Глава 40. Непредвиденные обстоятельства в полете

548. Воздушному судну, в отношении которого известно или предполагается, что оно находится в аварийном положении, включая акты незаконного вмешательства, оказывается максимальное внимание и содействие со стороны органов ОВД и предоставляется приоритет по сравнению с другими воздушными судами, исходя из конкретных обстоятельств.
549. Органы ОВД при необходимости используют все имеющиеся средства связи, включая резервные, для установления и поддержания радиосвязи с воздушным судном, находящимся в аварийном положении.
550. Для сообщения о том, что воздушное судно находится в аварийном положении (если оно оборудовано приемоответчиком ВОРЛ) используются специальные коды в режиме "А":
1) код "7700" - указывает, что воздушное судно подвергается серьезной и непосредственной опасности и экипажу (пилоту) требуется немедленная помощь;
2) код "7600" - указывается на потерю радиосвязи;
3) код "7500" - указывает, что воздушное судно является объектом незаконного вмешательства.
551. При возникновении аварийной обстановки пилот воздушного судна устанавливает в приемоответчике код "7700" режима А, если ранее службой ОВД не было дано указание об использовании другого определенного кода.
В этом случае пилот использует данный определенный код до получения других указаний службы ОВД.
Несмотря на правила пункта 563 пилот может выбрать код "7700" режима А в тех случаях, когда имеются основания полагать, что это является наилучшим образом действий.
552. Если воздушное судно, находящееся в полете, стало объектом незаконного вмешательства, командир воздушного судна делает все возможное для установки в приемоответчике кода "7500" режима А, чтобы сообщить об обстановке, если обстоятельства не позволяют использовать код 7700.
553. Если пилот выбрал код "7500" режима А и впоследствии служба ОВД дает ему указание подтвердить этот код он, в зависимости от обстоятельств, либо подтверждает код, либо не отвечает совсем.
Отсутствие ответа от пилота служит для службы ОВД подтверждением того, что использование кода "7500" не является следствием случайного неправильного кода.
554. Действия диспетчеров ОВД органов ОВД и пилотов при перехвате гражданских воздушных судов, а также применение сигналов срочности и бедствия указываются в Приложениях 2 и 3 настоящих Правил.

Глава 41. Отказ двусторонней связи "воздух-земля"

555. При потери радиосвязи, вызванной отказом бортовых или наземных систем радиосвязи "воздух-земля" экипаж воздушного судна и диспетчеры органов ОВД действуют в соответствии со специальными инструкциями и/или технологиями работы.
Радиосвязь считается потерянной, если в течение пяти минут, при использовании имеющихся каналов радиосвязи, на неоднократные вызовы по каждому из них экипаж или диспетчер не отвечают.
556. При потере радиосвязи командир (пилот) воздушного судна включает сигнал "Бедствие", а также устанавливает код ответчика "7600" в режиме "А" и, используя все имеющиеся средства, принимает меры к восстановлению связи с органом ОВД непосредственно или через другие воздушные суда, либо через другие пункты органов ОВД. В таких случаях, при необходимости, может использоваться аварийная частота 121,5МГц для передачи информации о принятом решении, местонахождении, высоте полета (не ожидая подтверждения о приеме ее диспетчером), а также прослушивание по каналам связи и на частоте ДПРМ указаний и информации диспетчерских пунктов ОВД.
557. Если восстановить радиосвязь не удается, командир (пилот) воздушного судна, как правило, прекращает выполнение задания и производит посадку на аэродроме вылета или на запасном аэродроме. В этом случае командир (пилот) воздушного судна имеет право произвести посадку на аэродроме вылета при метеоусловиях ниже минимума.
558. В случаях, когда произвести посадку на аэродроме вылета не представляется возможным (по метеоусловиям или если масса воздушного судна превышает посадочную, и нет условий для слива топлива), то после ухода на второй круг командир (пилот) воздушного судна следует на аэродром назначения на эшелоне в соответствии флайт-плана или заданном диспетчером ОВД эшелоне.
Если принято решение о возвращении на аэродром вылета или на запасной аэродром, расположенный в направлении обратном пути следования, полет необходимо выполнять на ближайшем (к заданному) попутном нижнем эшелоне, но не ниже безопасной высоты полета, либо на эшелонах, выделенных для полетов без связи 4200, 4500 или 7200, 7500м.
559. При отказе наземных средств связи диспетчер пункта ОВД в соответствии с технологией работы принимает меры к восстановлению связи с использованием резервных средств и каналов или передает управление другому пункту ОВД.
560. В том случае, когда диспетчерский пункт ОВД не в состоянии поддерживать двустороннюю радиосвязь с экипажем воздушного судна, выполняющим полет в диспетчерском районе или диспетчерской зоне, предпринимаются следующие действия.
560.1. Как только становится известно об отказе двусторонней связи, предпринимаются действия для того, чтобы убедиться, что экипаж может принимать передачи диспетчерского органа путем запроса о выполнении определенного маневра, который можно наблюдать на экране радиолокатора, или передать, если это возможно, указанный сигнал для подтверждения приема.
560.2. Если экипаж воздушного судна не указывает, что он может принимать передачи и подтверждать их прием, эшелонирование между воздушным судном с которым нарушена связь и другими воздушными судами обеспечивается на основе предположения о том, что это воздушное судно предпримет следующие действия при полете в визуальных метеоусловиях (по ПВП):
1) продолжит полет в визуальных метеоусловиях;
2) выполнит посадку на ближайшем подходящем аэродроме;
3) сообщит о своем прибытии соответствующему пункту УВД с помощью средств наиболее быстрой передачи информации.
560.3. Отказ связи имеет место в сложных метеорологических условиях или в таких условиях, когда они не позволяют завершить полет в соответствии с пунктом 560.2., экипаж воздушного судна:
1) выдерживает скорость и эшелон или минимальную абсолютную высоту полета (если она больше) в течение 20 мин. после того, как экипаж воздушного судна не смог сообщить свое местоположение в пункте обязательной передачи донесений, и после этого корректирует эшелон и скорость в соответствии с представленным планом полета;
2) продолжает полет по маршруту согласно текущему плану полета до соответствующего обозначенного навигационного средства, обслуживающего аэродром назначения и, при необходимости соблюдения положений нижеследующего подпункта 3, выполняет полет в режиме ожидания над этим средством до начала снижения;
3) начинает снижение от навигационного средства, упомянутого в подпункте 2, точно в полученное и подтвержденное в последний раз время ожидаемого захода на посадку или как можно ближе к этому времени; или, если расчетное время захода на посадку не было получено и подтверждено, воздушное судно начинает снижение в расчетное время прибытия или как можно ближе к этому времени, указанному в текущем плане полета;
4) выполняет нормальный заход на посадку по приборам в соответствии с порядком, установленным для данного навигационного средства; и
5) совершает посадку, по возможности, в пределах 30 мин. после расчетного времени прибытия, упомянутого в подпункте 3, или подтвержденного в последний раз расчетного времени захода на посадку; при этом из них выбирается более позднее время.
Условия, указанные в пункте 560.2. и его положения распространяются на все контролируемые полеты, в то время как положения пункта 560.3. - только на полеты по ППП.
При обеспечении диспетчерского обслуживания воздушного движения в отношении других полетов в данном воздушном пространстве предполагается, что воздушное судно, на котором отказала связь, будет соблюдать правила, изложенные в пункте 560.3.
560.4. Диспетчер ОВД получив ответный код отказа связи, должен определить степень ее потери путем передачи указания пилоту использовать передачу "приемоответчик опознавание" или изменить код. В том случае, если установлено, что бортовой радиоприемник исправен, дальнейшее управление полетом воздушного судна осуществляется с использованием изменений кода или передачи "опознавание" для подтверждения приема выданных разрешений. Для воздушных судов, оборудованных приемоответчиками режима S, в зонах действия режима S могут применяться другие процедуры.
560.5. Как только становится известным об отказе двухсторонней связи для соответствующих воздушных судов, на имеющихся частотах которые прослушиваются воздушными судами (включая частоту речевой связи имеющихся радионавигационных средств или средств захода на посадку) осуществляется передача "блиндом" надлежащей информации с указанием действий, предпринятых диспетчерским органом или указаний, оправдываемых любой аварийной обстановкой.
560.6. Соответствующая информация, указанная в пункте 560.4, включая сведения о погодных условиях на маршруте, в районе пробивания облачности и в районе подходящих для посадки аэродромов, передается другим воздушным судам, находящимся вблизи предполагаемого местонахождения воздушного судна, связь с которым нарушена. Кроме того, диспетчер ОВД в районе ответственности которого выполняет полет воздушное судно без радиосвязи, направляет информацию об отказе радиосвязи в другие пункты ОВД по маршруту полета.
561. Если по метеоусловиям (или по другим причинам) произвести посадку на аэродроме назначения оказалось невозможным, после ухода на второй круг командир (пилот) воздушного судна должен следовать на запасной аэродром с набором (по схеме выхода) нижнего безопасного эшелона или специально установленных эшелонов полета 4200, 4500 или 7200, 7500 м.
Снижение для захода на посадку на запасном аэродроме необходимо начинать после пролета ДПРМ по схеме внеочередного захода на посадку. Если к моменту прибытия воздушного судна, потерявшего связь, погода на аэродроме посадки стала ниже минимума, командиру (пилоту) воздушного судна предоставляется право произвести посадку при фактических метеоусловиях.
562. Если, через 30 мин после расчетного времени прилета, воздушное судно не произвело посадку и не наблюдается на экране радиолокатора, а экипаж (пилот) воздушного судна не отвечает на вызовы по каналам связи диспетчер ОВД возобновляет обычное воздушное движение в районе аэродрома, действуя далее в соответствии с технологией работы.
При наличии бортовых и наземных средств вторичной радиолокации допускается движение воздушных судов с обеспечением безопасных интервалов полета без освобождения всего воздушного пространства после точного определения фактического эшелона полета воздушного судна, следующего без связи.
563. В случае потери связи при полете по ПВП командир (пилот) воздушного судна следует на аэродром назначения по ПВП на заданной высоте (эшелоне); при невозможности продолжать полет по ПВП на аэродром назначения, следует на запасной аэродром, где метеоусловия позволяют произвести посадку по ПВП.
564. Для обеспечения безопасности при управлении движением воздушных судов при потере радиосвязи, а также в случае получения от экипажа (пилота) воздушного судна сигнала "Терплю бедствие", диспетчерский орган ОВД в пределах своей зоны ответственности имеет право ввести режим радиомолчания.
В этом случае по команде диспетчера экипажи воздушных судов обязаны:
1) прекратить все передачи по радио, кроме случаев возникновения особой ситуации в полете, и работать только на прием;
2) выполнять указания диспетчера без подтверждения о приеме;
3) выходить на связь только по запросу диспетчера;
4) закончить вертикальный маневр, заняв высоту согласно последнему указанию диспетчера.





Глава 42. Действия экипажа воздушного судна,
терпящего бедствие

565. Если воздушному судну, находящемуся в полете, грозит опасность или если судно терпит либо потерпело бедствие, командир воздушного судна обязан принять меры к сохранению жизни и здоровья людей, а также судна и находящегося на нем имущества.
566. Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полетов, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал бедствия включением выключателя "аппаратура опознавания".
567. Сигнал бедствия - установленный единый международный сигнал "SOS" (терплю бедствие) по радиотелеграфу, по радиотелефону и передается открытым текстом "Терплю бедствие" (при международных полетах "МЭЙДЭЙ").
568. Сигналы бедствия передаются на рабочей частоте канала связи с диспетчером ОВД, находящегося в использовании во время бедствия, а также на международных аварийных частотах 121,5 МГц в радиотелефонном режиме, или:
при запросе помощи у морских служб на частотах 2182 кГц или 4125 кГц в радиотелефонном режиме.
569. Приняв решение, произвести вынужденную посадку вне аэродрома, командир воздушного судна предупреждает об этом всех членов экипажа и дает указания о порядке их дальнейших действий. При вынужденной посадке экипаж вплоть до приземления (приводнения) ведет радиообмен с наземными (корабельными) радиостанциями, а в перерывах держит передатчики во включенном состоянии (с нажатой кнопкой). Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, должны быть постоянно включенными.
570. Потерпевшие бедствие должны знать, что для их спасания будут приняты все необходимые меры, а своими действиями экипаж воздушного судна способствует облегчению своего обнаружения.
571. Экипаж воздушного судна, совершившего вынужденную посадку вне аэродрома, обязан:
1) немедленно эвакуировать пассажиров из воздушного судна и отвести их на безопасное расстояние не менее 100 м;
2) организовать оказание медицинской помощи пострадавшим;
3) определить или уточнить свое местонахождение;
4) принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом, наземной или самолетной радиостанцией;
5) сообщить на ближайший аэродром или местным органам власти о времени, месте вынужденной посадки, состоянии экипажа, пассажиров, воздушного судна и необходимой помощи;
6) в случае возникновения пожара попытаться ликвидировать его с помощью бортовых и подручных средств пожаротушения.
572. Всеми работами на месте вынужденной посадки воздушного судна руководит командир экипажа.
573. Решение оставаться на месте или уходить из района вынужденной посадки принимает командир воздушного судна.
574. Оставаться на месте вынужденной посадки рекомендуется в следующих случаях:
1) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы экипажем с воздуха, либо после приземления (независимо от того, получено или не получено подтверждение о приеме сигнала);
2) местонахождение точно не определено, местность незнакома и труднопроходима (горы, лес, глубокий снег, болото), направление на ближайший населенный пункт и его удаления неизвестны;
3) часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных травм самостоятельно передвигаться не могут, а здоровых людей для их транспортирования недостаточно;
4) местность открытая и потерпевшие могут быть легко обнаружены с воздуха.
575. Уходить с места вынужденной посадки рекомендуется в следующих случаях:
1) местонахождение известно и имеется возможность свободно дойти до ближайшего населенного пункта;
2) люди способны идти и транспортировать раненых;
3) воздушное судно и находящиеся на нем люди не могут быть обнаружены из-за густой растительности, а средства сигнализации отсутствуют;
4) имеется непосредственная угроза здоровью пассажиров и экипажа в результате стихийного бедствия (пожар, наводнение).
576. В случае вынужденной посадки на воду покидать воздушное судно можно только после его остановки, по команде командира воздушного судна, при этом необходимо:
1) членам экипажа и пассажирам надеть специальные жилеты и при выходе из воздушного судна включить систему газонаполнения;
2) спустить на воду групповые спасательные плавсредства;
3) переправить всех людей из воздушного судна на плоты, раненые и дети переправляются в первую очередь;
4) загрузить на плавсредства имеющиеся запасы продуктов, воды и снаряжения;
5) отплыть от воздушного судна на безопасное расстояние (не менее 100 м.), пока оно не начало погружаться в воду;
6) членам экипажа, находящимся на отдельных плотах, подплыть ближе друг к другу и связать плоты (по два-три плота вместе) фалами длиной 8-10 м.
577. Члены экипажа должны быть подготовлены к оказанию медицинской помощи при обмороках, ушибах, кровотечениях, переломах, остановке дыхания, вывихах, ожогах, обморожениях, перегреве, отравлениях. Если среди пассажиров воздушного судна оказались медицинские работники, то необходимо привлекать их для оказания медицинской помощи пострадавшим.
578. Аварийно-спасательные транспортные средства, следующие для оказания помощи воздушному судну, терпящему бедствие, пользуются правом первоочередности перед всеми другими видами движения на поверхности.
При этом транспортные средства, находящиеся на площади маневрирования, должны соблюдать следующие правила:
1) транспортные средства и транспортные средства, буксирующие воздушные суда, уступают дорогу воздушным судам, производящим посадку, взлет и руление;
2) транспортные средства уступают дорогу другим транспортным средствам, буксирующим воздушные суда;
3) транспортные средства уступают дорогу другим транспортным средствам в соответствии с действующими на местах указаниями или инструкциями;
4) несмотря на положения подпунктов 1, 2 и 3 транспортные средства и транспортные средства, буксирующие воздушные суда, следуют указаниями аэродромного диспетчерского пункта.

Наши рекомендации