Построение динамического паспорта АТС
Динамический паспорт АТС представляет собой совокупность динамической характеристики, номограммы нагрузок и графика контроля буксования. Динамическая характеристика АТС представляет собой зависимость динамического фактора от скорости движения и строится для
АТС с полной нагрузкой. Исходными данными для построения динамической характеристики АТС служат величины тягового баланса, по которым необходимо определить величину динамического фактора на всех передачах при разной угловой скорости коленчатого вала двигателя, т.е.:
(1.26)
На основании силового баланса можно записать:
, откуда , (1.27)
где – коэффициент учета вращающихся масс;
– ускорение автомобиля, м/с2.
При равномерном движении , в этом случае динамический фактор определяет дорожное сопротивление, которое может преодолеть АТС, на соответствующей передаче при определенной скорости.
Таблица 1.4 – Данные для построения динамической характеристики АТС
Пере-дачи | Параметры | Текущие значения угловой скорости вала двигателя | |||||||||
I | , км/ч | 4,39 | 8,78 | 13,17 | 17,56 | 21,95 | 26,35 | 30,74 | 35,13 | 39,52 | 43,91 |
0,324 | 0,354 | 0,359 | 0,368 | 0,371 | 0,367 | 0,358 | 0,342 | 0,321 | 0,293 | ||
II | , км/ч | 7,15 | 14,31 | 21,47 | 28,63 | 35,79 | 42,95 | 50,10 | 57,26 | 64,42 | 71,58 |
0,198 | 0,211 | 0,220 | 0,224 | 0,225 | 0,222 | 0,215 | 0,204 | 0,190 | 0,171 | ||
III | , км/ч | 11,04 | 22,09 | 33,13 | 44,18 | 55,22 | 66,27 | 77,32 | 88,36 | 99,41 | 110,45 |
0,128 | 0,136 | 0,140 | 0,142 | 0,141 | 0,137 | 0,130 | 0,120 | 0,107 | 0,093 | ||
IV | , км/ч | 14,24 | 28,48 | 42,71 | 56,95 | 71,19 | 85,43 | 99,67 | 113,9 | 128,14 | 142,38 |
0,106 | 0,112 | 0,114 | 0,114 | 0,111 | 0,106 | 0,097 | 0,085 | 0,071 | 0,054 |
Динамическую характеристику строят для АТС с полной нагрузкой. С изменением массы АТС от до динамический фактор изменяется, и его можно определить по формуле:
(1.28)
где и – новые значения динамического фактора и массы АТС;
– динамический фактор при нормальной массе АТС.
Масштаб для шкалы определяют по формуле:
(1.29)
где – масштаб шкалы динамического фактора для АТС без нагрузки, мм;
– масштаб шкалы динамического фактора для АТС с перегрузкой, мм;
– масштаб шкалы динамического фактора для АТС с полной на-грузкой, мм;
– собственная масса АТС в снаряженном состоянии;
– масса АТС с учетом перегрузки.
После подстановки числовых значений получаем:
График контроля буксования представляет собой зависимость динами-ческого фактора по сцеплению от нагрузки и позволяет определить предельную возможность движения по условиям сцепления.
(1.30)
где и – нормальные сцепные реакции на ведущих колесах, учи-тывающие перераспределение массы АТС при полной нагрузке и без нее;
и – суммарные нормальные реакции всех колес АТС при полной нагрузке и без нее соответственно;
– коэффициент сцепления
После подстановки числовых значений получаем:
Остальные расчетные данные сводим в таблицу 1.3.
Таблица 1.5 – Данные для построения графиков контроля буксования АТС
Пара-метры | Коэффициент сцепления | |||||||
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | |
0,0644 | 0,1288 | 0,1932 | 0,2576 | 0,3220 | 0,3864 | 0,4508 | 0,5152 | |
0,0546 | 0,1092 | 0,1638 | 0,2184 | 0,2730 | 0,3276 | 0,3822 | 0,4368 |
Построение графиков ускорений АТС и величин, обратных ускорениям
Величину ускорения АТС на каждой передаче рассчитывают из условия разгона его с погной нагрузкой на горизонтальном участке в заданных дорожных условиях по формуле:
(1.31)
где – коэффициент учета вращающихся масс двигателя, трансмиссии и всех колес АТС;
После подстановки числовых значений получаем:
Остальные расчетные данные сводим в таблицу 1.5
Таблица 1.6 – Данные для построения графиков ускорения и величин, обратных ускорениям
Пере-дачи | Параметры | Текущие значения угловой скорости вала двигателя | |||||||||
I | , км/ч | 4,39 | 8,78 | 13,17 | 17,56 | 21,95 | 26,35 | 30,74 | 35,13 | 39,52 | 43,91 |
, м/с2 | 1,70 | 1,87 | 1,90 | 1,95 | 1,96 | 1,94 | 1,89 | 1,80 | 1,69 | 1,53 | |
, с2/м | 0,588 | 0,534 | 0,526 | 0,512 | 0,510 | 0,515 | 0,529 | 0,555 | 0,591 | 0,653 | |
II | , км/ч | 7,15 | 14,31 | 21,47 | 28,63 | 35,79 | 42,95 | 50,10 | 57,26 | 64,42 | 71,58 |
, м/с2 | 1,37 | 1,46 | 1,53 | 1,56 | 1,57 | 1,54 | 1,49 | 1,41 | 1,31 | 1,17 | |
, с2/м | 0,729 | 0,684 | 0,653 | 0,641 | 0,636 | 0,649 | 0,671 | 0,709 | 0,763 | 0,854 | |
III | , км/ч | 11,04 | 22,09 | 33,13 | 44,18 | 55,22 | 66,27 | 77,32 | 88,36 | 99,41 | 110,45 |
, м/с2 | 0,97 | 1,03 | 1,07 | 1,09 | 1,08 | 1,04 | 0,99 | 0,90 | 0,79 | 0,67 | |
, с2/м | 1,303 | 0,971 | 0,934 | 0,917 | 0,925 | 0,961 | 1,010 | 1,111 | 1,265 | 1,493 | |
IV | , км/ч | 14,24 | 28,48 | 42,71 | 56,95 | 71,19 | 85,43 | 99,67 | 113,9 | 128,14 | 142,38 |
, м/с2 | 0,82 | 0,88 | 0,89 | 0,89 | 0,86 | 0,80 | 0,71 | 0,59 | 0,46 | 0,29 | |
, с2/м | 1,205 | 1,136 | 1,124 | 1,124 | 1,163 | 1,250 | 1,410 | 1,695 | 2,174 | 3,448 |