Влияние надежности машин на производительность (комплексные показатели надежности)
Производительность машин прямо-пропорциональна использованию их рабочего времени. А оно зависит от надежности машин, поддержание которой связано с простоями в текущем обслуживании и ремонте, что приводит к потерям рабочего времени.
По мере увеличения наработки простои в ремонтах увеличиваются, а, следовательно, производительность уменьшается.
Простои зависят от частоты отказов, т.е. безотказности, и времени их устранения, т.е. ремонтопригодности.
Комплексными показателями, оценивающими эти свойства надежности, являются коэффициенты готовности (Кг) и технического использования(Кти). Кроме того, получил распространение коэффициент технической готовности (ат).
Коэффициент готовности(Кг) - это вероятность того, что объект окажется работоспособным в произвольный момент времени, кроме (планируемых) периодов, когда использование (объектов) по назначению не предусматривается.
где ti - (суммарное) время пребывания i-го объекта в работоспособном состоянии;
N— число объектов;
Траб - продолжительность эксплуатации, состоящая из последовательно чередующихся интервалов времени работы и восстановления (ремонта).
При порядке обслуживания, предусматривающем немедленное начало восстановления отказавшего объекта, коэффициент готовности:
где Т0- наработка на отказ, [ч];
Тв - среднее время восстановления, [ч].
Коэффициент технического использования(Кти) учитывает простои как из-за ремонта объектов, так и из-за их технического обслуживания.
где Тэкс - продолжительность эксплуатации, состоящей из интервалов времени работы, текущего обслуживания и ремонта.
Если заданное время эксплуатации (Тэкс) различно для каждого изделия, то формула видоизменяется:
где tcyм- суммарная наработка всех объектов;
tрем - суммарное время простоев из-за плановых и внеплановых ремонтов всех объектов;
tобсл - суммарное время простоев из-за планового и внепланового текущего обслуживания всех объектов.
Если в формуле (8) в tpeм входит время капитального ремонта, то это будет коэффициент технической готовности(αт).
В практике эксплуатации предприятий принято за единицу времени принимать машино-день. Поэтому
где - суммарное число машино-дней пребывания в работоспособном состоянии;
- суммарное число машино-дней пребывания в простое из-за текущего обслуживания и ремонта.
Для определения Кти по нормативным данным преобразуем формулу (9) разделив числитель и знаменатель на
Второе слагаемое знаменателя определяет долю для простоя в текущем обслуживании и ремонте, приходящуюся на один день работоспособного состояния.
Для нахождения коэффициента следует по нормативным данным определить удельный простой В, приходящийся на 1 ч или на 100 ч работы машины, и умножить на среднюю суточную наработку tcc, выраженную в тех же единицах, за день работоспособного состояния:
Тогда
где tсм - продолжительность смены;
nсм - число смен;
Kисм - коэффициент использования внутрисменного времени.