По программе профессионального модуля
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ЗАПРАВКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГОРЮЧИМИ
И СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ»
МДК 3.1 «ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ»
МДК 3.2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА НЕФТЕПРОДУКТОВ» ПО ПРОФЕССИИ « АВТОМЕХАНИК»
Якутск
Составители:
Тимофеев А.А., преподаватель дисциплин профессионального цикла,
Тарабукина Н.С., заместитель директора по УМР
АУ РС(Я) «Профессиональный лицей №11»
Рецензенты:
Чочанов Ю.М., заместитель директора по УПР ГБОУ «Профессиональное училище №3»
Гылыкова Р.П., доцент кафедры машиноведения Автодорожного факультета
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,
кандидат технических наук
Методическое пособие рассмотрено и утверждено к изданию
на заседании научно-методического совета Министерство профессионального образования РС(Я)
11 апреля 2013г.
Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ учащихся по программе профессионального модуля «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами»/Мин-во проф.образования подгот. И расстановки кадров Респ.Саха (Якутия); [сост.: А.А. Тимофеев , Н.С. Тарабукина]. – Якутск: Компания «Дани-Адмас», 2013.-44с.
Методическое пособие для выполнения самостоятельных работ по курсам «Оборудование и эксплуатация заправочных станций», «Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов» по профессии «Автомеханик» по квалификации «Оператор заправочных станций» разработаны в соответствии с ФГОС НПО, с учебным планом и рабочей программой по указанному курсу.
В данном пособии даны материалы об автозаправочных станциях, эксплуатации АЗС в осенне-зимних и весенне-летних условиях, видах топлива и смазочных материалов. Приведены основные сведения о технологическом оборудовании и техническом обслуживании АЗС. Затронуты вопросы охраны труда, противопожарных мероприятий на АЗС и охраны окружающей среды. Разработаны контрольные вопросы для самостоятельной работы учащихся.
© Министерство профессионального образования,
Подготовки и расстановки кадров РС(Я), 2013
© Оформление. ООО «Компания "Дани-Алмас"», 2013
Содержание
Введение
Тема 1. Виды автозаправочных станций. Основные требования.
1.1. Классификация автозаправочных станций.
1.2. Основные требования к АЗС.
Тема 2. Технологическое оборудование АЗС.
2.1. Основные технологические линии.
2.2. Резервуары.
2.3. Топливно-раздаточные колонки.
2.4.Маслораздаточные колонки
Тема 3. Виды и свойства топлива.
3.1. Бензины
3.2. Дизельное топливо
Тема 4. Эксплуатация АЗС
4.1. Подготовка АЗС к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних условиях
4.2. Прием нефтепродуктов
4.3. Хранение нефтепродуктов
4.4. Отпуск нефтепродуктов
Тема 5. Охрана окружающей среды. Противопожарные мероприятия и техника безопасности
5.1. Охрана окружающей среды
5.2. Противопожарные мероприятия и техника безопасности
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Список литературы
Введение
Автозаправочные станции (АЗС) и комплексы (АЗК) являются важнейшим звеном системы нефтепродуктообеспечения страны. Они предназначены не только для заправки автотранспортной техники топливом, но дополнительно осуществляют: продажу смазочных материалов, специальных жидкостей, запасных частей и различных принадлежностей к автомобилям; прием от владельцев индивидуального транспорта отработанных масел; техническое обслуживание и мойку автомобилей.
Современная АЗС - это целый комплекс по предоставлению всех необходимых в дороге услуг. Сегодня уже невозможно представить себе успешную сеть АЗС без использования автоматизации и современных технологий.
Современные автозаправочные станции представляют собой сложные инженерные сооружения, оборудованные комплексом автоматизированных систем обеспечения технологического процесса приема, хранения топлив и заправки автотранспортной техники. Автозаправочные станции являются объектами повышенной пожарной и экологической опасности. В связи с этим от совершенства эксплуатации АЗС зависит не только эффективность работы транспортного комплекса России, но и безопасность работы обслуживающего персонала и экология окружающей среды.
Резервуары
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются подземные и наземные стальные горизонтальные или вертикальные резервуары.
1. -опоры приварные, 2. - резервуар 3. - люк-лаз с крышкой 4. - дыхательная линия 5. - огневой предохранитель ОП-40 6. - люк замерный ЛЗ-80 7. - колодец технологический 1200х3200 8. - мановакуумметр 9. - клапан дыхательный СМДК-50 10. - клапан приемный КП-40 11. - линия выдачи Ду40 12. - уровнемер ПМП-201 13. - линия наполнения Ду-80 14. - рым строповочный 15. - ограничитель налива ОН-80 16. - труба дренажная межстенного пространства 17. - сигнализатор многоканальный 18. - бак расширительный 19. - кран шаровый Ду50 |
Горизонтальные цилиндрические резервуары, устанавливаемые заглубленно, получили наибольшее распространение. Они выдерживают более выше внутренние избыточные давления и разрежения по сравнению с вербальными. Однако имеют увеличенный расход стали на 1 м3 хранимого горючего и большую сметную стоимость 1 м3 вместимости резервуара. He-большая единичная вместимость вынуждает устанавливать их в большом количестве.
Вертикальные резервуары лишены этих недостатков. Они широко распространены, в основном, на нефтебазах. Появились проекты вертикальных цилиндрических резервуаров и для АЗС.
Вертикальные резервуары могут устанавливаться в железобетонных колодцах. В бетонное основание колодца закладывается швеллер для тяг крепления резервуара. Колодец закрывается перекрытием, в котором имеется отверстие для управления оборудованием резервуара.
Горизонтальные резервуары изготавливают по ГОСТ 17032 вместимостью: 5, 10, 25, 50, 75 и 100 м3. По требованию заказчика выпускают резервуары вместимостью 4, 8,20 и 60 м3. Маркировка: буква Р - резервуар; цифра - вместимость в метрах кубических. Горизонтальный цилиндрический резервуар состоит из обечайки (цилиндрическая часть) и двух днищ. Обечайка сваривается из нескольких царг (колец) встык или внахлестку. Днища изготавливаются плоскими, коническими, в некоторых случаях - сферическими и привариваются к обечайке, как правило, с помощью уторных уголков.
Резервуары вместимостью до 8 м3 включительно должны изготавливаться с плоскими днищами. Для усиления конструкции внутри резервуаров по длине на расстояниях, примерно равных диаметру, привариваются кольца жесткости.
Резервуары и защитные кожухи к ним изготавливают из материала, обладающего достаточной устойчивостью к физическому и химическому воздействию рабочей жидкости и окружающей среды. В основном это малоуглеродистая сталь Ст.Зсп по ГОСТ 380[3].
Топливораздаточные колонки
Предназначены для заправки автотранспортных средств отфильтрованным топливом и выполняют следующие основные функции: отпуск топлива в бак потребителя по заданной оператором дозе в литрах; отпуск топлива в бак потребителя на заданную сумму денег; отображение информации о розничной цене одного литра топлива и возможность ее корректировки с контроллера; отображение информации о заданной и отпущенной дозе топлива в физических и денежных единицах при разовом отпуске; отображение информации о суммарном количестве отпущенного топлива по вызову оператора; сохранение в отсчетном устройстве информации о суммарном количестве отпущенного топлива; аварийное прекращение выдачи дозы непосредственно с колонки или контроллера; продолжение отпуска заданной дозы при устранении аварии с разрешения оператора; программная защита от несанкционированного доступа кода поста и значения юстировочного коэффициента; возможность монтажа колонки на расстоянии до 30 м от резервуара.
ТРК классифицируют по следующим признакам:
1. По мобильности: переносные, стационарные;
2. По виду привода: с ручным, электрическим, комбинированным;
3. По способу управления: ручного, от местного задающего устройства; от дистанционного задающего устройства; от автоматического задающего устройства;
4. По способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потребителя; двойные - для Рисунок 3. Топливно-раздаточная колонка одновременного обслуживания двух потребителей;
5. По составу выдаваемого топлива: для выдачи однокомпонентного топлива, для образования и выдачи топливной смеси;
6. По номинальному расходу топлива, л/мин.: 25; 40; 50; 100; 160;
7. По способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах; по типу отсчетного устройства: с механическим и электрическим устройством.
Устройство топливно-раздаточной колонки состоит: из насоса, приводимого электрическим двигателем; фильтра грубой очистки, установленного на всасывающем патрубке насоса; газоотделителя, установленного на нагнетательной линии после насоса; устройства для снижения производительности насоса в конце выдачи дозы, установленного после газоотделителя; фильтра тонкой очистки; измерителя объема дозы топлива; раздаточного крана; индикатора рукава; отсчетного устройства, связанного с измерителем объема[5].
На дистанционном устройстве задается доза. При снятии раздаточного крана включается насос, который подает топливо в газоотделитель через клапан, измеритель объема и раздаточный кран топливо поступает в бак автомобиля.
Рисунок 4 Топливораздаточный кран в сборе
С целью сокращения гидравлических сопротивлений и уменьшения габаритов трубопроводной обвязки колонок, осуществляется объединение ряда узлов гидравлической системы в один узел (моноблок). Как правило, в моноблок объединяют насос, фильтры, газоотделитель, поплавковую камеру, обратный клапан. В этом случае измеритель объема и электродвигатель устанавливают непосредственно на моноблок.
Маслораздаточные колонки
Требования к маслораздаточным колонкам определены ГОСТом 4.103: номинальный расход масла должен обеспечиваться при высоте всасывания не менее 3 м, высоте раздаточного крана над уровнем земли до 2 м и расположении отдельных блоков колонки на расстоянии до 20 м; тонкость фильтрования должна составлять 250 мкм.
Маслораздаточную колонку с насосной установкой монтируют в отапливаемом помещении, поскольку они могут работать лишь при температуре не ниже +8°С.
Колонка состоит из: счетчика масла, насосной установки, раздаточного крана с рукавом.
- счетчик масла – предназначен для измерения и учета количества выданного масла по показаниям стрелок и суммарного счетчика. За один полный оборот большой стрелки выдается 1 л, а за один полный оборот малой стрелки - 10 л масла. Итоговые результаты выдачи показывает суммарный счетчик роликового типа с максимальным пределом измерения 999,9 л. После каждой выдачи стрелки вручную устанавливают в нулевое положение;
- насосная установка приводится в действие электродвигателем гидравлического аккумулятора, фильтра, автоматического выключателя с манометром, обратного и предохранительного клапанов. Весь агрегат смонтирован на чугунной плите. На всасывающем трубопроводе установлен клапан с грубым сетчетым фильтром. Основной фильтр смонтирован на нагнетательной линии насоса. В фильтре имеется пробка для слива масла из системы и удаления воздуха из всасывающей магистрали;
Манометр предназначен для контроля давления в аккумуляторе и для регулировки автоматического выключателя и предохранительного клапана.
Электрический двигатель включается и выключается автоматически с помощью магнитного пускателя.
Предохранительный клапан регулируется в пределах 1,6... 1,7 МПа для предохранения гидравлической системы в случае неисправности автоматического выключателя [5].
Рисунок 5. Схема маслораздаточной колонки (в разрезе).
Основные виды топлива для автомобилей - продукты переработки нефти - бензины и дизельные топлива. Эти топлива представляют собой смеси углеводородов и присадок, предназначенных для улучшения их эксплуатационных свойств. В состав бензинов входят углеводороды, выкипающие при температуре от 35 до 2000С, а в состав дизельных топлив - углеводороды, выкипающие в пределах 180-3600С. Производство топлива включает комплекс технологических процессов переработки нефти и нефтепродуктов.
Бензины
Бензины в силу своих физико-химических свойств применяются в двигателях с принудительным зажиганием (от искры). Более тяжелые дизельные топлива вследствие лучшей самовоспламеняемости применяются в двигателях с воспламенением от сжатия, т.е. дизелях. Наиболее важными для бензинов являются требования к детонационной стойкости и фракционному составу, от которых зависят их эксплуатационные характеристики. Бездетонационная работа двигателя достигается применением бензина с требуемой детонационной стойкостью. Наименьшей детонационной стойкостью обладают нормальные парафиновые углеводороды, а наибольшей - ароматические углеводороды. Варьируя углеводородный состав, получают бензины с различной детонационной стойкостью, характеризуемый октановым числом (ОЧ). Октановое число - это цифра, показывающая антидетонационную стойкость бензина. Чем выше ОЧ, тем выше стойкость бензина против детонации. Определение ОЧ производится на специальных моторных установках. Существуют два метода определения ОЧ: - исследовательский (ОЧИ — октановое число по исследовательскому методу); - моторный (ОЧМ - октановое число по моторному методу). Численное значение ОЧИ больше ОЧМ. Буква "А" означает, что бензин автомобильный. Численное значение - это октановое число бензина. Наличие после буквы "А" буквы "И" означает, что октановое число определено по исследовательскому методу. Если после буквы "А" нет буквы "И", то октановое число определено по моторному методу. Российскими стандартами предусмотрены следующие марки бензинов: А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95, АИ-98. Наиболее важным конструктивным фактором, определяющим требования двигателя к октановому числу, является степень сжатия. Повышение степени сжатия двигателей позволяет улучшить их технико-экономические и эксплуатационные показатели. При этом возрастает мощность и снижается удельный расход топлива. Однако с увеличением степени сжатия необходимо применять бензин с более высоким октановым числом. Поэтому важнейшим условием бездетонационной работы двигателей является соответствие октанового числа, применяемого бензина и степени сжатия двигателя.
Следует подчеркнуть, что требуемое октановое число зависит не только от степени сжатия, но еще от формы камеры сгорания, максимальной частоты вращения коленчатого вала, теплонапряженности двигателя, наличия наддува и других факторов. Поэтому, встречаются ДВС, у которых степень сжатия отличается на 1...2 единицы, а бензин для них рекомендован один и тот же. Для повышения детонационной стойкости бензинов в их состав вводят антидетонаторы - вещества, которые при добавлении к бензину в относительно небольших количествах резко повышают его антидетонационную стойкость. К их числу относятся антидетонаторы на основе ароматических аминов, соединений ферроцена и марганца или их смесь.
С фракционным составом связаны такие характеристики двигателя, как его пуск, образование паровых пробок в системе питания двигателя, прогрев и приемистость, экономичность и долговечность работы. Учитывая противоречивые требования к фракционному составу бензина в части содержания низкокипящих фракций с позиций обеспечения пуска двигателя, с одной стороны, и образования паровых пробок, обледенения карбюратора и потерь на испарение - с другой. у нас в стране вырабатываются два вида бензинов - зимний и летний. Эти бензины имеют оптимальный фракционный состав для определенных температурных условий и позволяют без осложнений эксплуатировать автомобили в различное время года. Все отечественные стандарты предусматривают содержание в бензинах серы (до 0,05...0,10%) и фактических смол (до 30...100 мг/л). Эти включения вызывают вредные отложения и коррозию деталей ДВС. В соответствии со стандартами бензины не должны содержать воду, механические примеси, водорастворимые кислоты и щелочи, однако на практике встречаются случаи существенного отклонения от этих требований. [1]
Таким образом, к автомобильным бензинам предъявляются следующие требования:
- бесперебойная подача бензина в систему питания двигателя;
- образование топливовоздушной смеси требуемого состава;
- нормальное (без детонации) и полное сгорание смеси в двигателях;
-обеспечение быстрого и надежного пуска двигателя при различных температурах окружающего воздуха;
- отсутствие коррозии и коррозионных износов;
- минимальное образование отложений во впускном и выпускном трактах, камере сгорания;
-сохранение качества при хранении и транспортировке.
Свойства бензина. Для выполнения этих требований бензины должны обладать рядом свойств. Рассмотрим наиболее важные из них. Бензин, подаваемый в систему питания смешивается с воздухом и образует топливовоздушную смесь. Для полного сгорания необходимо обеспечить однородность смеси с определенным соотношением паров бензина и воздуха. На протекание процессов смесеобразования влияют следующие физико-химические свойства. Плотность топлива - при +20 "С должна составлять 690...750 кг/м. При низкой плотности поплавок карбюратора тонет и бензин свободно вытекает из распылителя, переобогащая смесь. Плотность бензина со снижением температуры на каждые 10 "С возрастает примерно на 1%.
Вязкость- с ее увеличением затрудняется протекание топлива через жиклеры, что ведет к обеднению смеси. Вязкость в значительной степени зависит от температуры. При изменении температуры от +40 до —40 °С расход бензина через жиклер меняется на 20...30%.
Испаряемость - способность переходить из жидкого состояния в газообразное. Автомобильные бензины должны обладать такой испаряемостью, чтобы обеспечивались легкий пуск двигателя (особенно зимой), его быстрый прогрев, полное сгорание топлива, а также исключалось образование паровых пробок в топливной системе.
Давление насыщенных паров - чем выше давление паров при испарении топлива в замкнутом пространстве, тем интенсивнее процесс их конденсации. Стандартом ограничивается верхний предел давления паров летом - до 670 ГПа и зимой - от 670 до 930 ГПа. Бензины с более высоким давлением склонны к образованию паровых пробок, при их использовании снижается наполнение цилиндров и теряется мощность двигателя, увеличиваются потери от испарения при хранении в баках автомобилей и на складах.
Низкотемпературные свойства - характеризуют работоспособность топливоподающей системы зимой. При низких температурах происходит выпадение кристаллов льда в бензине и обледенение деталей карбюратора. В бензине в растворенном состоянии находится несколько сотых долей процента воды. С понижением температуры растворимость воды в бензине падает, и она образует кристаллы льда, которые нарушают подачу бензина в двигатель.
Сгорание бензина. Под "сгоранием" применительно к автомобильным двигателям понимают быструю реакцию взаимодействия углеводородов топлива с кислородом воздуха с выделением значительного количества тепла. Температура паров при горении достигает 1500...2400 °С.
Теплота сгорания (теплотворная способность) - количество тепла, которое выделяется при полном сгорании 1 кг жидкого или твердого и м3 газообразного топлива (табл. 17.1) [1].
Дизельное топливо
Дизельное топливо (ДТ) для автомобильных дизелей изготавливают из дистиллятных фракций прямой перегонкой нефти, а также из дистиллятных фракций, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации с добавлением до 1% изопропилнитрата для повышения цетанового числа. ДТ состоит в основном из двух компонентов: легко воспламеняемой жидкости (цетана) и плоховоспламеняющегося метилнафталина. Наиболее важными эксплуатационными свойствами дизельного топлива являются его воспламеняемость и прокачиваемость. Воспламеняемость топлива характеризует его способность к самовоспламенению. Цетановое число (ЦЧ) - это процентное содержание цетана в дизельном топливе по отношению к метилнафталину.
Дизельные топлива, как и бензины, имеют условные обозначения. В обозначение летнего дизтоплива входит массовая доля серы и температура вспышки. Например, Л-0,2-40 означает: массовая доля серы 0,2%, температура вспышки 400С. В обозначение зимнего дизтоплива входит массовая доля серы и температура застывания. Например, 3-0,4-35 означает: массовая доля серы 0,4%, температура застывания минус 350С. В обозначение арктического дизтоплива входит только массовое содержание серы.
Важным эксплуатационным свойством дизельного топлива является его склонность к образованию нагара и лаковых отложений в двигателе. Отложения приводят к нарушениям в работе двигателя, что ухудшает его технико-экономические и экологические показатели. Количество вредных отложений в двигателе возрастает при увеличении содержания в дизтопливе серы и сернистых соединений, фактических смол, непредельных и ароматических углеводородов (йодного числа), несгораемых неорганических соединений (зольности). Повышение зольности топлива увеличивает износ деталей ЦПГ и топливной аппаратуры дизеля.
Все отечественные стандарты не допускают наличие в дизтопливе воды и механических примесей. Однако на автозаправочных станциях этим требованиям дизтопливо соответствует крайне редко. Концентрация фактических смол в дизтопливе российскими стандартами ограничена и для разных топлив не должна превышать 200...400 мг/л, т.е. в среднем она в 4 раза выше, чем у российских бензинов.
Таблица 2
Тема 4. Эксплуатация АЗС.
Подготовка АЗС к эксплуатации в осенне-зимних
И весенне-летних условиях.
Для обеспечения бесперебойной эксплуатации АЗС в осенне-зимней период необходимо:
- отремонтировать, пробировать и подготовить к эксплуатации системы отопления зданий и подогрева масел;
- утеплить колодцы водопроводной системы и пожарные гидранты;
- огнетушители перенести в отапливаемое помещение и вывесить плакат с надписью «Огнетушитель»;
- подготовить системы водостоков и очистных сооружений;
- утеплить дверные и оконные проемы зданий;
- законсервировать колонки «Воздух-Вода»;
- подготовить инвентарь для уборки территорий во время гололеда;
- откачать воду из резервуаров, заготовить и просушить песок для противопожарных нужд и для посыпки площадок подъездных дорог при гололеде.
С наступлением осенне-зимнего периода необходимы следующие виды технического обслуживания:
- пустить в эксплуатацию систему подогрева масел и отопления зданий;
- своевременно очищать от снега сооружения, оборудование и площадки АЗС;
- посыпать песком площадки и подъездные дороги при образовании гололеда
По окончании зимнего периода необходимо:
- принять меры, предотвращающие затопление территории АЗС и подъездных дорог к ним и всплытие резервуаров;
- обеспечить надежную герметизацию резервуаров, исключающую попадание в них воды;
- очистить от мусора и льда все колодцы, приямки производственно-дождевой канализации;
- снять утепления колодцев водопроводной сети и пожарных гидрантов;
- провести техническое обслуживание огневых предохранителей и дыхательных клапанов резервуаров АЗС;
- вынести из помещения огнетушители;
- при необходимости окрасить оборудование [3].
Прием нефтепродуктов.
Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным. Возможна комбинация видов поставок нефтепродуктов (суда - трубопровод - АЗС, ж.д. цистерны - трубопровод - АЗС). Технологическая схема приема нефтепродуктов на АЗС должна быть отражена в проекте АЗС.
Прием нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации (декларированию) и поступающих на АЗС в автоцистернах и расфасованных в мелкую тару, производят по паспорту качества и товарно-сопроводительным документам с указанной в них информацией о сертификации (декларировании) нефтепродукта или с приложением копии сертификата (декларации) соответствия.
Перед сливом нефтепродуктов из автоцистерны в резервуар АЗС определяется наличие в них подтоварной воды и механических примесей, отбирается проба нефтепродукта по ГОСТ 2517, на основании которой определяются показатели качества согласно требованиям приемо-сдаточного анализа.
Для выполнения приемо-сдаточного анализа АЗС укомплектовывается необходимыми приборами и материалами. Качество масел и смазок, затаренных в герметичную заводскую упаковку, при приеме не определяется. Расфасованные нефтепродукты должны иметь соответствующую информацию о качестве на этикетках изготовителя, а также сертификат и паспорт качества (копию) на поставленную партию.
При положительных результатах входного контроля производится слив нефтепродукта в емкости АЗС. Качество нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, должно соответствовать действующим стандартам (техническим условиям).
Для сохранения качества нефтепродуктов необходимо обеспечение чистоты и исправности сливных и фильтрующих устройств, резервуаров, исключающее попадание в них атмосферных осадков и пыли. Необходимо вести постоянный контроль за техническим состоянием резервуаров, своевременно производить зачистку резервуаров.
Гарантийные сроки хранения нефтепродуктов должны соответствовать действующей нормативной документации на нефтепродукты. Проведение приемосдаточных (в установленном объеме) и контрольных анализов осуществляется в соответствии с ГОСТ или ТУ. В случаях обнаружения несоответствия хотя бы одного показателя качества нефтепродуктов требованиям ГОСТ (ТУ) отпуск его потребителям запрещается.
Перед началом слива нефтепродуктов оператор обязан:
1. Убедиться в исправности технологического оборудования и трубопроводов;
2. Убедиться в исправности резервуара;
3. Прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
4. Измерить уровень и температуру нефтепродукта в резервуаре;
5. Убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);
6. Отобрать пробу из цистерны и измерить температуру нефтепродукта в ней. Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна. Объем и массу нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяют путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне.
7. Оператор, принимающий нефтепродукт, осмотрев цистерны после слива, должен лично убедиться в том, что нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. этом,
8. В процессе приема нефтепродуктов оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара нефтепродукта. Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором. Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстояние менее 8 метров от сливных муфт резервуаров АЗС [4].
Запрещается принимать нефтепродукты при следующих условиях:
- неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;
- отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
- недостача нефтепродуктов;
- содержание воды в нефтепродуктах;
- присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.
При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый - прилагается к сменному отчету, второй – вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, доставившему нефтепродукты.
Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС. По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.
Хранение нефтепродуктов.
1. Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и таре.
2. Все изменения в расположении резервуаров, колонок, трубопроводов и арматуры должны производиться в соответствии с документацией, утвержденной главным инженером предприятия, которому подчиняется АЗС, и вноситься в технологическую схему АЗС.
3. Уровень масла в заполненном резервуаре при подогреве должен поддерживаться на 150-200 мм ниже предельного.
4. Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной продажи, за исключением тормозной жидкости, запасы которой в торговом зале не должны превышать 20 бутылок.
5. Начальник или оператор АЗС должен ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.
6. Технические средства сбора отработанных нефтепродуктов должны обеспечивать их сохранность при хранении, транспортировке и приемо-сдаточных операциях.
Для сохранения качества нефтепродуктов необходимо:
- обеспечить чистоту и исправность сливных и фильтрующих устройств, резервуаров, ТРК и МРК;
- обеспечить постоянный контроль за техническим состоянием резервуаров, исключить попадание в них атмосферных осадков и пыли;
- своевременно производить зачистку резервуаров;
- соблюдать установленные сроки хранения нефтепродуктов;
- периодически контролировать чистоту резервуаров путем проведения контроля качества нефтепродуктов не реже одного раза в месяц, а также в случаях поступления жалоб потребителя на качество отпускаемых нефтепродуктов или при инспектировании работы АЗС контролирующими органами (испытания нефтепродуктов проводят в объеме контрольного анализа).
7. Гарантийные сроки хранения нефтепродуктов должны соответствовать действующей нормативной документации на нефтепродукты.
8. Проведение приемосдаточных (в установленном объеме) и контрольных анализов осуществляется в соответствии с ГОСТ или ТУ.
9. При обнаружении несоответствия хотя бы одного показателя качества нефтепродуктов требованиям ГОСТ (ТУ) отпуск его потребителям запрещается в дуированных резервуарах, а также в бочках и бидонах [4].
Отпуск нефтепродуктов
Расфасованные в мелкую тару нефтепродукты выставляют в витрине для ознакомления потребителей с ассортиментом, ценой, отпускает их оператор АЗС.
Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:
1. Следить за исправностью и нормальной работой колонок;
2. Требовать от водителя заправляемого транспорта наблюдения за ходом заправки, не допуская переливов нефтепродуктов и нарушения правил пожарной безопасности на АЗС;
3. Проверять наличие и исправность пломб по схеме, указанной в формуляре данной колонки;
4. Поддерживать чистоту на территории и внутри помещения АЗС.
5. Проверять исправность топливораздаточных колонок.
Охрана окружающей среды
Безопасная эксплуатация объектов, сооружений и оборудования АЗС обеспечивается выполнением требований межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций и законодательства по охране труда.
Источником загрязнения окружающей среды на АЗС являются испарения нефтепродуктов («большие и малые дыхания»), а также выхлопы отработанных газов автотранспорта. Выбросы и сбросы вредных веществ допускаются на основе разрешения, выдаваемого органами Минприроды Российской Федерации.
Для уменьшения испарения нефтепродуктов следует:
- поддерживать в полной технической исправности резервуары и технологическое оборудование и обеспечивать их герметичность;
- регулировать дыхательные клапаны резервуаров на требуемое избыточное давление и вакуум и следить за их исправностью;
- оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;
- герметично закрывать сливные и замерные устройства, люки смотровых и сливных колодцев после приема нефтепродуктов и измерения уровня, температуры плотности;
- не допускать переливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автомашин;
- сливать нефтепродукты из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт.
На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха согласно руководству по контролю источников загрязнения атмосферы. Частота и место отбора проб определяются приказом директора предприятия по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями (СЭС) и фиксируются в журнале лаборатории, проводящей отбор и анализ проб [2].
АЗС должна быть оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков. Разлившийся нефтепродукт собирают в сборник для отработанных нефтепродуктов, а площадку очищают сильной струей воды, направляя сток в канализацию. Сточные воды по производственно-ливневой канализации направляют на очистные сооружения, состоящие из колодца-отстойника, фильтра и колодца-сборника, или в накопитель сточных вод, из которого их вывозят на очистные сооружения других предприятий. Вопрос о наличии очистных сооружений или вывозе стоков решается в каждом конкретном случае.
Очистные сооружения эксплуатируют в соответствии с производственной инструкцией, составленной на основании требований типового проекта АЗС и «Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтебаз, наливных пунктов перекачивающих станций и АЗС» и утвержденной руководством предприятия, которому подчиняется АЗС [3].
Сброс неочищенных стоков в водоемы категорически запрещается.
Смену фильтрующих материалов, а также удаление уловленных нефтепродуктов и осадка из очистных сооружений необходимо производить по мере необходимости.
Продукты зачисток резервуаров, осадки очистных сооружений, загрязненные фильтрующие материалы и прочие отходы производства, подлежащие захоронению или уничтожению, от