Железнодорожного транспорта и метрополитена

Специфика и методы реализации обеспечения безопасности железнодорожного транспорта сформулированы в положениях Федерального закона «О транспортной безопасности» [1] и конкретизированы в ведомственных нормативных документах.

Оценка уязвимости ОТИ и ТС производится с целью определения уровня их защищенности от всевозможных угроз несанкционированного вторжения или террористической атаки.

Важным элементом обеспечения безопасности на дороге является оценка уязвимости используемого транспорта. Она производится для определения последствий чрезвычайного происшествия на дороге, оценки эффективности охраны транспорта, выявления ее недостатков или возможных вариантов системы охраны и выбора наиболее успешного варианта.

Порядок проведения оценки уязвимости состоит из нескольких этапов:

¯ изучение технологических и технических характеристик транспортного средства или транспортной инфраструктуры в целом;

¯ изучение мер по защите системы от актов незаконного вмешательства;

¯ изучение методов реализации потенциальных угроз и совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ТС и ОТИ [40].

Порядок проведения оценки уязвимости ТС и ОТИ разработан согласно приказу Минтранса России от 12.04.2010 г. № 87 [17].

После процедуры оценки уязвимости составляется отчет, который утверждается в управлении транспортной безопасности того или иного транспортного ведомства. Затем предприятие в соответствии с приказом Минтранса России от 11.02.2010 г. № 34 [15] разрабатывает план обеспечения дорожно-транспортной безопасности ТС, ОТИ и приступает к его реализации.

Практическое внедрение положений и норм предусматривает поэтапную реализацию комплекса мер, в ряду которых — оценка уязвимости объектов железнодорожной инфраструктуры, разработка плана обеспечения их охраны и оснащение их комплексными системами безопасности.

В ходе проведения оценки уязвимости осуществляются следующие мероприятия:

1. Изучение технических и технологических характеристик ОТИ или транспортного средства, а также организации их эксплуатации. Результатом является описание технических и технологических характеристик ОТИ или транспортного средства, определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов ОТИ или транспортного средства.

2. Изучение системы принятых на ОТИ или транспортном средстве мер по защите от АНВ. Результатом является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ и/или ТС по защите от АНВ, а также оценка ее со­ответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и транспортного средства с ис, пользованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ и транспортного средства. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ или транспортного средства применительно к модели нарушителя.

4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или транспортного средства. Результатом является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Законодательством предусмотрено привлечение к реализации проектов специализированных сертифицированных организаций.

В сотрудничестве со специализированными предприятиями субъекты инфраструктуры железной дороги могут осуществить весь предусмотренный законодательством комплекс мер по обеспечению охраны и безопасности железнодорожной магистрали, вокзалов, мостов, пунктов связи и других объектов. На основе всестороннего анализа специалисты сформулируют объективную оценку уязвимости объекта, разработают план организации эффективной системы охраны и слежения и реализуют его на практике путем установки на объекте всего комплекса технических средств.

Специализированные предприятия располагают всеми необходимыми ресурсами для создания на объекте самых современных интегрированных систем слежения и контроля, а именно — радарно-оптических комплексов с радиолокационной станцией и тепловизионной техникой нового поколения, которая позволяет осуществлять сканирование периметра в радиусе нескольких километров. Важнейшим элементом комплекса являются тепловизионные системы АМБ-Ж, разработанные специально для нужд железных дорог — модули со светосильным объективом, неохлаждаемой матрицей, блоками аналитики и оптоволоконной передачи.

Исходя из оценки уровня уязвимости на объекте могут быть установлены различные модели инфракрасных камер АМБ-Ж с возможностью обнаружения человека на расстоянии до 2,5 км. В совокупности с видеоаналитикой, тепловизионные системы позволяют вести слежение за объектом с возможностью раннего реагирования и предупреждения нестандартной ситуации до вторжения нарушителя в зону охраняемого периметра.

Область применения

Методика проведения инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее — Методика) устанавливает общие положения, на основе которых рекомендуется проведение оценки уязвимости ОТИ и ТС железнодорожного транспорта.

Методика предназначена для использования специализированными организациями при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Оценка уязвимости ОТИ и ТС проводится специализированными организациями в рамках реализации Федерального закона «О транспортной безопасности» [1].

Методика проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС железнодорожного транспорта утверждена приказом Росжелдора от 28.07.2010 г. № 309 [28].

Перечень работ при проведении оценки уязвимости раздельных пунктов (РП) приведен в табл. 3.4 (см. с. 132), соответствующей приложению № 9 приказа Росжелдора от 25.10.2011 г. №515 [29].

Наши рекомендации