Общие сведения о строительных машинах.

Классификация строительных машин и оборудования.

3. Конструктивные составляющие машин. Общие требования к строительным машинам.

Производительность машин.

1.В настоящее время число типоразмеров и моделей машин, применяемых в строительстве превышает более 1500 наименований. Применение их позволяет выполнять большинство строительных работ механизированным, комплексно-механизированным и частично автоматизированным способом.

К механизированным относятся работы, выполнение которых предусматривает хотя бы одну операцию выполнять при помощи машин и агрегатов.

При комплексно-механизированных работах все трудоемкие основные и вспомогательные операции тех. процесса выполняются с помощью отдельных машин или комплекса машин, агрегатов, установок.

К автоматизированным относятся работы, при производстве которых все операции тех. процесса выполняются машинами и оборудованием с устройствами и приборами автоматического регулирования и контроля.

2.Классификация строительных машин производится с распределением на группы по признаку и их назначения в строительстве, а в каждой группе по конструктивным особенностям и затем по рабочим параметрам.

По назначению:

- грузоподъемные

- транспортирующие

- погрузочно-разгрузочные

- для подготовительных и вспомогательных работ

- землеройные и грунтоуплотняющие

- буровые

- сваебойные

- дробильно-сортировочные

- смесительные

- машины для транспортирования бетонных смесей и раствора

- бетоноукладочные

- отделочные

- ручные

- дорожные

- машины для технического обслуживания.

Машины в каждой группе различаются по производственной характеристике; мощности, объему ковша, грузоподъемности, массе, габаритам и т.д. Отдельные виды строительных машин различаются по ходовому устройству; гусеничному или колесному ходу; по типу базовой машины (автомобиль, трактор, тягач); по видам двигателя или привода с электродвигателем (ДВС, гидро - и пневмопривод).

Каждой машине присваивается условное обозначение (индекс) в виде буквенно-цифрового обозначения:

ЭО- экскаватор одноковшовый

ЭТР- экскаватор непрерывного действия траншейной роторный.

ЭТЦ- экскаватор траншейный цепной

ЭР- экскаватор роторный универсальный

ДЗ- бульдозер, скреперы, автогрейдеры

ДУ- грунтоуплотняющие машины

КС- краны стреловые самоходные

КБ- краны башенные.

3.Каждая машина состоит из элементов и сборочных единиц, предназначенных для выполнения определенных функции:

по функциональному признаку различают следующие сборочные единицы:

1) Силовые установки (двигатели) – являются источниками или преобразователем энергии в механическую работу.

2) Рабочее оборудование - осуществляет технологическую операцию и воздействует на перерабатываемый материал.

3) Ходовое оборудование (у самоходных машин) – предназначено для передвижения всей машины и передачи давления от веса машины и нагрузок на основание.

4) Оборудование, входящее в конструкцию машины и выполняющее определенную функцию (встроенные компрессоры, генераторы, подогреватели, компьютеры)

5) Передаточные механизмы для осуществления связи силового оборудования с рабочим оборудованием.

6) Система управления – для запуска и установки силового оборудования, для связи с силовым, рабочим или кодовым оборудованием.

7) Несущая конструкция (рама) – для размещения и закрепления на ней всех элементов, узлов и механизмов.

Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность и работоспособность при работе в любое время года и суток, при разных атмосферных и климатических условиях. Поэтому к машинам предъявляются следующие требования:

1) Надежность в работе – способность безотказной работы машины без вынужденных простоев из-за неисправности при правильном управлении и нормальных нагрузках.

2) Экономичность в эксплуатации – обеспечение минимального расхода энергоресурсов (энергии, топлива), ГСМ, а также трудозатрат на управление и уход за машиной.

3) Транспортабельность – возможность перемещения самоходом или перевозки ее на транспортных средствах по шоссе или ж/д дорогам в собранном виде или в разъединенной на MINчисло частей.

4) Ремонтопригодность – возможность удобного тех. обслуживания и ремонта для поддержания ее в работоспособном состоянии.

5) Удобство монтажа и демонтажа машин – наилучшее - когда не требуются дополнительные грузоподъемные средства.

6) Требование эргономики – обеспечение благоприятных условий для рабочих, комфорт и утомляемость.

7) Эстетические требования – обеспечение хорошей отделки, окраски и внешнего вида.

Климатические требования.

1) Маневренность (подвижность) машин – способность разворачиваться в естественных условиях с min радиусом поворота Rn при заданной колее B и базе L

Rn Общие сведения о строительных машинах. - student2.ru

Где a - максимально возможный угол поворота наружного колеса (чем больше a - тем меньше радиус поворота)

2) Проходимость– способность преодолевать неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам и т.п. Проходимость определяется величиной дорожного просвета (клиренсом) С, продольным R1 и поперечным

R2 радиусами проходимости, а также давлением на грунт или дорожное покрытие.

3) Устойчивость – способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть.

4. Производительность машины – это количество продукции (в массе, объеме, штуках), вырабатываемой (перерабатываемой) в единицу времени – час, смену, месяц, год.

Различают производительность:

- теоретическую (расчетную);

- техническую;

- эксплуатационную.

Теоретическая производительность – это максимально возможное количество продукции, вырабатываемое в единицу времени непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках.

Для машин циклического действия теоретическая часовая производительность:

П к= 60 g*n,

где, g – количество продукции, вырабатываемое за один рабочий цикл;

n – число циклов, выполняемых машиной в 1мин., n=60 /tц

tц – продолжительность цикла, сек.

Для машин непрерывного действия:

Пк= 3600*F*V,

где, F – количество материала, размещающегося на 1 м длины потока продукции;

V – скорость движения потока продукции, м/с.

Техническая производительность – это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы машины непосредственно в конкретных производственных условиях при правильно выработанных режимах работы и нагрузках на рабочие органы.

Для машин циклического действия (Пример: краны) часовая техническая производительность:

Пт= 60*g*n*k,

где, g – грузоподъемность крана;

n – число рабочих;

k – коэффициент, учитывающий степень использования грузоподъемности.

Для машин непрерывного действия:

Пт= 3600 F*V*K,

где, F- масса груза, кг;

V – линейная скорость движения рабочего органа, м/с;

K – коэффициент, учитывающий конкретные условия работы.

Эксплуатационная производительность Пэ- это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени с учетом всех перерывов в работе, вызываемых требованиями эксплуатации, условиями труда работающих и организационными причинами:

Пэ= Пт Кu,

где, Кu – коэффициент использования машины по времени.

Сменную или годовую эксплуатационную производительность машины определяют на основании данных режима работы машины и ее среднечасовой эксплуатационной производительности:

Пэ.год= Пэ*Т,

где, Т – число работы машины в течении смены или года.

Занятие № 2, № 3, № 4.

Наши рекомендации