Уравнение мощностного баланса – мощности двигателя.
где Ne– мощность двигателя;
ηT= ηmηka– тяговый КПД;
ηm- механический КПД трансмиссии на соответствующей передаче;
ηka- КПД движителя;
Nотв– мощность на отвале ( затрачиваема на преодоление сопротивления копанию грунта);
Nf1– мощность, на преодоление сопротивления качению передних ведомых колёс.
Для практического применения:
где ε – коэффициент, учитывающий неустановившейся режим нагрузки (для автогрейдера ε = 0,8…0,88).
Тяговая мощность на отвале:
Большое значение имеет определение коэффициента буксования:
Если в процентах, то помножить на 100%.
Он зависит от сцепных свойств ведущего колеса с грунтом, свойств грунта и может колебаться в больших пределах. Определяют его экспериментально на различных грунтах при снятии тяговой характеристики машины.
Скоростные качества машин.
Как видим, величина скорости входит и в формулу мощности двигателя, мощности на отвале и в коэффициент буксования, и в формулу производительности. Т.е. скоростные и тяговые свойства взаимосвязаны.
Скоростные качества машины зависят от мощности двигателя, передаточных чисел в механизме и массы машины.
Следует различать скорости: теоретическую (VT)и действительною (Vд).
Под теоретической скоростью движения самоходных машин следует понимать скорость их прямолинейного движения по горизонтальной плоскости при отсутствии буксования на данном режиме работы двигателя.
Топливная экономичность.
Топливо расходуется в ДМ в большом количестве. Стоимость его составляет 10 - 15 % от всех затрат на работу машин (у автогрейдера – 16% себестоимости машино-смены). В следствие этого топливная экономичность относится к одному из основных эксплуатационных свойств ЗТМ.
Под топливной экономичностьюпонимают способность машины машины выполнять рабочий процесс с минимальным расходом топлива в час на единицу объёма вырабатываемой продукции, что достигается оптимизацией параметров рабочего процесса.
Расход топлива зависит от конструктивных особенностей и технического состояния машины, а также от квалификации машиниста и уровня организации технического производства дорожно-строительных работ.
Для оценки топливной экономичности принимают следующие показатели:
1. Часовой расход топлива GT, получаемый при испытании машины в условиях эксплуатации;
2. Удельный расход топлива geна единицу мощности;
3. Удельный расход топлива gотвна единицу объёма выполненной работы;
4. Сменный расход Gсм.
Эти показатели определяются по формулам:
1. ;
где Gоп – расход топлива за опыт, г;
tоп – время проведения опыта, ч;
Vh – рабочий объём цилиндра, л;
i – число цилиндров;
n – частота вращения коленвала;
p – плотность, кг/м3.
где VTоп– объём топлива израсходованный во время опыта, см3;
γ– удельная масса топлива при 200 С, г/см3;
α– коэффициент удельного расширения топлива;
t– температура топлива в мерном бачке во время опыта.
VT– измеряют по разности показаний на мерных бачках, устанавливаемых на двигателе, до и после опыта.
2.
Для тракторных дизелей ge= 218…270 г/кВт-ч.
3.
4. для автогрейдера.
где tосн– основное время работы на квазиустановившемся режиме (почти установившемся), ч (80…85%);
tпов– время на зарезание, выглубление и повороты (развороты) машины, ч (15…20%);
tтехн– технологическое время, учитывающее остановки машины по технологическим и техническим причинам, ч;
GT/- часовой расход топлива на холостых оборотах двигателя, кг/ч.
Показатель gотввлияет непосредственно на интегральный показатель качества ки, т.к. выражает отношение массы (ил стоимости) топлива к комплексному показателю ПК, учитывающему такие показатели, как F, Т, VP. Он позволяет определить часть себестоимости единицы продукции, отнесённую к расходуемому топливу.
Проходимость ЗТМ
Проходимостью называется способность машины к перемещению в процессе выполнения работы, а также при транспортировании с одного объекта работ на другой.
Высокой проходимостью должны обладать все самоходные машины, работающие в условиях влажных и рыхлых грунтов, по пересечённой местности, по снегу, по заболоченным местам.
Проходимость характеризуется: силой тяги; удельным давлением на грунт; величиной дорожного просвета (клиренса); углом переднего и заднего свеса;
для машин с колёсным ходом– числом ведущих осей; диаметром, числом и расположением колёс; давлением в шинах и рисунком протектора; продольным и поперечным радиусами проходимости; минимальным радиусом поворота.
С увеличением удельного давления растёт сопротивление движению, что ведёт к увеличению потерь на передвижение машины.
Большинство исследований на проходимость относится к автомобилям. Но самоходные ЗТМ имеют иное назначение и ряд особенностей, присущих их рабочему процессу.
Самоходные ЗТМ, как правило, работают только на грунтах, которые хорошо поддаются резанию и перемещению, не липнут, т.е. имеют влажность менее 20%. Они прекращают работу в грунтах повышенной влажности из-за резкого снижения производительности и залипания РО и переводятся на другие участки, где имеется твёрдое основание. Вследствие этого при определении проходимости необходимо рассматривать взаимодействие колёс с грунтом, когда грунт под нагрузкой уплотняется, но бокового выпирания и интенсивного образования колеи не происходит.
Для ЗТМ основными являются критерии, которые оценивают степень реализации тягово-сцепных свойств отдельными ведущими колёсами или бортами многоколёсного движителя в течении длительной работы на грунтах, а задачами – стремление к выравниванию и более полной реализации этих свойств всеми колёсами. Важны также критерии, оценивающие потери скоростных и тяговых свойств при разных видах работ, выполняемыми этими машинами.
Для ЗТМ и в часности для автогрейдеров проходимость оценивается следующими критериями:
1. Критерием геометрической проходимости ηг – обуславливается значением переднего ψП и заднего ψЗ углов въезда; радиусов продольной r1, r2 и поперечной r3проходимости; предельного угла бокового наклона α и дорожных просветов с.
Дорожный просвет (клиренс) – расстояние от самой нижней точки машины до поверхности дороги (0,28…0,45).
r1, r2 =9…10 м, r3=1,25…1,35 м.
2. Критерием опорной поверхности ηМ – для автогрейдера не имеет большого значения, т.к. он работает после ряда машин, а грунт уплотнён ими.
Производительность возрастает на 20…24%Критерием скоростной проходимости Y.
где ηК - КПД колеса;
РК – тяговое усилие колеса (по двигателю);
РП – толкающие усилие ведущего колеса.
Т.е. Yоднозначно определяется δ, при неизменных РК и РП и прямо-пропорционален ηК ;чем больше ηК, тем выше проходимость автогрейдера.
4. Средним удельным давлением на грунт (Рср).
а) для гусеничных машин
где G– масса машины, кг;
а – ширина гусеницы, см;
l– длина опорной поверхности гусеницы, см.
б) для колёсных машин
где Рв – давление воздуха в шине, кгс/см2;
к – коэффициент, учитывающий влияние жёсткости покрышек (к=1,2…1,25).
Чем меньше Рср, тем выше проходимость.
Заканчивая о проходимости можно рекомендовать для увеличения тягово-сцепных свойств автогрейдера:
1. Применение шин низкого давления;
2. Применение шин повышенной проходимости (протекторы, цепи);
3. Регулирование давление воздуха в шинах отдельных ведущих колёс (производительность возрастает на 20…24%).