Фрагмент протокола следственного осмотра
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2
а) изложить, какие элементы характеристик пуль и гильз, а также следов выстрела на них учитываются при определении модели оружия. По результатам осмотра пуль и гильз составить суждение о примененном оружии.
б) сформулировать вопросы эксперту-баллисту в отношении представленных объектов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. По параметрам, указанным в фабуле, определить место, где стоял стрелявший. Вычертить план в горизонтальной и вертикальной проекциях.
Фабула: «Пулевая пробоина расположена в нижней части оконного стекла. Огнестрельное ранение (сквозное) — на шее трупа. Труп находится в положении сидя, прислонившись к окну. Пулевая пробоина в стекле, пуля, застрявшая под потолком в противоположной от окна стене, и ранение находятся на одной линии».
Горизонтальная проекция:
Вертикальная проекция:
Лабораторная работа № 7
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
Методические указания
Одной из отраслей криминалистической техники является технико-криминалистическое исследование документов, в котором в зависимости от специфики объекта выделяют исследование:
- полностью поддельных документов (исследование бланков);
-документов, выполненных на печатных устройствах (исследование машинописных текстов, кассовых чеков);
- оттисков печати и штампов;
- частично поддельных документов;
- документов, снабжённых средствами защиты от подделок.
Задачи экспертизы решают путём исследования следующих объектов:
а) официальные документы, удостоверяющие личность;
б) материал, на котором изготовлен документ, средства, с помощью которых он заполнен, вспомогательные вещества, а также вещества, используемые для частичного или полного изменения документа;
в) технические средства и приспособления, используемые для изготовления бланков официальных документов или их реквизитов;
г) нетипичные для данного вида экспертиз объектов, на которых могли остаться слабо видимые или невидимые записи;
д) сравнительные объекты – образцы, представленные на исследование лицом или органом, назначившим экспертизу, либо изготовленные экспертом в ходе исследования.
Практические занятия по данной теме должны опираться на понимание студентами существующих требований к официальным документам и их необходимым реквизитам, правил и условий изготовления подлинных бланков, клише, печатей и штампов, а также защитных средств, призванных затруднять подделку документов.
Информация из рекомендованной литературы поможет студенту составить представление о видах и способах подделки документов, соответствующих им признаках, а также о методах и средствах их выявления и фиксации. Необходимо уяснить, что лежит в основе полной и частичной, технической и интеллектуальной подделки документов.
Задание № 1. Перечислить основные способы подделки бланков документов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2.
а) Используя имеющуюся аппаратуру, осмотреть и описать предложенный преподавателем документ во фрагменте протокола осмотра, указать в нем: наименование, серию, номер, на чье имя, когда, кем выдан; как и какие признаки выявлены; какое должно быть принято решение.
б) Сформулировать вопросы эксперту.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание № 3. Осмотреть предложенные оттиски печати, изложить свое суждение относительно их подлинности, перечислить признаки подделки.
1) 2)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание № 4.Перечислить способы и соответствующие им признаки подделки подписей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5.В предложенном перечне обозначить признаки подчистки на документе цифрой 1, а признаки травления (смыва) – цифрой 2.
__-нарушение структуры верхнего слоя бумаги (ослабление или исчезновение глянца бумаги, взъерошенность волокон);
__- повреждение линовки, защитной сетки и других печатных элементов бланка;
__- расплывы от смытых записей;
__- остатки штрихов первоначального текста;
__- уменьшение толщины бумаги;
__- шероховатость поверхности, увеличение хрупкости, повреждение бумаги;
__- остатки штрихов удаленного текста;
__- наличие пятен, изменение цвета бумаги.
Лабораторная работа № 8
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧЕРКА
Методические указания
По предложенным преподавателем рукописным текстам выявить основные группы признаков почерка (письма). Основными группами признаков почерка являются: топографическиеили особенности размещения на бумаге текста и его частей (наличие, размер и форма полей, размеры абзацных отступов или красных строк, а также интервалы между строками и словами, размещение заголовков, обращений, подписей и дат, направление и форма линий письма и др.); общиеили степень выработанности, темп выполнения, общее строение почерка, форма движений, протяженность движений: а) высота букв, б)разгон, наклон, связность, нажим; и частные,заключающиеся в написании отдельных букв и их сочетаний (форма движения, направление движения, протяженность движений, вид соединения движений, количество движений, последовательность, размещение движений и их сложность).
Разбору признаков почерка предшествует следственный осмотр исследуемого документа и сравнительного образца. Во фрагменте протокола осмотра отражается краткая характеристика документов (материалы документов: бумага, ее состояние, размеры, характер пишущего инструмента, цвет средств письма и другие индивидуализирующие особенности).
По согласованию с преподавателем исследуются две записи, выполненные одним лицом, но в разное время или при различных условиях письма, либо разными лицами.
Образец почерка психически ненормального человека (учебное пособие «Психографология». – С. -Пб. Питер,1994 г. / Моргенштерн И.
Задание № 1. Определить степень выработанности почерка.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Задание № 2. Определить строение почерка.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Задание № 3.
а) изложить характеристики двух исследуемых рукописных документов.
б) изучить топографические и общие признаки почерков, результаты анализа свести в таблицы.
Фрагмент протокола осмотра
Документ № 1________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ № 2________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Топографические признаки письма
Выявленные признаки | Документ № 1 | Документ № 2 |
Общие признаки почерка
Выявленные признаки | Документ № 1 | Документ № 2 |
Степень выработанности | ||
Темп выполнения | ||
Общее строение почерка | ||
Форма движений | ||
Протяженность движений | ||
А) высота букв | ||
Б) разгон | ||
Наклон | ||
Связность | ||
Нажим |
Задание № 4.Произвести разборку наиболее характерных частных признаков почерка. Результаты анализа свести в таблицу по прилагаемому образцу.
буквы | документ №1 | документ №2 |
Примечание: В разработку включить не менее 9 букв, их сочетаний.
Образец алфавитной разработки частных признаков почерка
Буквы алфавита | Исследуемый текст | Свободный образец почерка |
Задание № 5.
а) провести сравнительное исследование рукописных текстов. Сформулировать вывод об исполнении их одним или разными лицами.
б) изложить, какие условия должны быть соблюдены при сборе сравнительных образцов почерка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6.Изучить признаки почерка и определить, о чем они свидетельствуют в данном случае.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9