Основные причины экзогенных пожаров.
К наиболее часто повторяющимся причинам возникновения экзогенных пожаров на поверхностных комплексах шахт относятся неправильное ведение огневых и сварочных работ, нарушение правил эксплуатации отопительных печей и устройств, электрических сетей и электрооборудования, разряды статического и атмосферного электричества, взрывы пылегазовоздушных смесей и паров (в том числе компрессорных), искрообразование и перегрев при трении, особенно при работе ленточных конвейеров, подшипников, редукторов и канатов.
Непосредственные причины подземных экзогенных пожаров: короткое замыкание токоведущих жил в бронированных и гибких кабелях; короткое замыкание контактных проводов; загорание электровозных аккумуляторных батарей; короткое замыкание в обмотках электродвигателей; загорание в пусковом электрооборудовании и контролирующих аппаратах и приспособлениях, возникающее из-за короткого замыкания или нагрева; трение конвейерных лент о приводные барабаны, роликоопоры и элементы крепи; трение канатов о направляющие и отводящие ролики, шпалы и элементы крепи; трение исполнительных органов машин и буровых механизмов о твердые породы (песчаник, колчедан и т. д.); перегрев масла в маслостанциях, гидросистемах и турбомуфтах; пламя при электросварочных работах и газовой резке и сварке; ведение взрывных работ; применение открытого огня.
Короткое замыкание в гибких и бронированных кабелях возникает из-за загрубления или неисправности максимальной тепловой защиты, эксплуатации кабелей с поврежденной оболочкой, повреждения кабелей обрушившейся породой, исполнительными органами выемочных машин или подвижным составом.
Загорание оболочек кабелей может вызываться неправильной разделкой или неправильным подсоединением кабелей к электрооборудованию, перегрузками кабелей вследствие неправильно выбранного сечения, эксплуатацией кабеля сверхнормативной протяженности.
Замыкание контактных проводов на элементы крепи может происходить из-за отсутствия оттяжек, плохого их выполнения, неисправности или отсутствия пряжковых изоляторов, а также вследствие неправильного подсоединения к сети отходящих проводов, по которым подается ток.
Загорание элементов электровозных аккумуляторных батарей возникает вследствие отсутствия или несвоевременного контроля сопротивления изоляции батарей, повреждения батарей из-за неудовлетворительного состояния откаточных выработок, эксплуатации батарей при неисправных блокировочных устройствах и средствах защиты на электровозах.
Короткое замыкание в обмотках электродвигателей может возникнуть при перегрузке электродвигателей, из-за уменьшения сопротивления изоляции обмоток или из-за попадания в обмотки воды или масла.
В обмотках трансформатора, распредустройств и пусковых агрегатов короткие замыкания возникают из-за недостаточного количества масла или применения масла, не соответствующего госту, несвоевременной замены масла, эксплуатации при загрубленной защите.
Трение конвейерных лент о невращающиеся (неисправные, заштыбованные) роликоопоры, пробуксовывающие барабаны натяжных головок перезагруженных конвейеров, а также элементы крепи выработок является следствием неправильной установки и неудовлетворительной центровки ставов, эксплуатации ленты с поврежденными бортами и конвейеров при неисправной аппаратуре автоматического контроля и управления или отсутствия автоматической тепловой защиты.
Трение канатов о направляющие и отводящие ролики, шпалы или элементы крепи возможно при неисправности роликов, их отсутствии или при неудовлетворительном состоянии горных выработок.
Воспламенение масла в турбомуфтах является следствием перегрузки, технической неисправности в конструкциях турбомуфт, эксплуатации при недостаточном количестве масла или применении масла, не соответствующего госту.
Нагрев зубков буров проходческих и добывающих машин об уголь, породу и особенно воспламенение так называемой «серной дорожки» в колчеданистых включениях, чаще всего происходит при отсутствии орошения.
Пожары при ведении огневых работ возникают при наличии у мест сварки легковоспламеняющихся материалов, вследствие подключения сварочных аппаратов к контактному проводу, ведения огневых работ с использованием неисправных аппаратов, сопутствующими причинами являются отсутствие контроля за концентрацией метана, а также за состоянием выработок после окончания работ, необеспеченность рабочего места средствами первичного пожаротушения.
При взрывных работах пожары возникают из-за несоблюдения расстояния между шпурами; уменьшения длины шпуров или некачественного выполнения забойки, использования нестандартных ВМ, нарушения очередности взрывания, применения накладных зарядов и др.