Кривошипно-шатунный механизм ДВС
Рассмотреть назначение, общее устройство, схемы компоновок КШМ.
Изучить особенности конструкции картеров, блок-картеров; цилиндров индивидуального исполнения и блочной конструкции; головок цилиндров индивидуального исполнения и блочной конструкции, с разделенными и неразделенными камерами сгорания.
Рассмотреть назначение, устройство, требования к конструкции поршней, поршневых пальцев и колец, шатунов, коленчатого вала, маховика.
Выяснить для каждой детали КШМ условия работы, применяемые материалы и способы изготовления, назначение конструктивных элементов, особенности монтажа, признаки неисправного состояния.
Изучить правила комплектации поршневой и шатунной группы с коленчатым валом. Обратить внимание на маркировку размерных групп деталей.
Рассмотреть требования к величине момента затяжки резьбовых соединений и способы их фиксации.
Изучить конструкцию гасителей крутильных колебаний и уравновешивающих механизмов.
Ознакомиться с характерными неисправностями КШМ и их влиянием на показатели работы двигателя.
Рассмотреть тенденции совершенствования конструкции поршневых ДВС.
Рекомендуемая литература: 2,С. 46…64; 3,С. 41…68; 5,С. 21…39; 6,С. 25…35, 372…375.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие кинематические схемы кривошипно-шатунного механизма применяются в ДВС?
2. Какие требования предъявляются к комплектованию деталей цилиндропоршневой группы?
3. Каково назначение зазоров между поршнем и цилиндром, в замке поршневых колец?
4. Объясните уплотняющее и насосное действие поршневых колец.
5. Какие конструкционные материалы применяются при изготовлении деталей КШМ?
6. Перечислите способы ограничения осевых перемещений коленчатого вала.
7. К каким последствиям могут привести повышенные зазоры в подшипниках коленчатого вала?
8. Какие неисправности могут возникать при нарушении порядка затяжки гаек головки цилиндров?
9. Какие механизмы уравновешивания применяются в кривошипно-шатунных механизмах?
10. По каким показателям определяют техническое состояние кривошипно-шатунного механизма?
Механизм газораспределения ДВС
Изучить требования, предъявляемые к механизму газораспределения ДВС.
Рассмотреть особенности конструкции и принцип действия механизма газораспределения двухтактных и четырехтактных двигателей.
Провести сравнительную оценку различных схем привода ГРМ: с нижним расположением распределительного вала (ОНV), одним (ОНС, Unicam) и двумя (DOHC) верхними распредвалами.
Рассмотреть диаграммы фаз газораспределения двигателей различных типов, целесообразность и способы регулирования фаз, устройство и принцип действия систем управления фазами газораспределения.
Выяснить для каждой детали ГРМ: условия работы, применяемые материалы и способы изготовления, назначение конструктивных элементов, особенности монтажа, признаки неисправного состояния.
Ознакомиться с характерными неисправностями механизма газораспределения и способами их предупреждения.
Рассмотреть перспективные технические решения и провести анализ основных тенденций совершенствования конструкции механизма газораспределения ДВС.
Рекомендуемая литература: 2,С. 64…77; 3,С. 69…89; 5,С 39…51; 6,С. 35…46, 372…375.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные типы механизмов газораспределения.
2. Опишите особенности газораспределения в двухтактных двигателях с различными схемами газообмена.
3. Каковы правила сборки привода ГРМ различных типов?
4. Какие требования предъявляются к клапанным пружинам?
5. Какие параметры клапанного механизма оказывают влияние на величину объема газа, протекающего через переменное проходное сечение клапана?
6. Что называют фазами газораспределения и от чего они зависят?
7. Опишите конструкцию и принцип работы устройств, автоматически обеспечивающих рациональные фазы газораспределения.
8. С какой целью и как обеспечивается поворот клапанов при работе двигателя?
9. Каково назначение гидрокомпенсатора теплового зазора?
10. Как влияют регулировки механизма газораспределения и его техническое состояние на эффективные показатели ДВС?
Система смазки
Рассмотреть ассортимент и эксплуатационные свойства применяемых в ДВС смазочных материалов.
Уяснить функциональное назначение системы смазки двигателя.
Рассмотреть способы подачи масла к контактирующим поверхностям взаимодействующих деталей двигателя и компоновочные схемы смазочных систем: циркуляционной с мокрым картером, циркуляционной с сухим картером, «раздельной» двухтактных ДВС.
Изучить конструкцию и принцип действия агрегатов систем смазки и вентиляции картерного пространства. Особое внимание обратить на процесс очистки масла.
Рассмотреть конструкцию устройств, применяемых для автоматического регулирования параметров и контроля за работоспособностью системы смазки.
Ознакомиться с характерными неисправностями смазочных систем и способами их предупреждения.
Рассмотреть перспективные технические решения, направленные на снижение затрат мощности на привод системы смазки.
Рекомендуемая литература: 2,С. 172…188; 3,С. 113…144; 5,С. 91…102; 6,С. 56…65, 377…378.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие бывают виды трения?
2. Перечислите способы подвода масла к трущимся поверхностям.
3. Для каких двигателей рекомендуется применять масло, обозначенное как SAE10W40 АPI SJ/CF?
4. Объясните назначение и работу клапанов, установленных в смазочной системе ДВС.
5. Какие конструкции маслоочистителей и радиаторов применяют в ДВС?
6. От каких факторов зависит давление масла в смазочной системе?
7. Каковы причины пониженного давления масла в системе?
8. Какие из систем вентиляции картера обеспечивают лучшие экологические показатели ДВС?
9. Назовите признаки нарушения нормальной работы системы смазки ДВС.
10. Перечислите способы снижения затрат мощности на привод системы смазки.
Система охлаждения ДВС
Рассмотреть ассортимент и эксплуатационные свойства охлаждающих жидкостей.
Рассмотреть необходимость и способы поддерживания заданного теплового режима работы двигателя, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки систем воздушного и жидкостного охлаждения.
Изучить конструкцию элементов систем охлаждения различных типов: вентиляторов, дефлекторов, трубопроводов, теплообменников, жидкостных насосов, предпусковых подогревателей. Особое внимание обратить на условия работы отдельных деталей и их материал.
Изучить конструкцию устройств, применяемых для автоматического регулирования параметров системы охлаждения (электромагнитные и гидромуфты привода вентилятора, электровентиляторы, термостаты) и контроля за ее работоспособностью.
Ознакомиться с характерными неисправностями систем охлаждения и способами их предупреждения.
Рассмотреть перспективные технические решения, направленные на снижение затрат мощности на привод системы охлаждения.
Рекомендуемая литература: 2,С. 188…206; 3,С. 94…112; 5,С. 102…109; 6,С. 46…56, 375…377.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите последствия перегрева и переохлаждения двигателя.
2. От каких факторов зависит стабилизация теплового состояния двигателя?
3. Какие требования предъявляются к охлаждающим жидкостям?
4. Какие существуют способы регулирования температурного режима ДВС?
5. Как контролируется температурное состояние двигателей?
6. Объясните назначение и действие клапанов в системах охлаждения.
7. Перечислите способы привода вентилятора и насоса.
8. Каково назначение автономных отопителей-подогревателей? Как они работают?
9. Назовите признаки нарушения нормальной работы системы охлаждения ДВС.
10. Перечислите способы снижения затрат мощности на привод системы охлаждения.