На тему: «Региональная политика Казахстана в системе транспортной логистики Центральной Азии»

УО «Алматы Менеджмент Университет»

Допускается к защите

Заведующий кафедрой «ГиОПиП»

_______________ А. Тлеужанова

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Региональная политика Казахстана в системе транспортной логистики Центральной Азии»

Выполнила

Студент, группы

№ Б-СО-О-Р-РГ-1301 _____________ А. Есеншораева

Научный руководитель,

к.и.н., доцент _____________ В. Осколков

Алматы, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

     
  ВВЕДЕНИЕ
     
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Виды транспорта
1.2. Необходимость транспорта в истории
     
2. РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
2.1. Основные показатели развития транспортной системы
2.2. Сравнительные характеристики транспортных систем на примере мировых факторов (США, Китай, Россия)
2.3. Транспортные системы Центральной Азии
     
3. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН КАК ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
3.1. История развития транспортной системы Республики Казахстан
3.2. Современное состояние транспортной системы Республики Казахстан
3.3. Перспективы развития транспортной системы Республики Казахстан
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема актуальна так, как экономика любого государства не может эффективно функционировать без транспорта. Он играет важную роль в удовлетворении потребностей страны в грузовых и пассажирских перевозках.

Уровень развития транспортной системы государства - один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Казахстана в мировое сообщество.

Быстрые темпы экономического развития стран в совокупности с интеграционным процессом в Европе ведут к интенсификации международных связей и роста объемов торговли, и, как следствие, - рост мощности грузопотоков способствует развитию транспортной отрасли. Видное место в процессе реализации торговых сделок отводится транспортному обеспечению.

Для реализации своего предназначения транспорт имеет развитую инфраструктуру, которая состоит из специфических инфраструктур отдельных видов транспорта. При этом каждый вид транспорта выделяет отдельные виды сообщений (магистральные, местные и т.д.), которые обеспечиваются соответствующим подвижным составом и транспортными технологиями. В общем случае процесс доставки грузов и пассажиров включает в себя перевозку как с участием различных видов транспорта, так и в пределах одного вида транспорта с использованием различных видов сообщения.

Актуальность дипломной работы: Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что значительно возрастает системообразующая роль транспорта и транспортной инфраструктуры, усиливается взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Развитие экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного опережающего развития транспорта.

Транспортная инфраструктура направлена на удовлетворение потребностей экономики и населения страны в перевозках, надежный внутренний и международный товарообмен при соблюдении требований национальной, экономической и экологической безопасности, планомерное и пропорциональное развитие наземных, водных и воздушных путей сообщения на перспективу, региональную транспортную обеспеченность, а также мобилизационную готовность к выполнению перевозок в чрезвычайных ситуациях. Транспортные услуги должны стать доступными для большинства населения [1, c.15].

Так как страны Центральной Азии сохраняют целостность как регион, и имеют общие характеристики и взаимосвязанные экономики. Особую роль для экономической взаимосвязи стран играет транспортная логистика стран участниц региона. По этой причине исследование логистики в странах центрально - азиатского региона важна для понимания и изучения региональной взаимосвязи Казахстана со странами региона.

Так же отсутствует научные работы сравнивающие транспортную систему ведущих стран, также, как и стран региона итоги анализа, которых можно было бы сравнить с текущим состоянием отрасли Казахстана и выявить основные недостатки и вектор движения улучшении в данной отрасли. На основе вышеуказанного и обосновывается актуальной данной дипломной работы.

Степень изученности темы: В ходе исследования вопросов транспортной политике, в дипломной работе большое место занимают изучения Ермакова В. «Казахстан в современном мире», так же научные труды Бекмагамбетова М.М. «Автомобильный транспорт Казахстана: этапы становления и развития» и Можаровой В. В. «Транспорт в Казахстане: современная ситуация, проблемы и перспективы развития» и др. послужили источниками, обосновывающиеся на теоретических и методологических подходах региональной транспортной политики. Развитие данной отрасли позитивно повлияет на экономику Республики Казахстан.

Цель дипломной работы: исследование региональной политики РК в системе транспортной логистики Центральной Азии

Задачи дипломной работы:

- определить понятие и виды транспорта в системе транспортной логистики;

- изучить необходимость транспортной логистики и ее историческое становление;

- выявить основные теоритические показателей развития транспортной логистики;

- рассмотреть систему и характеристику транспортной логистики в странах лидерах США, России, Китай;

- провести анализ транспортной логистики в странах центральной Азии;

- определить роль, историю и современное состояние транспортной логистики в Казахстане;

- выявить проблемы и предложить рекомендации для улучшения транспортной логистики в Казахстане.

Методы исследования: В процессе дипломной работы были использован метод теоретического анализа экономических процессов. При содействии теоретического метода проводился подробный анализ транспортной политики Республики Казахстан.

Объектом дипломного исследования является региональная транспортная политика Республики Казахстан.

Дипломная работа состоит из введения, основной части из трех глав и заключения.

В первой главе предоставлена теоретическая основа транспортной логистики, видов транспорта, характеристики транспорта и историческое обоснование необходимости данной отрасли.

Во второй аналитической главе проведен анализ транспортной логистики и ее характеристики в ведущих странах мира, такие как США, Россия и Китай. Помимо этого, проведен анализ транспортной системы в странах Центрально Азиатского региона.

В третьей главе приведена история развития транспортной системы РК, и проведен анализ ее текущего состояния. На основе проведенного анализа предложены ряд мер для системы транспорта в Государстве.

Виды транспорта

Существует несколько определений понятия транспорта. Рассмотрим основные. Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров из одной точки в другую. Транспорт также может представлять из себя одно транспортное средство или совокупность перевозочных средств. Из определений следует, что основной целью транспорта является перевозка пассажиров или грузов.

Понятие транспорта непосредственно взаимосвязано с понятием логистики. Отсюда следует понятие транспортной логистики, которое представляет собой управление различными материальными потоками в процессе движения товаров, то есть перемещение продукции соответствующим транспортным средством по определенной заранее выбранной технологии в цепи поставок с применением таких логистических операций, как экспедирование, грузопереработка, упаковка, передача прав собственности на груз, страхование рисков, оформление таможенных документов и др. Оптимальной перевозкой является такая перевозка, при которой объект доставляется в кратчайшие сроки в целости и с минимальными затратами. Транспорт является отдельной областью логистики, чему способствовали следующие факторы:

- наличие на рынке большого количества предприятий, занимающихся экспедиторской деятельностью, которые играют основополагающую роль в процессе доставки груза до заказчика, выполняя условия оптимальности;

- способность транспортного комплекса создавать устойчивую, стабильную и надежную систему реализации товара;

- значительная стоимость транспортировки;

- решение большого количества проблем, связанных с транспортировкой грузов [2, c.35].

Транспортная логистика охватывает три основные области:

- контроль за совершаемыми над грузом операциями, возникающими в процессе следования груза, с применением разнообразных средств коммуникаций и новейших информационных технологий;

- организация и планирование доставки грузов таким образом, чтобы это требовало минимальных транспортных расходов;

- предоставление всей требуемой информации о состоянии или местонахождении владельцу груза.

Основные задачи транспортной логистики:

- определение вида транспорта;

- выбор типа транспортного средства;

- выбор организации, предоставляющей транспортные услуги (если нет собственного парка подвижного состава);

- интеграция транспортного процесса совместно со складским комплексом;

- согласование погрузочно-разгрузочных работ;

- рассмотрение возможности перевозки товаров несколькими видами транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки);

- выбор рациональных маршрутов перевозки;

- определение суммарных расходов на доставку груза из одной точки в другую.

Цели, преследуемые транспортной логистикой:

- использование возможностей (т.е. грузоподъемности) транспортного средства по максимуму для организации доставки без использования складов;

- соответствие транспортной партии груза единицам заказа;

- использование стандартной тары;

- максимальное сосредоточение грузопотоков на определенных каналах распределения;

- доставка материальных ценностей «точно в срок» на основе единого транспортно-производственного процесса [3, c.32].

Большая часть логистических операций по пути движения различных материальных потоков от первичного поставщика сырья, полуфабрикатов, материалов до конечного потребителя готовой продукции осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на осуществление операций перевозки каких-либо материальных ценностей составляют в среднем 30-40%, а некоторых публикациях говорится даже от 50% от суммы общих логистических затрат. Именно поэтому оптимизация перевозочного процесса, грамотный выбор транспортного средства и вида перевозки стоит на первом месте у большинства менеджеров по логистике.

Базой транспортной логистики являются непосредственно транспортные средства, которые должны соответствовать по всем характеристикам заявленным грузовладельцем требованиям и располагать определенными свойствами. Основными критериями при выборе типа перевозки и вида транспортного средства является максимальное использование грузоподъемности и вместимости транспортного средства, обеспечение сохранности грузов, а также снижение затрат на перевозку.

Существует несколько классификаций транспорта. По назначению транспорт включает в себя три группы:

- транспорт общего пользования — это сфера деятельности народного хозяйства, удовлетворяющая возникающие потребности всех сфер деятельности народного хозяйства и населения в транспортировке грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и большинство населения. Такой вид транспорта иногда называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной}, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт общего пользования иногда путают с общественным транспортом, но общественные транспорт является лишь подгруппой транспорта общего пользования;

- транспорт необщего пользования — это транспорт обслуживающий внутрипроизводственные процессы, а также транспортные средства всех видов, находящиеся в собственности нетранспортных предприятий. Такой вид транспорта, как правило, является составной частью определенных производственных систем и должен быть интегрирован в них. Организация работы транспорта необщего пользования является одной из основополагающих задач логистики на предприятии в целом и осуществляется исходя из задач производства, закупок и распределения;

- личный (индивидуальный) транспорт — это персональный транспорт населения. К нему зачастую относится автомобильный транспорт, реже какой-либо другой вид транспорта.

Транспорт по видам транспортных средств делится на железнодорожный, автомобильный, морской, речной (внутренний водный), воздушный и трубопроводный. Рассмотрим детально каждый вид транспорта.

Железнодорожный транспорт представляет собой вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колесными транспортными средствами по рельсовым путям. Основными транспортными средствами являются локомотивы и вагоны. Железнодорожный транспорт возник в начале 19 века, к середине этого же века данный вид транспорта стал важнейшим транспортом промышленных стран. К концу 19 века общая длина железнодорожной сети составляла более миллиона километров. Железные дороги стали связующим звеном между внутренними промышленными районами и морскими портами. Промышленные города стали возникать вдоль железных дорог. Однако, стоит отметить, что после окончания Второй мировой войны железнодорожный вид транспорта не выдержал конкуренции с автомобильным транспортом в грузовых перевозках, а в пассажирских с воздушным транспортом. Сегодня железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту и пассажирообороту.

Преимущества железнодорожного транспорта:

- значительная провозная способность подвижного состава данного вида транспорта, а также высокая пропускная способность пунктов перевалки и перегрузки, различных железнодорожных терминалов;

- сравнительно низкая стоимость транспортировки, что дает возможность перевозить железнодорожным транспортом больших партий грузов на дальние расстояния, особенно это эффективно работает при наличии системы бонусов и скидок у перевозчика;

- возможность перевозки грузов почти при любых погодных условиях;

- регулярность осуществления перевозок и наличие устойчивых транспортных связей между отдельными регионами, что способствует сведению к минимуму рисков несвоевременного выполнения поставки;

- готовность подвижного состава к работе в любой момент, при условии проведения качественного деповского ремонта вагонов;

- удобная, простая и не занимающая большого времени организация погрузочно-разгрузочных и перевалочных работ;

- сравнительно высокая скорость перевозки на дальние расстояния.

Недостатки железнодорожного транспорта:

- недостаточно высокая скорость перевозки на малые расстояния;

-ограниченное число предприятий-перевозчиков, что приводит к снижению конкуренции и монополизации рынка (установление завышенных тарифов, снижение качества обслуживания);

-высокий уровень рисков хищений и потерь грузов, а в некоторых случаях повреждение грузов, обусловленное особенностями технологических процессов на железнодорожном транспорте;

-значительная изношенность подвижного состава, причина которой является несвоевременный ремонт вагонов;

-низкая транспортная доступность различных участников транспортного процесса: зачастую, грузополучатели не имеют собственных железнодорожных подъездных путей, что приводит к необходимости использования автомобильного транспорта на первом и последнем этапе товародвижения.

Автомобильный транспорт представляет собой моторное безрельсовое дорожное транспортное средство. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного видов транспорта, первые автомобили появились в конце 19 века. Однако, стоит отметить, что после окончания Второй мировой войны, автомобильный транспорт уже составил конкуренцию железнодорожному в грузоперевозках. Транспортными средствами здесь выступают различного типа автомобили: легковые, грузовые, автобусы. На сегодняшний день автомобильный транспорт является самым распространённым видом транспорта [4, c.25].

Преимущества автомобильного транспорта:

- маневренность и большая подвижность и мобильность по сравнению с другими видами транспорта;

- возможность доставки грузов «от двери до двери» без организации дополнительных перевалок в пути следования;

- автономность движения транспортного средства;

- сравнительно высокая скорость транспортировки;

- возможность использования различных маршрутов и схем транспортировки;

- возможность отправки грузов мелкими партиями;

- большое количество предприятий-перевозчиков, возможность выбора среди них;

- наименее жесткие требования к упаковке груза;

- широкая сфера применения по территориальному признаку и различным видам груза.

Недостатки автомобильного транспорта:

- высокая себестоимость транспортировки;

- низкая грузоподъемность;

- большая энергоёмкость;

- высокий уровень рисков хищений и угона транспортных средств;

- низкая производительность;

- большое количество вредных выбросов в окружающую среду.

Морской транспорт представляет собой такой вид транспорта (судно), который способен передвигаться по водной поверхности (морей, океанов, а также прилегающих акваторий). Сегодня морской транспорт перевозит значительную часть грузов по всему миру, к таким грузам, в основном, относятся наливные грузы, а также перевозка контейнеров. Также морской транспорт является единственной формой перевозки в межконтинентальном сообщении, если не брать в расчет дорогостоящий воздушный транспорт.

Преимущества морского транспорта:

- отсутствие ограничений провозной и пропускной способности подвижного состава и портовых хозяйств соответственно;

- низкая стоимость транспортировки на дальние расстояния;

- возможность осуществления больших по объёму межконтинентальных и международных перевозок;

- сравнительно малые расходы на топливо и энергию;

- низкие капиталовложения в развитие морской инфраструктуры;

- развитое законодательство в области морских международных перевозок;

- низкий уровень рисков потерь, повреждений и хищений грузов;

- высокая регулярность движения судов способствует сведению к минимуму риска несвоевременной отправки.

Недостатки морского транспорта:

- пропускная способность портовых хозяйств в большой степени ограничена технологическими и техническими условиями, усовершенствование и переоборудование портов морского вида транспорта требует больших капиталовложений;

- подвижному составу морского вида транспорта присуще низкая скорость движения;

- высокая зависимость от погодных и природных условий, ограниченность навигационного периода, необходимость использования специализированной техники (ледоколов) для прохода морских судов в зимний период времени;

- ограниченность доставки грузов непосредственно к пунктам потребления или из пунктов назначения (как и при использовании железнодорожного транспорта это приводит к необходимости использования автомобильного транспорта на первом и последнем этапе товародвижения);

- наличие жестких требований к упаковке и креплению грузов;

- малая частота отправок грузов.

Речной (внутренний водный) транспорт представляет собой транспорт, который осуществляет перевозку грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как естественного происхождения (реки, озёра), так и искусственного происхождения (каналы, водохранилища).

Преимущества речного транспорта:

- низкая стоимость транспортировки;

- сравнительно высокая провозная способность глубоководных путей;

- большая грузоподъемность;

- универсальность видов перевозимых грузов;

- затраты на энергию и топливо значительно ниже, чем на других видах транспорта;

- высокий уровень сохранности груза.

Недостатки речного транспорта:

- низкая скорость транспортных средств, и как следствие, доставки грузов;

- значительная зависимость от погодных и природных условий;

- перевозки имеют сезонный характер;

- простаивание судов и портов в межнавигационный период;

- значительная извилистость рек удлиняет путь следования, и срок доставки увеличивается;

- ограниченность обслуживаемой территории из-за замкнутости речных бассейнов;

- высокая степень зависимости от глубин рек и водоёмов (ступенчатость глубин ограничивает использование судов большей грузоподъёмности или приводит к дополнительным перевалкам);

- малая частота отправок;

- как и у морского вида транспорта ограниченная возможность доставки к пунктам потребления.

Воздушный транспорт является самым молодым видом транспорта. Основной сферой деятельности применения воздушного транспорта выступают пассажирские перевозки на средние и дальние расстояния. Доля же грузовых перевозок очень мала. В основном к грузам, перевозимы воздушным видом транспорта относятся скоропортящиеся и особо ценные грузы, а также почта. В большинстве труднодоступных регионов воздушному транспорту нет альтернатив. Подвижным составом воздушного вида транспорта выступают самолеты, вертолеты, в прошлом дирижабли.

Преимущества воздушного транспорта:

- наивысшая скорость доставки грузов;

- наивысшая степень сохранности грузов;

- обеспечение доставки грузов в удаленные и труднодоступные регионы;

- низкие затраты на упаковку грузов;

- сравнительно низкие ставки страхования;

Недостатки воздушного транспорта:

- высокая стоимость транспортировок;

- высокая капитало, материало- и энергоёмкость транспортировок;

- значительная зависимость от погодных условий;

- ограниченность габаритов и объемов перевозимых грузов.

Трубопроводный транспорт представляет собой вид транспорта, осуществляющий транспортировку сырья (жидкостей или газов) и продуктов (разного рода химических веществ) по трубам. Транспортным средство в данной ситуации выступает сама инфраструктура. Трубы обычно укладываются на поверхности или под землей, а также на эстакадах. Движение груза осуществляется посредством насосных или компрессорных станций.

Достоинства трубопроводного транспорта:

- низкая стоимость транспортировки;

- доставка грузов на значительные расстояния;

- высокая пропускная способность;

- высокая степень сохранности груза;

- низкая капиталоёмкость;

- возможность транспортировки груза круглогодично;

- стабильное функционирование в разнообразных климатических условиях [5].

Недостатки трубопроводного транспорта:

- высокая стоимость первоначальных капиталовложений;

- значительный ущерб экологии;

- сложность прокладки трубопроводов в отдельных районах;

- ограниченность номенклатуры грузов;

- невозможность транспортировки грузов в малых объёмах.

Выбор вида транспорта зависит от многих факторов: от рода грузов, его объемов и габаритов, от степени сохранности, от срока годности груза, от дальности следования и др. Одной из наиболее важных задач, которая стоит перед менеджером по логистике, является выбор оптимального вида транспорта, от этого напрямую зависит насколько успешна будет транспортировка.

Основная масса путешествующих по Узбекистану - это жители стран Европейского Содружества, а также некоторых государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Республика Узбекистан обладает развитой сетью железнодорожных и автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, а также воздушными путями, пересекающими территорию государства вдоль и поперек и обеспечивающими потребности страны как в международных, так и, в первую очередь, в транзитных перевозках. Таким образом, современный Узбекистан владеет огромным транспортным потенциалом и уникальными возможностями обеспечения потребностей страны в перемещении, как грузов, так и пассажиров по всем направления всеми возможными видами транспорта посредством использования имеющихся транзитных ресурсов.

Туристская отрасль Узбекистана тесно связана, если не сказать, что просто зависит от состояния и развития авиаперевозок, как на международных направлениях, так по внутренним авиалиниям. Практически единственным способом доставки иностранных туристов в нашу страну, не считая незначительных турпотоков из сопредельных стран в рамках сквозных туров, является воздушный транспорт. Удаленность туристских центров Узбекистана по некоторым направлениям, таким как, например, Ургенч и Нукус, не дает местным туроператорам альтернативы в выборе транспортных средств при формировании турпакетов. Многие узбекские туристы-любители пляжного отдыха для поездок на зарубежные морские курорты, как правило, пользуются услугами авиакомпаний.

НАК «Узбекистон хаво йуллари» - государственная авиакомпания Республики Узбекистан, обеспечивающая потребности экономики и населения в авиационных услугах (грузовых, пассажирских, специальных авиационных работах).Авиакомпания была образована 28 января 1992 года. С этого момента начала реализовываться государственная программа развития гражданской авиации республики, которая предусматривала модернизацию самолетного парка, строительство новых аэровокзальных комплексов, коренную реконструкцию системы управления воздушным движением, переоснащение аэродромов современной наземной техникой, создание собственной базы подготовки высокопрофессиональных кадров, совершенствование системы менеджмента. Благодаря проведенным реформам, авиационная транспортная отрасль становится одной из ведущих в экономике Узбекистана, способствуя развитию международных, экономических, дипломатических и культурных связей страны с внешним миром.

Национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" занимает прочные позиции на международном рынке авиаперевозок, предоставляя качественный, конкурентоспособный продукт. За годы своей деятельности она не раз получала престижные награды: дипломы Международного фонда авиационной безопасности, приз «Евромаркет – 2000» за деловую активность, награды Международной ассоциации аэропортов.Авиакомпания выполняет регулярные рейсы более чем в 40 городов мира, охватывая Америку, страны Европы, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, СНГ. Гармоничное сочетание накопленного опыта и традиций с современной философией управления, учетом международной практики, внедрением передовых информационных технологий обслуживания ставят НАК в ряд наиболее успешных, динамично развивающихся авиакомпаний мира. В НАК «Узбекистон хаво йуллари» работает около 14 тыс. сотрудников.

Продолжается обновление воздушного парка национального авиаперевозчика. В 2010 году приобретены 6 самолетов «А-320-200» компании «Эйрбас идастри».Узбекистан является связующим звеном между Востоком и Западом, поэтому строительство новых транспортных коммуникаций (в частности, железнодорожных) в республике весьма актуально.

История развития железных дорог на территории Узбекистана берет свое начало с 1874 года, когда специальная комиссия признала необходимым постройку железнодорожной ветки Оренбург-Ташкент. Однако позже решение было изменено - первая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря. Строительство Закаспийской железной дороги было начато в ноябре 1880 года. Через пять лет строители достигли Ашхабада, а в 1886 году - Чарджоу. В мае 1888 года, когда был возведен деревянный мост через Амударью, открылось движение до Самарканда. В 1899 году дорога достигла Ташкента. Одновременно был построен и участок от станции Урсатьевская в Ферганскую долину.

В конце прошлого столетия вновь встал вопрос о строительстве дороги от Ташкента до Оренбурга, к сооружению которой приступили осенью 1900 года одновременно из Ташкента и Оренбурга. В январе 1906 года дорога Ташкент-Оренбург вступила в строй, открыв для Средней Азии прямой выход в Центральную Россию.

Особую роль дорога сыграла в годы Великой Отечественной войны, обеспечивая связь Кавказа с центральной частью страны. Были приняты меры по значительному увеличению пропускной способности дороги. В короткий срок было построено девять чугунолитейных и три сталелитейных цеха для производства на месте дефицитных материалов и запасных частей. В годы войны построена линия Ташкент-Ангрен. В послевоенные годы железнодорожники Узбекистана принимали активное участие в восстановлении народного хозяйства страны. В 1970-х годах важнейшим событием стало строительство железнодорожной линии Чарджоу-Кунград-Бейнеу протяженностью 1025 километров, которая была введена в эксплуатацию в 1972 году, открыв жизненно важный второй выход в Европейскую часть страны.

Государственная железнодорожная компания "Узбекистон темир йуллари" ("Железные дороги Узбекистана") - одна из крупнейших в регионе Центральной Азии. Она была образована в 1994 году, к ней перешли все активы и подвижной состав Среднеазиатский железной дороги на территории Республики Узбекистан. Эта компания полностью удовлетворяет потребности страны в перевозках грузов и пассажиров. Сегодня республика располагает разветвленной сетью железных дорог общего пользования длиной 3986 километров, которая непрерывно обновляется и реконструируется. Ежегодно перевозится более 16 миллионов пассажиров. "Узбекистон темир йуллари" - активный участник международных пассажирских и грузовых перевозок. Железная дорога Кунград - Бейнау - Актау, ведущая к казахскому порту Актау и через Россию в страны ЕС, является самым прямым путем из Центральной Азии в Европу. Эта магистраль стала использоваться еще интенсивнее после открытия в ноябре 2004 года железнодорожной паромной переправы Кавказ - Крым, соединившей самым кратчайшим маршрутом юг России и Центральную Азию с Украиной и Центральной Европой.

С 1992 года регулярно эксплуатируется линия в Китай через Алматы и Урумчи; в 1996 году заработала линия кратчайшего пути к Персидскому заливу через Туркменистан и Иран, к Босфору и средиземноморским портам - через Турцию. Начинается прокладка новой железнодорожной ветки в Китай через Ферганскую долину и Кыргызстан (Андижан - Джалал-Абад - Киши - Кашгар) протяженностью 577 километров. Сегодня Узбекистан использует шесть разных направлений железнодорожных перевозок. Центрально-азиатский коридор через Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию -этот "золотой" отрезок Великого шелкового пути - ведет уже в Юго-Восточную Европу. На территории Ирана магистраль расчленяется на две ветви. Широтная идет в направлении Европы, а меридиональная - к портам Персидского залива. Последний участок совпадает с коридором "Север - Юг". Функционировать Центрально-азиатский коридор начал в 1996 году - после завершения строительства 300-километровой перемычки, соединившей железные дороги Центральной Азии с сетью стальных путей Ирана.

Новый коридор перспективен и для развития пассажирских перевозок. Подписан меморандум о взаимопонимании между администрациями железных дорог Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции, Туркменистана и Узбекистана. Документом предусматривается создание нового международного пассажирского маршрута Алматы - Ташкент - Туркменабад - Серахс - Мешхед - Тегеран. Протяженность маршрута - 3290 километров, время следования в пути - 68 часов. Особо важную роль Центрально-азиатский коридор получает в связи с развитием на Великом шелковом пути туризма.

Правительство Узбекистана ведет активную работу по строительству новых магистралей на территории страны. Железная дорога Навои - Учкудук проложена в Нукус через Султон Увайстаг и пески пустыни Кызылкум. Прямая линия из Карши на Термез через Гузар, Байсун и Кумкурган находится в процессе строительства (прокладываемый отрезок имеет протяженность 220 километров) и будет введена в эксплуатацию в 2007 году. Выходом в Ферганскую долину по территории Узбекистана станет железнодорожная ветка Ангрен - Пап протяженностью 130 километров, с длинным и сложным туннельным переходом под перевалом Камчик.

Сложные условия были преодолены и при строительстве железной дороги Учкудук - Султон Увайстаг протяженностью 230 километров. Она вывела в 2001 году стальную магистраль через барханные пески пустыни Кызылкум к берегам Амударьи, где тогда развернулось сооружение уникального моста через реку. Построенный в 2004 году, этот мост протяженностью в 681 метр является крупнейшим в Центральной Азии. С его вводом для поездов на маршруте Ташкент - Ургенч преодолеваемое расстояние сократилось на 300 километров, а время в пути на 5,5 часа. Строительство дороги Учкудук - Султон Увайстаг стало важным этапом создания единой транспортной сети Республики Узбекистан.

Ведется строительство железной дороги Гузар - Байсун - Кумкурган, которая даст выход в Термез только по узбекской земле. Строятся вторые железнодорожные пути до границы с Туркменистаном, электрифицируются участки Самарканд - Бухара и Самарканд - Термез. А участок железной дороги на маршруте Ташкент - Самарканд полностью реконструирован и электрифицирован, и уже успел завоевать признание жителей Узбекистана и иностранных туристов. По этому маршруту курсирует скоростной комфортабельный электропоезд "Регистан". В 2005 году пассажиры получили еще один подарок: скоростной фирменный поезд “Шарк» связал столицу страны с древней Бухарой. На этом маршруте используются вагоны экономического и бизнес-классов. В вагонах экономического класса установлены удобные кресла, наподобие тех, что используются в авиалайнерах, в бизнес-классе - комфортабельные шестиместные купе. Имеется в новом составе и VIP-салон. Все вагоны оснащены компьютерной - и видеосистемами, системами охлаждения и отопления. Новый поезд позволил значительно сократить время в пути - до восьми часов. На одном из маршрутов Великого шелкового пути (Алматы - Бишкек - Балыкчи (озеро Иссык-Куль) - Бишкек - Чимкент - Ташкент - Самарканд - Бухара - Ургенч - Хива и обратно) действует туристический поезд. Обслуживание гостей здесь на самом высоком уровне, и туристы оставляют лестные отзывы о путешествии[20].

Большие надежды возлагаются на пробный пассажирский маршрут Алматы - Ташкент - Туркменабад - Серахс - Мешхед - Тегеран, после чего и он сможет быть задействован как туристический. Словом, многочисленные туристы, желающие совершить железнодорожное путешествие по странам Великого шелкового пути, получают все <

Наши рекомендации