Виды, периодичность, трудоёмкость и продолжительность ТО и Р машин

ТО машин производится при их использовании, транспортировании и хранении.

В процессе использования машин проводят:

1. Ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;

2. Плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями, периоды наработки;

3. Сезонное техническое обслуживание (СО),выполняемое 2 раза в год при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (зимнего или летнего).

Плановые ТО для определённых машин различаются периодичностью выполнения и составом работ. Каждому виду планового ТО в зависимости от последовательности проведения присваивается определённый порядковый номер (ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3).

В состав работ планового ТО, имеющего более высокий порядковый номер, обязательно входят работы каждого из предшествующих видов ТО, включая ежесменное.

Для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа «Рекомендации…» установлены такие же виды ТО, как для тракторов: ежесменное, периодические (ТО – 1, ТО – 2, ТО – 3) и сезонные, а для машин на базе шасси автомобилей и с двигателями автомобильного типа – ежесменное, периодические (ТО – 1, ТО – 2) и сезонные, так же как и для автомобилей.

Работоспособность башенных кранов поддерживается ежесменным, двумя периодическими (ТО – 1, ТО – 2) и сезонным ТО.

Простейшие машины типа бетоносмесителей и растворонасосов имеют ЕО, ТО и СО.

Периодичность ТО установлена в часах наработки (мотто-часах), учитываемых по счётчикам, на тех машинах где их нет, наработка определяется с учётом коэффициента пересчёта машино-часов в мотто-часы.

Для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа периодичность ТО – 1, ТО – 2 и ТО – 3 установлена соответственно в 60, 240 и 960 мото-часов.

Для машин на базе автомобилей и с двигателями автомобильного типа периодичность ТО установлена для ТО – 1 – 50 и для ТО – 2 – 250 мото-часов, а с двигателями новых моделей 100 и 500 мото-часов.

Простые машины типа подъёмника, бетононасосов, растворонасосов имеют периодичность 100 и 200 мото-часов.

В зависимости от конкретных условий использования машин допускается отклонение от установленной периодичности выполнения плановых ТО в переделах ±10%.

Нарушение установленной периодичности ТО вызывает увеличение затрат труда, времени, и денежных средств не только на обслуживание машин, но и на их ремонт.

Это видно из графика:

Виды, периодичность, трудоёмкость и продолжительность ТО и Р машин - student2.ru

где Со – суммарные затраты;

Ср – удельные затраты на плановый ремонт;

Спр – удельные затраты на восполнение потерь от простоя машины в ТО и Р;

СТО – удельные затраты на техническое обслуживание;

Снр – удельные затраты на неплановый ремонт;

См – удельные затраты на восполнение потерь от снижения производительности и экономичности экскаватора.

Из графика видно, что с увеличением периодичности ТО удельные затраты на ТО (СТО) снижаются, но одновременно увеличиваются затраты на Ср и Снр (↑ Т, СТО ↓, но ↑ Ср и Снр).

Это объясняется тем, что периодичность ТО машин (Т) связана с их техническим состоянием.

Так несвоевременная очистка фильтрующих элементов фильтров гидросистемы, систем питания, смазки и очистки воздуха вызывает преждевременный износ деталей. На их восстановление приходится затрачивать значительные средства.

При несвоевременной очистки накипи в системе охлаждения двигателей срок службы шатунно-поршневой группы сокращается в 2 раза.

Снижение давления в шинах на 15 – 20% из-за несвоевременного их подкачивания приводит к уменьшению срока их службы на 15 – 20%.

При этом учащаются поломки составных частей машин, что приводит к увеличению затрат на неплановый ремонт.

При увеличении периодичности обслуживания возрастают объёмы работ по ТО и Р машины и происходят дополнительные затраты от увеличенных простоев машин(Спр).

При несоблюдении установленной периодичности ТО показатели работы машин ухудшаются.

При увеличении периодичности регулировки предохранительного клапана гидросистемы давление в ней снижается, что приводит к уменьшению производительности машин.

Снижение давления впрыска топлива форсунками вызывает недостаточное его распыление и, как следствие этого, - снижение мощности двигателя при увеличенном расходе топлива.

Если в системе охлаждения имеется накипь, мощность двигателя снижается на 5 – 7% и более.

В результате эксплуатирующие организации несут дополнительные расходы от снижения производительности машин (См) из-за ухудшения их показателей.

При сложении всех перечисленных видов затрат получены суммарные удельные затраты на эксплуатацию и ремонт машин (Со).

Они показывают, что с увеличением периодичности ТО в 1,5 раза относительно оптимальной её величины удельные затраты возрастают в 1,63 раза, а сокращение периодичности на половину приводит к увеличению затрат на 12%.

Из всего этого следует вывод, что для поддержания работоспособности машин при минимальных затратах труда и денежных средств необходимо строго выдерживать установленные сроки выполнения работ по ТО. При этом коэффициент использования машины будет максимальным и сократится потребность в запасных частях для ремонта машин.

Сезонное ТО

Сезонное ТО проводят при подготовке машин к предстоящему сезону эксплуатации.

Критерием проведения сезонного ТО служит температура окружающего воздуха.

При установившейся температуре воздуха +50С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду эксплуатации, а при температуре ниже +50С – к осенне-зимнему периоду эксплуатации.

Сезонное ТО не совмещают с очередным плановым ТО.

ТО при хранении

Проводят при подготовке машины к хранению, в процессе её хранения и при снятии её с хранения.

ТО при транспортировании

Выполняют перед началом, в течение и в конце периода транспортирования машин.

Текущий ремонт

Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность дорожной машины до очередного планового вида ремонта путём восстановления и замены отдельных сборочных единиц и составных частей с их регулировкой в объёме, определяемым техническим состоянием ДМ.

Текущий ремонт должен производиться, как правило, агрегатным методом, при котором неисправные сборочные единицы заменяются заранее отремонтированными или новыми.

Для обеспечения качества его следует выполнять в мастерских управлений механизации дорожных организаций силами специализированных участков и бригад с привлечением в необходимых случаях машинистов или других лиц, обслуживающих дорожные машины.

На метах работы машин проведение ТР допускается агрегатным методом.

Периодичность ТР для машин на базе тракторов и с двигателями тракторного типа совпадает с периодичностью ТО – 3. Поэтому ТР и ТО – 3 проводят одновременно.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт должен обеспечить восстановление исправного состояния и полного или близкого к нему проектного ресурса машины с заменой или восстановлением её частей, включая базовые, проведением полной регулировки и испытания.

КР необходимо выполнять централизованно и как это предусмотрено СНИП III-1-76, на той же организационной и технологической основе как изготовление новых машин.

Номенклатура машин и их составных частей, подлежащих централизованному ремонту в соответствии с ГОСТ 25646 – 83 устанавливается министерствами, в состав которых входят предприятия-владельцы машин.

При этом ремонт машин, находящихся в эксплуатации в ограниченном количестве, согласно СНИП III-1-76 допускается производить в мастерских эксплуатационных баз управлений механизации с использованием кооперации с ремонтными предприятиями в организации ремонта отдельных агрегатов.

Во всех случаях КР должен производиться на основании ремонтных документов (ГОСТ 2.602 – 68).

Периодичность КР для различных машин установлена разной.

Планирование ТО и Р ДМ

Система ПП ТО и Р реализуется путём разработки и внедрения следующих мероприятий:

1. Плана ТО и Р;

2. Обеспечение своевременного и качественного выполнения работ по ТО и Р в установленные планом сроки при минимальных трудовых затратах;

3. Организации систематического учёта наработки машин;

4. Контроля за реализацией планов ТО и Р.

Планирование ТО и Р машин проводят с целью определения объёмов работ и установления времени остановки машин на ТО и Р.

Знание объёма работ по ТО и Р необходимо для определения потребности в рабочих, передвижных мастерских, топливозаправщиках и оборудовании для мастерских технического обслуживания строительных организаций.

Всё это устанавливается годовым планом ТО и Р машин, который составляют перед началом года в каждой организации, эксплуатирующей машины.

Строительные организации эксплуатируют не только строительные машины, но и транспортные средства, оборудование для производства строительных материалов, оборудование мастерских ТО и Р.

Всё оборудование, включаемое в годовой план, распределяют по разделам: в первом – строительные машины, во втором – автотранспорт, в третьем – оборудование промышленности строительных материалов, в четвёртом – оборудование мастерских ТО и Р машин.

Годовые планы и месячные планы-графики ТО и Р разрабатываются по формам, установленным согласно ГОСТ 25646 – 83.

Разработка годовых и месячных планов проведения указанных мероприятий должна проводиться на основании рекомендаций заводов-изготовителей машин по периодичности каждого вида ТО с учётом фактического технического состояния машин.

Месячные планы-графики ТО и Р должны быть согласованны с начальником участка-объекта, на котором работают машины.

В зависимости от специфических условий эксплуатации машин, например при работе дорожных машин на строительстве и содержании автомобильных дорог, согласно ГОСТ 25646 – 83 допускается отклонение от периодичности проведения ТО на ±10%, Т – на ±5% за исключением случаев, когда отклонение от периодичности не допускается по условиям безопасности.

Машины не прошедшие плановые ТО и Р в установленные сроки, к эксплуатации не допускаются.

Разработка годового плана начинается с уточнения количественного состава парка машин и выяснения, какие из них и в каком месяце будут списаны, какие новые машины поступят и когда. Устанавливается плановая наработка на год.

Годовая наработка машин, подлежащих списанию или получению в планируемом году, устанавливается с учётом времени их списания или получения.

Учёт наработки машин

Для составления планов ТО и Р в дорожных организациях должен систематически вестись учёт наработки машин.

Наработка машин, укомплектованных счётчиками, определяется по показаниям счётчиков.

Наработка машин, не имеющих счётчиков, определяется по данным учёта сменного времени, скорректированного с помощью коэффициента внутрисменного использования, что предусмотрено ГОСТ 25646 – 83.

Журналы учёта наработки ведутся механиками эксплуатационных участков по каждой машине в отдельности.

Механики участков передают в отдел главного механика (или ПТО) данные по наработке в момент контрольной для корректирования времени остановки машин на ТО или Р в соответствии с месячным планом-графиком.

О внесённых изменениях в указанный план-график отдел главного механика (или ПТО) сообщает на участок ТО и Р и эксплуатационные участки.

Данные о наработке каждой машины за месяц (разность между наработками на начало и конец месяца с начала эксплуатации) из журнала учёта наработки должны заноситься в их формуляры (паспорта).

Контроль за соблюдением установленных сроков остановки машины на ТО и Р и их продолжительностью осуществляет главный инженер (главный механик) дорожной организации.

Учитывая, что периодичность ТО и Р установлена в часах фактической наработки (в мотто-часах), а планирование годовой наработки пока ведётся в часах сменного времени, при составлении годового и месячного планов ТО и Р машин переводят годовую наработку в мотто-часы с помощью коэффициентов пересчёта.

Один из методов определения коэффициента пересчёта машино-часов в мото-часы описан в прил. 3 к «Рекомендациям…».

Суть этого метода заключается в следующем. Подбирают не менее 20 однотипных машин со сроком службы не менее года. Путём объезда их на месте использования снимают показания счётчиков мото-часов и суммируют их.

Затем выписывают из журналов данные сменного времени на день снятия показаний счётчиков по тем же машинам и суммируют их.

Отношение суммарной наработки в мотто-часах к суммарному сменному времени за один и тот же период определённой группы машин и составляет коэффициент их пересчёта.

Коэффициенты пересчёта могут быть установлены и по данным хронометрических наблюдений за работой машин, которые проводят нормативно-исследовательские станции строительных организаций.

Наши рекомендации