Общие сведения о строительных машинах.
Классификация строительных машин и оборудования.
3. Конструктивные составляющие машин. Общие требования к строительным машинам.
Производительность машин.
1.В настоящее время число типоразмеров и моделей машин, применяемых в строительстве превышает более 1500 наименований. Применение их позволяет выполнять большинство строительных работ механизированным, комплексно-механизированным и частично автоматизированным способом.
К механизированным относятся работы, выполнение которых предусматривает хотя бы одну операцию выполнять при помощи машин и агрегатов.
При комплексно-механизированных работах все трудоемкие основные и вспомогательные операции тех. процесса выполняются с помощью отдельных машин или комплекса машин, агрегатов, установок.
К автоматизированным относятся работы, при производстве которых все операции тех. процесса выполняются машинами и оборудованием с устройствами и приборами автоматического регулирования и контроля.
2.Классификация строительных машин производится с распределением на группы по признаку и их назначения в строительстве, а в каждой группе по конструктивным особенностям и затем по рабочим параметрам.
По назначению:
- грузоподъемные
- транспортирующие
- погрузочно-разгрузочные
- для подготовительных и вспомогательных работ
- землеройные и грунтоуплотняющие
- буровые
- сваебойные
- дробильно-сортировочные
- смесительные
- машины для транспортирования бетонных смесей и раствора
- бетоноукладочные
- отделочные
- ручные
- дорожные
- машины для технического обслуживания.
Машины в каждой группе различаются по производственной характеристике; мощности, объему ковша, грузоподъемности, массе, габаритам и т.д. Отдельные виды строительных машин различаются по ходовому устройству; гусеничному или колесному ходу; по типу базовой машины (автомобиль, трактор, тягач); по видам двигателя или привода с электродвигателем (ДВС, гидро - и пневмопривод).
Каждой машине присваивается условное обозначение (индекс) в виде буквенно-цифрового обозначения:
ЭО- экскаватор одноковшовый
ЭТР- экскаватор непрерывного действия траншейной роторный.
ЭТЦ- экскаватор траншейный цепной
ЭР- экскаватор роторный универсальный
ДЗ- бульдозер, скреперы, автогрейдеры
ДУ- грунтоуплотняющие машины
КС- краны стреловые самоходные
КБ- краны башенные.
3.Каждая машина состоит из элементов и сборочных единиц, предназначенных для выполнения определенных функции:
по функциональному признаку различают следующие сборочные единицы:
1) Силовые установки (двигатели) – являются источниками или преобразователем энергии в механическую работу.
2) Рабочее оборудование - осуществляет технологическую операцию и воздействует на перерабатываемый материал.
3) Ходовое оборудование (у самоходных машин) – предназначено для передвижения всей машины и передачи давления от веса машины и нагрузок на основание.
4) Оборудование, входящее в конструкцию машины и выполняющее определенную функцию (встроенные компрессоры, генераторы, подогреватели, компьютеры)
5) Передаточные механизмы для осуществления связи силового оборудования с рабочим оборудованием.
6) Система управления – для запуска и установки силового оборудования, для связи с силовым, рабочим или кодовым оборудованием.
7) Несущая конструкция (рама) – для размещения и закрепления на ней всех элементов, узлов и механизмов.
Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность и работоспособность при работе в любое время года и суток, при разных атмосферных и климатических условиях. Поэтому к машинам предъявляются следующие требования:
1) Надежность в работе – способность безотказной работы машины без вынужденных простоев из-за неисправности при правильном управлении и нормальных нагрузках.
2) Экономичность в эксплуатации – обеспечение минимального расхода энергоресурсов (энергии, топлива), ГСМ, а также трудозатрат на управление и уход за машиной.
3) Транспортабельность – возможность перемещения самоходом или перевозки ее на транспортных средствах по шоссе или ж/д дорогам в собранном виде или в разъединенной на MINчисло частей.
4) Ремонтопригодность – возможность удобного тех. обслуживания и ремонта для поддержания ее в работоспособном состоянии.
5) Удобство монтажа и демонтажа машин – наилучшее - когда не требуются дополнительные грузоподъемные средства.
6) Требование эргономики – обеспечение благоприятных условий для рабочих, комфорт и утомляемость.
7) Эстетические требования – обеспечение хорошей отделки, окраски и внешнего вида.
Климатические требования.
1) Маневренность (подвижность) машин – способность разворачиваться в естественных условиях с min радиусом поворота Rn при заданной колее B и базе L
Rn
Где a - максимально возможный угол поворота наружного колеса (чем больше a - тем меньше радиус поворота)
2) Проходимость– способность преодолевать неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам и т.п. Проходимость определяется величиной дорожного просвета (клиренсом) С, продольным R1 и поперечным
R2 радиусами проходимости, а также давлением на грунт или дорожное покрытие.
3) Устойчивость – способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть.
4. Производительность машины – это количество продукции (в массе, объеме, штуках), вырабатываемой (перерабатываемой) в единицу времени – час, смену, месяц, год.
Различают производительность:
- теоретическую (расчетную);
- техническую;
- эксплуатационную.
Теоретическая производительность – это максимально возможное количество продукции, вырабатываемое в единицу времени непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках.
Для машин циклического действия теоретическая часовая производительность:
П к= 60 g*n,
где, g – количество продукции, вырабатываемое за один рабочий цикл;
n – число циклов, выполняемых машиной в 1мин., n=60 /tц
tц – продолжительность цикла, сек.
Для машин непрерывного действия:
Пк= 3600*F*V,
где, F – количество материала, размещающегося на 1 м длины потока продукции;
V – скорость движения потока продукции, м/с.
Техническая производительность – это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы машины непосредственно в конкретных производственных условиях при правильно выработанных режимах работы и нагрузках на рабочие органы.
Для машин циклического действия (Пример: краны) часовая техническая производительность:
Пт= 60*g*n*k,
где, g – грузоподъемность крана;
n – число рабочих;
k – коэффициент, учитывающий степень использования грузоподъемности.
Для машин непрерывного действия:
Пт= 3600 F*V*K,
где, F- масса груза, кг;
V – линейная скорость движения рабочего органа, м/с;
K – коэффициент, учитывающий конкретные условия работы.
Эксплуатационная производительность Пэ- это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени с учетом всех перерывов в работе, вызываемых требованиями эксплуатации, условиями труда работающих и организационными причинами:
Пэ= Пт Кu,
где, Кu – коэффициент использования машины по времени.
Сменную или годовую эксплуатационную производительность машины определяют на основании данных режима работы машины и ее среднечасовой эксплуатационной производительности:
Пэ.год= Пэ*Т,
где, Т – число работы машины в течении смены или года.
Занятие № 2, № 3, № 4.