Морские суда. Конструкция. Классификация. Линейные и объёмно-массовые характеристики
Судно – это стальная коробка имеющая носовое (нос) и кормовое (корма) окончание. Днище заканчивается килем (наиболее глубоко сидящая в воде часть судна). Сверху судно закрыто палубой.
Все суда подразделяются:
По району плавания:
- суда неограниченного района плавания;
- суда с ограниченным районом плавания:
а) плавание в морских районах на волнение высотой волны 8,5м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль;
2 – плавание на волнении до 7,0м с удалением на 100 миль;
2СП – смешанное (река – море) на волнении до 6,0м с удалением на 50м в открытых морях и 100м – в закрытых морях;
3СП – смешанное (река – море) на волнении до 3,5м с удалением на 50м;
3 – прибрежное, рейдовое и портовое.
Все суда подразделяются на:
- пассажирские (12 и более пассажирских мест)
- грузовые (сухогрузные и наливные).
К сухогрузным относятся:
- универсальные (для перевозки генеральных грузов);
- навалочные (для перевозки навалочных грузов);
- контейнеровозы;
- лесовозы;
- накатные суда (ро– ро);
- рефрижераторные (для перевозки режимных грузов);
- паромы.
К наливным судам относятся:
- нефтеналивные (отдельно – для нефтепродуктов с температурой вспышки равной или ниже 60о и – более 60о);
- химовоз (для опасных химических грузов);
- газовоз (для сжиженных газов).
Линейные размерения судна:
- наибольшая длина Lmax (расстояние между крайними точками форштевня и кормы);
- ширина наибольшая Bmax (расстояние между крайними точками борта судна в самой широкой части (обычно, на минделе: посередине судна));
- высота борта D (от наружной кромки киля до верхней палубы);
- высота судна Hmax (от наружной кромки киля до верха мачты);
-
|
|
Рисунок 5.1 – Линейные размерения судна
Объёмно-массовые характеристики судна:
По закону Архимеда плавающее тело вытесняет объем воды по массе равный массе тела. Масса воды, вытесненная судном называется водоизмещением судна ( оно бывает: порожним (совершенно пустое) и в грузу (полностью загруженное под грузовую марку).
;
где L^ – длина судна на уровне ватерлинии;
ср – коэфициент общей полноты;
d – расстояние от киля до ватерлинии.
Грузовая марка – линия на борту судна, ниже которой погружение судна недопустимо. Разница между водоизмещением грузу и порожним называется дедвейтом (или полезной грузоподъемностью).
D = Ñ – Ñ0 ;
Дедвейт включает в себя: топливо, воду, смазку, продовольствие и прочие припасы, а так же груз.
Объем помещений судна измеряется регистровыми тоннами
(1РТ = 2,83м³).
Объем всего судна это – валовая регистровая вместимость (брутто-регистровый тоннаж: БРТ), а объем грузовых помещений – чистую регистровую вместимость (нетто-регистровый тоннаж: РНТ).
Грузовместимость – объем грузовых помещений, занимаемый различными грузами в м³. Различают грузовместимость: зерновую (навалочно-насыпных грузов), киповую (для тарно-штучных, т.е. генеральных), контейнеровместимость (число 20-футовых контейнеров).
Отношение грузовместимости к дедвейту называется удельной грузовместимостью:
Р = Г/Д = м³/т;
Сухогрузы
В палубе сухогрузов имеется прямоугольные вырезы – грузовые люки, через которые производятся грузовые операции. Вокруг люка имеются ограждения – комингс. Люки закрываются – люковыми закрытьями.
На палубе и палубных настройках располагаются лебедки, стрелы, краны разной грузоподъемности для перегрузки грузов собственными средствами судна, не прибегая к береговым механизмам. Суда могут не пользоваться своими средствами и даже не иметь их, если они обращаются только между оборудованными портами.
Внутри судна (посередине, в корме или ближе к корме) располагаются главная энергетическая установка (ГЭУ). Остальное пространство у сухогрузов разделено глухими переборками на грузовые помещения – трюмы, которые имеют как минимум один люк. Трюм ограничен бортами судна по бокам, сверху – палубой, снизу – пойлом (стальной или дощатый пол). По внутренней стороне борта обычно располагают специальные крючки или кронштейны, на которые навешиваются специальные доски – рыбинсы ( для изоляции грузов от бортов – чтобы не намокал от конденсации влаги на бортах).
Ниже главной палубы может быть еще – твиндечная, а образованные ею грузовые помещения называют твиндеками. Выше главной палубы может быть еще одна палуба – шелтердечная, а грузовые помещения, образованные ею называют шелтердеками.
Танкеры
Танкеры – это суда для перевозки жидких грузов наливом. Они имеют иное устройство грузовых помещений: подпалубное пространство разделено диаметральными (по длине) и поперечными (по ширине) переборками, число которых зависит от величены танкера. Переборки образуют прямоугольные ячейки (танки), соединенные между собой и судовой насосной станцией двойной системой трубопроводов: одна – для закачки груза береговыми средствами, другая – для слива через судовую систему. ГЭУ на танкерах располагается на корме. При следовании судна порожняком в передние танки закачивают балластную воду для выравнивания дифферента ( крена).
Балкеры
Среди сухогрузов наибольшее распространение получили балкеры – большегрузные суда для перевозки навалочных и насыпных грузов крупными партиями. Это однопалубные суда с большим люковым раскрытием.
Рисунок 5.2 – Схема поперечного разреза балкера
5.5 Рудовозы, нефтебалкеры, ОБО (Oil-Bulk-Ore – нефть/навал/руда) – нефтерудобалкеры
Рудовозы – специализированные большегрузные суда со своеобразным устройством трюмов. Руда имеет большой удельный вес и при погрузке она рассыпается по полу и занимает только нижнюю часть трюма. Центр тяжести судна с грузом оказывается сильно смещенным вниз и при движении испытывает сильную качку (из стороны в сторону). Для повышения центра тяжести судна (ЦТ) паойл рудовоза приподнимают. От бортов помещают вдоль судна две продольные переборки (отделяющий трюм от бортов). В полученные пространства закачивают балластную воду, что уменьшает стремительность качки. Машинное отделение (МО) у рудовозов располагается на корме. Это увеличивает диффирент на нос судна (нос задирается и «клюёт» во время движения). Поэтому при порожнем рейсе для уменьшения дифферента балласт закачивают также в донные, а также в дополнительные бортовые танки. Подобное устройство рудовозов, а также большие порожние пробеги (без груза) породило идею использовать балластные танки для перевозки нефти. Эта идея реализована в судах типа: нефтебалкер, нефтерудовоз, нефтерудобалкер (ОБО).
Рисунок 5.3 – Схема поперечного разреза судна типа ОБО
Лесовозы и коустеры
Лесовозы – суда небольшого тоннажа (от 500 до 10000т) для перевозки леса. Лес перевозят не только в трюмах, но и на палубе (иначе недоиспользуется грузоподъемность). На палубу грузят не более 1/3 объема перевозимого леса. Для повышения устойчивости суда строят широкопалубные. Палуба не загромождается судовым оборудованием. Грузовые средства приподняты над палубой.
Коустер – малотоннажное судно прибрежного плавания, обслуживающее внутреевропейские морские перевозки. Это мини – балкер, однопалубное судно грузоподъемностью 500-1500 т. способное перевозить разнообразные грузы, обращающиеся во внутриевропейской торговле
(лес, фанеру, целлюлозу, уголь, калийную соль, кварцевый песок, мрамор, сельдь в бочках и др.). Суда такого типа платят в европейских портах пониженные сборы и это поддерживает их популярность на основе низких издержек. К коустерам можно отнести и суда типа река – море, т.к. из низкого надводного борта и недостаточно прочной конструкции таким судам не разрешено удаляться от берегов (шторм очень опасен для них).