Фгоу впо «мга имени адмирала ф.ф. ушакова»
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФГОУ ВПО «МГА ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник заочного факультета __________ доц. Герасименко О.Н.
«______» ________________ 2007 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПО КУРСУ
«Технология перевозки грузов»
По специальности 18.04.02
«Судовождение»
Специализация
«Судовождение на морских путях»
Курс 4
Всего часов.............................. 105
в том числе лекций.................. 10
практических работ................ 10
самостоятельных занятий....... 85
Курсовая работа 4 курс
Экзамен 4 курс
НОВОРОССИЙСК 2007
Выходные данные
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Управление судном» составлены доцентом кафедры «Управление судном» Егоровой Л.И.
Рецензенты программы:
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Управление судном»
«____» ____________2007 г., протокол № ____
Начальник кафедры
к.т.н., доцент А.В.Миронов
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания рассмотрена и одобрена на заседании УМК ФСВ и РЭ
«____» ____________2007 г., протокол № ____
Председатель УМК ФСВ и РЭ доцент О.Н. Балоян
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Технология перевозки грузов» является одной из специальных дисциплин, которая предусматривает изучение основ и принципов безопасной перевозки, погрузки и выгрузки различных грузов. Дисциплина ТПГ изучается студентами-заочниками 4 курса специальности «Судовождение». Для получения практических навыков выполняются практические работы, позволяющие использовать теоретические знания на практике, обладая компетентностью и профессионализмом в соответствии с требованиями нормативной базы и нормативных документов.
Основной задачей является составление грузового плана и особенности эксплуатации специализированных судов, где особое внимание уделяется содержанию Международных и Российских нормативных документов в области перевозки грузов морем. По завершению изучению дисциплины «Технология перевозки грузов» выполняется курсовая работа и сдается экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение часов по разделам дисциплины и видам работ
в соответствие с рабочим учебным планом специальности
Наименование разделов | Всего часов | Из них | Самостоятельная работа | |
Лекции | Практические занятия | |||
ТПГ (Технология перевозки грузов) |
Содержание теоретического курса
№ раздела | Наименование разделов и количество часов по программе | Наименование темы | Лекционное время, ч. | Нормативные документы | Литература | Учебно-методические материалы | Учебное оборудование | |
ММО | НМОО | |||||||
1. | ТПГ (Технология перевозки грузов) | 1. Грузы и их транспортные характеристики | 0,25 | ММ1, ММ2 | 1, 5, 9 | М5 | ||
2. Определение количества грузов | 0,5 | ММ1, ММ2 | НМ17, НМ18 | 3, 5, 9, 14 | М2 | |||
3. Регулирование теплообмена грузов с окружающей средой | 0,5 | ММ1, ММ2 | 5, 9, 10, 14 | М2 | ||||
4. Причины не сохранности грузов | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ4, ММ19 | 1, 2, 3, 5 | НМ8 | ||||
5. Специфические свойства грузов | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ6 | 1, 2, 3, 4, 9 | М2 | ||||
6. Обеспечение сохранности грузов | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ3, ММ6 | 1, 2, 3, 5, 9 | М4 | ||||
7. Общие требования к размещению грузов на судне | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ8 | НМ2, НМ6, НМ7, НМ8 | 1, 2, 3, 5, 9 | М5 | |||
8. Грузовой план морского судна | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ5 | НМ1, НМ2, НМ6 | 1, 2, 3, 5, 9 | 15, М4 | |||
9. Генеральные грузы | 0,75 | ММ1, ММ2, ММ9 | НМ6, НМ7 | 1, 2, 3, 5, 9 | - | |||
10. Наливные грузы | 0,75 | ММ1, ММ2, ММ19 | НМ12 | 1, 2, 3, 5, 9 | 15, М4 | |||
11. Навалочные и насыпные грузы | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ6 | НМ13, НМ14 | 1, 2, 3, 5, 9 | НМ8 | |||
12. Лесные грузы | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ8 | 1, 2, 3, 5, 9 | НМ7 |
13. Опасные грузы | 0,75 | ММ1, ММ2, ММ5, ММ13, ММ14, ММ20 | НМ10 | 1, 2, 3, 5, 9 | НМ6 НМ7 | |||
14. Перевозка грузов укрупненными местами | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ8, ММ9, ММ10, ММ11, ММ11, ММ17, ММ18 | НМ4, НМ5, НМ8 | 1, 2, 3, 5, 9 | М8 | |||
15. Скоропортящиеся грузы | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ15 | НМ11, НМ12 | 1, 2, 3, 5, 9 | НМ8 | |||
16. Пищевые и кормовые грузы, устойчивые при обычных условиях хранения | 0,5 | ММ1, ММ2 | НМ11, НМ12 | 1, 2, 3, 5, 9 | НМ8 | |||
17. Перевозка живых грузов и сырых животных продуктов | 0,5 | ММ1, ММ2 | НМ11, НМ12 | 1, 2, 3, 5, 9 | М8 | |||
18. Обязанности перевозчика и грузоотправителя по обеспечению сохранности грузов | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ7, ММ9, ММ16 | 1, 2, 3, 5, 9 | НМ8 | ||||
19. Грузовой отчет капитана. Грузовой план | 0,5 | ММ1, ММ2, ММ4 | 1, 2, 3, 5, 9 | - |
Практические занятия
№ темы теоретического курса | Наименование темы | Семинары | Учебно-методические материалы | |||
Номер | Наименование | Кол-во часов | Цели и задачи | |||
Грузы и их транспортные характеристики. | Пр.1 | Санитарный, карантинный, пограничный и таможенный режимы перевозок. | Изучение требований к службам системы флота. | М5 | ||
3-6 | Регулирование теплообмена грузов с окружающей средой. - Обеспечение сохранности грузов | Пр.4 | Расчет вентиляционных режимов трюмов. | Изучение целесообразности вентиляции и их режимов. | М2 | |
Определение количества грузов. | Пр.2 | Определения количества принятого груза по осадке судна. | Определите количества груза. Контроль за работой отправителя и получателя. | |||
2, 10 | Определение количества грузов. Наливные грузы. | Пр.3 | Определение количества груза на танкере. | Изучение задачи: «Определение количества груза на танкере». | М4 | |
Лесные грузы. | Пр.6 | Перевозка лесных грузов. | Изучение вопросов безопасности перевозки лесных грузов. | НМ7 | ||
Опасные грузы. | Пр.7 | Переход от номеров ООН опасных грузов к номерам по правилам МОПОГ | Изучение и определение перехода от номеров ООН О/Г | НМ6 НМ7 | ||
7, 11 | Общие требования к размещению грузов на судне. Навалочные и насыпные грузы. | Пр.5 | Методика расчета критерия несмещаемости структурообразующих грузов. | Решить расчет критерия несмещаемости. | НМ8 | |
Перевозка грузов укрупненными местами | Пр.8 | Перевозка контейнерных грузов морским транспортом. | Изучение критериев погрузки контейнеров на судно. | М8 |
Самостоятельная работа курсантов
№ раздела теор. курса | Наименование раздела и кол-во часов по программе | Номер СРК | Вид СРК | Кол-во часов | Цели и задачи СРК | Нормативные документы | Литература | Учебно-методические материалы | Учебное оборудование | |
ММО | НМОО | |||||||||
Все | Все разделы | Подготовка к лекциям | Закрепить, расширить и углубить теоретические знания | ММ1 ММ14 | НМ6 НМ8 | 1-15 | ||||
Подготовка к практическим | ||||||||||
1. | Технология перевозки грузов | Выполнение курсового проекта | Развить навыки проведения расчетов загрузки судна | ММ1 ММ2 ММ5 | НМ1 НМ2 НМ6 | 1-15 | М4 М5 | |||
Все | Все разделы | Подготовка к зачетам и экзаменам | ММ1 ММ14 | НМ1 НМ2 НМ18 | 1-15 | |||||
Все | Все разделы | Самостоятельная работа в библиотеке | Развить навыки работы с НТЛ (научно-технической литературой) | ММ1 ММ14 | 1-15 |
Курсовое проектирование
Курсовая работа выполняется студентами-заочниками 4 курса и 3 курса УЦО специальности «Судовождение» на основе дисциплины «Технология перевозки грузов» и предусматривает более глубоко изучение вопросов, связанных с расчетом, загрузкой и составлением грузового плана судна.
Курсовая работа включает в себя следующие задачи:
- определение и расчет количества груза;
- подбор грузов с учетом полного использования грузоподъемности, грузовместимости и удельно-погрузочного объема;
- исключение возможности порчи грузов от взаимного влияния;
- обеспечение приема на борт целого числа коносаментных партий.
- обеспечение возможности беспрепятственной выгрузки и погрузки в портах;
- сохранение общей и местной прочности корпуса;
- обеспечение во время перехода оптимального (или близкого к нему) дифферента;
- обеспечение гарантии, что на всех этапах рейса остойчивость судна не станет ниже пределов, предусматриваемых нормами Регистра (т.е. исключение возникновения чрезмерной остойчивости).
Курсовая работа выполняется в соответствии с существующими требованиями «Норма контроля». После проверки курсовой работы преподаватель в назначенный срок принимает защиту на кафедре.
Перечень плакатов и макетов
Обозначение | Наименование | Номер темы по программе |
П1 | Би-план (на примере судна M/V Ingalena) | |
П2 | Стандартная система маркировки контейнера ИСО. | 9, 11 |
П3 | Маркировка опасных грузов при перевозке морским транспортом (с 1 по 4 класс). | 9, 11, 13 |
П4 | Маркировка опасных грузов при перевозке морским транспортом (с 5 по 9 класс). | 13, 14 |
П5 | Маркировка опасных грузов при перевозке морским транспортом (9 класс, общий вид). | 13, 14 |
П6 | Диаграмма статической и динамической остойчивости судна после загрузки. | |
П7 | Схема размещения груза на судне. | 8, 19 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Номер учебной недели | Номер темы по программе | Содержание лекционного занятия | Номер занятия | Форма контроля | |||
Номер лекции | перечень вопросов | учебно-методические материалы | практического (семинара) | при СРК | |||
Грузы и их транспортные характеристики. Груз и его свойства. Классификация грузов. Методы исследования свойств грузов. Тара и упаковка грузов. Стандартизация товаров, тары и упаковки грузов. Маркировка грузов. Линейные и объёмно-массовые характеристики грузов. Системы единиц измерения. Плотность жидкого груза. Удельный объём и удельный погрузочный объём груза. | М1 М13 М9 М5 | Пр.1 Пр.9 | 1-5 | Текущий контроль, защита практических работ | |||
Специфические свойства грузов. Вязкость и давление жидких грузов. Сыпучесть и разжижение грузов. Слеживаемость, смерзаемость и спекаемость грузов. Огнеопасность и взрывоопасность грузов. Самосогревание и самовозгораемость грузов. Окислительные и коррозионные свойства грузов. Ядовитость (токсичность), инфекционная и радиационная опасность грузов. Биохимические процессы в грузах. Гигротермические свойства и тепломассообмен груза с окружающей средой. | М1 М5 М9 | Пр.2 Пр.3 Пр.9 | -//- | -//- | |||
Причины не сохранности грузов. Причины повреждения и утраты грузов. Причины убыли грузов. Нарушения технологии грузовых работ, правил перевозки. Вредители грузов и меры борьбы с ними. Виды потерь наливных и навалочных грузов. Факторы, влияющие на сохранность перевозки грузов. | М1 М3 М5 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- |
Обеспечение сохранности грузов. Общие принципы обеспечения сохранности грузов при морской перевозке. Совместное хранение и перевозка грузов. Температурно-влажностные и вентиляционные режимы. Санитарные, ветеринарные и карантинные режимы. Зачистка и подготовка грузовых помещений. Сушка трюмов. Укладка грузов в трюме; подстилочный, прокладочный и сепарационный материал. | М1 М3 М5 М13 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- | |||
Регулирование теплообмена грузов с окружающей средой. Колебания температуры и влажности воздуха при морской перевозке. Свойства воздуха и определение его параметров. Микроклимат трюмов морских судов. Микроклимат свободного трюма и трюма заполненного негигроскопическим грузом. Микроклимат трюмов при перевозке гигроскопических грузов. Микроклимат трюма при переходе в одной климатической зоне. Микроклимат трюма при переходе из холодной зоны в теплую. Микроклимат трюма при переходе из тёплой зоны в холодную. Регулирование температуры и влажности в трюмах. Тепломассообмен наливного груза в танках судна. Технические средства регулирования микроклимата трюмов. Принципы регулирования тепловлажностных процессов в трюмах. | М1 М10 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- | |||
Определение количества грузов. Способы определения количества грузов. Определение массы груза по осадке. Определение объёма навалочного груза. Определение количества наливного груза. | М1 М2 М9 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- | |||
Общие требования к размещению грузов на судне. Основные требования к рациональной загрузке судна. Критерий использования грузоподъёмности и грузовместимости судна. Дифферентование судна. Обеспечение надлежащей остойчивости судна. Условия сохранения местной прочности корпуса судна. Условия сохранения общей (продольной) прочности корпуса судна. | М1 М2 М3 М12 М14 | Пр.5 Пр.9 | -//- | -//- |
Грузовой план морского судна. Эксплуатационно-технические характеристики морских транспортных судов. Общие требования к грузовому плану. Расчёт грузоподъёмности и грузовместимости судна рейс. Расчёт грузового плана на заданный рейс. Расчёт остойчивости при составлении грузового плана. Распределение груза по отсекам судна. Проверка продольной прочности судна. Проверка местной прочности судна. Контроль за остойчивостью и продольной прочностью судна в рейсе. | М2 М12 | Пр.9 | -//- | -//- | |||
Генеральные грузы. Ящичные грузы. Мешковые грузы. Киповые грузы. Катно-бочковые. Трубы, рельсы, прокат чёрных и цветных металлов. Машины, станки и промышленное оборудование. Контейнерные и пакетные грузы. Расчёт сепарационного материала, подкреплений палубы и креплений тяжеловесов. | М1 М3 М6 | Пр.9 | -//- | -//- | |||
Наливные грузы. Номенклатура и свойства наливных грузов. Хранение наливных грузов. Подготовка танков к приёму грузов. Загрузка танкера и перевозка наливных грузов. Перевозка сжиженных газов наливом. Перевозка наливом химических грузов. Перевозка наливом растительных масел, животных жиров, патоки и других пищевых продуктов. | М1 М5 М14 | Пр.3 Пр.9 | -//- | -//- | |||
Навалочные и насыпные грузы. Основные виды и свойства навалочных и насыпных грузов. Подготовка судна к перевозке навалочных и насыпных грузов. Средства погрузки и выгрузки. Рекомендации по безопасной перевозке рудных грузов. Перевозка руды и её концентратов. Сохранение остойчивости судна. Перевозка каменного угля. Перевозка сахара-сырца. Перевозка насыпных грузов. Нормативные документы, регламентирующие перевозку зерновых грузов. Остойчивость судов, перевозящих зерновые грузы. Вентилирование грузовых помещений при перевозке насыпных грузов. | М1 М2 М13 | Пр.5 Пр.9 | -//- | -//- |
Лесные грузы. Основные виды и номенклатура лесных грузов. Измерение количества лесных грузов и их маркировка. Подготовка судна к погрузке и перевозке леса. Перевозка лесных грузов в пакетах. Укладка лесных грузов в трюмы. Укладка лесных грузов на палубу. Крепление палубного груза. Требования к остойчивости и меры безопасности для судов лесовозов. Приём и сдача лесных грузов. Складирование лесных грузов. | М1 М3 М7 | Пр.6 Пр.9 | -//- | -//- | |||
Опасные грузы. Виды опасности и нормативные документы, регламентирующие пере возку опасных грузов. Классификация опасных грузов. Упаковка опасных грузов. Общие требования к судам, перевозящим опасные грузы. Технические условия размещения и перевозки опасных грузов на морских судах. Маркировка опасных грузов, оформление грузовых документов и порядок передачи опасных в порту перевалки. Общие требования противопожарной и санитар ной безопасности при перевозке опасных грузов. Меры пожарной безопасности при перевозке взрывчатых веществ. Перевозка нефтепродуктов в таре. Перевозка вредных веществ и меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. | М1 М3 | Пр.7 Пр.9 | -//- | -//- | |||
Скоропортящиеся грузы. Классификация скоропортящихся грузов Потери при перевозке скоро портящихся грузов. Методы сохранной перевозки скоропортящихся грузов. Суда, используемые для перевозки скоропортящихся грузов. Требования к таре и упаковке скоропортящихся грузов. Подготовка трюмов к приёмке скоропортящихся грузов. Размещение скоропортящихся грузов на судне. | М1 М3 М4 | Пр.8 Пр.9 | -//- | -//- |
Пищевые и кормовые грузы, устойчивые при обычных условиях хранения. Перевозка хлебных грузов в таре. Перевозка риса, кукурузы и других хлебных грузов в таре. Перевозка мучных и кондитерских изделий. Перевозка кофе, какао-бобов, чая и пряностей. Перевозка вино-водочных и табачных изделий. Перевозка жмыхов и шрота. Перевозка рыбной муки и других кормовых грузов. Перевозка копры. | М1 М3 | Пр.9 | -//- | -//- | |||
Перевозка живых грузов и сырых животных продуктов. Санитарный и карантинный режимы. Перевозка животных и птиц. Перевозка сырых животных продуктов. Перевозка шерсти. | М1 М3 | Пр.9 | -//- | -//- | |||
Перевозка грузов укрупнёнными местами. Характеристика укрупнённых грузовых мест. Требования, предъявляемые к укрупнённым грузовым местам. Правила комплектации контейнеров и других укрупнённых грузовых мест. Грузовые планы судов контейнеровозов и судов с горизонтальной погрузкой и выгрузкой. Средства механизации и технология погрузо-разгрузочных работ. Перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов и колёсной техники. Транспортно-технологические системы перевозок укрупнённых грузовых мест и сферы их применения. | М1 М3 М9 | Пр.9 | -//- | -//- | |||
Перевозка пассажиров, почты и багажа. Перевозка пассажиров. Перевозка багажа и ручной клади. Перевозка почты. | М1 М3 | Пр.9 | -//- | ||||
Обязанности перевозчика и грузоотправителя по обеспечению сохранности грузов. Договор морской перевозки и общий порядок приёма и сдачи груза. Грузовые документы и особенности приёма - сдачи груза в заграничном и каботажном плавании. Особенности условий договора морской и комбинированной перевозки. Оформление случаев несохранной перевозки грузов. Таможенный и пограничный режимы. | М1 М2 М3 М13 | Пр.9 | -//- | -//- | |||
Грузовой отчёт капитана. Рейсовое задание. Грузовая книга. Рейсовый отчёт капитана. | М1, М3 М12, М14 | Пр.9 | -//- | -//- |
ПРОВЕРКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ
№ | Содержание вопроса | Ответы |
1. | Классификация грузов. | В основу номенклатуры положено деление грузов по: а) происхождению - продукты сел-го хозяйства и промышленности; б) физико-химические свойства - скоропортящихся и устойчиво сохраняющихся; в) технике перевозки - сухие и наливные. Все грузы по способу перевозки делятся на штучные, навалочные в грузы, перевозимые в укрупненных единицах. 1) Классификация по способу перевозки. 2) Классификация по физико-химическим свойствам. 3) Классификация по режиму перевозки. 4) Классификация по совместимости различных грузов. 1. Все грузы делятся на штучные, навалочные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах. а) штучные - (в ящиках, мешках, бочках, и.т.д.) (автомобили, трактора, строит. техника и.т.д.) б) навалочные - (зерно, каменный уголь, руда в т.д.) в) укрупненные - (контейнеры, трейлеры, пакеты, и.т.д.). 2. По физико-химическим свойствам грузы делятся: а) гидроскопические; б) самонагревающие н самовозгарающие; в) ядовитые в выделяющие вредные газы; г) огнеопасные; д) взрывчатые; е) издающие специфические запахи; ж) воспринимающие посторонние запахи. 3. По режиму перевозки: режимные и нережимные. К нережимным относятся такие грузы, которые и процессе морской перевозки под действием агрессивных факторов не вызывают изменения физико-химических свойств и ухудшения качества. К режимным те грузы, которые требуют создания в трюмах определенные температурно-влажностные условия. 4. По совместимости различных грузов грузы делят на 4 группы: а) грузы, опасные возможностью смещения; (незерновые, зерновые, генеральные грузы, лесные); б) режимные грузы (скоропортящиеся грузы, нескоропортящиеся); в) опасные грузы (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, ядовитые, радиоактивные в прочие опасные грузы); г) наливные грузы (нефтепродукты, пищевые грузы (растительные - масло, вино). |
2. | Транспортные характеристики грузов. | Это совокупность свойств грузов, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки хранения. В понятие, транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки и некоторые товарные свойства. Транспортные характеристики груза взаимно связаны с техникой перевозки. |
3. | Упаковка грузов. | Упаковка грузов делится: 1) на потребительскую (банки, коробки и т.д.); 2) дополнительную (мешки, картонные ящики); 3) транспортную (ящики, бочки, фляги, мешки). При упаковки грузов в тару используют прокладочный и оберточный материал (это бумага, картон, стружка, вата, и т.д.). Упакованные грузы принимают к перевозке только в том случае, если тара удовлетворяет требованиям соответствующего стандарта. Пользуются справочником на тару и упаковки. Требования к упаковке импортных грузов - оговариваются при заключении контракта. Все условия оговариваются и отражают в коносаменте любое ухудшение состояние груза, порчи, недостачи, убытки и т.д. |
4. | Маркировка грузов. | Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на груз для его опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Маркировка наносится на грузовое место или ярлык, который крепится к грузовому месту. Маркировка грузов регламентирована ГОСТ 15192-77 и Тарифным руководством 4-М. Маркировка грузов бывает: а) товарная, б) отправительная, в) транспортная, г) специальная. а) Товарная указывает - наименование товара, название производителя, его адрес, марку, сорт, ГОСТ. Товарную марку наносит производитель товара. б) Отправительная маркировка содержит следующие данные: в числителе - номер места в знак отправителя, в знаменателе - число мест в партии. в) Транспортную маркировку наносит порт отправления после того, как принят груз и проверены наличие и правильность нанесения отправительной маркировки. Транспортная маркировка наносится в виде дроби через косую черту, где в числителе - порядковый номер, в знаменателе - число мест в данной партии. г) Специальную маркировку груза производят в случае, если груз требует особого обращения при перевозке или перегрузке. Маркировка импортных грузов должна помещаться в квадрате или в треугольнике и содержать следующие данные: наименование импортера и получателя, номер контракта, номер транспортного поручения и места, массу нетто и брутто, пункт назначения. |
5. | Физико-химические свойства грузов. | Грузы классифицируются по химическим свойствам и делятся на: а) гигроскопические, способные воспринимать влагу нз окружающей среды и легко ее отдавать; б) самонагревающиеся и самовозгорающиеся; в) ядовитые и выделяющие вредные газы; г) огнеопасные; д) взрывчатые; е) слеживающиеся; ж) смерзающиеся и спекающиеся; з) издающие специфические запахи; в) воспринимающие посторонние запахи; к) пылящие. |
6. | Подготовка грузовых помещений к приему грузов. | Для обеспечения сохранной перевозки груза и защиты интересов перевозчика судовая администрация при приемке груза организует и выполняет комплекс мероприятий. Грузовые помещения и оборудование судна приводят в состояние, обеспечивающее сохранную доставку груза: а) сухая зачистка или мойка трюмов; б) проветривание; в) удаление жировых пятен; г) подготовка верхней палубы для размещения и крепления груза. |
7. | Какие грузы относятся к генеральным грузам. | К генеральным грузам относят товары, упакованные в ящики, кипы, тюки, бочки, мешки, бидоны, корзины и т.д. Генеральные грузы можно классифицировать: а) по массе отдельного грузового места; б) линейным размерам; в) режимам хранения; г) способу перевозки перегрузки; д) физико-химическим свойствам и т.д. Генеральные грузы делят по категориям и группам в зависимости от вида тары, упаковки и характера самого груза. 1. Металлопродукция (металл, металл в чушках, слитки и т.д.). 2. Подвижная техника (техника на гусеничном ходу). 3. Железобетонные изделия (балки, шпалы, сваи и т.д.). 4. Контейнеры (контейнеры - цистерны, рефрижераторные, контейнеры - платформы и т.д.). 5. Грузы в транспортных пакетах (на поддонах, укрупненные места и блок - пакеты). 6. Штучные грузы в упаковке (ящики, мешки, кипы, тюки). 7. Тяжеловесные и крупногабаритные грузы. 8. Катно - бочковые (бочки и т.д.) 9. Лесные грузы (круглый лес, фанера, бревна и т.д.). |
8. | Тара генеральных грузов. | Генеральные грузы принадлежат к категории грузов перевозимых в самых разнообразных видах тары: а) В мешках (сыпучие, твердые грузы, и.т.д.). б) Кули рогожные (для перевозки соли, овощей и т.д.). в) Кипы (в кипы прессуют ткани, текстильные и лекарственное сырье, сухие табачные листья и т.д.). г) Тюки (для упаковки меха, ковров, и т.д.). д) Дощатые ящики, фанерные ящики, картонные ящики. е) Бочки деревянные (пива, вина, овощей в рассоле в т.д.), бочки металлические (нефтепродукты, масла, краска и т.д.) ж) Бутыли стеклянные (помещают в плетеные корзины, кислота, азот, аммиак, ацетон и т.д.). з) Баллоны, поддоны. |
9. | Подготовка трюмов к приему генеральных грузов. | Каждая категория грузов предъявляет свои особые требования к подготовке трюмов. а) Зачистка трюмов (производится силами экипажа). При зачистке трюмов обязательно вскрывают и чистят льяла. б) Мойка трюмов производится в тех случаях, когда я трюме остается пыль, остаток груза, соль, химикаты и т.д. в) ограждающие устройства - (рыбинсы и т.д.). г) Осушительная система судна - подлежит проверке перед каждой погрузкой груза. д) Трапы (проверка состояния трюмных трапов). е) Противопожарное оборудование (система паротушения, система углекислого тушения). ж) Вентиляционная система (контроль t° и влажности воздуха в трюмах). э) Люковые закрытия (за состоянием люковых закрытий отвечает старший механик судна). |
10. | Контейнеры и их разновидности. | Контейнеры представляют собой многооборотный вид тары, приспособленной для перевозки разнообразных грузов. Контейнеры подразделяются на две основные группы: универсальные и специальные. 1) универсальные - служат для перевозки штучных грузов (обувь, мануфактура, продовольствие и т.д.); 2) специальные - для перевозки цемента, кирпича, жидких грузов, овощей и т.д.; 3) стальные контейнеры - для перевозки генеральных грузов (пищевые продукты, мясо); 4) рефрижераторные контейнеры - для перевозки фруктов, овощей, рыбы и т.д.; 5) контейнерный портальный кран (он перемещается вдоль причала, обеспечивая погрузку по всей длине швартованного к причалу судна). |
11. | Правила перевозки зерна. | Учитывая возможность смещения зерна в процессе перевозки Правила Регистра СССР, разработанные с учетом требований Конвенции СОЛАС - 74, предусматривают, что судно, перевозящее зерно должно принимать меры к предотвращению смещения груза или снижению его опасного влияния. |
12. | Критерий несмещаемости груза. | 1) Критерий остойчивости судна при «сухом» смещении зерна. 2) Критерий невозгораемости 3) Критерий незагазованности грузовых помещений. Правила перевозки зерна предъявляют требования к остойчивости судна с зерном. а) Начальная поперечная метацентрическая высота не менее 0,3 м. 6) Угол крена после условного смещения зерна, не должен превышать 12°. |
13. | Единицы измерения лесных грузов. | Лесные грузы, принимаемые к перевозке на морских судах, делятся на следующие группы: а) пиленый лес; б) круглый лес; в) тесаный лес; г) колотый лес; я) пиленый лес - единицы измерения межпортовом сообщении - куб.метр; между иностранными портами – стандарт; б) круглый лес - единицы измерения межпорт, сообщении – акс, лод.; в) тесаный лес - единицы измерения в загран перевозках - лод или фут.; г) колотый лес - единицы измерения - футах, метрах кубических. |
14. | Классификация опасных грузов. | Классификация опасных грузов в правилах МОПОГ соответствует классификация, принятой Конвенцией СОЛАС-74 1) Класс № 1 (Взрывчатые вещества ВВ); 2) Класс № 2 (Газы сжатые, сжижение); 3) Класс №3 (Легковоспламеняющиеся жидкости ЛВЖ); 4) Класс № 4 (Легковоспламеняющиеся вещества); 5) Класс № 5 (Окисляющие вещества); 6) Класс № 6 (Ядовитые ЯВ и инфекционные); 7) Класс № 7 (Радиоактивные вещества РВ); 8) Класс № 8 (Едкие коррозийные ЕК). |
15. | Транспортные характеристики опасных грузов. | Опасные грузы - специфическая категория грузов, требующая при хранении и перевозке особых условий. Опасные грузы любых классов без отправительской в транспортной маркировке к перевозке не допускаются. При международных перевозках опасных грузов на каждое место наносят ярлыки международного образца. Когда к перевозке предъявляют груз различной степени опасности (например, ядовитый и огнеопасный одновременно), то на каждое его место наклеивают по два ярлыка, предупреждающих о фактической степени опасности. Каждое отдельное место с опасным грузом любого класса маркируется отправительской и транспортной маркировками, а также специальной маркировкой, которая указывает на свойства груза и предупреждает о порядке обращения с ним размещений на судне. |
16. | МОПОГ, система его построения. | Международный кодекс морской перевозки опасных грузов состоит из двух томов. Международный кодекс имеет законодательный статус. На его основе разрабатываются национальные правила морской перевозки опасных грузов. В правилах грузы полностью сгруппированы по принципу общности их свойств и требований к таре и упаковке, техническим условиям хранения и перевозке. |
17. | Общие требования к судам, перевозящим опасные грузы. | Эти требования зависят от свойств перевозимых грузов и опасности, которой они обладают по отношению к экипажу, судну, окружающей среде. В соответствия с Правилами МОПОГ, судно может перевозить опасные грузы всех классов, имеющие запись в квалификационном свидетельстве Регистра СССР. На судах, которые перевозят вещества выделяющие ЛВЖ или ядовитые. пары и газы, особое внимание уделяют герметизации жилых, служебных и грузовых помещений я правильному использованию вентиляция. По правилам Регистра помещения разделяются герметическими переборками, а система вентиляции должна быть раздельной. Перед погрузкой опасных грузов, грузовые помещения должны быть зачищены, промыты и просушены. |
18. | Грузовой план судна. | Грузовым планом называется графическое изображение груза в грузовых помещениях. Различают предварительный я исполнительные грузовые планы. Предварительный алан составляют заблаговременно до подхода судна. Все изменения в грузовом плане согласовывают с капитаном судна. Грузовой план, подписанный капитаном, служит основанием для размещения груза на судне. |
19. | Общие требования к судам, перевозящим опасные грузы. | Одновременно с началом погрузки приступают к составлению исполнительного грузового плана. Исполнительный грузовой план отражает фактическое размещение груза на судне. Этот план составляет грузовой помощник капитана судна. В зависимости от состава грузов грузовые планы бывают одно – и многополосными. |
20. | Требования, предъявляемые к грузовому плану. | Размещение грузов на судне должно обеспечивать выполнение следующих основных условий. 1. Исключение возможности порчи грузов от их взаимного вредного влияния (действие влаги, пыли, запахов, и т.д.), и также повреждение слоев грузов от тяжести верхних. 2. Создание возможности беспрепятственной выгрузки и погрузки в промежуточных портах захода. 3. Обеспечение максимальной производительности тр |