АБ – Авиационная безопасность
АНВ – Акт незаконного вмешательства
ВС – Воздушное судно
МТ – Министерство транспорта
ИКАО – Международная организация гражданской авиации
ДАБ – Дирекция по авиационной безопасности
САБ – Служба авиационной безопасности
ЛО МВД- Линейный отдел Министерства внутренних дел
ФСК – Федеральный следственный комитет
СОА – Служба охраны аэропорта
СПК – Служба перронного контроля
ИТС – Инженерно-техническая служба
СД – Служба досмотра
ВВСС – Воздушные Ворота Северной Столицы
АВК – Аэровокзальный комплекс
МАВК – Международный аэровокзальный комплекс
ВВ – Взрывчатое вещество
ВУ – Взрывное устройство
СВУ – Самодельное взрывное устройство
РТИ – Рентгенотелевизионный интроскоп
МИС – Металлоискатель стационарный
МИР – Металлоискатель ручной
Содержание
Аннотация........................................................................................................................2
Введение...........................................................................................................................5
Глава 1. Анализ производственно-хозяйственной деятельности в аэропорту Пулково. Организационная структура.
Служба пассажирских перевозок в аэропорту «Пулково». Перечень руководящих документов……………………………….......................................................................7
1.1. Нормативные и руководящие документы, регламентирующие работу службы пассажирских перевозок…………………………………….........................................7
1.2. Технология обслуживания пассажиров и обработки багажа в аэропорту «Пулково» ......................................................................................................................13
1.3. Организация и подготовка обслуживания вылетающих пассажиров...............14
1.4. Обязанности исполнителей, осуществляющих технологический процесс обслуживания пассажиров и багажа…………………….….......................................24
1.5. Технология обслуживания транзитных и трансферных пассажиров и их багажа.............................................................................................................................26
Глава 2. Служба авиационной безопасности. Обеспечение авиационной безопасности в аэропорту «Пулково».........................................................................34
2.1. Терроризм на воздушном транспорте..................................................................34
2.2. Обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Пулково»…..................36
2.3. Структура ДАБ. Порядок взаимодействия с другими службами аэропорта....39
2.4. Технология проведения досмотра пассажиров, багажа и ручной клади в аэропорту. Технические средства досмотра…………………….………………......43
2.5. Методика выявления потенциально опасных пассажиров путём специального опроса в ходе предполётного досмотра………………………….……...…...............60
Глава 3. Платформа SITA AirportConnect Open. Инновации, предложения по внедрению…………………………………………………………………………......69
3.1 Результаты перехода Аэропорта "Пулково» на платформу SITA AirportConnect Open ................................................................................................................................69
3.2. Портфель Horizon...................................................................................................70
3.3. Киоски самостоятельной регистрации.................................................................71
3.4. Мобильный посадочный талон.............................................................................79
3.5. Online регистрация.................................................................................................75
Выводы и рекомендации...............................................................................................77
Список используемой литературы...............................................................................79
Введение
В России произошли коренные изменения практически во всех областях жизни общества и едва ли не самые кардинальные в сфере экономических отношений. Переход от планово - централизованной к рыночной экономике в России повлек за собой структурное изменение в экономики: начала формироваться новая банковская двухуровневая система, либерализация внешнеэкономической деятельности привела к появлению большого числа крупных и мелких экспортеров и импортеров в результате приватизации в частные руки перешли не только частные объекты коммерческого хозяйства, но и крупные промышленные предприятия.
Но наряду с позитивными тенденциями проявились и негативные: крупные диспропорции в структуре национальной экономики, разрыв прежних хозяйственных связей, ликвидация дотаций отдельным отраслям промышленности, сокращение централизованного кредитования, инфляция, проблемы «неплатежей», социальная напряженность, давление быстро расширяющей свои масштабы «теневой» экономики.
В этой обстановке к построению и поведению организаций, ориентированных на интеграцию в рыночные отношения предъявляются новые требования: предпринимательская активность, переход к различным формам собственности, изменяющиеся функции и методы государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние нарастающих темпов и масштабов революционных изменений в технологической базе производства. Следует также учесть, что тяжелое наследство централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвобода всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий и чрезвычайных обстоятельств, породило стереотип консервативного мышления и организационной скованности, а это затрудняет как восприятие научных принципов, так и их применение для создания организаций современного типа или приспособления существующих к требованиям времени. Таким образом, переход к эффективной организации и управлению, построенным на научных принципах не только необходим, не только возможен, но и стал главным условием успешного осуществления экономических реформ. Предприятие же становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности обязано сформировать у себя такую структуру управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Аэропорт Пулково — это один из крупнейших, динамично развивающихся авиатранспортных узлов России. Управляющей компанией аэропорта "Пулково" с 29 апреля 2010 года является ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы"
Выгодное географическое положение (по соседству с Западной Европой) и удачное размещение (всего 18 километров от центра Санкт-Петербурга) делают его уникальным: время в полете до любого города в Европе не превышает 4 часов, а пассажирам, как вылетающим из города, так и прибывающим в него удобно добираться в аэропортовый комплекс и в центр города.
По результатам 2009 года, аэропорт «Пулково» по-прежнему занимает четвертое место среди российских аэропортов, уступая аэропортам московского авиационного узла. По итогам 2012 г. доля пассажиропотока аэропорта «Пулково» в общем объеме пассажирских перевозок 6-ти крупнейших аэропортов России не изменилась по сравнению с 2011г и осталась на уровне 13%.
Темп прироста пассажиропотока сопоставим с темпами в других крупных аэропортах России и темпом общего прироста пассажиропотока российских
авиакомпаний (+26,2%), что позволяет сделать вывод о развитии аэропорта в рамках развития всего российского рынка авиаперевозок.
За 9 месяцев 2013 года пассажирообмен (прибывающие + убывающие пассажиры) аэропорта «Пулково» составил 10 051 886 человек, что на 15,5% больше показателей за аналогичный период 2012 года. В частности, пассажирообмен на международных воздушных линиях в страны дальнего зарубежья за указанный период составил 5 641 701 человек, превысив прошлогодние показатели на 16%. Пассажирообмен на внутренних воздушных линиях составил 4 410 185 человек, что на 14,9% больше показателей в августе 2012 года.
Показатели за первые 9 месяцев 2013года
Первые 9 месяцев | 2013-2012 | |
Пассажирообмен (прибывающие+ убывающие пассажиры) | 10 051 886 | 15,5% |
В том числе на МВЛ | 5 641 701 | 16% |
В том числе на ВВЛ | 4 410 185 | 14,9% |
Одна из приоритетных задач государственного авиационного предприятия Пулково - расширение спектра качественных услуг и создание для пассажиров максимально комфортных условий.
В сентябре 2002 года аэропорт Пулково принял на себя "Добровольные обязательства по качеству обслуживания пассажиров в аэропорту "Пулково»". Обязательства касаются вопросов поддержания качества обслуживания авиапассажиров в аэропортовом комплексе на уровне мировых стандартов. Одним из аспектов является обратная связь менеджмента с пассажирами аэропорта, которые могут высказать свое мнение о работе аэропорта "Пулково" и качестве обслуживания, - для этого проводится регулярное добровольное анкетирование.
Исходя из всего вышесказанного можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день, в России в интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся рыночные условия, повышения устойчивости и адаптационной способности в удовлетворении потребительского спроса, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг предприятия должны целенаправленно проводить организационные изменения. При совершенствовании обслуживания пассажиров преодолевается инертность и застой в структурах управления.
Целью данной дипломной работы, главным образом, будет являться выявление необходимости проведения организационных изменений в деятельности конкретного авиапредприятия в процессе обслуживания пассажиров, а также найти новые предложения по совершенствованию обслуживания пассажиров в аэропорту Пулково согласно требованиям авиационной безопасности.