Коробки передач. Дополнительные и раздаточные коробки
Изучить классификацию и принцип действия коробок передач.
Рассмотреть требования, предъявляемые к ступенчатым коробкам передач и способы их удовлетворения.
Рассмотреть особенности конструкции, преимущества и недостатки автомобильных коробок передач различных типов, сопоставить их возможности с тракторными коробками.
Изучить устройство и работу синхронизаторов, механизмов переключения передач, фиксаторов и замков. Обратить внимание на конструктивные особенности отдельных деталей, условия их работы и материал.
Уяснить целесообразность применения гидродинамических передач и особенности эксплуатации МЭС и АТС с гидромеханическими коробками передач.
Изучить работу обгонных муфт, фрикционных муфт и ленточных тормозов в планетарных коробках с гидравлической и гидроэлектрической системами управления.
Изучить назначение, принцип действия, особенности конструкции и применения делителей, демультипликаторов и раздаточных коробок различных типов.
Проследить этапы развития конструкций коробки передач.
Рекомендуемая литература: 1,С. 148…221, 265…271; 2,С. 241…275; 4,С. 31…101; 5,С. 132…148, 225…240; 6,С.205…229, 397…401.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные типы коробок передач, применяемых на современных автомобилях.
2. Объясните необходимость применения многоступенчатых коробок передач.
3. Как изменяются скорость и сила тяги трактора с увеличением передаточного числа трансмиссии?
4. Объясните принцип действия гидроуправляемых фрикционных муфт и преимущества их применения в конструкции коробок передач МЭС и АТС.
5. Объясните работу коробки передач автомобиля ВАЗ-2109.
6. В чем особенность конструкции раздаточных коробок автомобилей КамАЗ-4310, МАЗ-631705?
7. Как устроен комплексный гидротрансформатор?
8. Целесообразно ли применение гидромеханической трансмиссии на автотранспортных средствах?
9. Объясните различия в устройстве и особенностях применения делителей и демультипликаторов.
10. Из каких материалов изготавливают основные детали коробок передач?
Промежуточные соединения и карданные передачи. Мосты
Изучить назначение, принцип действия, особенности конструкции и применения промежуточных соединений различных типов и карданных передач с шарнирами неравных и равных угловых скоростей.
Ознакомиться с кинематическими схемами привода ведущих мостов автомобилей дорожной, повышенной и высокой проходимости. Рассмотреть достоинства и недостатки блокированного и дифференциального привода мостов полноприводных тракторов и автомобилей.
Изучить классификацию, устройство и принцип действия мостов легковых и грузовых автомобилей, колёсных тракторов.
Рассмотреть классификацию, основные типы, устройство и регулировки главных передач. Обратить внимание на достоинства и недостатки главных передач различных типов.
Изучить назначение, классификацию, принцип действия, особенности конструкции и применения дифференциалов.
Ознакомиться с конструктивными особенностями приводов механизмов блокировки дифференциалов.
Изучить классификацию, схемы нагружения и конструктивные особенности ведущих полуосей.
Рассмотреть особенности применения и устройство конечных передач.
Рекомендуемая литература: 1,С. 286…298, 301…305;2,С. 286…307, 275…286; 4,С. 101…105, 107…142; 5,С. 148…163; 6,С. 229…244, 246…249, 397…401.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните различие синхронных и асинхронных карданных передач.
2. По каким признакам классифицируют главные передачи?
3. Регулировки и регулировочные параметры главных передач, ступичных подшипников.
4. Сопоставьте достоинства и недостатки блокированного и дифференциального привода ведущих мостов автомобиля.
5. При каких условиях движения автомобиля сателлиты дифференциала, вращаясь вместе с крестовиной, проворачиваются на ее шипах?
6. Объясните принцип действия самоблокирующегося дифференциала.
7. Блокировка дифференциального привода осей и колес автомобилей: конструктивные решения, способы ее осуществления на изучаемых автомобилях.
8. Балки ведущих мостов: основные технологии изготовления и применяемые материалы.
9. Объясните назначение и принцип действия конечных передач.
10. По каким признакам классифицируют полуоси?
Ходовая часть МЭС и АТС
Изучить назначение и расположение элементов ходовой части МЭС и АТС: несущей системы, подвески, движителя.
Рассмотреть классификацию, особенности конструкции и применения несущих систем различных типов.
Рассмотреть необходимость и способы снижения колебаний кузова и колес автомобиля, устройство, достоинства и недостатки подвесок различных типов.
Уяснить понятия: сцепной вес, активная подвеска, масса неподрессоренных частей.
Изучить устройство колес с пневматическими шинами, рассмотреть требования, предъявляемые к ним и способы их удовлетворения.
Ознакомиться с классификацией пневматических шин (в зависимости от назначения, формы профиля поперечного сечения, конструкции каркаса и подушечного слоя, способа герметизации, внутреннего давления, типа протектора) и их маркировкой.
Изучить устройство и принцип работы гусеничного движителя, его достоинства и недостатки по сравнению с колесным. Уяснить связь конструктивных особенностей: типа зацепления гусеницы с ведущим колесом, размеров гусеницы, формы гусеничного обвода, местоположения ведущего колеса с назначением трактора, его компоновкой, распределением веса.
Рассмотреть классификацию, устройство подвесок гусеничных машин. Обратить внимание на условия работы отдельных деталей и материал.
Рекомендуемая литература: 1,С. 316…385;2,С. 308…346; 4,С. 144…177; 5,С.170…192; 6,С. 244…246, 249…266, 401…407.
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких основных элементов состоит ходовая часть автомобиля?
2. Какие преимущества имеет балансирная подвеска перед индивидуальной подвеской каждого из мостов? Независимая подвеска по сравнению с зависимой?
3. Упругие элементы каких типов применяют в подвесках гусеничных и колесных машин?
4. Опишите общее устройство пневматической подвески.
5. Объясните назначение и принцип действия стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля.
6. Как работает амортизатор при ходе сжатия и ходе отбоя?
7. Как скажется на свойствах автомобиля установка колес 175/60 R14 вместо стандартных 175/70 R13?
8. Опишите устройство гусеничной цепи, опорных катков, поддерживающих роликов и натяжного приспособления.
9. Из каких материалов изготавливают рамы и кузова?
10. Опишите общее устройство кузова легкового автомобиля.