Определение эквивалентного пробега локального препятствия

Локальные препятствия (ЛП) - препятствия, имеющие четкие границы, небольшую протяженность (до 5 км) и характеризующиеся отсутствием дороги и тропы, пригодной для передвижения на велосипеде. Участки ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, переправы и.т.п.), не являются велосипедными препятствиями. Они характерны для других видов туризма (пешего, горного). Включение подобных участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута. В случае включения в веломаршрут значительных по протяженности пешеходных участков его рекомендуется рассматривать как комбинированный вело-пеший.

Наличие Локальных Препятствий на веломаршруте не является достаточным основанием для повышения категории сложности велопохода.

Локальные Препятствия- косвенный фактор, повышающий сложность велопохода за счет затрат времени на их преодоление. Добавление в нитку маршрута ЛП позволяет:

- снизить общую протяженность маршрута за счет добавления эквивалентного пробега;

- увеличить показатель I интенсивности прохождения маршрута;

- сократить количество Протяжённых препятствий (при наличии минимального набора ПП, определяющих КС маршрута )

Локальные препятствия Таблица 11

Категория трудности препятствия Характеристика препятствия Эквива- лентный пробег (ЭП), км
Переправы
брод Скорость течения не более 0.5 м/сек, глубина менее 0.5 м, преодолевается в седле или вброд 0,5
н\к (простейшая) Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м/сек); глубина 0.5-0.6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5м.  
1а (простая) Переправы через реки шириной 6-20 метров; течение среднее (до l,5 м/сек); глубина - 0.6-0.8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек.  
1б (средняя) Переправы через реки шириной более 20 м: скорость течения выше средней (от 1.6 до 2 м/сек); глубина - более 0.8 м; Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует.  
2а (сложная)   Ширина реки - 30 м, скорость течения около 3 м/сек, глубина - 0.8 м. Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, часть из которой страхует.
2б (навесная) Ширина реки - 30м, скорость течения - 3 м/сек и более, глубина - 1.2 м и более. Переправа вброд невозможна, необходима навесная. Переправа первого участника - с применением плавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страховкой.
Перевальные взлеты без тропы (за каждые 100 м пути)
Н/к Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки.   1,5
Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов; пологие (до 15 градусов) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах.   2,0
Каньоны (за каждые 100 м пути)
н/к (простейший) Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м. 1,0
1а (простой)   Движение без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) свыше 200м.   2,0
1б (средний) Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 25% длины участка   4,0
Болота (за каждые 100 м пути)
н/к (легкопроходимое) Гати, вязкие заболоченные участки глубиной 0.2-0.4 м, необходима индивидуальная страховка. 2,0
1а (кочкарник) Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная страховка. 4,0
1б (топи,мари) Индивидуальная и коллективная страховка, глубина свыше 1м 8,0
Осыпи, морены (за каждые 100 м пути)
н/к (мелкая, пологая) Камни небольшие, крутизна склона - 15-20 градусов 2,0
1а (средняя, пологая) Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона до 25 градусов, индивидуальная страховка. 4,0
Каменные завалы
простой Камни (валуны) средним размером 1-1.5 м, уклон 0-8% 2,0
средний Валуны, обломки скал средним размером 1.6-2 м, уклон 8-12%, подъем велосипедов и снаряжения "челноком" 4,0
сложный Валуны, обломки скал средним размером 2-3 м, уклон свыше 12%, для подъема велосипедов и снаряжения требуются усилия нескольких человек 8,0
Снежно-ледовые участки (за каждые 100 м пути)
н/к (не глубокий покров, фирн) Снежный покров глубиной 10-25 см. Лед, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см. 2,0
1а (средний покров, фирн с оледенением) Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 50-60 см и более. Лед с шероховатой поверхностью. 4,0
Пески (за каждые 100 м пути)
н/к (грядовые) Отдельные гряды или лунки песков 0,5
1а (сплошные) Сплошные участки ровных песков. 1,5
Растительный покров (за каждые 100 м пути)
н/к (лес легко-проходимый) Лес проходится по тропам или легко без них 0,5
1а (лес средне- проходимый) Наличие густо заросших участков, подлеска 1,0
1б (высокотравье) Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20 градусов. 2,0
2а (лес трудно проходимый) Много участков завалов, буреломов, глубокий мшаник и.т.д 7,0
2б (стланик,гари) Кедровый, березовый стланик, гари 8,0




Автономность

Показатель автономности (А) в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности в зависимости от его влияния на выполнение всех других параметров.

А = 1,4 - высокая степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 5 дней прохождения участка маршрута.

А = 1,0 - средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 1 день маршрута.

А = 0,5 - неавтономные маршруты. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов.

Мелкие населённые пункты, не имеющие отделения связи (телефонов) и магазинов, не учитываются. При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первый и последний дни в расчет не берутся. Промежуточное значение А между 1,0 и 1,4 определяется путем интерполяции.

При наличии на маршруте участков с различной степенью автономности средневзвешенное значение показателя автономности определяется по формуле:

А = А1*µ1 + А2*µ2 + ... + Аn*µn (7)

где А1, А2, ..., Аn - показатели автономности отдельных участков маршрута, определяемые по таблице 11.

µ1, µ2, ..., µn - доли времени, затраченного на прохождение этих участков (Тi) в общей продолжительности похода (Тф), определяемые как отношение:

µi = Тi / Tф

Примеры использования Методики категорирования велосипедных маршрутов.

Расчет маршрута третьей категории сложности по Центральному Кавказу. Задача – проложить нитку маршрута третьей категории сложности с началом и концом маршрута в г.Нальчике.

  1. Категории 3КС соответствует (табл. 2) 15-24 балла, маршрут должен иметь протяженность Lн от 500 км и иметь (табл. 1) минимум два препятствия 3КТ и одно 2КТ.
  2. Пусть первое определяющее препятствие 2КТ (КТ=1,5 – 2,3) будет расположено на Пастбищном хребте. В окрестностях Нальчика высоты Пастбищного хребта не превышают 1300 м, что соответствует Кв от 1,1 до 1,2. Принимаем наименьшее значение 1,1. Для дорог Пастбищного хребта (в лесной его части) характерны «Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат», которым соответствует Кпк=1,3. Характерный набор высоты для этого района около 500 м, чему соответствует Кнв=1,15. После умножения Кв, Кпк и Кнв между собой получаем 1,64. Значит для получения нужного количества баллов достаточно среднего уклона ПП на участке подъема от 4%.
  3. Пусть второе и третье определяющие препятствия 3КТ (КТ=2,4-3,7) будут расположены в зоне Скалистого хребта. Для перевалов Скалистого хребта характерны «Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат» (Кпк=1,3) и «Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.)» (Кпк=1,6). Характерный набор высоты около 1000м (Кнв=1,4), высоты перевалов около 2000м, что соответствует Кв=1,3. После перемножения Кпк, Кнв и Кв получаем 2,3. Для достижения КТ=2,4 необходим Ккр=1,1, что соответствует среднему уклону 6% на участке подъема.
  4. Общие характеристики определяющих препятствий получены. Перейдем теперь к формированию нитки маршрута.
  5. Начинаем движение из Нальчика в направлении пос. Белая речка.по асфальту (8 км). Далее по грейдеру на юго-запад, 5 км, подъем 160м. От конца грейдера начинается ПП 2КТ. Начало – переход грейдера в каменистую грунтовую дорогу. Подъем по каменистой грунтовой дороге 12 км. Набор высоты 560 м. Средний уклон на участке подъема равен 4,7%. Далее спуск по серпантину длиной 4 км. По асфальту вдоль р. Черек Безенгийский доезжаем до с. Безенги, 15 км, набор высоты 500 м. От с. Безенги начинается ПП 3КТ «перевал 2509м». Набор высоты 1200 м, длина подъема 15км. Далее спуск 12 км по горной дороге до с. Верхн.Чегем. Спуск по асфальту вдоль р.Чегем 18 км до начала подъема на «перевал Голугарде», ПП3КТ. Перевал Голугарде. Набор высоты 960 м, длина подъема 10 км, высота 2205 м. Спуск с перевала по горной дороге 24 км до пос.Былым. Из пос.Былым спуск по асфальту вдоль р.Баксан до пос. Гунделен 32 км. Из пос Гунделен по грунтовой дороге на запад через г. Западный Кинжал в курорт Джилусу (р.Малка) у подножья Эльбруса, 60 км. От Джилусу подъем на пер Каяэшик, набор высоты 300 м, длина подъема 2 км, водораздел между р Малка и р.Ингушли, 12 км, набор высоты 300 м, длина подъема 3 км, максимальная высота 2800м, подъем от р.Ингушли на плато Бечасын, 5 км, набор высоты 400 м, грунтовая дорога по плато Бечасын до долины нарзанов, 50 км, перевал Шиджатмаз, набор высоты 600 м, длина подъема 9 км, спуск 20 км по грунтовой дороге до с. Кичмалка, далее асфальт до г.Нальчика, около 120 км.
  6. Перейдем к подсчету количества баллов маршрута. Для этого можно использовать формулы и таблицы Методики, а можно воспользоваться калькулятором, расположенным по адресу http://www.velomkk.ru/category.shtml. Мы для наглядности все данные расчетов сведем в таблицу по участкам маршрута, перечисленным выше.

Участок Горное или равнинное Коэффициенты КТ КТ ПП
Нальчик-Белая Речка р Кпр=1,08 Кпк=0,8 Кпер=1 Кв=1 0,86 Н/к
грейдер р Кпр=1,05 Кпк=1 Кпер=1,6 Кв=1 1,68 2КТ
Подъем по грунтовке г Кнв=1,4 Кпк=1,2 Ккр=1,1 Кв=1 1,85 2КТ
Спуск по грунтовке р Кпр=1,04 Кпк=1,2 Кпер=0,8 Кв=1 0,99 Н/к
Асфальт вдоль р.Черек Безенгийский г Кнв=1,15 Кпк=0,8 Ккр=1 Кв=1 0,92 Н/к
Подъем на перевал 2509м г Кнв=1,6 Кпк=1,3 Ккр=1,2 Кв=1,4 3,49 3КТ
Спуск с перевала 2509м р Кпр=1,12 Кпк=1,3 ККпер=0,8 Кв=1,4 1,63 2КТ
Асфальт 12 км р Кпр=1,12 Кпк=0,8 Кпер=0,8 Кв=1 0,71 Н/к
Подъем на пер. Голугарде г Кнв=1,4 Кпк=1,3 Ккр=1,3 Кв=1,3 3,08 3КТ
Спуск с пер. Голугарде р Кпр=1,24 Кпк=1,3 Кпер=0,8 Кв=1,3 1,67 2КТ
Асфальт 32 км р Кпр=1,32 Кпк=0,8 Кпер=0,8 Кв=1 0,84 Н/к
Грунтовка через Зап. Кинжал, 60 км р Кпр=1,6 Кпк=1,2 Кпер=1,4 Кв=1,3 3,49 3КТ
Р.Малка- р.Ингушли Р Кпр=1,14 Кпк=1,3 Кпер=1,4 Кв=1,4 2,9 3КТ
Подъем на плато Бечасын г Кнв=1,1 Кпк=1,3 Ккр=1,2 Кв=1,3 2,23 2КТ
Плато Бечасын р Кпр=1,5 Кпк=1 Кпер=1,2 Кв=1,3 2,5 2КТ
Подъем на пер. Шиджатмаз Г Кнв=1,2 Кпк=1 Ккр=1,1 Кв=1,1 1,45 1КТ
Спуск с пер Шиджатмаз Р Кпр=1,2 Кпк=1 Кпер=0,8 Кв=1,1 1,05 1КТ
Асфальт 120 км р Кпр=1,8 Кпк=0,8 Кпер=1 Кв=1 1,44 1КТ
               
          Итого 3,94 1КТ
            11,56 2КТ
            9,47 3КТ

В зачет пойдут (табл. 2) 3 балла за ПП 1КТ, 5 баллов за ПП 2КТ, 9,47 баллов за ПП 3 КТ. Итого в сумме получается 17,47 баллов.

Итоговая протяженность маршрута составляет 395 км, что меньше минимального значения Lн =500 для маршрута 3 к.с..

При продолжительности похода в 10 ходовых дней Интенсивность (формула 1) без учета локальных препятствий будет составлять 0,948.

Учтем локальные препятствия и соответствующий им дополнительный эквивалентный пробег. На данном маршруте это в первую очередь переправы. Две переправы имеются на первом участке от Нальчика до р. Черек Безенгийский. Множество мелких бродов встречаются на всем протяжении маршрута. Серьезная переправа – через р. Ингушли. ЭП может составить до 50 км. С учетом Локальных препятствий I=1,07.

При средней автономности А=1 ( формула (7) ) КС похода составит 18,65, что

достаточно для похода 3КС (минимум 15 баллов).

Итак, мы получили маршрут соответствующий 3КС по КС, протяженность которого Lф = 395 км меньше минимальной для 3КС. Мы должны скорректировать маршрут в сторону увеличения километража или получить разрешение у МКК на снижение протяженности маршрута в пределах 25% от Lн.

Проведем тот же расчет с помощью калькулятора. http://www.velomkk.ru/category.shtml

1. Задаем категорию сложности в окне «Выберите категорию сложности:», в окнах справа появятся значения необходимого количества баллов и минимальное количество определяющих препятствий.

2. Далее приступаем к просчету участков маршрута (Протяженных препятствий). Последовательно задаем для каждого участка его номер, тип и характеристики.

3. После заполнения всех окон для каждого участка нажимаем кнопку посчитать и в окне «Сумма баллов по всем протяженным препятствиям» будет отображаться количество баллов, соответствующее Вашим реальным препятствиям.

4. Далее необходимо также заполнить все локальные препятствия и окна, соответствующие Вашим протяженности маршрута, его продолжительности и автономности.

5. После заполнения всех окон Вы можете посчитать количество баллов Вашего маршрута, если нажмете кнопку «Посчитать».

6. В процессе расчета можно вносить коррективы в показатели Вашего маршрута и таким образом получить требуемую Категорию сложности.

Аналогичным образом можно производить обсчет уже пройденного маршрута.

Таблицы 12. "Длины ПП при заданной КТ" для равнин, плато и нагорий.

Протяжённое препятствие ПЕРВОЙ категории трудности (1,2–1,4 балла) Таблица 12.1 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м; Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8   70-80 56-80 44-68 34-56 25-46 17-37 10-22 5-9
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 50-75 36-59 25-46 15-35 7-25 5-17 5-9    
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 15-35 5-22 5-12            
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок до 3 см.). 1,6 5-9                

Протяжённое препятствие ПЕРВОЙ категории трудности (1,2-1,4 балла) Таблица 12.2 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность: перепад высот 30-50 м; средний уклон на подъёме до 4%; не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0 Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%; не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2 Сильнопересеч. местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%; не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв Коэффициент абсолютной высоты; Кв Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,0 1,1 1,2 1,3 1,0 1.1
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 50-75 36-59 25-46 15-35 7-25 5-17 5-9 25-49 14-33 5-22 5-12 7-25 5-14
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 20-40 9-27 5-17 5-8       5-17 5-6        
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 5-8                        
                                               

Протяжённое препятствие ВТОРОЙ категории трудности (1,5-2,3 баллов) Таблица 12.3 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м; Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8       75-80 56-80 46-80 30-80 17-80 5-50
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0   70-80 56-80 44-80 34-80 25-80 17-80 5-60 5-44 5-20
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 44-80 31-80 20-80 11-70 5-58 5-47 5-38 5-23 5-11  
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 17-80 7-63 5-50 5-38 5-28 5-20 5-11      
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые "надолбы" поверх полотна дороги. 2,0 5-44 5-31 5-20 5-11            
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 5-15                

Протяжённое препятствие ВТОРОЙ категории трудности (1,5-2,3 баллов) Таблица 12.4 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность: перепад высот 30-50 м; средний уклон на подъёме до 4%; не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8   70-80 56-80 44-80 34-80 25-80 17-80 5-60 5-44 5-20
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 50-80 36-80 25-80 15-77 7-64 5-53 5-44 5-28 5-16  
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 15-77 5-61 5-47 5-36 5-26 5-18 5-11      
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 5-44 5-31 5-20 5-11            
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые "надолбы" поверх полотна дороги. 2,0 5-15                
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5                    
                                           

Протяжённое препятствие ВТОРОЙ категории трудности (1,5-2,3 баллов) Таблица 12.5 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер  
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%; не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2  
Коэффициент абсолютной высоты; Кв  
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0  
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)  
Асфальт 0,8 56-80 42-80 30-80 20-80 12-71 5-60 5-50 5-33 5-20
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 25-80 14-74 5-60 5-47 5-37 5-27 5-20 5-6  
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 5-47 5-34 5-23 5-13        
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 5-20 5-9              
                                       

Протяжённое препятствие ВТОРОЙ категории трудности (1,5-2,3 баллов) Таблица 12.6 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Сильнопересечённая местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%; не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8 34-80 22-80 12-71 5-58 5-47 5-37 5-28 5-14
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 7-64 5-49 5-37 5-26 5-17 5-10    
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 5-26 5-15          

Протяжённое препятствие ТРЕТЬЕЙ категории трудности (2,4-3,7 баллов) Таблица 12.7 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м; Кпер= 0,8
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8                   56-80
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0                 50-80 25-80
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3       78-80 65-80 54-80 44-80 28-80 15-78 5-48
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6   70-80 56-80 44-80 34-80 25-80 17-80 5-61 5-45 5-20
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые "надолбы" поверх полотна дороги. 2,0 50-80 36-80 25-80 15-78 7-65 5-54 5-45 5-28 5-16  
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 20-80 9-68 5-54 5-42 5-32 5-23 5-16      
Протяжённое препятствие ТРЕТЬЕЙ категории трудности (2,4-3,7 баллов) Таблица 12.8 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Слабопересечённая местность: перепад высот 30-50 м; средний уклон на подъёме до 4%; не менее 3 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,0
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8               67-80 50-80 25-80
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0         71-80 60-80 50-80 33-80 20-80 5-54
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3   68-80 54-80 42-80 32-80 23-80 15-78 5-58 5-42 5-19
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 50-80 36-80 25-80 15-78 7-65 5-54 5-45 5-28 5-16  
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые "надолбы" поверх полотна дороги. 2,0 20-80 9-68 5-54 5-42 5-32 5-23 5-16      

Протяжённое препятствие ТРЕТЬЕЙ категории трудности (2,4-3,7 баллов) Таблица 12.9 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Среднепересечённая местность: перепад высот 50-100 м; средний уклон на подъёме 4-6%; не менее 2 подъёмов на 10 км пути; Кпер=1,2
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8         78-80 67-80 56-80 39-80 25-80 5-61
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0     67-80 54-80 43-80 33-80 25-80 11-71 5-54 5-28
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 54-80 40-80 28-80 18-80 10-69 5-58 5-48 5-32 5-19  
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 25-80 14-75 5-61 5-48 5-38 1-28 5-20 5-7    
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 3-5 см.), многочисленные ледовые "надолбы" поверх полотна дороги. 2,0 5-54 5-40 5-28 5-19 5-10          
Зимник летом, зарастающие кустарником и деревьями старые лесовозные или тракторные дороги; песчаная дорога (рыхлый песок глубиной 5-10 см.); туристская или конная тропа; бездорожье на грани проезжести 2,5 5-23 5-12                
Протяжённое препятствие ТРЕТЬЕЙ категории трудности (2,4-3,7 баллов) Таблица 12.10 Характер местности и Коэффициент пересечённой местности; Кпер
Сильнопересечённая местность: перепад высот 100-200 м; средний уклон на подъёмах более 6%; не менее 1 подъёма на 10 км пути; Кпер=1,4
Коэффициент абсолютной высоты; Кв
1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,8 2,0 2,4
Тип дороги (тропы), покрытия и Коэффициент дорожного покрытия, Кпк Километраж протяжённого препятствия в диапазоне, заданном параметрами: Кпер; Кпк; Кв (для равнин, плато и нагорий)
Асфальт 0,8     79-80 65-80 53-80 43-80 34-80 19-80 5-65 5-38
Профилированная гравийная (до 10 мм) или грунтовая дорога (грейдер); непрофилированная грунтовка (проселок), плотно укатанный снеговой покров 1,0 71-80 56-80 43-80 32-80 22-80 14-76 7-65 5-47 5-32 5-10
Каменистая грунтовая дорога, профилированная горная дорога, мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней 10-20 мм); снежно-ледовый накат 1,3 32-80 20-80 10-69 8-56 5-45 5-36 5-27 5-13    
Каменистая горная дорога со значительными неровностями, уступами, выступающими частями скального массива; крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней 30 мм и выше); песчаная дорога (рыхлый песок глубиной до 3 см.). 1,6 7-65 5-50 5-38 5-27 5-18 5-10        
Используемая лесовозная, тракторная дорога; песчаная дор

Наши рекомендации