросите малышей сесть на стульчики и скажите, что сейчас они отправятся на экскурсию по центру Санкт-Петербурга. Сами тоже сядьте на стул, стоящий впереди, лицом к детям, и скажите, что вы экскурсовод и будете показывать им разные здания и памятники нашего города. Произнесите слова и одновременно покажите детям движения.
На экскурсию мы едем — Город свой узнать хотим. Вдоль по улицам проедем И в окошко поглядим.
(вращайте руками, как будто держите руль)
(слегка разведите руки в стороны, а затем поверните голову направо и налево)
Стоп! Смотрите прямо -Что же перед вами?
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо -Что же перед вами?
На экскурсию мы едем. Стоп! Смотрите прямо -Что же перед вами?
(покажите большую фотографию Медного всадника, выслушайте ответ детей, продолжите игру) (вращайте руками, как будто держите руль)
(покажите большую фотографию Зимнего дворца, выслушайте ответ детей, продолжите игру) (вращайте руками, как будто держите руль)
(покажите большую фотографию Адмиралтейства, выслушайте ответ детей, продолжите игру)
Аналогично в ходе игры показывайте детям фотографии Летнего сада, Петропавловской крепости, Аничкова моста, сфинксов, Ростральных колонн.
3. Сочиняем стихи.
Скажите детям, что наш город Санкт-Петербург так красив, что о нем хочется говорить стихами. Попросите малышей помочь вам придумать стихи про свой любимый город. Прочитайте рифмовки, стимулируя детей самостоятельно подобрать последнее слово-рифму. (Если у малышей будет вызывать затруднение самостоятельный поиск рифмы, то предложите им на выбор два слова. Для этого прочитайте рифмовку, вставив вместо многоточия сначала первое, а затем второе слово. Затем спросите детей о том, какой стишок им больше понравился.)
Лебеди плавают в старом пруду.
Часто гуляем мы в Летнем... (парке или саду).
Вместе с папою вчера
Был я в Домике... (Петра или у Невы).
Всех любознательных людей *
Приглашаем мы в... (зоопарк или музей).
Великий творец
Создал Зимний... (дворец или сад).
Над Невою в полный рост
Поднялся Дворцовый... (флаг или мост).
Не могу найти слова,
Так люблю тебя,... (Нева или город).
От зари и до зари
Горят на Невском... (фонари или лампы).
4. Игра с мячом «Один и много».
Предложите детям поиграть в подвижную игру с мячом — «Один и много». Для этого попросите малышей встать по кругу. Сами возьмите мяч и займите место в центре этого круга. Предупредите детей, что вы будете бросать им мяч и говорить о том, чего много в нашем городе. Ребенок, поймавший мяч, добавляет нужное слово и бросает мяч вам обратно. Начните игру словами: «В нашем большом городе не один дом, а много домов».
Не одна улица, а много... (улиц).
Не один проспект, а много... (проспектов).
Не одна площадь, а много... (площадей).
Не одна река, а много... (рек).
Не один остров, а много... (островов).
Не один мост, а много... (мостов).
Не один сад, а много... (садов).
Не один парк, а много... (парков).
Не один музей, а много... (музеев).
Не один театр, а много... (театров).
Не одна церковь, а много... (церквей).
Не один магазин, а много... (магазинов).
Не один завод, а много... (заводов)».
После окончания игры попросите детей сесть на стульчики, поставленные в ряд.
5. Самый-самый.
Скажите детям, что теперь вы убедились в том, что все они знают и любят свой родной город Санкт-Петербург. Значит, они настоящие петербуржцы. А какой же петербуржец не знает о самом-самом важном и интересном в своем знаменитом городе! Скажите, что сейчас вы будете начинать фразы, и попросите детей их закончить.
Самая главная река нашего города... (Нева).
Самая главная крепость... (Петропавловская).
Самый главный проспект... (Невский).
Самый главный дворец... (Зимний).
Самый главный памятник... (Медный всадник).
Самый главный сад... (Летний).
Самый главный музей... (Эрмитаж).
6. Юные реставраторы.
Скажите детям: «О том, какими будут памятники и дворцы нашего города, думало очень много архитекторов. Строили их из камня и металла еще большее число людей. Труд их был тяжел и сложен, потому что тогда еще не было таких машин, которыми пользуются строители в наше время. Но стоят эти памятники сотни лет, украшая и прославляя Санкт-Петербург. Наша задача — беречь эти памятники, следить за тем, чтобы они не ломались и не портились. Для этого время от времени специалисты-реставраторы чинят старинные здания и ухаживают за ними. Даже после того как некоторые памятники были разрушены во время войны, реставраторы смогли собрать их по маленьким кусочкам и восстановить».
Предложите детям стать реставраторами. Для этого попросите их разделиться на две команды и провести соревнование. Если мальчиков и девочек, участвующих в занятии, поровну, то пусть мальчики объединятся в команду «Петербуржец», а девочки — в команду «Петербурженка».
Предложите детям подойти к столам и дайте каждой команде по разрезной картинке из шести частей, а также по аналогичной целой картинке (рис. 58) и попросите детей, глядя на целую, собрать из частей разрезную картинку. Обе команды приступают к выполнению задания одновременно по сигналу педагога: «Раз, два, три — собери!» Когда разрезные картинки будут собраны, объявите победителей или ничью, сказав, что победила дружба. Спросите у детей, какие памятники Санкт-Петербурга они сейчас реставрировали.
7. Подведите итоги занятия, оцените работу детей.
Игры и задания для закрепления материала
Дайте родителям задание: побывать с детьми в центре Санкт-Петербурга и сфотографировать своих малышей на фоне достопримечательностей родного города. Рассмотрите вместе с детьми эти фотографии, уточните у детей, что это за памятники, здания, парки, где они побывали в выходной день. Используя эти фотографии, вместе с детьми оформите фотоальбом «Мой город — Санкт-Петербург».