Итоги занятия, оцените работу детей.
Игры и задания для закрепления материала
Предложите детям на прогулке собрать букеты из осенних листьев.
После прогулки на занятии дайте малышам задание: обвести цветными карандашами по готовым контурам листья разных пород деревьев, а затем назвать каждый листок: с березы листок — березовый, с осины листок — осиновый, с дуба листок — дубовый, с клена листок — кленовый, с рябины—рябиновый и т. д.
Занятие 4
В ГОСТЯХ У ЧИПОЛЛИНО
Чему учим детей:
— знакомим с названиями овощей;
— знакомим со сказкой Джанни Родари «Чиполлино»;
— расширяем словарь за счет имен существительных (урожай, огород); за счет
прилагательных (гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький)
и глаголов (укрылся, засел, срывать, дергать, подровнять);
— учим детей согласовывать имена существительные с числительными;
— закрепляем употребление предлогов «в» — «из» и «на» — «с»;
— учим составлять рассказ по картинному плану;
— развиваем слуховое внимание — умение подбирать рифмы;
— развиваем зрительное внимание — умение находить контур конкретного овоща среди пяти наложенных один на другой контуров овощей;
— развиваем общую и мимическую моторику;
— развиваем мелкую моторику — учим выкладывать из мозаики, раскрашивать, выполнять обводку;
— учим сочетать речь с движением;
— развиваем счетные навыки (счет в пределах семи);
— учим соотносить форму овоща с геометрическими фигурами (кругом, овалом, треугольником);
— развиваем логическое мышление—учим детей отгадывать загадки.
Оснащение: аудио- или видеозапись сказки «Чиполлино»; кукла или рисунок Чиполлино (рис. 7); муляжи овощей или натуральные овощи (картофель, морковь, репа, свекла, помидор, огурец); поднос; план рассказа об овощах (рис. 8); графические рисунки «Наложение контуров овощей» (репа, морковь, лук, помидор, огурец—рис. 9) и «На какую фигуру похож овощ?» (рис. 10) — по количеству детей; наборное полотно или доска.
Предварительная работа. Познакомьте детей с натуральными овощами—дайте их рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус в сыром или вареном виде. Покажите малышам, как можно выложить из мозаики изображения разных овощей (с учетом их цвета и формы): помидор, картофель, огурец, репу и лук. Покажите детям мультфильм или прослушайте вместе с ними аудиозапись сказки Джанни Родари «Чиполлино».
Ход занятия
1. По дорожке.
Создайте организационный момент. Для этого попросите детей: «Встаньте на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в одну линию, лицом к педагогу.) Скажите малышам, что сейчас они узнают, куда поведет их эта дорожка. Покажите детям игрушку или рисунок Чиполлино (рис. 7) и спросите малышей, знают ли они, кто это такой. (Уточните, что Чиполлино — луковый мальчик из сказки писателя Джанни Родари.)
Чиполлино спрашивает детей о том, какое время года наступило (осень). А затем сообщает, что осенью поспевает урожай овощей. Чиполлино приглашает ребят с собой в огород — помогать собирать урожай.
Прочитайте рифмовку и одновременно со словами выполняйте соответствующие
движения.
Мы пойдем в огород, (шагать на месте)
Много там всего растет: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвем мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс и слегка покачать корпусом из
стороны в сторону)
Засела в землю крепко, (опустить вниз руки и соединить их внизу ладонями)
Длинная морковка (присесть и прикрыть голову руками)
От нас укрылась ловко.
Дергай, дергай из земли. (встать и изображать движения, как будто дергаешь из
земли морковь)
Все собрали — посмотри! (развести руки в стороны)
После выполнения упражнения попросите детей сесть на стульчики.
2. Где растет.
Предложите детям вспомнить, какие овощи растут в земле, а какие на земле. Покажите малышам разложенные на подносе овощи или муляжи овощей (репа, морковь, свекла, капуста, огурец, помидор, перец, кабачок). Скажите: «Те овощи, которые мы выдергивали, растут в земле. Это репа, морковь, свекла, редиска. А те, которые мы срывали, растут на земле — это огурцы, помидоры, капуста, перец, кабачок».
Попросите детей взять с подноса по одному овощу и сказать, где он вырос, — в земле или на земле, и положить его в корзину.
3. Расскажем.
Скажите детям, что теперь они так много узнали об овощах, что могут сами о них рассказывать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 5 картинок-символов в виде картинного плана (см. рис. 8).
Объясните детям значение этих символов: 1 —где растет овощ, в земле или на земле;
2 — какого он цвета; 3 — какой формы; 4 — какой на ощупь: гладкий, шершавый или колючий; 5 — какой на вкус: сладкий, сочный или горький, едкий.
Попросите каждого ребенка составить рассказ о любом овоще. Дети по очереди достают овощи из корзины и составляют рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ об огурце будет звучать примерно так: «Огурец растет на земле. Он зеленого цвета, овальной формы, шершавый. Огурец сочный и вкусный (после слова вкусный надо улыбнуться, выражая на лице удовольствие)». Если ребенок рассказывает о луке, то, характеризуя его вкусовые качества, малыш говорит: «Он едкий, жгучий» —и морщится. Закончив свой рассказ, ребенок кладет овощ обратно в корзину.
4. Сосчитаем.
Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в шеренгу.) Скажите малышам: «Вот корзина овощей — посчитайте их скорей». Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж помидора и скажите: «Один помидор». Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет в руки помидор, скажите: «Два помидора». При получении муляжа третьим ребенком произнесите: «Три помидора», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров...»
Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Один огурец, два огурца... пять огурцов, шесть огурцов...»
Передавая из рук в руки репу, малыши будут говорить: «Одна репа, две пять реп, шесть реп...». После выполнения задания попросите детей на стульчики.
5. Отгадываем загадки.
Предложите детям отгадать загадки про овощи, подобрав рифмы в двустишиям.
Кто в земле укрылся ловко?
Это сочная... (морковка).
Испытает много мук,
Кто без хлеба скушал... (лук).
В огороде светофор?
Это красный... (помидор).
Посмотри-ка, тетя Фекла,
Уродилась нынче... (свекла).
Вот зеленый молодец,
Он зовется... (огурец).
В земле засела крепко
Золотая... (репка).
6. Найдем и раскрасим.
Выдайте каждому ребенку по рисунку «Наложение контуров овощей» (рис. 9 )
Попросите малышей найти среди наложенных контуров контур того овоща, о котором он отгадал загадку, и раскрасить его. (В то время, когда дети будут раскрашивать изображения овощей цветными карандашами, включите запись песенки Чипполино ( из спектакля или мультфильма.) Когда дети закончат работу, предложите им подарить Чиполлино свои рисунки. Пусть малыши назовут ласково свой подарок. «Я подарю Чиполлино морковочку», «Я подарю Чиполлино свеколку», «Я г Чиполлино репку» и т. д. Поблагодарите и похвалите детей от имени Чиполлино.
7. Подведите итоги занятия.
Игры и задания для закрепления материала
Предложите детям сравнить овощи и геометрические фигуры по форме (рис. 10 )
Дайте задание малышам обвести красным карандашом те фигуры, которые напоминают по форме этот овощ.
Рис.7 Рис.9
Чиполлино. Наложение контуров овощей.
Занятие 5
В САДУ У ВИШЕНКИ
Чему учим детей:
— знакомим детей с фруктами;
— расширяем словарь детей за счет имен существительных (сад, долька, косточка,
шкурка); имен прилагательных (румяный, лакомый, бархатный, пушистый, золотистый, кислый, спелый, контрастный) и глаголов (созрел, поспел);
— учим образовывать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах, образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
— учим строить предложения с однородными членами; составлять рассказ по
картинному плану;
— развиваем слуховое внимание — умение подбирать рифмы;
— развиваем зрительное внимание и конструктивные навыки — умение складывать разрезную картинку из четырех частей, узнавать фрукты по части их изображения;
— знакомим со всеми цветами спектра, а также с белым цветом;
— развиваем общую, мимическую и артикуляционную моторику;
— развиваем мелкую моторику в процессе работы с аппликацией и при собирании
разрезной картинки;
— учим сочетать речь с движением;
— знакомим с геометрическими фигурами (круг и овал);
— учим сравнивать фрукты по величине;
— развиваем логическое мышление—учим детей отгадывать загадки, подбирать
сочетание цвета фрукта и фона для него при выполнении аппликации, соотносить
форму предмета с геометрической фигурой.
Оснащение: герой сказки «Чиполлино» Вишенка (рис. 11); заготовки для аппликации на тему «Фрукты»: вырезанные из цветной бумаги изображения фруктов и квадратные картонные карточки разного цвета (красная, синяя, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, фиолетовая и белая), кисточки и клей (количество заготовок фруктов и карточек должно соответствовать числу детей, присутствующих на занятии, плюс один комплект для взрослого); разрезные картинки «фрукты», аппликации (фон для каждого фрукта свой: например, красный для сливы, оранжевый для винограда, желтый для вишни, зеленый для лимона, голубой для желтой груши, синий для яблока, фиолетовый для апельсина и белый для персика); план рассказа о фруктах (рис. 12); фрукты (картинки или муляжи) и корзина для них.
Предварительная работа. Рассмотрите вместе с детьми муляжи или рисунки фруктов. Уточните цвет, форму и величину каждого из них: яблоко, груша, слива, персик, лимон, виноград, вишня и апельсин. Расскажите малышам, что фрукты растут на деревьях в саду.
Затем предложите детям выполнить аппликацию — наклеить заранее вырезанные из цветной бумаги изображения фруктов на квадратные картонные карточки разного цвета (красную, синюю, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, фиолетовую и белую). Попросите детей выбрать фон для каждого фрукта так, чтобы аппликация ярко выделялась на нем. Перед началом работы покажите малышам, что фиолетовая
слива не видна на фиолетовом фоне, а оранжевый апельсин теряется на оранжевой карточке. Обратите внимание детей, что сочетание цвета фрукта и фона должно быть контрастным.
Ход занятия
1. По дорожке.
Создайте организационный момент. Скажите: «Встаньте на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают в одну линию, лицом к педагогу.) Покажите детям рисунок с изображением мальчика Вишенки (рис. 11) и спросите малышей, знают ли они, кто это такой. (Уточните, что Вишенка—это друг Чиполлино из сказки писателя Джанни Родари. Напомните, что Чиполлино — мальчик-луковка, и он вырос в огороде на грядке, поэтому называется овощем, а вот Вишенка вырос в саду на дереве и называется фруктом.)
2. Отгадаем загадки.
Скажите детям, что Вишенка пришел к нам за помощью. Он приглашает ребят помочь собрать урожай, но не в огороде, а в саду — там, где растут сладкие, сочные, ароматные фрукты. Сначала Вишенка хочет загадать загадки про те фрукты, которые растут в его саду. Прочитайте детям загадки от имени Вишенки:
Он и сочен и душист,
А снаружи золотист,
Много долек в нем, друзья,
Для тебя и для меня.
(Апельсин)
Аленькая, маленькая
С косточкой и тросточкой.
(Вишня)
Он круглый и смуглый,
Душистый, пушистый,
А серединка плода
Будто камень тверда.
(Персик)
Листья плотные да лаковые,
Плоды желтые да лакомые.
Ее скорее скушай —
Созрела, значит... (груша).
Сорвали детишки
Синие шишки.
Шишки гладенькие,
Внутри сладенькие.
(Сливы)
Круглое, румяное
С дерева достану я.
(Яблоко)
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик — как ладошка.
Был зеленым, а поспел он —
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)
В шкурке желтой,
Кислый он,
Называется... (лимон).
3. Сложим картинки.
Сообщите детям, что Вишенка предлагает им собрать из частей те фрукты, о которых только что прозвучали загадки. Дайте каждому ребенку по разрезанной на четыре части картинке с изображением разных фруктов.
4. В саду.
Скажите детям, что теперь Вишенка приглашает их в свой сад собирать урожай фруктов. Предложите детям выйти из-за стола, встать на дорожку и подровнять ножки.
Спросите у детей, где растут фрукты (в саду), на чем они растут (на деревьях). Сообщите малышам: «Чтобы сорвать с дерева зрелые плоды, вам придется встать на цыпочки, поднять руки вверх и потянуться за сладкими, сочными и ароматными плодами». Предупредите детей, что сейчас вы будете показывать им разные фрукты. Попросите детей назвать эти фрукты и показать, как их надо срывать с деревьев в саду.
Покажите малышам яблоко, а затем произнесите фразы, выполняя одновременно соответствующие движения.
Это... яблоко. (руки протянуть вперед ладонями вверх, как бы показывая на яблоко)
В саду растут... яблоки. (посмотреть наверх и поднять вверх руки, как бы показывая на
яблоки, висящие на дереве)
Мы сорвали много... яблок, (поочередно поднимать и опускать руки, совершая хватательные движения, как бы срывая с дерева яблоки)
Затем покажите детям грушу и вместе повторите движения и расскажите о ней: «Это—... (груша). В саду растут... (груши). Мы сорвали много... (груш)». Аналогично расскажите и покажите другие фрукты, образуя разные формы слов: слива—сливы—слив, персик — персики — персиков, апельсин — апельсины — апельсинов, лимон — лимоны—лимонов, виноград — виноград (!) — винограда, вишня — вишни — вишни (!).
После выполнения упражнения предложите детям сесть за стол.
5. Кто что любит.
Похвалите детей за то, что они собрали в саду так много фруктов и помогли Вишенке. Попросите каждого ребенка назвать фрукты, которые ему больше всего нравятся. Фраза должна звучать примерно так: «Я люблю (или: Мне нравятся) яблоки, груши и сливы».
Предложите детям изобразить, как они едят свои любимые фрукты. Хором читайте рифмовку и выполняйте соответствующие движения.
Мы кусочек откусили, (широко открыть рот и произнести: «а-а-а-м» )
Пожевали: та-та-та-та-та, ( «пожевать» зубами широкий кончик языка)
Проглотили.
Ах, как вкусно, (почмокать губами)
Ароматно, (поднести ладони к лицу и втянуть ноздрями воздух)
Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка — сначала
верхнюю губу, а потом нижнюю)
6. Расскажем.
Скажите детям, что теперь они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 6 картинок-символов в виде плана из картинок (рис. 12).
Объясните детям значение этих символов: 1 —какого цвета фрукт; 2 — какой формы (круглый, овальный, грушевидный); 3—какой величины; 4 — какой на ощупь (гладкий, шершавый или бархатистый); 5 — какой на вкус (сладкий или кислый); 6 — имеет ли запах (ароматный или нет).
Попросите малышей составить рассказ о любом фрукте. Попросите детей по очереди доставать муляжи фруктов из корзины (или брать картинки) и составить рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о яблоке будет звучать примерно так: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное».
Закончив свой рассказ, ребенок кладет муляж обратно в корзину.
Поблагодарите и похвалите детей от имени Вишенки.
7. Подведите итоги занятия.
Игры и задания для закрепления материала
Дайте каждому ребенку по одной части от разрезной картинки. Спросите у детей,
что они думают, какие фрукты изображены на этих картинках. Обратите внимание
малышей на то, какого цвета сам фрукт и какого цвета фон разрезной картинки. Оставшиеся части картинок перемешайте и предъявляйте детям по одной, спрашивая,
кому ее дать. Когда малыши определят и получат все недостающие части от своей
картинки, попросите их сложить целые картинки, а затем назвать фрукты ласково,
например: «Я сложил яблочко.»
Аналогично обыграйте грушку, сливку, лимончик, апельсинчик, виноградик, вишенку. (Про персик сказать ласково нельзя, можно лишь назвать его: «Сладенький» или «Вкусненький персик».)
Занятие 6
В ГОСТЯХ У ЛЕСОВИЧКА
Чему учим детей:
— знакомим с названиями грибов и ягод;
— закладываем основы экологического воспитания;
— активизируем наблюдательность;
— расширяем словарь за счет прилагательных (серый, рыжий, коричневый, изящный, масляный, ядовитый), а также антонимов (съедобный — несъедобный, высокий — низкий, толстый — тонкий);
— учим образовывать прилагательные от существительных (лес — лесной, черника — черничный, малина — малиновый ит.п.);
— учим согласовывать имена прилагательные с существительными;
— уточняем значение предлогов «на», «под», «за», «между», «перед» и «около»;
— развиваем звукопроизношение — стимулируем детей произносить звукоподражания с шипящими звуками;
— развиваем слуховое внимание — выполнять движения под музыку, вслушиваться в природные звуки и узнавать их;
— развиваем слуховую память— даем задание сначала запомнить последовательность слов, а затем повторить их;
— развиваем зрительное внимание — находить конкретный предмет в окружающей обстановке;
— совершенствуем общую (на логоритмическом материале) и мелкую моторику
на материале пальчиковой игры); *
— учим выполнять работы по лепке и аппликации, конструировать из природного материала;
— учим сочетать речь с движением;
— учим отгадывать загадки описательного характера и загадки-рифмовки;
— развиваем логическое мышление — умение находить связь между названием
гриба и его внешними признаками или местом произрастания.
Оснащение: аудиозапись энергичной музыки (для движения «поезда»), аудиозапись «Звуки леса»; рисунки «Несъедобные и съедобные грибы» (белый гриб, подберезовик, подосиновик, масленок, моховик, сыроежка, рыжик, мухомор, бледная поганка—рис. 14); заготовки для аппликации «Грибы» (рис. 13); рисунки «Лесные ягоды» (земляника, черника, брусника, клюква, малина — рис. 15); рисунок «осенний лес» с прорезями и плоскостное изображение сказочного персонажа Лесовичка - рис.16); поделка из природного материала «Старичок Лесовичок»; муляжи грибов, вырезанные из картона и раскрашенные фигурки грибов).
Предварительная работа. Покажите детям картинки «Съедобные грибы»: белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежку, масленок, моховик, лисичку..
Расскажите малышам, почему грибы получили такие названия. Например, подосиновик так назвали, потому что он обычно растет под осиной, а подберезовик — потому что он растет под... (березой). У белого гриба белая ножка, к тому же, когда его готовят, он, в отличие от других грибов, не темнеет, всегда оставаясь белым. Гриб лисичка похож по цвету на лису и такой же изящный и нарядный. Масленок блестящий и липкий, как будто намазан маслом. Спросите у детей, как они думают, почему гриб рыжик так назван (за рыжий цвет), а гриб моховик (растет во мху).
Проведите с детьми занятие по аппликации на тему «Грибы». Предложите самим наклеить грибы, используя для этого разные по цвету и величине шляпки. Шляпки грибов должны быть коричневого, оранжевого, красного, того цвета и двух размеров—большие и маленькие. Ножки предлагаются, серые — тонкие и толстые, высокие и низкие.
Дети по собственному желанию подбирают шляпки к ножкам. Каждый реб может наклеить на лист бумаги зеленого цвета (изображающей траву или ни сколько грибов. Затем работы рассматриваются и взрослый дает название всем гр по принципу:
белая ножка, коричневая шляпка — белый гриб;
белая ножка, желтая или красная шляпка — сыроежка;
серая ножка, коричневая шляпка — подберезовик;
серая ножка, оранжевая шляпка — подосиновик.
Обсудите с детьми цвет, высоту и толщину ножек, величину и цвет шляпок; которые они только что наклеили.
Покажите детям картинки «Несъедобные грибы»: мухомор и бледную (рис. 14). Попросите малышей подумать, почему у них такие названия. Предупреди детей, что эти грибы опасные, ядовитые. Такие грибы люди никогда не собирают.
Предложите малышам отгадать загадки о грибах.
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Белая ножка,
Прыгай в лукошко.
(Масленок)
Над грибами главный —
Гладенький и славный.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Белый гриб)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай не мешкай!
Это... (сыроежки).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос яркий,
как Петрушка,
Ядовитый... (мухомор)\
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (подосиновик).
Конечно, не белый —
Грибок я попроще.
Расту же обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
Эти дружные сестрички
Называются... (лисички).
Посмотрите-ка, ребятки,
Тут лисички, там опятки.
Ну, а это — на полянке
Ядовитые... (поганки)\
Покажите детям ягоды на картинках: землянику, чернику, бруснику, клюкву. малину (рис. 15). Обратите внимание детей на их цвет, форму и величину. Предложите малышам слепить разные ягоды из пластилина и положить их на блюдечки, а затем угостить кукол. Покажите детям, как надо отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки и скатывать из них шарики круговыми движениями ладоней. Предложите малышам отгадать загадки о ягодах.
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Черника)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.
(Земляника)
Что за бусинка во мху
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
Сразу станет кисло.
(Клюква)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Положи в корзинку
Ягодку... (малинку).
Ход занятия
- Едем за город.
Создайте организационный момент. Для этого скажите детям: «Сегодня мы с вами отправимся в лес за ягодами и грибами. Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от города».
Предложите детям встать друг за другом — как вагончики и под веселую музыку двинуться в путь.
Скажите, что вы будете паровозом, встаньте впереди вагончиков и покажите детям движения и звукоподражания. Предупредите малышей, что «ехать» нужно ас кругу и только под музыку. При движении нужно идти топочущим шагом и вращать перед собой руками, изображая колеса, а также произносить звукоподражание: «Чух-чух-чух...» Когда музыка замолкает, электричка сразу останавливается. На «остановке» объявите слова движения: «Двери открываются: ш-ш-ш...» поставьте руки перед грудью, соединив их ладонями, а затем разведите в стороны, изображая открывающиеся двери. Объявите: «Станция „Городская"». (Скажите «Это не наша остановка, ведь мы едем в лес, значит, нам нужна станция „Лесная"». Попросите детей запомнить названия станции, которые вы будете проезжать, чтобы правильно назвать их на обратном пути). Продолжите «Осторожно, двери закрываются: ш-ш-ш...», вновь соедините ладони перед грудью, изображая закрывающиеся двери.
Под музыку продолжите движение: сначала до станции «Полевая», и лишь затем «Лесная». Не забывайте каждый раз останавливаться. Во время музыкальных пауз остановки, «открывайте» и «закрывайте» двери воображаемых вагонов. .
Знакомство с Лесовичком.
Скажите детям, что теперь они приехали в лес, и предложите им сесть на пенечки ( стульчики), расставленные полукругом.
Скажите малышам, что в лесу много не только интересного, но даже сказочного. Покажите детям пособие «Осенний лес» с прорезями, в одну из которых выглядывает сказочный персонаж — старичок Лесовичок (рис. 16).
Скажите малышам, что это старичок Лесовичок. Он пока боится выйти из леса и прячется от нас. Несколько раз поменяйте местоположение Лесовичка, и каждый раз сообщайте детям, где он находится: «за деревом», «на дереве», «под деревом», «между деревьев», «за пнем», «перед пнем», «около пня». Потом еще раз покажите, как Лесовичок прячется, и попросите детей самостоятельно прокомментировать, где он находится.
Скажите малышам: «Чтобы старичок Лесовичок не боялся нас, надо показать ему, что мы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке — я скажу слово, а вы добавьте к нему „лесной"».
По очереди обращаясь к детям, задайте вопросы: «Гриб какой? ... (лесной). Дорога какая? ... (лесная). Озеро какое? ... (лесное). Ягоды какие? ... (лесные). Поляна какая? ... (лесная). Воздух какой? ... (лесной). Тропинка какая? ... (лесная). Запахи какие? ... (лесные)».
Предложите детям позвать Лесовичка: «Старичок Лесовичок, выйди к нам!» Вместо нарисованной плоской фигурки, двигавшейся на картине, покажите детям поделку из природного материала. Лесовичок здоровается с детьми и говорит, что он хочет им что-то показать. Но сначала просит ответить на его вопросы: «Какое сейчас время года? (Осень.). Что осенью в лесу созревает? (Ягоды, грибы.) Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды (уточните какие)?»
Узнаем и назовем ягоды.
Раздайте детям картинки с изображением лесных ягод и от имени Лесовичка попросите детей их назвать (рис. 15). Затем спросите малышей, любят ли они варенье. Скажите: «Сейчас будем собирать ягоды, а дома сварим из них варенье».
Покажите пальчиковую игру «Собираем ягоды»: левая рука изображает ветку с ягодами (для этого ее нужно расслабить и пальцы опустить вниз). Пальцами правой руки «снимать с веточки» воображаемые ягодки по очереди с каждого пальца левой руки.
Спросите у детей, какие ягоды собрал каждый из них. И сообщите, что из черники варят черничное варенье, из брусники —... (брусничное), из земляники —... (земляничное), из малины —... (малиновое), а из клюквы —... (клюквенное).
Спросите детей, а хотят ли они испечь пироги и ватрушки с лесными ягодами. И, получив утвердительный ответ, предложите им назвать пирог с черникой. Какой? —... (черничный), ватрушка с малиной какая? —... (малиновая) и т. д.
Соберем грибы.
Предложите детям от имени Лесовичка пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы. Дети встают и ходят по комнате, тут и там находя расставленные грибы — муляжи или плоские их изображения. Спросите каждого ребенка, как называется гриб, который он нашел; какой он — большой или маленький; какого цвета у него шляпка; какая ножка (цвет, толстая или тонкая, высокая или низкая); почему гриб так назван. Когда грибы будут названы и описаны, предложите положить их в общую корзину. Спросите малышей, какие в корзине собраны грибы — съедобные или несъедобные (съедобные). Спросите детей: «Какие несъедобные грибы вы знаете? Почему их так назвали — „несъедобные"?»
Звуки леса.
Лесовичок предлагает детям сесть на лесной полянке и послушать звуки леса. (Дети садятся на ковер и слушают аудиозапись звуков леса. Например, голоса птиц — кукушку, дробь дятла; кваканье лягушки; шелест листьев; шум дождя.) После прослушивания записи дети говорят о том, что они слышали.
Произнесите звукоподражание: «Чух-чух-чух...» Спросите детей: «А это что за звук, узнаёте?» Получив ответ, скажите малышам, что пора в обратный путь. Нужно с Лесовичком прощаться и домой отправляться. Напомните малышам, чтобы они не забыли поблагодарить старичка Лесовичка за лесные подарки — грибы и ягоды.
Едем домой.
Еще раз проведите игру «Электричка». Перед началом движения попросите детей вспомнить, как назывались станции, которые они проезжали по пути к лесу, и подумать, в каком порядке они будут теперь, когда они поедут обратно в город («Лесная», « Полевая », « Городская »).
Напомните детям, что ехать надо под музыку, а когда она замолкает, делать остановки. На остановках «открывайте» и «закрывайте» воображаемые двери вагонов, объявляйте названия станций.