Особенности конструкции ковшей скреперов.
Ковш скрепера служит емкостью для разрабатываемого грунта и одновременно является несущей конструкцией, заменяющей раму для восприятия нагрузок от массы и тяги трактора (рис. 15).
Ковш состоит из двух боковых стенок 1,6, образующих с поперечными связями жесткую конструкцию. Нижней связью служит днище 3 коробчатой конструкции с подножевой плитой, к которой крепятся режущие ножи 4,5. С задней стороны ковш связан двумя поперечными балками прямоугольного сечения, которые одновременно являются опорой для буфера. Впереди ковш имеет переднюю связь с проушинами для подсоединения гидравлических цилиндров подъема ковша.
Передняя связь ковша должна быть расположена выше возможной призмы волочения грунта при копании с максимальной толщиной стружки. Обычно связи выполняют в виде балок коробчатого сечения. Передняя 8 и задняя связи 9 предохраняют боковые стенки от распорных усилий, возникающих при заполнении ковша грунтом.
Рис. 15. Ковш: 1 - стенка боковая левая; 2 - буфер; 3 - днище; 4 - нож средний,
5 - нож крайний; 6 - стенка боковая правая; 7 - нож подрезной; 8 - связь передняя;
9 - задняя связь
Буфер должен выступать назад за габариты колес ковша гак, чтобы предотвратить их повреждение при толкании отвалом бульдозера. Буферная плита имеет скругленную поверхность для лучшего контакта с отвалом толкача. В заднюю связь упираются балки буфера. Буфер ковша представляет собой пространственную ферму, состоящую из балок коробчатого сечения. К балкам фермы привариваются кронштейны осей задних колес скрепера. В буфере размещены направляющие балки, по которым перемещается на роликах задняя стенка. Внутри ковша вдоль днища и боковых стенок приварены четыре полосы - беговые дорожки для роликов задней выдвижной стенки.
Ножи имеют режущие кромки с двух сторон, и после износа кромки одной стороны могут быть установлены другой режущей кромкой. Подрезные ножи 7 установлены на кромках боковых стенок и имеют режущие кромки с двух сторон.
Заслонка служит для регулирования ширины щели между ножами и заслонкой при заполнении ковша и закрывает ковш при транспортировке грунта. При разгрузке заслонка поднимается, открывая полностью зев ковша. Для обеспечения хорошей разгрузки заслонка должна подниматься крайней кромкой ножа на высоту не меньше высоты боковых стенок.
В современных скреперах применяются заслонки, расположенные внутри ковша. Они обеспечивают возможность расширения ковша. Кроме того, боковые рычаги заслонки внутри ковша при движении очищают ковш от налипшего грунта. Однако заслонки с внутренними рычагами требуют более сложного рычажного механизма управления.
Лобовой лист заслонки усилен специальными накладками. В передней части заслонки к лобовому листу приварена проушина с двумя отверстиями для подсоединения тяги механизма подъема и опускания заслонки.
Механизм подъема заслонки состоит из тяги, рычага и гидравлических цилиндров. Он рассчитан так, что большее усилие на нижней кромке заслонки обеспечивается во время приближения заслонки к ножам ковша. В то же время скорость движения заслонки несколько замедленна, этим достигается плотное закрытие ее при транспортировке и точность регулировки при наборе грунта. Когда заслонка открывается, скорость движения по мере ее подъема, быстро увеличивается до положения полного открытия. При поднятии ковша заслонка закрывается, а при опускании открывается, что позволяет водителю закрывать заслонку с наименьшими потерями грунта.
Кинематика механизма выбрана такой, что при опускании ковша с закрытой заслонкой в положение копания на расстоянии менее 200 мм от грунта заслонка остается на месте, автоматически открывая зев ковша для набора грунта.
Задняя стенка, предназначенная для выталкивания грунта из ковша при разгрузке скрепера, состоит из щита и хвостовика, составляющих одну металлическую конструкцию. На щите установлены четыре направляющих ролика - два в нижней части и два по бокам. На хвостовике имеются также четыре ролика, которые размещаются в направляющих балках, расположенных в буфере ковша скрепера. Ролики обеспечивают легкое
свободное передвижение задней стенки внутри ковша и предохраняют ее от перекосов, возникающих от неравномерного давления грунта на щит. Ролики, расположенные на боковых сторонах щита, имеют реборды, препятствующие поднятию щита во время выталкивания грунта. Задняя стенка приводится в движение гидроцилиндром, закрепленным на буфере ковша скрепера.
Гидросистема скрепера предназначена для подъема и опускания ковша скрепера и его заслонки, перемещения задней стенки. Она присоединяется к гидросистеме трактора и состоит из гидроцилиндров ковша, заслонки, задней стенки и рукавов высокого давления.