Количественных и качественных характеристик

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

к Методическим рекомендациям

По проведению оценки уязвимости ОТИ и ТС

Методика определения сил и средств, необходимых для пресечения АНВ

Специфические требования к облику инженерно-технических систем транспортной безопасности вытекают из специфики набора угроз, а точнее – сценариев их реализации с учётом принятых моделей нарушителя.

При этом сценарий реализации угроз представляется как последовательность действий нарушителя от начала проникновения на ОТИ/ТС и до окончания выполнения действий по достижению поставленной цели. При этом сценарии разбиваются на отдельные эпизоды. Эпизоды могут привязываться к узловым действиям нарушителя по достижению отдельных целей, например:

v проникновение на территорию ОТИ/ТС;

v силовое нападение на ОТИ/ТС;

v проникновение на ОТИ/ТС обманным путём через точки доступа;

v вскрытие помещений и хранилищ и хищение (уничтожение) ценностей, документов и имущества внутренним нарушителем;

v деструктивное воздействие внешних и внутренних нарушителей на систему связи и обмена данных.

Однако, поскольку данные действия совершаются на различных участках территории ОТИ/ТС, представляется целесообразным привязать действия нарушителей к пространственным точкам ОТИ/ТС:

Ø проникновение на территорию ОТИ/ТС;

Ø движение по территории;

Ø преодоление границы критического элемента;

Ø продвижение к критическому элементу;

Ø количество критических элементов (действия с критическим элементом);

Ø отход за пределы территории ОТИ/ТС.

Все действия нарушителей, включаемые в сценарии реализации угроз, могут быть объединены в три группы:

I. Действия по преодолению инженерно-технических систем ТБ обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства запретных зон.

II. Действия (способы действий) при движении по территории объекта.

III. Действия по достижению критического элемента (конечной цели акции).

Группы действий нарушителей, в свою очередь, содержат общие описания способов действия нарушителей. Поскольку способов действий велико, а их текстовые описания трудны для работы с обобщением информации, предлагается их формализовать методом цифрового кодирования. При этом формализация позволит справиться с большим объёмом обобщения материалов при обосновании облика инженерно-технических систем ТБ обеспечения безопасности ОТИ/ТС. Пример такого кодирования способов действий приведён в табл. П5.1.

Таблица П5.1

Группы и способы действий нарушителей

Код Способ действия нарушителя
I группа – Преодоление внешнего периметра ОТИ
Непроникновение (действия из-за территории объекта)
Легальный проход через точку доступа
Проход через точку доступа обманным путём
Проход через точку доступа под принуждением
Скрытое проникновение (под ограждением и т.п.)
Силовое проникновение пешим порядком
Прорыв с помощью транспортных средств (таран и т.п.)
Проникновение на летательных средствах (дельтаплан и пр.)
Проникновение на парашюте
Проникновение через водную акваторию на плавсредствах
Проникновение через водную акваторию с помощью акваланга
II группа – Движение по территории (сооружению) к критическому элементу (в т.ч. отход)
Нет движения
Легальное движение
Скрытое передвижение пешим порядком
Открытое передвижение бегом
Передвижение на транспортном средстве
III группа – Действия по достижению конечной цели акции
Нет действий
Угроза захвата
Угроза взрыва
Размещение или попытка размещения на ОТИ и/или ТС взрывного устройства
Распыление опасных или особо опасных химических веществ
Захват критического элемента
Взрыв критического элемента
Размещение или попытка размещения на критическом элементе взрывного устройства
Угроза блокирования
Угроза хищения

Каждому из действий нарушителей на любом этапе (эпизоде) реализации сценария (см. табл. П5.1) можно противопоставить определённые мероприятия системы охраны (силы и инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности) (табл. П5.2).

Таблица П5.2



Наши рекомендации