Глава 37. Полеты в особых условиях
478. К полетам в особых условиях относятся:
1) полеты в зонах обледенения, грозовой деятельности и сильных ливневых осадков, сильной болтанки, повышенной электрической активности атмосферы, сдвига ветра, пыльной бури;
2) полеты в горной и мало ориентирной местности, пустынях и над водной поверхностью;
3) полеты в полярных районах Северного и Южного полушарий;
4) полеты в сложной орнитологической обстановке;
5) полеты в зонах тушения крупных лесных пожаров.
479. При возникновении в полете признаков приближения к зоне опасных метеорологических явлений или получении соответствующей информации от диспетчерских органов ОВД, командир (пилот) воздушного судна обязан принять необходимые меры для обхода опасной зоны, с немедленным уведомлением об этом соответствующего органа ОВД о причинах изменения маршрута или эшелона (высоты) полета, за исключением случаев возникновения угрозы безопасности полета на заданном эшелоне, при которых, командиру воздушного судна (пилоту) предоставляется самостоятельно изменять эшелон с немедленным докладом об этом диспетчерскому органу ОВД.
В этом случае пилот обязан, не изменяя эшелона полета, отвернуть воздушное судно, как правило, вправо на 30о от оси маршрута и, пройдя 20 км, вывести его на прежний курс с одновременным изменением высоты до выбранного эшелона. В экстренных случаях снижение выполняется немедленно с момента начала отворота.
Заняв новый эшелон, командир по согласованию с диспетчерским органом ОВД, выводит воздушное судно на воздушную трассу.
480. При выполнении полетов в полярных районах, в Арктике и Антарктике, в малоориентирной местности, в пустынях и над водной поверхностью на борту воздушных судов должны быть:
1) аварийная радиостанция;
2) запас продуктов питания, питьевой воды и медикаментов;
3) индивидуальные и групповые плавсредства (при полетах над водной поверхностью);
4) сигнальные средства (электрические, пиротехнические);
5) оружие и спасательное снаряжение.
481. При возникновении угрозы обледенения на всех этапах полета противообледенительная система воздушного судна должна быть включена до входа в зону возможного обледенения, если РЛЭ воздушного судна не предусматривает другого порядка ее использования.
482. Полеты в условиях обледенения на воздушных судах, не имеющих специального противообледенительного оборудования, и допуска к эксплуатации в этих условиях запрещаются.
483. При принятии решения на вылет с пересечением зоны грозовой деятельности и возможных сильных ливневых осадков командир (пилот) воздушного судна обязан учитывать:
1) характер гроз (внутримассовые, фронтальные);
2) расположение и перемещение грозовых (ливневых) очагов, возможные маршруты их обхода и/или изменения эшелона (высоты) полета;
3) необходимость дополнительной заправки топливом.
При наличии и прогнозировании фронтальных гроз по маршруту полета, проходящему в горной местности, принимать решение на вылет по ПВП ниже нижнего эшелона запрещается.
484. Полеты по ППП в зоне грозовой деятельности без бортовых РЛС обнаружения грозовых очагов запрещаются.
485. При наличии в районе аэродрома вылета мощно-кучевой и кучево-дождевой облачности экипаж (пилот) обязан с помощью бортовой РЛС осмотреть зону взлета и выхода из района аэродрома, оценить возможность взлета, определить порядок обхода мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности, зон сильных ливневых осадков и, кроме того, запросить (при необходимости) у диспетчера аэродромного пункта ОВД соответствующие рекомендации.
486. При подходе воздушного судна к зоне грозовой деятельности (сильных ливневых осадков) командир (пилот) воздушного судна обязан оценить возможность продолжения полета, принять решение на обход зоны или на возврат, согласовав свои действия с диспетчерским органом ОВД.
487. Диспетчер органа ОВД, используя данные радиолокаторов, метеоинформацию и сообщения с воздушных судов, обязан информировать экипажи о характере облачности, расположении грозовых очагов.
488. Экипажам воздушных судов преднамеренно входить в мощно-кучевые, кучево-дождевые облака и зоны сильных ливневых осадков запрещается.
489. При визуальном обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков, примыкающих к грозовым очагам, разрешается обходить их на удалении не менее 10км. При невозможности обхода указанных облаков на заданной высоте разрешается визуальный полет под облаками или выше их.
Полет под облаками разрешается только днем, вне зоны ливневых осадков, если:
1) высота полета воздушного судна над рельефом местности и искусственными препятствиями не менее истинной безопасной высоты, но во всех случаях не менее 200м в равнинной и холмистой местности и не менее 600м в горной местности;
2) вертикальное расстояние от воздушного судна до нижней границы облаков не менее 200 м.
Полет над верхней границей мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков разрешается выполнять с превышением над ними не менее 500м.
490. При обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы засветки. Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами может производиться в том месте, где расстояние между границами засветок на экране бортовой РЛС не менее 50 км.
491. При взлете и заходе на посадку в условиях ливневых осадков экипаж обязан учитывать возможность ухудшения видимости, а также летных и аэродинамических характеристик воздушного судна при заходе на посадку и в момент приземления на залитую водой ВПП.
492. Перед входом в зону возможной болтанки и/или при внезапном попадании в нее члены экипажа и пассажиры должны быть пристегнуты к креслам привязными ремнями.
493. При попадании воздушного судна в сильную болтанку командир (пилот) обязан принять меры для немедленного выхода из опасной зоны, включая изменение высоты (эшелона полета), предварительно уведомив об этом и получив разрешение соответствующего диспетчерского органа ОВД.
494. При полетах по ПВП в горной местности на высотах менее 900м и попадании воздушного судна в зону сильной болтанки командир (пилот) должен вывести из этой зоны воздушное судно с набором высоты, (с разрешения диспетчера) возвратиться на аэродром вылета или следовать на запасной аэродром, если нет возможности следовать далее по маршруту в аэропорт назначения.
495. Вертикальные вихри (смерчи), не связанные с облаками и обнаруженные визуально, экипаж (пилот) обязан обходить стороной на безопасном расстоянии.
Вертикальные вихри (смерчи), связанные с кучево-дождевыми облаками, обнаруженные визуально, экипаж обязан обходить на удалении не менее 30 км от их видимых боковых границ.
496. При полетах в зоне повышенной электрической активности атмосферы признаками сильной электризации воздушного судна являются:
1) шумы и треск в наушниках;
2) беспорядочные колебания стрелок радиокомпасов;
3) искрение на стеклах кабины и свечение концов законцовок в темное время суток. Возникновение электризации наиболее вероятно в слое облаков в интервале температур от +5о до -10о С.
Командир (пилот) воздушного судна при появлении признаков сильной электризации докладывает об этом диспетчерскому органу ОВД и выполняет рекомендации диспетчера по выходу из опасной зоны. При этом допускается выключение одной из ОВЧ радиостанций, кроме того, ночью необходимо включить освещение кабины экипажа.
497. При возникновении угрозы безопасности полета на заданном эшелоне командиру (пилоту) предоставляется право самостоятельно изменять эшелон полета. Изменение высоты полета в зонах повышенной электризации необходимо выполнять с повышенной вертикальной и уменьшенной поступательной скоростью полета в соответствии с рекомендациями РЛЭ. После выхода из слоя облаков (до входа в другой слой) следует сделать горизонтальную площадку с продолжительностью полета 5-10 сек.
498. В случае поражения воздушного судна разрядом атмосферного электричества экипажу (пилоту) необходимо:
1) доложить диспетчеру соответствующего пункта ОВД о факте поражения, метеоусловиях, месте и высоте полета в данный момент времени;
2) проконтролировать параметры работы двигателей;
3) проверить работу электрооборудования, пилотажно-навигационного оборудования и средств радиосвязи;
4) осмотреть кабину и салон воздушного судна в полете или на земле после посадки в целях обнаружения повреждений;
5) при обнаружении отказов и неисправностей действовать в соответствии с РЛЭ воздушного судна и указаниями диспетчерского органа ОВД.
499. При взлете или заходе на посадку в условиях фактического сдвига ветра (от слабого до умеренного) экипажу (пилоту) необходимо:
1) увеличить расчетные скорости в соответствии с рекомендациями РЛЭ данного воздушного судна;
2) осуществлять повышенный контроль за изменением поступательной и вертикальной скоростей и немедленно парировать возникающие отклонения от расчетных параметров и заданной траектории полета;
3) при заходе на посадку немедленно уйти на второй круг с использованием взлетного режима, если для выдерживания заданной глиссады снижения требуется увеличение режима работы двигателей до номинального и (или) после пролета ДПРМ вертикальная скорость снижения увеличилась на 3 м/с и более от расчетной.
500. Взлет или заход на посадку в условиях фактически наблюдаемого сильного сдвига ветра (или по сообщению диспетчера аэродромного пункта ОВД) запрещается.
501. При встрече с пыльной бурей на маршруте полета экипаж (пилот) обязан обходить ее визуально на безопасном расстоянии или проходить над ней на высоте, превышающей не менее 300 м над видимой верхней границей пыльной массы.
Изменение высоты или маршрута полета воздушного судна в целях обхода пыльной бури экипажу разрешается только по согласованию с диспетчерским органом ОВД. При возникновении угрозы безопасности полета на заданном эшелоне пилоту предоставляется право самостоятельно изменять эшелон полета с немедленным уведомлением об этом соответствующего диспетчерского органа ОВД.
502. Заход на посадку и посадка воздушного судна в условиях пыльной бури и сильной болтанке одновременно, как правило, не выполняются. Решение о продолжении захода на посадку и посадку в таких условиях принимает командир (пилот) воздушного судна.
503. При подготовке к полету в горной местности экипаж (пилот) дополнительно обязан:
1) изучить рельеф местности в полосе маршрута не менее чем по 50км в обе стороны от оси маршрута, нанести на карту командные высоты, ограничительные пеленги и наметить обходные маршруты в случае встречи с опасными метеоявлениями;
2) вычертить на полетной карте профиль местности по командным высотам и отметить их абсолютной высоты;
3) проанализировать прогнозируемые метеоусловия и возможность образования сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха, а также орографической болтанки в зоне взлета и посадки, используя консультации метеоролога (аэролога);
4) изучить высоты аэродромов, расположенных в горах, особенность взлета и посадки на них, правила пользования барометрическими высотомерами при взлете и посадке на горных аэродромах, а также расчет максимальной взлетной (посадочной) массы воздушного судна.
504. Набор эшелона (высоты) полета в горной местности разрешается по маршруту следования только при условии обеспечения набора безопасного эшелона (высоты) до установленного рубежа. В остальных случаях набор высоты до заданного (безопасного) эшелона полета производится по установленной схеме, как правило, в пределах аэродромного круга полетов.
505. При пересечении горного хребта при полете по ПВП командир (пилот) воздушного судна обязан учитывать наличие восходящих и нисходящих воздушных потоков. Если при приближении к горному хребту наблюдаются нисходящие потоки и для выдерживания горизонтального полета требуется увеличение режима работы двигателей (двигателя) до номинального, пересечение горного хребта на высотах менее 900м над рельефом местности запрещается.
506. Снижение воздушного судна, выполняющего полет по ППП в горной местности, разрешается только после фактического пролета установленного рубежа начала снижения при радиолокационном контроле со стороны органа ОВД и устойчивой работе бортового навигационного оборудования.
При отсутствии непрерывного радиолокационного контроля и неустойчивой работе бортового навигационного оборудования снижение с нижнего безопасного эшелона не разрешается. В этом случае командир (пилот) воздушного судна должен следовать на запасной аэродром.
507. В условиях сложной орнитологической обстановки, вызванных появлением птиц (птичьих стай) в аэродромной зоне или на маршруте полета, визуально наблюдаемых экипажем (пилотом) воздушного судна или обнаруженных с помощью радиолокатора соответствующего пункта ОВД, в результате которых возникает реальная опасность столкновения воздушного судна с птицами, экипажу (пилоту) воздушного судна предоставляется право предпринимать все необходимые действия (изменение маршрута или эшелона (высоты) полета), согласованные с диспетчерским пунктом ОВД, для обеспечения безопасности полета.
Диспетчер пункта ОВД в таких случаях имеет право отменять выданные ранее разрешения на взлет или на посадку воздушного судна и предпринимать необходимые действия для обеспечения безопасности воздушного движения.
508. Перед принятием решения на вылет командир (пилот) воздушного судна обязан учитывать информацию, полученную от диспетчера аэродромного пункта ОВД или по каналу ATIS (метеовещания) об орнитологической обстановке в районе аэродрома (в зоне взлета и посадки). При получении такой информации от диспетчера на исполнительном старте командир (пилот) воздушного судна должен оценить обстановку и принять решение о выполнении взлета. Взлет в этих условиях производится с включенными фарами.
509. При полете по маршруту, в случае обнаружения птиц, пилот (летчик) должен обойти их стороной или пролететь над ними.
При подходе к аэродрому посадки, после получения информации от органов ОВД о сложной орнитологической обстановке или при визуальном обнаружении птиц, экипажу (пилоту) необходимо:
1) повысить осмотрительность;
2) включить фары и обогрев стекол кабины;
3) повысить контроль за параметрами работы двигателей (двигателя);
4) при необходимости, в случае явной угрозы столкновения с птицами уйти на второй круг для повторного захода на посадку.
510. При подготовке к полету в малоориентирной местности и пустыне экипаж (пилот) воздушного судна дополнительно обязан:
1) отметить на карте характерные ориентиры, имеющиеся по маршруту (караванные тропы, русла рек, озера, колодцы), а также удаленные ориентиры, которые могут быть использованы для общей ориентировки;
2) получить необходимую информацию в отношении ведения ориентировки от других экипажей (пилотов), имеющих опыт полетов по данному маршруту;
3) проверить наличие запаса продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, аварийной радиостанции и сигнальных средств.
511. Полеты над водной поверхностью разрешается выполнять:
1) на воздушных судах, имеющих два двигателя и более, оснащенных плавсредствами и на всех воздушных судах, приспособленных для посадки на воду;
2) на сухопутных воздушных судах, имеющих один двигатель, при удалении от береговой черты не более дальности полета и снижения с отказавшим двигателем.
512. При полетах над водной поверхностью, когда расстояние от/до берега превышает дальность планирования с отказавшим двигателем (двигателями), а также когда траектория взлета и захода на посадку не исключает возможности вынужденного приводнения, все члены экипажа и пассажиры должны быть обеспечены спасательными жилетами.
Во всех случаях, когда продолжительность полета от берега превышает 30 мин., на воздушных судах (независимо от типа) кроме индивидуальных средств спасания должны быть и групповые плавсредства (надувные спасательные плоты и аварийные запасы к ним), рассчитанные на количество людей, находящихся на борту со средствами жизнеобеспечения в соответствии с РЛЭ.
513. При подготовке к полету над водной поверхностью экипаж (пилот) дополнительно обязан:
1) подробно изучить береговую черту, состояние ледовой и водной поверхности на случай вынужденной посадки;
2) проверить наличие и правильность размещения индивидуальных и групповых спасательных средств, запаса продуктов питания и питьевой воды, аварийной радиостанции и сигнальных средств;
3) изучить правила вынужденной посадки на воду и использования плавсредств;
4) проинструктировать пассажиров о правилах пользования индивидуальными и групповыми средствами и поведения при аварийной посадке.
514. Полеты по ПВП вблизи береговой черты материка и островов выполняются на безопасных высотах с учетом максимальных превышений рельефа местности в полосе по 5 км. в обе стороны от оси маршрута.
Глава 38. Полеты в воздушном пространстве
приграничной полосы
515. К приграничной полосе относится воздушное пространство, расположенное над территорией государства, прилегающей к сухопутной государственной границе и береговой черте внешних морей шириной 25 км, а в приморских районах - дополнительно над территориальными водами шириной 12 морских миль (22,2км).
516. Полеты воздушных судов, не оборудованных средствами радиосвязи, и/или аппаратурой радиолокационного опознавания в воздушном пространстве приграничной полосы запрещается.
517. Экипажи (пилоты, летчики) воздушных судов допускаются к полетам в приграничной полосе только после изучения ими особенностей полетов в данном районе, проверки знаний этих особенностей и выполненной провозки. Допуск экипажей государственной авиации к таким полетам производится уполномоченным органом Министерства Обороны Республики Казахстан.
518. Экипаж воздушного судна в процессе подготовки к полету в приграничной полосе обязан изучить и твердо знать:
1) точные очертания государственной границы и приграничной полосы в данном районе;
2) рельеф местности, характерные радиолокационные и визуальные ориентиры;
3) расположение и порядок работы средств связи и радионавигации, значение ограничительных пеленгов и их координаты;
4) порядок ведения связи с органами ОВД и СВО;
5) метеорологическую обстановку по маршруту полета;
6) правила и порядок восстановления ориентировки;
7) порядок действий при возникновении особых условий и особых случаев в полете.
519. Аэродромы, воздушные трассы и установленные маршруты, расположенные в приграничной полосе, должны быть оборудованы радиотехническими средствами навигации, радиолокации и связи, необходимыми для контроля, управления движением воздушных судов и соблюдения экипажами правил полетов в приграничной полосе.
При выполнении полетов в приграничной полосе отклонения воздушных судов от заданного маршрута запрещаются.
520. При потере ориентировки в воздушном пространстве приграничной полосы экипаж обязан немедленно взять курс по направлению полета от государственной границы в глубь территории Республики Казахстан, далее действовать в соответствии с пунктом 537 настоящих ОПП ВП РК. Производить маневры для восстановления ориентировки в воздушном пространстве приграничной полосы запрещается.
521. В случае, если воздушное судно при потере двухсторонней радиосвязи, выполняет санкционированный транзитный полет (полет без посадки на территории государства) или полет с посадкой на территории Республики Казахстан, ему предоставляется режим наибольшего благоприятствования для полета до аэропорта назначения или посадки, на запасном аэродроме согласно поданного ФПЛ, при условии его опознания.