Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в велоспорте
Физические нагрузки, используемые в современной спортивной тренировке, вызывают специфические для конкретного вида спорта адаптационные реакции, обусловленные особенностями деятельности различных органов и систем (В.Н. Платонов, 1988). Специфичность реакции адаптации к заданным нагрузкам выражается в том, что отдельные органы, относящиеся к различным анатомическим структурам, объединяются в единый функциональный механизм, деятельность которого и составляет основу для формирования срочных и долговременных адаптационных реакций. Специфичность реакций адаптации, как срочных, так и долговременных, достаточно ярко проявляется при выполнении спортсменами работы, характеризующейся одной и той же преимущественной направленностью, интенсивностью, продолжительностью, однако имеющей различный характер упражнений.
Существенные различия работоспособности выявлены при выполнении нагрузок одинаковой интенсивности. При выполнении нагрузки большой интенсивности велосипедисты низкой квалификации не могли продолжать работу мощностью 990 кгм×мин-1 (162 Вт) более 16-20 мин, тогда как велосипедисты высокой квалификации выполняли нагрузку большой мощности (1980 кгм×мин-1, или 324 Вт) в течение 58-62 мин. Потребление кислорода в относительно «устойчивом» состоянии у велосипедистов обеих групп равнялось 72-80 % максимального, перед вынужденным отказом от работы у спортсменов высокой квалификации потребление кислорода составляло (95,0±0,88) % максимального, у велосипедистов менее тренированных - (92±0,76) % максимального.
Начинающие и высококвалифицированные спортсмены могли выполнять
нагрузку одинаковой максимальной продолжительности лишь тогда, когда
интенсивность нагрузки была у менее тренированных лиц значительно ниже:
потребление кислорода в «устойчивом» состоянии у начинающих спортсменов составляло 57-59 % максимального, у высоко тренированных - 72-80 % максимального.
Влияние велотренировок на опорно-двигательный аппарат. Посадка велосипедиста обеспечивает распределение на опорно-двигательный аппарат усилий мышц нижних и верхних конечностей, туловища, развиваемых во время педалирования. Это позволяет велосипедисту по сравнению, например,с бегуном более эффективно реализовать свои потенциальные возможности в ходе преодоления дистанции. Анализируя динамографическую структуру шага легкоатлетического бега и оборота педали велосипедистом установлено, что в момент соприкосновения ноги бегуна массой тела 70 кг с опорой возникает усилие 185-200 кг и таким образом опорно-двигательный аппарат бегуна во время пробегания марафонской дистанции, где спортсмен совершает до 25000 шагов, испытывает критическую нагрузку. Ноги велосипедистов не испытывают такой огромной нагрузки, как у бегунов. Масса тела гонщиков во время езды на велосипеде относительно равномерно распределяется на руль, седло и педали, а усилия прикладываются в следующих точках: кисти рук, локти, таз, стопы ног.
Вертикальная и горизонтальная составляющие усилия стопы при педалировании в 4-4,5 раза меньше, чем величина переднего толчка при беге. При увеличении скорости передвижения, а также во время преодоления подъемов усилия гонщика, прикладываемые к педалям, увеличиваются. На крутых спусках велосипедисты прекращают вращать педали, продолжая
передвигаться с огромной скоростью, и таким образом, при относительно одинаковых затратах энергии и работе сердечно-сосудистой и дыхательной
систем у бегунов значительно большая нагрузка на двигательный аппарат, чем у велосипедистов. Немаловажное значение имеет и то, что во время езды у гонщиков от 42 до 62 % времени оборота педалей мышцы нижних конечностей находятся в состоянии расслабления. Результаты биомеханических и электромиографических исследований свидетельствуют о том, что тренировка приводит к экономизации мышечных усилий. У велосипедистов высшей квалификации перед вынужденным отказом от работы усилия при педалировании увеличиваются на (6,7±1,48) Н, но полезные усилия возрастают в большей степени, чем затрачиваемые, и составляют (9,9±1,21) Н. В результате этого соотношения между полезнымии общими затрачиваемыми усилиями перед вынужденным отказом от работы у велосипедистов высокой квалификации практически не снижаются (В.К.Братковский, 1983).
Физиологической основой координации движений велосипедиста и образования двигательного навыка является система согласованного взаимодействия нервных центров, обеспечивающих рациональную последовательность процессов сокращения и расслабления мышечных групп при фиксированной рабочей позе.
В практике спорта при выполнении многих динамических упражнений
(езда на велосипеде, бег на коньках, гребля и др.) поддержание позы тела в течение длительного времени осуществляется за счёт изометрически сокращенных мышц. В смешанном режиме работы именно изометрически сокращенные мышцы являются наиболее утомительным звеном, ограничивающим работоспособность спортсменов (Э.А. Городниченко,1987).
Динамика кровотока при статическом напряжении зависит от мощности физической нагрузки. Но ухудшение кровотока наблюдается не только при статическом напряжении мышц, но и при динамической работе, выполняемой в частом режиме. Н.А. Bareroft и А.С. Dornhorst (1949) показали, что при нажиме на педаль с ритмом 1 раз в 1 с, хотя кровоток и увеличивается, однако из-за механических затруднений, создаваемых сокращающимися мышцами, он снижен на 40 %. После упражнения кровоток резко возрастает.
Статические напряжения оказывают заметное влияние на функцию внешнего дыхания и потребление кислорода. Они сопровождаются кратковременностью и частыми задержками дыхания, отсутствием постоянного темпа и амплитуды. Свидетельством неадекватности дыхания при статических напряжениях является послерабочее усиление легочной вентиляции, частоты и глубины дыхания.
Специфичность системы координации движений велосипедиста обнаруживается в его способности к тонкому и точному регулированию частоты педалирования, величины прилагаемых усилий, устойчивости позы для поддержания необходимой скорости.
Интенсификация тренировочной и соревновательной деятельности и неуклонный рост результатов во всем мире выявили и негативную сторону спортивной деятельности, какой является травматизм во всех его проявлениях от макро- до микротравм опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев именно травмы наносят непоправимый ущерб здоровью спортсменов.
В последнее время отечественные и зарубежные травматологи отмечают значительное увеличение хронических травм опорно-двигательного аппарата у велосипедистов и представителей других циклических видов спорта, связывая эти факты с выполнением большой силовой нагрузки и недостаточной технической и физической подготовленностью спортсменов. Поэтому борьба со спортивным травматизмом становится особо актуальной проблемой, для решения которой необходим пересмотр ранее имевшихся и укоренившихся взглядов на
составляющие звенья системы подготовки велосипедистов высшей квалификации. При прохождении дистанции наибольшее напряжение испытывают, естественно, мышцы ног, поясничного отдела позвоночного столба и плечевого пояса.
Дыхание и кровообращение. Велосипедный спорт предъявляет наиболее
высокие требования к работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Кровь, циркулируя по кровеносным сосудам, доставляет к работающим органам кислород, субстраты окисления и способствует выведению из организма продуктов распада. В ходе тренировки изменяется, во-первых, количество крови, во-вторых, ее способность связывать и транспортировать кислород и углекислый газ и, в-третьих, нейтрализовать действие продуктов распада, образующихся в организме во время напряженной работы, особенно молочной кислоты. Физиологической основой координации движений велосипедиста и образования двигательного навыка является система согласованного взаимодействия нервных центров, обеспечивающих рациональную последовательность процессов сокращения и расслабления мышечных групп при фиксированной рабочей позе. (В.В. Васильева, 1989).
Движение крови по сосудам зависит от мощности сокращения сердечной
мышцы. Сердце человека сочетает функции мотора и насоса. Моторная функция обеспечивается сократительной деятельностью сердечной мышцы, а насосная - оригинальным строением сердечных клапанов.
Мощность работы сердца зависит от его объёма и силы сердечной мышцы. Мощность оценивают по объёму крови, перекачиваемому сердцем за единицу времени. Во время напряженной мышечной работы сердце нетренированного человека способно перекачивать за 1 мин 20-24 л крови, а сердце спортсмена высокой квалификации до 46 л. Показатель мощности сердца - максимальный минутный объём крови - слагается из двух величин: ЧСС и систолического объема. Чтобы определить минутный объем, необходимо измерить ЧСС, а также величину систолического объема и эти величины перемножить.
Таким образом, чтобы производительность работы сердца, необходимо средствами спортивной тренировки либо повышать максимальную ЧСС, либо увеличивать систолический объем. Однако в действительности максимальную ЧСС средствами спортивной тренировки увеличивать нецелесообразно. Следует выполнять такие тренировочные нагрузки, которые способствуют увеличению систолического объема. Для этого спортсменам задают упражнения циклического характера. Интенсивность тренировочных нагрузок должна соответствовать ЧСС от 135 до 185 уд×мин . В указанном диапазоне интенсивности сердце спортсмена работает так, что величина систолического объема крови составляет от 93 до 100 % максимального. В этом диапазоне высоким эффектом обладают тренировочные нагрузки равномерного, переменного и интервального характера. Кровь, протекая по капиллярам малого круга кровообращения, контактирует с альвеолами легких, где происходит обмен газов. Углекислый газ, проникший из венозной крови в легкие, выводится из организма в окружающую среду, а кровь одновременно насыщается кислородом.
При выполнении тяжелой работы важное значение придается вязкостным
свойствам крови велосипедистов. Циркулируя по сосудам, вязкая кровь испытывает большее сопротивление, чем менее вязкая кровь. Чем выше вязкость крови, тем более тяжелую работу должно выполнить сердце. У сильно утомленных спортсменов ухудшается циркуляция крови, что ведет к увеличению нагрузки на сердце, нарушению снабжения мышц кислородом, активизации анаэробных процессов и повышению концентрации молочной кислоты в мышцах и крови.
Особенности терморегуляции. Во время велосипедных гонок к системе терморегуляции предъявляются значительные требования. Максимальной работоспособности человек достигает при повышении температуры тела на 1-1,5° (А.С. Павлов, 1983). Однако когда соревнования проводятся в условиях теплого или жаркого климата теплопродукция в 18-20 раз превышает ее уровень покоя (В. Nielsen, 1969). Теплоотдача путем испарения играет ведущую роль в предотвращении перегревания организма.
Систематическая тренировка формирует у спортсменов комплекс приспособительных реакций, который выражается в более раннем включении механизмов потоотделения, в увеличении количества выделенного пота и, наконец, в большом количестве испаряющегося пота (К.П. Иванов, 1972; А.А. Семкин, 1992).
Сопоставляя теплорегуляционные процессы во время тренировочных занятий и соревнований у спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, можно заключить, что они наиболее благоприятны у велосипедистов. Так, при сравнении этих процессов у велосипедистов-шоссейников и бегунов на длинные дистанции обнаруживается, что решающим фактором является то, что на дистанции велосипедисты едут с очень высокой скоростью. Это обеспечивает им хорошее обдувание, а значит, и большее, чем у бегунов, выведение из организма избыточного тепла.
Велосипедисты тренируются и соревнуются на открытых трассах, где
воздействие ветра ощутимее, чем при беге на стадионе, окруженном трибунами. У велосипедистов, особенно в соревновательной обстановке, более подходящие условия для утоления жажды и поддержания оптимального водного баланса организма, чем у бегунов.
Обильное питье, обеспечивающее столь же интенсивное потоотделение, в
сочетании с интенсивным обдуванием упреждает и смягчает обезвоживание
и перегревание организма гонщика. В ходе напряженных и продолжительных
тренировочных и соревновательных нагрузок велосипедисты-шоссейники,
как правило, теряют не более 3-3,5 кг массы тела. Уровень температуры тела
при этом, в основном, не превышает 39-39,3°.[30].
Заключение 3.2. Исходя из выше сказанного, можно констатировать, что велосипедный спорт имеет ряд особенностей тренировочной и соревновательной деятельности, которые проявляются при выполнении нагрузок одинаковой интенсивности, которые в свою очередь влияют на работоспособность спортсмена: посадка велосипедиста обеспечивает распределение на опорно-двигательный аппарат усилий мышц нижних и верхних конечностей, туловища, развиваемых во время педалирования, координации движений велосипедиста зависит от системы согласованного взаимодействия нервных центров, которые обеспечивают рациональную последовательность процессов сокращения и расслабления мышечных групп при фиксированной рабочей позе; следует выполнять такие тренировочные нагрузки, которые способствуют увеличению систолического объема сердца, важное значение имеет вязкость крови велосипедиста, которую необходимо снижать; важную роль в тренировочном режиме играет и питьевой режим, который способствует терморегуляции, особенно в жаркую погоду. Не надо забывать и про травмы, корые связаны прежде всего со слабой физической и технической подготовкой велоспортсмена.