НАВЕДЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ ПРИ ЭВАКУАЦИИ РГ СпН (раненных).
Эвакуация группы или раненых имеет свои специфические особенности. Прежде, необходимо навести вертолёты на себя, так как не зная конкретно где находится группа, они не смогут помочь ей. Если командир группы наблюдает вертолёты визуально, то он должен, в зависимости от расположения группы по отношению к курсу вертолётов, сообщить командиру вертолётчиков своё местонахождение и пароль (41), Например: «Воздух», я «Вишня», 41, нахожусь 40о справа по курсу, удаление 3 км, обозначаю себя оранжевым дымом».
Выбор сигнала для обозначения возлагается на командира разведывательной группы и не должен (в целях конспирации) быть обусловлен заранее.
При обозначении себя и подаче сигналов экипажам вертолётов необходимо учитывать, что обзор местности у экипажа вперёд по курсу не более 60о, местность же под вертолётом и сзади не просматривается вообще. Если группа располагается не компактно, а рассредоточено (ведёт бой в обороне), то обозначать расположение группы нужно минимум двумя сигналами, то есть обозначить участок местности, куда вертолётчикам вести огонь нельзя.
При целеуказание экипажам командир группы должен учитывать эллипс рассеивания ракет и снарядов авиационной пушки и исключить заход вертолётов боевым курсом над группой.
Следует иметь ввиду, что на скоростях более 80 км/ч (минимальная скорость при штурмовке у вертолётов) огонь бортовых пулемётов (даже счетверённого у Ми-24Д) малоэффективен в силу большого рассеивания пуль.
Также необходимо учитывать, что особенностью транспортно-десантного вертолёта МИ-8 является расположение командира экипажи с левой стороны кабины, поэтому ему с боевого курса удобнее отворачивать влево и, двигаясь по кругу против часовой стрелки, снова заходить на боевой курс, т.е. работать «левой коробочкой». Поэтому при наведении и целеуказании командир группы (авианаводчик) должен располагаться слева по курсу захода Ми-8 на цель.
Пример подачи команды на штурмовку вертолету Ми-8:
«Воздух, я – Вишня, от меня по курсу справа 60о, дальше 400, крупнокалиберный пулемёт. Заходи курсом 300о, работай «левой коробочкой».
Второй вертолёт (если работает пара) занимает место в круге диаметрально противоположное первому – «карусель». Экипаж второго вертолёта наблюдает результаты залпа ведущего и должен быть готов нанести удар с учётом корректировки с земли.
Например: «310, работай от разрыва дальше 100, правее 50, дублирую целеуказание длинными трассирующими очередями».
Кроме наведения по радио, командир РГ СпН (если группа уже обнаружена или ведёт бой) должен дублировать корректировку очередями трассирующих пуль, реактивными сигнальными патронами и другими сигнальными средствами, комментируя эти сигналы по радио.
АВИАНАВОДЧИК, ПОМНИ! · в светлое время суток хорошо видны оранжевые и другие дымы и все наземные и реактивные патроны; · при слишком ярком солнце плохо заметны огни и трассирующие пули, лучше использовать дымы; · в пустыне с жёлтым и оранжевым песком днём оранжевый дым лучше не использовать. КОМАНДИР РГ СпН! В первую очередь поражай цели, представляющие опасность для вертолётов и только потом – другие цели! |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Условная терминология(вариант).
а) вертолёты, самолёты:
Ми-8 - зелёные (скорпионы) - Су-25, МиГ-27 - Горбатые
Ми-24 - полосатые (щуки) - Су-17 - Сухие
Ми-6 - сараи (термиты) - Миг-21р - Объективы
- Миг-21бис - Балалайки
б) войска и техника:
БТР, БМП, танки - Коробочка
Колонна - Цепочка
Автомашина - Колесо
Наши войска - Линия
Противник - Пунктир
Пленные - 12
Раненые - 300
Убитые - 021
в) оружие и боеприпасы:
ДШК, пулемёты - Трещётка
АГС, ЗГУ, пушки - Траектория
Авиабомбы : - Капли
- зажигательные - Фитиль
- фугасные - Веер
- разовая бомбовая кассета (РБК) - Зонт
- объемно-детонирующая авиабомба (ОДАВ) - Сюрприз
- светящаяся авиабомба (САЗ) - Свеча
- неуправляемая авиационная ракета (НАР) - Гвозди
- управляемая ракета (УР ) - Сигары
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Основные тактико-технические данные вертолётов авиации Сухопутных войск.
Основные характеристики | Тип вертолёта | |
Ми-24В | Ми-8МТ | |
Экипаж, чел…………………………… | 2-3 | |
Взлётная масса, кг максимальная…………………………… нормальная………………………………. | 11 500 11 200 | 13 000 11 000 |
Максимальная скорость, км/ч………… | ||
Практический потолок, м ……………… | 4 500 | 5 000 |
Запас топлива в основных баках, кг…… | 1 710 | 1 420 |
Десантная нагрузка, кг максимальная…………………………… на внешней подвеске…………………… | 1 550 2 400 | 4 000 3 000 |
Количество перевозимых людей, чел… | ||
Тактический радиус при максимальной взлётной массе и максимальной боевой зарядке, км . . . . |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Вариант радиообмена.
Позывной ГБУ (Группы Боевого Управления) – «Фонтан».
Позывной авианаводчика – «Сокол».
Позывной экипажа – «820».
Пароль | ||||||||||
Отзыв |
№ п/п | Доклады и команды командира экипажа. | № п/п | Доклады и команды ГБУ (АН). |
1. 3. 5. 6. 8. 10. 13. 15. 17. 19. 22. 24. 26. 29. 31. 33. | Установление связи: «Фонтан», я 820, 68, как слышите, прием?» Доклад на ГБУ: «Я 820, подхожу к вам четверкой зеленых, 3200, по стандарту с курсом 300о через 3 минуты. Повторение задания: «Я 820, понял, подходить севернее зоны, работать с «Соколом» в точке 213» Установление связи: «Сокол», я 820, 21, как слышите, прием?» Уточнение задачи:«Сокол», я 820, уточните задачу» Подтверждение: «Я 820, понял, выхожу в район 213 севернее 2 км, оранжевый дым» Подтверждение: «Я 820, понял, влево 15º» Обнаружив авианаводчика, передает: «Я 820, вас наблюдаю» Подтверждение: «Я 820, понял, цель - курс 240º, дальше 2 км – отдельный каменный одноэтажный дом. Свои войска южнее 1,5км, обозначены оранжевыми дымами» Обнаружив цель, изготовившись к удару, передает: «Я 820, цель вижу, выполняю пристрелку «гвоздями» Подтверждение: «Я 820, понял, от разрыва с перелётом 70, левее 50» Введя корректуры, и по готовности передает: «Я 820, на боевом, работаю «каплями» Закончив бомбометание (удар НУРСами), передает: «Я 820, работу закончил, разрешите отход» «Фонтан», Я 820, 93, слышу вас хорошо, прием» Подтверждение: «Я 820, понял, на отходе группа 562, на высоте 3200 по стандарту» Подтверждение: «Я 820, понял, конец связи» | 2. 4. 7. 9. 11. 12. 14. 16. 18. 20. 21. 23. 25. 27. 28. 30. 32. | «820, я «Фонтан», 07, слышу вас хорошо, прием» Постановка задач штурману: «820, подходите севернее зоны, работают горбатые, вам работать с «Соколом» в точке 213» «820, я «Сокол», 62, слышу вас хорошо, прием» Уточнение задачи: «820, выходите на меня, район 213 севернее 2 км, обозначу оранжевым дымом» Подтверждение: «820, принял правильно» Уточнение задачи: «820, вас наблюдаю, доверните влево 15º, обозначаю» Подтверждение: «820, принял правильно» Постановка задач штурману: «820, вас понял. Ваша цель курс 240º, дальше 2 км – отдельный каменный одноэтажный дом. Свои войска южнее 1,5км, обозначены оранжевыми дымами» Подтверждение: «820, принял правильно» Подтверждение: «820, вас понял, наблюдаю» Определив отклонение, передает: «820, работайте от разрыва с перелётом 70, левее 50» Подтверждение: «820, принял правильно» Оценив точность попадания, передает: «820, отработал хорошо» Оценив точность попадания, передает: «820, отработал хорошо, отход разрешаю» Управление бортом (ударной группой) принимает на себя ГБУ. Он устанавливает связь и передает:«820, я «Фонтан», 79, как меня слышите, прием?» Уточнение задачи: «820, на отходе группа 562, на высоте 3200 по стандарту» Подтверждение: «820, принял правильно, конец связи» |
Примечание.По договоренности цифровой пароль может состоять из трех, а не из двух цифр. Последней цифрой может быть отсутствующая в «сетке паролей» цифра или последняя цифра позывного взлетной группы (пара, звено и т.д.)
«Сетка паролей» действует определенное, как правило, не продолжительное время (Например, несколько часов) после чего переходят на новую «сетку паролей».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.