Обеспечения транспортной безопасности

Т.С. Смирнова

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т. С. Смирнова

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ТРАНСПОРТНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 656.2 (094)

ББК 39.28

С.50

Рецензент – Г.М. Субботин, заместитель директора по профессиональной подготовке и связям с производством Пермского института железнодорожного транспорта – филиала УрГУПСа.

Смирнова Т.С.

С.50 Курс лекций по транспортной безопасности – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013 – 296 с.

ISBN 978-5-89035-678-9

В учебном пособии раскрываются вопросы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Основное внимание уделяется выявлению факторов, создающих угрозу интересам транспортной сферы, формированию системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере, определению комплекса мер, способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации. Приведены материалы из нормативных и регламентирующих документов, утверждённых органами законодательной власти России.

Предназначено для повышения профессионального и образовательного уровня, нормативно-правовой, управленческой, организационной и аналитической компетентности студентов, обучающихся в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте и в метрополитене.

УДК 656.2 (094

ББК 39.28

ISBN 978-5-89035-678-9 © Т.С. Смирнова, 2013

© ФГБОУ «Учебно-методический центр

по образованию на железнодорожном

транспорте», 2013

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей, поэтому транспортная безопасность – это обязательное условие безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов.

Непрерывное развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения услуг и товаров, свободы экономической деятельности и конкуренции, обеспечения национальной безопасности России, а также улучшения условий и уровня жизни населения. Исходя из этого, неотъемлемым фактором социально-экономического характера является реализация международных требований в области обеспечения транспортной безопасности.

В настоящее время террористическая активность на транспорте возросла и составляющей глобальной террористической угрозы, при этом увеличилось не только количество террористических проявлений на транспорте, но произошли и определённые изменения в их качестве. В связи с этим одной из важнейших целей транспортной стратегии РФ является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Возникла существенная необходимость выстроить единую государственную систему мер по обеспечению транспортной безопасности для всего транспортного комплекса. Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами разработаны мероприятия нормотворческого и организационно-практического характера, которые направлены на обеспечение транспортной безопасности и защиту объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.

Также разработана государственная концепция обеспечения транспортной безопасности в России, которая определяет общие принципы деятельности по транспортной безопасности. Концепцией транспортной безопасности Российской Федерации является система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в транспортной сфере. Определены наиболее важные направления политики государства в сфере жизнедеятельности и транспорта. Обеспечение транспортной безопасности Российской Федерации включает в себя определение национальных интересов в транспортной сфере, выявление факторов, создающих угрозу интересам транспортной сферы, формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в этой сфере; определение комплекса мер, способных качественно повысить уровень транспортной безопасности Российской Федерации и привести его в соответствии с мировыми стандартами.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные понятия, цели, задачи и принципы

Таблица 1.1

Таблица 1.12

Таблица 1.13

Категории ОТИ или ТС

И объема нанесенного ущерба

Критерии категорирования Категория ОТИ или ТС
первая вторая третья четвёртая
Возможное количество погибших или получивших вред здоровью людей, чел. Более 50 От 26 до 50 От 11 до 25 До 10
Возможный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде, руб. Более 100 млн От 50 млн до 100 млн От 10 млн до 50 млн Менее 10 млн

Категорирование или оценка уязвимости объекта не является точкой начала выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, так как основная часть мероприятий по транспортной безопасности может быть выполнена на объекте до установления категории и проведения оценки уязвимости.

Требования по обеспечению

Транспортной безопасности

Требования по обеспечению транспортной безопасности, которые учитывают уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, разработаны в соот­ветствии со статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» [1].

Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, которые учитывают уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС железнодорожного транспорта утверждены приказом Минтранса России № 43 от 08.02.2011 г.[21].

Требования регламентируют выполнение тех или иных организационных и инженерно-технических мероприятий. Выбор мероприятий зависит от категории объекта и уровней безопасности.

Так как требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры вне зависимости от формы собственности, то необходимо учитывать мнение представителей собственников объектов и транспортных средств, перевозчиков. Выполнение всех требований по обеспечению транспортной безопасности позволяет более эффективно обеспечить безопасность пассажиров и перевозимых грузов от АНВ.

Кроме требований по обеспечению транспортной безопасности определены мероприятия с установленными сроками их выполнения:

Ø обеспечение проведения оценки уязвимости объекта, утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение 3 месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов и о присвоенной категории;

Ø разработка и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объекта в течение 3 месяцев и его реализация в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости.

При формировании единой системы обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации реализуется закрепленный в Федеральном законе «О транспортной безопасности» принцип интеграции в международные системы безопасности, учитывается практика, наработанная международным сообществом в сфере безопасности цепи поставок и ориентированная на использование комплексного подхода, выявление и учет потенциальных угроз, применение принципов законности и непре­рывности.

ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Железнодорожного транспорта

Таблица 2.1

Взрывные устройства,

Таблица 2.2

Таблица 2.3

Порядок их функционирования

Транспортной безопасности

Федеральный закон «О транспортной безопасности» [1] определил правовые основы транспортной безопасности, закрепив единый для всех видов транспорта системный подход к антитеррористической защите.

Структура системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации: Минтранс России, Департамент транспортной безопасности и специальных программ управления транспортной безопасности в подведомственных Минтрансу России федеральных агентствах и службе специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности и субъекты транспортной инфраструктуры; контрольно-надзорные функции исполняет Ространснадзор (рис. 2.3).

Росжелдор — компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта (постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 354 [7] в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта внесены изменения, определяющие соответствующие полномочия). В июне 2009 г. в составе Росжелдора создано Управление транспортной безопасности. Проведена работа по укомплектованию подразделений транспортной безопасности во всех семи территориальных управлениях Росжелдора.

К компетенции Росжелдора в области обеспечения транспортной безопасности относятся пять функций (рис. 2.4):

1) утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

2) утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

3) аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) ведение реестра категорированных объектов.

Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России
Отдел нормативного обеспечения транспортной безопасности
Отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны
Отдел мониторинга и анализа государственной политики в области транспортной безопасности
Отдел координации и взаимодействия в области транспортной безопасности
Специальный отдел
Координация и контроль в области обеспечения транспортной безопасности
Центральный аппарат Минтранса России
Ространснадзор
Росавиация
Росморречфлот
Росавтодор
Росжелдор
Управление транспортной безопасности
Отдел оценки уязвимости и категорирования
Отдел по работе с планами обеспечения транспортной безопасности
Территориальные органы
Функциональное руководство
Отдел координации, анализа и прогнозирования
Контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности
Управление транспортной безопасности федеральной службы и федеральных агентств
Выполнение функций компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности
Выработка государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности
Субъекты транспортной инфраструктуры
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности

Рис. 2.3. Структура системы обеспечения

транспортной безопасности в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации
Перечень уровней безопасностей
Порядок аккредитации специализированных организаций
МВД России
ФСБ России

Минтранс России
Согласование

Порядок проведения оценки уязвимости
Требования по обеспечению транспортной безопасности
Росжелдор
Ространснадзор
Федеральная служба по тарифам

Утверждение Аккредитация

Инфраструктуры организации

Тарифы

Разработка и реализация Утверждение Оценка Контроль

уязвимости и надзор

Планы обеспечения транспортной безопасности

Категорирование

И ведение реестра

Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства

Рис. 2.4. Области обеспечения транспортной безопасности

Структура системы обеспечения транспортной безопасности для метрополитена принципиально должна соответствовать структуре такой же системы на железнодорожном транспорте.

До принятия решения о наделении Росжелдора функциями по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности метрополитена агентством проведены совещания в городах, располагающих собственными системами метро. На совещаниях обсуждались вопросы реализации требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и разработки комплексной программы.

Субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить соответствие мероприятий в рассматриваемой области, в том числе финансируемых за счёт средств федерального бюджета, требованиям действующего законодательства по транспортной безопасности, что подразумевает проведение проектно-изыскательских работ для объектов, имеющих категорию по транспортной безопасности, на основе утвержденных компетентным органом результатов оценки уязвимости объектов. Планы строительно-монтажных работ субъектов транспортной инфраструктуры должны быть взаимосвязаны с утвержденными планами транспортной безопасности объектов.

Несмотря на недостаток необходимой нормативно-правовой базы, работы по обеспечению транспортной безопасности должны проводиться и проводятся. В последующем результаты работ будут оценены с точки зрения принятых нормативных актов.

Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2010 г. № 403 [4] предусмотрено создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта и в этих целях — комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта, предусматривающей объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по обеспечению безопасности на транспорте (далее — комплексная программа).

Комплексная программа включает в себя вместе с подпрограммами для других видов транспорта подпрограммы для метрополитена и железных дорог. Росжелдор подготовил предложения по концепциям подпрограмм «Метрополитен» и «Железнодорожный транспорт» (далее — подпрограммы). При подготовке предложений учтена позиция МВД, ФСБ, МЧС России, ФГУП «УВО Минтранса России», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ФГП ВО ЖДТ России, ОАО «РЖД», московского и других ме­трополитенов, остальных федеральных агентств.

В ходе совместной работы с департаментами Минтранса России и ФГУ «Ространсмодернизация» в предложения Росжелдора по показателям результативности, эффективности реализуемых мероприятий и использования финансовых средств был внесён ряд изменений в соответствии с изменениями концепции построения самой комплексной программы.

В целях обеспечения формирования, развертывания и дальнейшего развития комплексной программы при подготовке обеихподпрограмм учтены возможные угрозы безопасности населения на транспорте, рассмотренные в концепции комплексной программы. Предлагается структурирование подпрограмм из составных элементов, аналогичных элементам комплексной программы. Подпрограммы имеют те же цели, задачи и принципы формирования, что и комплексная программа в целом.

В ходе разработки комплексной программы были уточнены приоритетные направления подпрограмм. В предлагаемых концепциях обеих подпрограмм рассматриваются задачи применительно к метрополитену и железнодорожному транспорту, разбитые на пять направлений, соответствующие направлениям комплексной программы.

Разделение на этапы реализации подпрограмм повторяет этапы реализации комплексной программы. Первым этапом предусматривалось оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами до 31 марта 2011 г. — в соответствии с п. 16 Указа Президента [4]. Затем должен быть подготовлен перечень объектов, в отношении которых будут проведены мероприятия по созданию Комплексной системы сроком до 1 января 2014 г.

При определении состава и перечня мероприятий, разделяемых на этапы, особое внимание, как для железных дорог, так и для метрополитена, уделено приоритетности реализации выбранных решений. К наиболее уязвимым объектам железно­дорожного транспорта отнесены объекты, в отношении которых были совершены АНВ, в том числе на высокоскоростных линиях.

Для Росжелдора при реализации мероприятий подпрограмм особенно актуален принцип объединения сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов обеспечения транспортной безопасности. Это связано с тесным переплетением железнодорожной инфраструктуры с объектами других видов транспорта, а организация необходимого взаимодействия напрямую касается субъектов федерации.

Одним из наиболее важных вопросов является обеспечение безопасности метрополитенов.

Применительно к метро рассмотрены фактически выполненные работы и финансовые затраты в рамках межведомственной комплексной программы мероприятий по совершенствованию антитеррористической защищенности метрополитена (на 2005—2007 гг.) и аналогичной программы на 2008—2010 гг. А также фактически выполненные работы и финансовые затраты, прошедшие главгосэкспертизу и не выполненные в силу различных причин мероприятия обеих программ в их пересчете на настоящее время. На проведенных межведомственных совещаниях до сведения руководителей региональных министерств и ведомств, городских администраций, муниципальных предприятий, включая метрополитены, и других причастных организаций доведен предлагаемый порядок финансирования, приняты решения в ускоренном порядке совместно проработать соответствующие предложения.

Финансовое обеспечение подпрограмм должно осуществляться из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, а также из собственных средств субъектов транспортной инфраструктуры.

Производится уточнение и корректировка предложений железных дорог и метрополитенов по объемам финансирования и софинансирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

В части противодействия угрозам природного и техногенного характера могут быть приняты предложения других ведомств и одобрены соответствующие меры, которые, однако, должны быть взаимосвязаны с реализуемыми мероприятиями по обеспечению транспортной безопасности.

Таблица 2.4

Основные характеристики

Охранник 1

Стол-тумба для досмотра ручной клади
Металло-обнаружитель

Охранник 2

Посетитель

Ручная кладь

Рис. 2.7. Размещение аппаратуры и порядок движения

ручной клади и людей для поста контроля

без рентгенотелевизионного интроскопа

Вешалка для одежды и подставка для кейсов

Охранник

Со скрытоносимым

Металлоискателем

  Металлообнаружитель
Стол секретаря

Рис. 2.8. Размещение оборудования на посту

негласного контроля и схема маршрута

через него

Таблица 2.5.

Взрывозащитные средства

Средство взрывозащиты — конструктивное и (или) схемное решение для обеспечения взрывозащиты электрооборудования.

Специальный взрывозащитный комплект ЭТЦ-11 предназначен для обеспечения безопасности специалиста, производящего обезвреживание взрывных устройств, при несанкционированном взрыве заряда взрывчатого вещества до 5 кг тринитротолуола (ТНТ) в стальном цилиндрическом корпусе толщиной до 4 мм на расстоянии 4 м.

В состав комплекта входят:

v складной щит с навесной противоосколочной защитой, легко перемещаемый оператором;

v манипуляторное устройство, обеспечивающее перемещение взрывоопасных предметов, перерезание крепежа взрывного устройства, доставку средств разрушения взрывного устройства и т.д.;

v легкий взрывозащитный костюм;

v транспортная укладка для обеспечения сохранности и транспортировки составных частей комплекта.

Характеристики взрывозащитного комплекта ЭТЦ-11 представлены в табл. 2.6 [47].

Таблица 2.6

Таблица 2.7

Таблица 2.8

Технические характеристики

Таблица 2.9

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Железнодорожного транспорта

Таблица 3.1

Таблица 3.2

Таблица 3.3

Оформление результатов оценки уязвимости РП

(определяется приказом Росжелдора от 25.10.2011 г. № 515)

Результаты проведенной оценки уязвимости РП оформляются специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах по формам, представленным в Приложении 6. Первый и второй экземпляр оформляются на бумажном носителе, третий — на цифровом.

Общая часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит информацию об РП, в том числе:

Ø общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры; технические и технологические характеристики РП (в том числе схемы движения ТС, данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), порядке функционирования РП;

Ø сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;

Ø о принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;

Ø описание существующих границ зоны безопасности РП;

Ø описание действующих мер обеспечения транспортной безопасности;

Ø описание порядка зонирования РП в интересах транспортной безопасности, границ и конфигурации зон безопасности ограниченного и свободного доступа;

Ø описание критических элементов РП и границ их зон безопасности;

Ø сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на РП;

Ø описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем транспортной безопасности;

Ø описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех технических систем транспортной безопасности, а также их, автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;

Ø описание мест размещения и оснащенности действующих КПП;

Ø описание пропускного режима на РП и его критических элементах;

Ø описание порядка организации закрытой и/или открытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП,

Ø входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;

Ø описание порядка действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»;

Ø описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ;

Ø описание порядка организации учений и тренировок, проводимых субъектом как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;

Ø описание прочих характерных особенностей деятельности РП, необходимых для отображения в отчете об оценке уязвимости цельной картины существующей системы мер транспортной безопасности.

Аналитическая часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность РП, определенных с использованием модели нарушителя, об оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования РП требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, а также выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на РП.

Заключительная часть отчета о проведенной оценке уязвимости содержит необходимые рекомендации по изменению существующей системы мероприятий и мер транспортной безопасности, при наличии недостатков — рекомендации о необходимости:

¯ изменения действующих схем движения транспортных средств в зонах безопасности ОТИ, технологий обработки грузов и пассажиров;

¯ назначения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, укомплектовании персонала, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;

¯ доработки принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;

¯ оснащения (дооснащения) техническими средствами транспортной безопасности зон безопасности РП; изменения действующих мер обеспечения транспортной безопасности, в том числе перезаключение договоров на охрану с частными охранными предприятиями, заключение дополнительных соглашений с ФГУГГ «Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте»;

¯ оснащения (дооснащения) техническими средствами транспортной безопасности зон безопасности критических элементов РП;

¯ изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на РП;

¯ изменения оснащенности инженерно-технических систем транспортной безопасности;

¯ изменения действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех технических систем транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;

¯ изменения места размещения, количества и оснащенности КПП;

¯ изменения пропускного режима на РП;

¯ изменения порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на РП, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности РП;

¯ изменения существующего порядка действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»;

¯ изменения действующего порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах АН В;

¯ изменения действующего порядка организации учений и тренировок на РП, как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;

¯ прочие рекомендации, необходимые для приведения системы мер транспортной безопасности на РП в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Проведение оценки уязвимости других групп ОТИ проводится в том же порядке с учетом характерных особенностей ОТИ.

Характерные особенности

Оценка уязвимости ТС

Оформление результатов проведенной оценки уязвимости ТС

(определяется приказом Росжелдора от 25.10.2011 г. № 515)

Результаты проведенной оценки уязвимости ТС оформляются специализированной организацией в виде текстового документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах по форме, представленной в Приложении 6. Первый и второй экземплярыоформляются на бумажном носителе, третий — на цифровом.

Общая часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит информацию о ТС, в том числе:

v общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике);

v технические и технологические характеристики ТС (в том числе данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), организации эксплуатации ТС;

v сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;

v принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;

v описание существующих границ зоны безопасности ТС;

v описание действующих мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;

v описание критических элементов ТС и границ их зон безопасности (свободного доступа, ограниченного доступа и зон уязвимости);

v сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС;

v описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем транспортной безопасности ТС;

v описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем транспортной безопасности ТС, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;

v описание места размещения и оснащенности действующих КПП;

v описание пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;

v описание порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте и на ТС, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;

v описание порядка действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»;

v описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;

v описание порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС, как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;

v описание прочих характерных особенностей эксплуатации ТС, которые необходимо включить в отчет об оценке уязвимости ТС для отображения цельной картины существующей системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС.

Аналитическая часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС, определенных с использованием модели нарушителя, об оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, а также о выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ТС.

Заключительная часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит необходимые рекомендации по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, по совершенствованию организационных мероприятий и тактики действий, структуре и оснащенности подразделений транспортной безопасности, совершенствованию инженерных сооружений и инженерно-технических систем транспортной безопасности, а также должны быть отражены:

Ø изменения имеющихся технологий обработки грузов и пассажиров, порядка эксплуатации ТС;

Ø назначения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, персонала, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;

Ø изменения принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;

Ø изменения и оснащение (дооснащения) техническими средствами транспортной безопасности зон безопасности ТС;

Ø изменения действующих мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;

Ø изменения и оснащение (дооснащение) техническими средствами ТБ зон безопасности критических элементов ТС;

Ø изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС;

Ø изменения мест размещения и оснащенности инженерно-технических систем транспортной безопасности;

Ø изменения порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;

Ø изменения места размещения и оснащенности действующих КПП;

&Oslas

Наши рекомендации