ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. «ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ »
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. «ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ »
План лабораторной работы:
1. Городской и общественный транспорт.
2. Железнодорожный транспорт и его опасности.
3. Метрополитен. Характеристика опасных зон: эскалатор, платформа, вагон. Пожар в метро.
4. Особенности поведения на авиационном транспорте.
5. Вопросы безопасности при пользовании водным транспортом.
Литература : основная [1, 2, 4], дополнительная [10, 12].
Контрольные вопросы:
1. Какие обязанности имеются у водителя, пассажира, пешехода в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий? 2. Какие самые безопасные места в вагоне поезда? Самые безопасные вагоны поезда? 3. Какие зоны опасности есть в метрополитене? 4. Какие действия пассажира, упавшего на пути? 5. В каких случаях нельзя останавливать поезд? 6. Что нужно делать при задымлении и пожаре в вагоне поезда? 7. В каких случаях приходиться пользоваться кислородной маской в самолете? 8. Какие существуют рекомендации для предотвращения или уменьшения травматизма при авариях на взлете и посадке воздушного судна? 9. Какие места тела человека особенно подвержены теплопотерям при нахождении в воде? 10. Что должен знать пассажир при нахождении на водном транспорте? 11. В каких случаях отдается распоряжение оставление судна? 12. Как необходимо вести при аварийных ситуациях на различных видах транспорта?
Аварийные ситуации
Правильное поведение водителя и пассажиров в аварийной ситуации залог спасения
жизни.
* При начале движения необходимо пристегнуться ремнями безопасности. Они могут спасти вашу жизнь в случае столкновения. Боковое столкновение менее деформирует автомобиль за счет конструктивных особенностей, в то время как лобовое столкновение наиболее опасно для жизни. Если неизбежно боковое столкновение необходимо сгруппироваться так, что бы получить наименьшие повреждения. Например, необходимо подбородок прижать к груди, а во избежание попадания стекол в глаза, они должны быть зажмурены (закрыты). Крайне не желательно держаться за ручки, поскольку рука может быть зажата. Правильнее - руки должны быть скрещены на груди, а ноги лучше поджать, вместо того чтобы прятать их под сидение. Пассажирам заднего сидения также необходимо группироваться, необходимо упереться ногами в пол, а спиной о спинку сиденья, это позволит остаться на месте, а не лететь через весь салон при столкновении.
Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае
· Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам, потребовать остановить транспорт и открыть двери.
· При заблокировании дверей для эвакуации из салона транспортного средства использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стекла (при необходимости можно выбить стекла ногами).
· При эвакуации не допускать паники и выполнять указания водителя.
· В любом транспортном средстве имеются материалы, которые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необходимо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.
· Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к ним лучше не прикасаться.
· Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от транспортного средства, оказать посильную помощь пострадавшим.
Правила поведения
В зоне действия железнодорожного транспорта:
- двигаясь вдоль железнодорожных путей, не подходите к крайнему рельсу ближе, чем на 5 м;
- не поднимайтесь на опоры, по которым подается электроэнергия, не прикасайтесь к лежащим проводам;
- переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, - по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути». Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям и лишь после этого продолжать переход;
- перед переходом путей убедитесь в отсутствии движущегося поезда;
- на железнодорожном переезде пути переходите только при открытом шлагбауме и если позволяют световая и звуковая сигнализации;
- не бегите рядом с движущимся вагоном;
- не находитесь ближе 2м к краю платформы во время прохождения поезда;
- садиться и выходить из вагона следует только со стороны платформы или перрона;
- не подлезайте под стоящие вагоны, не пролезайте через автосцепки.
В вагоне поезда:
- во время движения не открывайте наружные двери тамбура, не стойте на подножках и переходных площадках, не высовывайтесь из окон;
- тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов или коробок;
- не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;
- курите только в установленных местах;
- не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;
- во время остановок поезда на перегонах не выходите из вагона;
- во избежание травм двери в купейных вагонах фиксируйте при чрезвычайной ситуации;
- не загромождайте двери в купе;
- не оставляйте на столике стеклянную посуду и бутылки: при резком торможении вас могут поранить осколки;
- заняв свое место в вагоне, нужно ознакомиться со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях;
- при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику.
Запрещается:
- перевозить взрывоопасные предметы, токсичные и легковоспламеняющиеся вещества;
- пользоваться электробытовыми приборами (кроме электробритв);
- курить, зажигать спички и свечи в неустановленных местах;
- размещать громоздкие вещи на верхних полках без надежного крепления.
МЕТРОПОЛИТЕН.
Защитная поза
«Дамы и господа! Защитную позу Вы должны принять, услышав команду: «СГРУППИРУЙТЕСЬ! СГРУППИРУЙТЕСЬ!», и сохранять её до полной остановки самолета. Для того чтобы принять её - поставьте ступни ног вместе, так чтобы пятки стояли немного позади колен; наклонитесь вперед так, чтобы подбородок коснулся Ваших колен; спинка кресла может быть отклонена вперед; положите одну ладонь на другую, затем закройте ими Вашу голову; прижмите локтями Ваши голову и колени. Когда самолет остановится, расстегните ремни безопасности, снимите туфли на высоком каблуке, оставьте все вещи в салоне и следуйте к ближайшему выходу. Покинув самолет, бегите от него». См. рис. 23.
От очков, сережек, брошек, авторучек, ключей и т.п. карманной мелочи лучше избавиться. Опасны шарфы, платки, галстуки, цепочки и шнурки на шее, которые, зацепившись за случайный выступ, могут задушить вас.
В момент удара надо максимально напрячь все мышцы, особенно в направлении вперед и вниз, откуда, вероятнее всего, последует толчок. До полной остановки самолета ни в коём случае не покидайте кресло и не расстегивайте ремни. После первого удара могут последовать второй и третий, более сокрушительные.
Покидать самолет следует как через основные, так и через аварийные люки. Люки эти расположены, как правило, в каждом салоне. К сожалению, опыт аварий показывает, что пассажиры стремятся покинуть самолет тем же путем, которым в него попали. И погибают в образовавшихся у входов пробках.
Увидеть аварийные люки и понять, как они работают, надо до начала полета. Большинство люков открывается поворотом ручки вниз, после чего дверь оттягивается внутрь салона и сдвигается в сторону.
Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между ними дном. Одним концом трап закрепляется в самолете, другим - упирается в землю. Пассажирам необходимо, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Чтобы не повредить резиновые поверхности трапа, перед посадкой на него женщинам необходимо снять обувь на высоких каблуках. Не следует держаться руками за боковой окантованный шнур (чтобы не получить ожогов) и задерживаться внизу у трапа, мешая спуску других. (См рис.
При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае , не дожидаясь команды, немедленно нужно надеть кислородную маску (не нужно пытаться оказывать кому-либо помощь до того, как будет надета маска). После этого пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к резкому снижению.
ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ.
Любой человек, поднявшийся на борт судна, должен в целях обеспечения личной и общей безопасности выполнить несколько требований:
1) Внимательно выслушать устный инструктаж капитана судна или назначенного им представителя команды. Изучить «аварийные памятки», правила противопожарной безопасности, планы эвакуации с потерпевшего аварию судна. Правила, памятки, планы обычно вывешиваются в коридорах, кают-компаниях, каютах и других помещениях. Лучше использовать несколько минут из своего досуга на внимательный анализ письменных и устных инструкций, чем впоследствии тратить время на их изучение во время аварии. Не надо экономить время там, где речь идет о сохранении собственной жизни!
2) В обязательном порядке принимать участие в учебных тревогах. Огромное количество жертв кораблекрушений во многом объясняется неправильными действиями пассажиров во время спасательных операций.
3) Каждый человек, находящийся на судне, должен знать, где находится закрепленный за ним спасательный жилет, и уметь обращаться с ним.
4) Каждый пассажир должен знать кратчайший путь на шлюпочную палубу. Желательно пройти этот путь многократно, освоив его до такой степени, чтобы ориентироваться с закрытыми глазами.
5) Знать на память звуковой сигнал шлюпочной тревоги. Сигнал «Шлюпочная тревога» - 7 коротких и один продолжительный звук - подается звонком громкого боя или судовым свистком. Сигнал повторяется несколько раз. В некоторых случаях «Шлюпочная тревога» объявляется по судовой трансляции или сиреной.
На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы. От вашей расторопности зависит ваша жизнь. Надо схватить одеяло и спасательный жилет и немедленно выбираться наверх.
После объявления шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение и экипаж готовится к оставлению судна.
Всем участникам плавания необходимо надеть всю имеющуюся в их распоряжении одежду (лучше это сделать заранее, не дожидаясь сигнала «Шлюпочная тревога»): плотное хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одежду и, конечно, спасательный жилет.
Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера предпочтительней одного толстого. Многослойная одежда защищает от холода лучше как в воздушной, так и водной среде за счет сохранения тепла в воздушных (или нагретых телом водных) прослойках между слоями одежды.
Шею следует обмотать шарфом (в крайнем случае, полотенцем, рукавом разорванного свитера, штаниной запасных штанов), так как она сильно подвержена переохлаждению в воде. На голову надеть одну или две облегающие шерстяные шапочки, накинуть и затянуть капюшон, руки защитить варежками или перчатками.
! Чем больше в морской аварийной ситуации на человеке оказалось одежды, тем дольше он сможет сопротивляться холоду!
Надо стремиться защитить места, особо подверженные теплопотерям - грудь ниже подмышечных впадин, область паха, шею, голову.
Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног.
Наиболее опытные пассажиры должны проверить, правильно ли надели спасжилеты их товарищи. Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивидуальным средством спасения.
Все участники плавания собираются к месту хранения коллективных спасательных средств или другому, указанному капитаном. Туда же доставляются аварийные комплекты, судовые и личные документы, радиостанция, сигнальные средства, медицинская аптечка, аварийные запасы воды и продовольствия, одеяла и т.п.
Плоты и шлюпки можно спускать на воду только по команде капитана и только с подветренной стороны судна. В противном случае их после спуска на воду будет наваливать волной на борт судна и может повредить.
Первыми, согласно старинному морскому правилу, на шлюпку переходят дети, женщины, раненые, ослабленные люди.
Им необходимо организовать страховку, для чего на шлюпку может перейти один взрослый мужчина. В некоторых случаях допустимо страховать людей с помощью веревки, обвязанной вокруг груди.
Перешедшим в спассредство передаются аварийные комплекты и прочее аварийное имущество. Аптечки и аварийные комплекты лучше не бросать, а передавать из рук в руки, при этом нельзя разжимать пальцы, пока нет абсолютной уверенности, что их приняли и крепко держат.
При переброске к вещам желательно привязать страховочные шнуры, чтобы иметь возможность в случае падения вытащить их из воды.
Капитан, как всякий настоящий капитан, покидает судно последним, предварительно лично удостоверившись, что все члены экипажа, пассажиры, а также предметы аварийного снаряжения находятся в спасательном средстве.
!Перед посадкой в надувные плоты необходимо плотно обмотать тканью металлические части обуви - подковки, пряжки, выступающие гвозди, которые при прыжке могут повредить резиновую обшивку.
Можно надеть поверх ботинка толстый шерстяной носок или снять обувь вовсе и взять с собой, завернув в запасную одежду.
При посадке в надувные плоты и лодки желательно избегать прыжков. Если без прыжка обойтись невозможно, надо стараться упасть на надувные элементы - бортовые баллоны, надувные балки, банки и стойки. При этом желательно соприкоснуться с обшивкой возможно большей площадью тела, чтобы уменьшить ударную нагрузку на надувную конструкцию.
! Если человек приземляется на ноги, он может пробить дно плота! При высоте свыше 5 метров для импортных плотов и 2 метров для отечественных попадать в них лучше с воды.
Первые люди, оказавшиеся в шлюпке или на плоту, должны страховать их от повреждения - отталкиваться веслами или руками от судна, отгонять представляющие угрозу, плавающие по поверхности воды предметы, а также помогать другим пассажирам.
При сильном волнении, исключающем швартовку спассредства к борту судна, можно перебираться в спассредство по воде. При этом необходимо страховать детей и людей, не умеющих плавать.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7. «ТРАНСПОРТ И ЕГО ОПАСНОСТИ »
План лабораторной работы:
1. Городской и общественный транспорт.
2. Железнодорожный транспорт и его опасности.
3. Метрополитен. Характеристика опасных зон: эскалатор, платформа, вагон. Пожар в метро.
4. Особенности поведения на авиационном транспорте.
5. Вопросы безопасности при пользовании водным транспортом.
Литература : основная [1, 2, 4], дополнительная [10, 12].
Контрольные вопросы:
1. Какие обязанности имеются у водителя, пассажира, пешехода в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий? 2. Какие самые безопасные места в вагоне поезда? Самые безопасные вагоны поезда? 3. Какие зоны опасности есть в метрополитене? 4. Какие действия пассажира, упавшего на пути? 5. В каких случаях нельзя останавливать поезд? 6. Что нужно делать при задымлении и пожаре в вагоне поезда? 7. В каких случаях приходиться пользоваться кислородной маской в самолете? 8. Какие существуют рекомендации для предотвращения или уменьшения травматизма при авариях на взлете и посадке воздушного судна? 9. Какие места тела человека особенно подвержены теплопотерям при нахождении в воде? 10. Что должен знать пассажир при нахождении на водном транспорте? 11. В каких случаях отдается распоряжение оставление судна? 12. Как необходимо вести при аварийных ситуациях на различных видах транспорта?