Классификация и общее устройство
Мобильных энергетических средств
Проследить основные этапы развития технической концепции трактора.
Рассмотреть географию расположения тракторостроительных заводов, базовые модели и модификации, технические характеристики выпускаемых тракторов.
Изучить классификацию и типаж МЭС, достоинства и недостатки компоновочных схем колесных и гусеничных мобильных энергетических средств.
Уяснить понятия: технологическое пространство МЭС, трактор тягово-энергетической концепции, модульное энерготехнологическое средство, блочно-модульный машинно-тракторный агрегат.
Проанализировать современные требования к конструкции мобильных энергетических средств и основные тенденции развития машинно-тракторных агрегатов.
Рекомендуемая литература: 1,С. 3…9, 66…94; 3,С. 3…12; 5, С.3…8; 11,С. 365…395, 405…406.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы совершенствования технологических свойств трактора.
2. Перечислите тракторостроительные заводы России и марки базовых моделей тракторов, выпускаемых ими.
3. Как классифицируют тракторы по назначению?
4. Что такое номинальное тяговое усилие и как его определить?
5. Чем обусловлена необходимость соответствия трактора утвержденному типажу?
6. Какие компоновочные схемы колесных МЭС вы знаете, чем они определяются?
7. Объясните понятия: колея, база, агротехнический просвет, удельное давление на почву, колесная формула.
8. В чем состоит назначение двигателя, несущей системы, трансмиссии, ходовой части, рабочего и вспомогательного оборудования трактора?
9. Как классифицируют МЭС по количеству технологических пространств?
10. Охарактеризуйте трактор тягово-энергетической концепции.
Классификация подвижного состава автомобильного
Транспорта. Общее устройство автотранспортных средств
Рассмотреть роль автомобильного транспорта в транспортной системе страны, проследить основные этапы развития отечественной и зарубежной автомобильной промышленности.
Рассмотреть географию расположения автомобилестроительных заводов, базовые модели и модификации, технические характеристики выпускаемых автотранспортных средств.
Изучить классификацию и структуру условного обозначения подвижного состава автомобильного транспорта, особенности компоновочных схем автобусов, грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов.
Рассмотреть преимущества и недостатки использования специализированного подвижного состава.
Проанализировать современные требования к конструкции автотранспортных средств и основные тенденции развития подвижного состава.
Рекомендуемая литература: 1,С. 3…10, 88…90, 391…400;2,С. 3…11; 3,С. 8…2; 4,С. 276…287, 377…38; 5, С.3…8, 284…288, 352…362; 6,С. 3…13, 299…349.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы отечественного автомобилестроения.
2. Какие признаки положены в основу классификации автомобилей?
3. Как строится система индексации легковых и грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов?
4. Какие максимальные нагрузки на ось грузового автомобиля приняты в России?
5. Какие компоновочные схемы автомобилей вы знаете, и чем они определяются?
6. Назовите преимущества использования транспортно-технологических автомобилей.
7. Объясните понятия: грузоподъемность, фактическая, снаряженная, полная масса автомобиля, разрешенная максимальная масса автомобиля.
8. Как различают автомобили по степени приспособленности к работе в различных условиях?
9. Какие требования предъявляют к конструкции современных автотранспортных средств?
10. Назовите преимущества электромобиля и причины, препятствующие его широкому распространению.
Общее устройство, принципы и показатели работы
Автотракторных ДВС
Изучить принцип работы, классификацию и общее устройство поршневых двигателей внутреннего сгорания.
Уяснить понятия: рабочий цикл, мертвые точки, такты, ход поршня, радиус кривошипа, рабочий объем цилиндра, объем камеры сгорания, полный объем цилиндра, степень сжатия, литраж двигателя.
Проанализировать достоинства и недостатки рабочих циклов двигателей с внешним и внутренним смесеобразованием, двигателей двухтактных и четырехтактных.
Рассмотреть основные показатели работы двигателя: показатели эффективности, экономичности, токсичности, совершенства конструкции.
Проанализировать скоростные характеристики автомобильных и тракторных ДВС, характерные режимы работы, приспосабливаемость к изменению нагрузки.
Рассмотреть схемы и принцип действия газотурбинных, роторных, многотопливных и других двигателей, возможность их использования для привода тяговых и транспортных машин.
Рекомендуемая литература: 2,С. 23…46, 207…212; 3,С. 27…41; 5,С. 9…21; 6,С. 14…25.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким признакам классифицируют поршневые двигатели?
2. Каково назначение механизмов и систем двигателя?
3. Объясните различия в протекании рабочих циклов четырехтактных дизельного двигателя и двигателя с распределенным впрыскиванием бензина.
4. Изложите протекание рабочего цикла двухтактного двигателя с искровым зажиганием.
5. Объясните принципы конструирования ДВС: выбор числа, расположения и порядка работы цилиндров.
6. Объясните понятия: степень сжатия, компрессия, эффективная номинальная мощность, крутящий момент, удельный расход топлива.
7. В чем состоит различие индикаторных и эффективных показателей двигателей?
8. Каковы достоинства и недостатки двухтактных ДВС?
9. Какие основные вредные вещества содержатся в отработавших газах ДВС?
10. Какие эксплуатационные факторы влияют на основные показатели ДВС? Как?