Раздел 2 Механизмы подъемно-транспортных устройств
Тема 2.1 Привод грузоподъемных машин. Техника безопасности
Общие сведения о типах приводов и их применении в грузоподъемных машинах. Достоинства и недостатки.
Ручной привод, область применения.
Электрический привод, разновидности электродвигателей и их пригодность для привода различных элементов грузоподъемных машин.
Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин с электроприводом.
Привод от двигателей внутреннего сгорания, область применения.
Гидравлический и пневматический привод, область применения.
Методические указания
Приводом называют агрегат для приведения в действие механизмов и машин. Как правило, он состоит из двигателя (источника энергии), передачи, системы управления и вспомогательных устройств. Двигатель - машина, преобразующая какой-либо определенный вид энергии в механическую. Передача - устройство для преобразования механической энергии двигателя в форму, удобную для применения в исполнительном механизме. Различают передачи механические, электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные. Поэтому так же классифицируют и приводы современных машин.
В зависимости от назначения, типа, области применения и характepa работы машины механизмы имеют различные приводы: ручной и машинный.
При изучении материала темы нужно усвоить, что применение подъемно-транспортных механизмов с ручным приводом очень ограничено и с течением времени сокращается. Они применяются в настоящее время только на небольших монтажных работах, при легких условиях работы или при затруднениях в использовании других видов энергии.
Представителями механических источников энергии для привода подъемно-транспортных машин являются электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, а иногда и гидравлические, пневматические и паровые двигатели.
Основным типом привода подъемных машин является электрический привод, так как электрический привод имеет больше преимуществ.
Выбирая электродвигатель, сначала сосредотачивают внимание на потребляемом двигателем токе. Обязательно нужно разобраться в классификации электродвигателей и их маркировке.
Для привода подъемно-транспортных машин преимущественное применение получили электродвигатели переменного тока, для привода механизмов грузоподъемных машин - крановые асинхронные электродвигатели, характеризующиеся повышенной перегрузочной способностью. Удобные в эксплуатации асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором применяются для привода электроталей, кран-балок, тихоходных механизмов кранов и подъемников, работающих в повторно-кратковременном режиме при небольшой частоте включения. При наиболее напряженном режиме применяют асинхронные двигатели с контактными кольцами.
Для двигателей трехфазных асинхронных крановых в ГОСТ 185-70 установлена следующая структура обозначения:
двигатель ГОСТ 185-70,
где 1 - обозначение серии;
2 - исполнение ротора (фазный - обозначение отсутствует, К - короткозамкнутый);
3 - класс нагревостойкости изоляции (F);
4 - условный габарит;
5 - порядковый номер серии;
6 - условная длина сердечника;
7 - число полюсов (6,8,10);
8 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69
(У - исполнение для эксплуатации в районе с умеренным климатом;
1 - размещение в отапливаемом помещении).
Для двигателей трехфазных асинхронных короткозамкнутых серии 4А в ГОСТ 19523-81 установлена следующая структура обозначения:
двигатель ГОСТ 19523-81,
где 1- порядковый номер серии;
2 - вид двигателя (асинхронный);
3 - исполнение двигателя по способам охлаждения и защиты от окружающей среды (Н - защищенное;
для закрытых обдуваемых знак отсутствует);
4 - исполнение двигателя по материалу станины и щитов
(А - станина и щиты алюминиевые,
X - станина - алюминиевая, щиты - чугунные,
отсутствие знака - станина и щиты чугунные или стальные);
5 - высота оси вращения (3-2 цифры);
6 - установочный размер по длине станины (S , М или L);
7 - длина сердечника статора (А или В) при условии сохранения установочного размера;
8 - число полюсов (2,4,6,8,10 или 12);
9 - исполнение двигателя
(X - химически стойкий,
П - повышенной точности по установочным размерам,
УП - пылезащитный);
I0 - климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69
(У - эксплуатация в районе с умеренным климатом,
З - эксплуатация под навесом или в помещениях).
Знакомясь с другими видами привода грузоподъемных устройств, нужно уяснить, что вопрос о целесообразном выборе источника энергии для грузоподъемных устройств должен решаться в каждом конкретном случае на основе анализа, экономических и конструктивно-эксплуатационных показателей, основными из которых являются себестоимость транспортирования, надежность работы и удобство управления.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как классифицируют приводы, и каковы характеристики каждого?
2. Как устроен и работает ручной привод?
3. Как работает двигатель внутреннего сгорания?
4. Какие типы электродвигателей применяют в крановых приводах? В чем состоят их преимущества?
5. Как передается крутящий момент от электродвигателя к барабану?
6. Как производится определение мощности двигателя механизма подъема и его выбор по каталогу?
7. Как проверяется электродвигатель по пусковому моменту? Что такое коэффициент перегрузки электродвигателя в пусковой период?
8. В чем преимущества пневмопривода перед гидроприводом?
9. Какие преимущества обеспечивают применение комбинированного привода? Какие типы этих приводов известны?
Литература: [1, с.85-100; 3, с.150-166; 14, с.179-I98; 15, с. 18-31; 16, с.58-79; 17, с.59-72].