Специализация и кооперирование.
- Возможно, ли построить современный автомобиль на одном, пусть самом огромном предприятии? Конечно, нет. Современный автомобиль состоит из нескольких десятков тысяч различных деталей и узлов, производство многих из которых эффективно (благодаря большим возможностям автомобилизации) на специализированных заводах, расположенных неподалёку от головного предприятия. Компактное расположение предприятий –смежников – характерная черта географии автомобилестроения. Каждое предприятие специализируется на выпуске определённой продукции. Напомните, пожалуйста, по какому принципу? Правильно, где меньше затраты на производство, т.е. себестоимость продукции наименьшая!
Слайд 12.
Стр. учебника 117 рис 29 схема. ВАЗ связан более чем с 300 предприятиями, которые поставляют более 500 наименований материалов (55% себестоимости авто)
Таким образом, специализация производство на предприятиях какого-либо одного продукта; отдельных деталей, частей, услуг.
Кооперация – объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.
Слайд 13.
Наша справка: конвейер….
Второе рождение автомобилестроения состоялось в США накануне Первой мировой войны с внедрением конвейерного производства на заводах Генри Форда. Уже к 1925 году фордовскими авто обзавелась половина американских семей, а в Европе автомобиль ещё долго был предметом роскоши.
Песня А. Пугачёвой «Папа купил автомобиль» Физкультминутка.
Ребята, скажите, каждый ли человек может купить автомобиль? Для чего он нужен?
Автомобилизация….
Слайд 14.
Индикатор благосостояния населения (см. таблицу)
Слайд 15.
Последнее десятилетие в истории страны отмечено бурным ростом автомобилизации. Если в 1992 г. в России насчитывалось 68 легковых автомобилей на 1000 жителей, то в 1995 г. — 93, а к началу 2003 г. — около 150 легковых автомобилей на 1000 жителей. Таким образом, по уровню автомобилизации населения Россия опережает Бразилию в 1,5 раза и находится на уровне Японии 1972 г.
Сокращение автомобильного производства в условиях растущего платежеспособного спроса связывают со значительным увеличением импорта автомобилей. Импорт автомобилей в Россию в последние годы приобрел, беспрецедентные масштабы и стал препятствием для развития отечественной автомобильной промышленности. В 2002 г. в Россию было ввезено 137,8 тыс. новых легковых автомобилей.
В стоимостном выражении величина российского рынка легковых автомобилей составила в 2002 г. более 12 млрд долл. США. Импортированные автомобили (как новые, так и подержанные) абсолютно доминировали на этом рынке: их совокупная доля достигала по стоимости почти 70%. Продажи отдельно взятых подержанных иномарок в 1,5 раза превосходили продажи новых автомобилей российского производства. Продажи новых иномарок в России лишь на 22—23% уступают по стоимости сбыту новых автомобилей отечественного производства.
Слайд 16.
Производство легковых автомобилей в России,
2001—2002 гг., шт.
Производитель | Местоположение | 2001 г. | 2002 г. |
Производство | |||
АвтоВАЗ | Тольятти | 770 230 | 702 966 |
ГАЗ | Нижний Новгород | 80 692 | 65 648 |
Ижмаш-Авто | Ижевск | 31 745 | 65 751 |
Рослада | Сызрань | 39 440 | 42 357 |
КамАЗ | Набережные Челны | 37 837 | 38 500 |
УАЗ | Ульяновск | 35 302 | 34 027 |
СеАЗ | Серпухов | 18 700 | 19 435 |
Москвич | Москва | ||
Итого | 1 014 756 | 968 684 | |
Сборка иностранных автомобилей | |||
Автотор | Калининград | 4 914 | 5 791 |
ТагАЗ | Таганрог | 1 498 | 2 595 |
Автофрамос | Москва | — | |
Форд | Всеволожск | — | 1 670 |
Итого | 6 411 | 10 126 |
Структура российского рынка легковых автомобилей,
2002 г., по стоимости
Вид | Тыс. долл. США | % |
Новые автомобили российского производства | 3 561 180 | 29,3 |
Новые иностранные автомобили, собранные в России | 181 400 | 1,5 |
Новые импортированные автомобили | 2 760 000 | 22,7 |
Подержанные импортированные автомобили | 5 661 000 | 46,5 |
Всего | 12 163 580 | 100,0 |
Продажи наиболее популярных новых иномарок в России
официальными дилерами, 2002 г., шт.
Марка | Число машин |
Дэу* | 12 418 |
Шкода | 9 444 |
Рено | 8 337 |
Тойота | 8 302 |
Мицубиси | 8 167 |
* Автомобили, изготовленные в Узбекистане.
Слайд 17. Центры легкового м/с. КАРТА.
Одновременно с названием заводов, говорим о центрах легкового машиностроения, показывая на карте и отмечаем на контурных картах города-центры м/с.
У меня на доске висела большая к/к и наиболее подготовленные ребята показывали товарищам, где необходимо отмечать города - центры легкового м/с.
Как в игре «Своя игра» открываю самые популярные ответы…
ü Скажите, а какой бы вы выбрали автомобиль? Почему?
Слайд 18.Требования к современному автомобилю:
- Безопасность
- Экономичность
- Удобство, комфортность
- Внешний вид
- Лёгкость в управлении
- Экологически чистый двигатель
Слайд 19.