Нормативно-правовое обеспечение транспортной безопасности
Федеральный закон «О транспортной безопасности» [1] определил единый алгоритм действий по обеспечению транспортной безопасности на всех видах транспорта.
В целях реализации положений этого закона, создания единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности приказом министра транспорта от 09.10.2007 № 145 [24] в структуре Министерства транспорта был создан Департамент транспортной безопасности и специальных программ.
Основной задачей, стоящей перед Департаментом транспортной безопасности, является создание нормативной правовой базы и разработка документов в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с действующими правовыми актами на подведомственные Министерству транспорта федеральные агентства возлагаются функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности на всех видах транспорта:
¯ аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности;
¯ утверждение результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
¯ проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
¯ ведение реестра категорированных объектов;
¯ утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими работу в области транспортной безопасности, в настоящее время являются:
1. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [1] устанавливает понятие транспортной безопасности, ответственность субъекта транспортной инфраструктуры за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной структуры и транспортных средств.
2. Указ Президента РФ от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [4] устанавливает ответственность Минтранса России за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте и сроки обеспечения защиты критически важных объектов транспортной инфраструктуры.
3. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» [5] устанавливает три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, по умолчанию всегда действует 1-й уровень, 2-й и 3-й уровни объявляются при повышенных угрозах.
4. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [6] определяет, каким образом будет проводиться оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры при аккредитации специализированными организациями.
5. Приказ Минтранса России от 29.01.2010 № 22 «О порядке ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [12] регламентирует запись об объекте транспортной инфраструктуры в реестр по указанию компетентного органа, в который направляются данные по объекту. Компетентный орган принимает решение о включении объекта транспортной инфраструктуры в реестр, присваивает категорию (в соответствии с методикой категорирования), после чего направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Рос-транснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в реестр и о присвоении категории.
6. Приказ Минтранса России от 05.02.2010 № 27 «О порядке ведения реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [13] определяет порядок учета аккредитованных организаций.
7. Приказ Минтранса России от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [15] устанавливает, что план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры разрабатывается субъектом на основании результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В приказе определены содержание плана обеспечения транспортной безопасности, порядок его направления в компетентный орган управления транспортной безопасности и срок ответа управления транспортной безопасности субъекту.
8. Приказ Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05.03.2010 № 52/112/134 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [16] определяет обобщенный перечень угроз для формирования модели нарушителя в концепции обеспечения транспортной безопасности.
9. Приказ Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [17] устанавливает основные понятия по образовательным услугам объектов транспортной инфраструктуры и срок проведения образовательных услуг (для специализированных организаций — 1 месяц).
10. Приказ Минтранса России от 21.02.2011 № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности» [22] устанавливает основные правила категорирования объектов транспортной инфраструктуры компетентным органом.
11. Распоряжение Минтранса России от 10.06.2005 № ИЛ-62-р «О мерах по обеспечению защищенности опасных и критически важных для национальной безопасности объектов транспортного комплекса России от террористических проявлений и угроз техногенного характера» [27] поручает уполномоченным организациям создание перечня критически важных объектов транспортной инфраструктуры и подготовку методики категорирования и оценки уязвимости.
12. Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2009 № 1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности» [9] устанавливает перечень работ по объектам транспортной безопасности и объектам транспортной инфраструктуры, включая аккредитацию, категорирование, оценку уязвимости, разработку планов безопасности, контроль и надзор, формирование и введение автоматизированной централизованной базы персональных данных о пассажирах.