Транспортная логистика. Выбор вида транспортного средства.
Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров.
Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки.
Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, попадающих в данную категорию.
Поскольку транспортные операции являются непосредственным выражением связей между отдельными этапами товародвижения, эффективность этого процесса в большой степени зависит от способа реализации перемещения.
Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержка оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных чертах различных видов транспорта.
Существуют такие основные виды транспорта:
– железнодорожный;
– морской;
– внутренний водный (речной);
– автомобильный;
– воздушный;
– трубопроводный.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, преимущества и недостатки, которые определяют возможности его использования в логистической системе (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные логистические характеристики разных видов транспорта
Вид транспорта | Преимущества | Недостатки | Сфера использования |
Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Относительно низкие тарифы. Высокая скорость доставки на большие расстояния. | Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность до конечных потребителей. Недостаточно высокая сохранность груза. | Практически не ограничена. |
Морской | Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на далекие расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. | Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. Жесткие условия к упаковке. Низкая частота отправок. | Практически не ограничена. |
Внутренний водный (речной) | Высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. | Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от неравномерности глубины рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность работы. Недостаточная надежность перевозок и сохранности груза. | Практически не ограничена. |
Автомобильный | Высокая доступность. Возможность доставки груза «от дверей до дверей». Большая маневренность и гибкость. Высокая скорость доставки груза. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза, возможность его отправления маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее приемлемого перевозчика. Менее жесткие требования к упаковке товара. | Низкая продуктивность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Низкий уровень эксплуатационных показателей. | На короткие расстояния (до 300 км) |
Воздушный | Самая высокая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наилучшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. | Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность. | Практически не ограничена |
Трубопроводный | Низкая себестоимость. Высокая продуктивность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. | Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты и т.д.), ограниченная доступность малых объемов транспортируемых грузов. | Ограничена номенклатурой грузов. |