Достоинства автомобилей с вариатором
· Удобство поездки на автомобиле с бесступенчатой КПП.
· Плавность движения машины – стремительный разгон и торможение не вызывает рывков, как при использовании других коробок передач.
· Стабильность показателей при достаточно продолжительном движении.
· За счет оптимальной нагрузки на двигатель и продуманности работы автомата происходит существенная экономия топлива.
· Уровень вредных веществ, создаваемых отработанными газами ниже, чем в автомобилях с АКПП И МКПП.
· Безопасность езды на обледенелых дорогах, так как вариатор исключает пробуксовку колес.
· Электронное управление работой двигателя увеличивает срок его износа, предотвращает от частых ремонтов.
· Автомобиль с вариатором ездит намного тише, чем с обычными коробками.
Рис. 1: Клиновидный вариатор в разрезе
Назначение, устройство и принцип действия
Вариаторная КПП служит для постепенного изменения крутящего момента на ведомом и ведущем диске
Рис . 2. Устройство вариатора
Плавное изменение крутящего момента в заданных промежутках регулирования достигается за счет ее особой конструкции, которая состоит из следующих компонентов:
· вариатора;
· гидротрансформаторного механизма сцепления (гидротрансформатор);
· аппарата для передачи реверса;
· процессора с исполнительным устройством.
Гидротрансофматор
Гидротрансформаторный механизм сцепления обеспечивает плавную работу двигателя без рывков и продлевает жизнь вариатору. На высоких оборотах входит в режим полного зацепления, при котором исключается проскальзывание. Но часть его мощности может уходить в нагрев. А бывают случаи, что он перегревается, об этом становиться известно по зажигающейся красной лампочке на приборной панели.
Рис. 3. Устройство гидротрансформатора
Гидротрансформатор состоит из двух лопастных машин — центробежного насоса и центростремительной турбины. Между ними расположен направляющий аппарат — реактор. Насосное колесо жёстко связано с коленчатым валом двигателя, турбинное — с валом коробки передач. Реактор же, в зависимости от режима работы, может свободно вращаться, а может быть заблокирован при помощи обгонной муфты.
Клиноременной механизм
Рис. 4. Клиноременной механизм
Клиноременной вариатор имеет два шкива, которые между собой соединяются клиновидным ремнем. Один шкив ведущий, а второй ведомый. Вначале между ними закладывалась армированная резина, но затем ее заменили стальные пластины. Они способны передавать больший крутящий момент, обладают меньшим радиусом изгиба и долговечны.
Конструкция шкивов состоит из двух конусовидных половин, которые имеют уклон к оси вала. Эти конструкции при движении то отдаляются, то приближаются друг к другу.