Универсальные и специализированные суда
Универсальные суда.
Универсальныесуда – суда, имеющие как минимум 2 палубы для размещения генеральных грузов, включая контейнеры. Их грузоподъемность от 5000 до25000 т.
Рефрижератор.
Рефрижераторные суда – плавучие многопалубные холодильники, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов. Судно имеет холодильную установку, способную поддерживать температурный режим от глубокой заморозки ( мясо и птица) до плюсовых температур ( бананы и др. фрукты).
Характерная черта рефрижераторов – высокая скорость хода: порядка 20 узлов.
Газовозы.
Их относят к группе танкеров, поскольку газы перевозятся в сжиженном виде. Но устройство у них отличное от танкеров. Грузовое помещение – огромный газгольдер сферической формы, выступающий над верхней палубой, способный удерживать высокое давление. Основной груз – природный газ, аммиак.
Рисунок 5.4 – Схема продольного разреза газовоза
Контейнеровозы.
Контейнеровоз – новый тип судна. Грузовая характеристика определяется не дедвейтом, а максимальным количеством принимаемых на борт контейнеров. В последнее время наибольшую популярность приобрели суда на 2000 – 3000 стандартных 20 футовых контейнеров. Грузовые помещения имеют ячеистый вид (в ячейки одного размера, в которых размещаются стандартные одинаковые контейнеры), а так же с частью грузовых помещений не занятых ячеями, полуячеистый тип судов предназначенных для свободной загрузки.
Лихтеровозы.
Суда лихтеровозы относятся к судам для перевозки унифицированных грузов на лихтерах – контейнерах. На суда они подаются с помощью судовых лифтов или кранов.
Ролкеры.
Ролкеры – суда у которых погрузка и выгрузка производится только горизонтальным способом с помощью погрузчиков, транспортеров, и др. устройств. Такие суда не имеют люков, для перегрузки предусмотрены кормовые и боковые лацпорты. Причем погрузка и выгрузка могут происходить одновременно. При перевозке автомашин, трейлеров, а также тягачей с прицепами, они способны заезжать непосредственно в трюм с причала по аппарели откидывающийся на причал части борта.
Контрольные вопросы
1. Определение термина «судно». Классификация судов. Линейные размерения судна.
2. Объёмно – массовые характеристики судна.
3. Сухогрузное судно. Назначение. Схема конструкционного устройства сухогруза.
4. Танкер. Назначение. Схема конструкционного устройства танкера.
5. Балкер. Назначение. Схема конструкционного устройства балкера.
6. Рудовозы, нефтебалкеры, ОБО (Oil-Bulk-Ore – нефть/навал/руда) – нефтерудобалкеры. Назначение. Схема конструкционного устройства.
7. Газовозы. Назначение. Виды перевозимого груза. Особенности кнструкции.
8. Схема продольного разреза газовоза.
9. Лесовозы и коустеры. Назначение. Особенности перевозки
10. Универсальные и специализированные суда. Назначение. Особенности конструкции.
Лекция 6. ВОЗДУШНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
План
6.1История русской авиации
6.2 Общие понятия и определения
6.3 Системы безопасности пилотов
6.4 Конструкция самолёта
6.5 Силовые установки
6.6 Основные показатели работы воздушного транспорта
История русской авиации
В 1475 году Леонардо да Винчи писал о возможности построить геликоптер. В 1754 г. под непосредственным руководством Ломоносова и по его чертежам была создана и опробована небольшая аэродромическая (воздухобежная) машина – геликоптер.
Принцип был таков: с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (подбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха. Но до конца эта работа доведена не была. Зато Ломоносов разработал основы аэродинамики, возникшей как наука только в конце 19 столетия.
Изобретателем геликоптера до сих пор часто называют Пауктона, которому в 1768г. действительно удалось сконструировать небольшой геликоптер.
Позднее проблемой летания занимались:
- академик и директор главной физической обсерватории Михаил Александрович Рыкачев (определения мощности, необходимой для вращения винта определенных размеров, и веса груза, который можно поднять на воздух с помощью такого винта, изменяя наклон оси винта, передвигаться в воздухе в желаемом направлении);
- Дмитрий Иванович Менделеев, автор знаменитой «периодической системы химических элементов» (в 1875 г. обосновал принцип создания стратостата с геометрически закрытой кабины, осуществленный лишь спустя пол столетия, а также изучает структуру птичьего крыла и делает наброски его остова);
- Отец русской авиации, Николай Егорович Жуковский. В 1916 году он основал новую науку – аэробаллистику.
- Константин Эдуардович Циолковский. Его труды охватывали все горизонты авиации: от дирижабля до космических кораблей
- В 1925 году в ЦАГИ было создано конструкторное бюро АГОС ( авиации, гидроавиация и опытное строительство ), руководителем которого стал А. Н. Туполев.
- Бригада дальних бомбардировщиков под руководством С. В. Ильюшина несколько позже спроектировала самолет ДБ 3, а затем широко известный штурмовик ИЛ 2.
- Эра реактивных самолетов практически началась в 40 годы. ПО инициативе видного советского военачальника М. Н. Тухачевский.
- В апреле 1935 года С.П. Королев сообщил о намерении строить крылатую ракету.
6.2 Общие понятия и определения
Авиация (от французского AVIATION от латыни AVIS – птица ), понятия, связанное с полетами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Авиацией называют так же организацию или службу, использующую для полетов эти аппараты. Различают гражданскую и военную операцию.
Аэродром – земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлёт, посадку, размещение и обслуживание самолётов, вертолётов и планеров.
Аэропорт –воздушный порт, транспортное предприятие, состоящее из аэровокзала, аэродрома и др. и обеспечивающее регулярные перевозки пассажиров, грузов, почты средствами авиации.
Аэростат –летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную лёгким газом (водородом, гелием).
Аэровокзал –здание или комплекс зданий, сооружения и устройства для обслуживания пассажиров, управления движением транспорта и размещением служебного персонала.
Вертолет (за рубежом называется геликоптёром)– летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлётом и посадкой. Подъемное и пропульсивная сила создаются несущими винтами.
Различают вертолёты: одновинтовые с рулевым (хвостовым) винтом; двух- или многовинтовые.
Скорость полета вертолетов до 350 км/ч. Грузоподъемность до 40 тонн.
Дирижабль – управляемый аэростат с двигателем. Имеет обтекаемый корпус, одно или несколько гондол, оперение.
Самолет –летательный аппарат тяжелее воздухас горизонтальным и вертикальным взлётом и посадкой, оборудованные прямыми и стреловидными крыльями с постоянной и переменной геометрией.
Самолеты различаются: по грузоподъемности; назначению; году выпуска; типу двигателя; скоростным характеристикам; устройству корпуса и др.
Самолеты с вертикальным взлетом и посадкой дают возможность решить главную задачу: снижение посадочного и взлетного пространства.