Техническая характеристика автомобиля
Техническая характеристика автомобиля дается заводом-изготовителем и в нее входят:
– колесная формула;
– номинальная грузоподъемность;
– общая масса с распределением по осям;
– габаритные размеры: длина, ширина, высота;
– колея передних и задних колес;
– наименьший радиус поворота (по наружному переднему колесу);
– наибольшая скорость с полной нагрузкой по прямой;
– контрольный расход топлива на 100км пути при полной загрузке и при определенной скорости движения;
- другие характеристики (данные двигателя и т.д.).
Обозначения автотранспортных средств
На каждом автозаводе выпускают семейство автомобилей, собираемых, в основном, из одинаковых агрегатов. Основную модель называют базовой, остальные – модификации.
Раньше модели обозначали или набором букв с цифрами
(ГАЗ-24, ЗИЛ-130) или названиями («Жигули», «Волга» и т.д.). С 1966 года они содержат в наименовании: условное наименование завода-изготовителя и четыре значащие цифры :
– первые две: класс и вид автомобиля;
– последние две: номер модели;
- пятая цифра – бывает у модификаций и обозначает номер модификации.
Таблица 2.2 – Цифровые обозначения моделей
Наименование | Значение | |||||||||||||
Общая масса, т | Грузовые автомобили | |||||||||||||
> 1,2 | 1,3-2 | 2,1-8 | 9-14 | 15-20 | 21-40 | > 40 | ||||||||
Бортовой | ||||||||||||||
Седельный тягач | ||||||||||||||
Самосвал | ||||||||||||||
Цистерна | ||||||||||||||
Фургон | ||||||||||||||
Специальный | ||||||||||||||
Легковые автомобили | ||||||||||||||
Рабочий V двиг, л | < 1,2 | 1,3-1,8 | 1,9-3,5 | > 3.5 | ||||||||||
Автобусы | ||||||||||||||
Длина, м | < 5 | 6-7,5 | 8-9,5 | 10,5 | 16,5 и > | |||||||||
Условные названия заводов-изготовителей автомобилей для промышленного использования:
· ЗИЛ – Московский завод им. Лихачева;
· ГАЗ – Нижненовгородский;
· МАЗ – Минский;
· БелАЗ – Белорусский;
· КрАЗ – Кременчугский;
· Урал – Уральский;
· КАЗ – Кутаисский;
· МоАЗ – Могилевский;
· УАЗ – Ульяновский;
· ЕрАЗ – Ереванский;
· КамАЗ – Камский;
· САЗ – Саранский.
Контрольные вопросы
1. История и дата изобретения автомобиля.
2. Основные достоинства и преимущества автомобильного перед другими видами транспорта.
3. Две основные функции, выполняемые автомобилями в транспортной системе Украины.
4. Основные категории, на которые делится действующая сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам согласно СниПу.
5. Классификация автодорог по народно– хозяйственному и административному значению.
6. Социальные проблемы, вызванные широким применением автомобильного транспорта.
7. Классификация автомобильного транспорта.
8. Классификация пассажирских автомобилей.
9. Классификация грузовых автомобилей.
10. Основные конструкционные части автомобиля любого вида.
11. Схема устройства автомобиля.
12. Двигатель автомобиля. Назначение. Виды двигателей. Перспективные виды двигателей.
13. Шасси автомобиля. Назначение. Механизмы, входящие в состав шасси.
14. Трансмиссия. Назначение. Механизмы, входящие в состав трансмиссии.
15. Схема размещения двигателя и шасси грузового автомобиля.
16. Ходовая часть автомобиля. Назначение. Из каких элементов состоит? Назначение каждого элемента.
17. Механизмы управления автомобиля. Назначение.
18. Кузов автомобиля. Назначение. Виды кузовов легковых и грузовых автомобилей.
19. Конструкционная компоновка автомобилей.
20. Угол развала и схождения для управляемых колёс автомобиля. Назначение. Схема установки колёс (вид сбоку и сверху).
21. Классификация кузовов автомобиля по назначению, конструкции и характеру воспринимаемых усилий.
22. Силовая установка самоходных транспортных средств. Назначение. Основные системы, обеспечивающие нормальную работу двигателя.
23. Четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания. Основные детали. Принцип работы. Индикаторная диаграмма.
24. Система питания двигателя. Виды горючей смеси. Режимы работы двигателя.
25. Специализированные автотранспортные средства. Классификация. Техническая характеристика. Обозначения автотранспортных средств.
Лекция 3. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
План
3.1 Классификация ЖТС
Тяговый подвижной состав
3.3 Характеристика локомотивов
Классификация ЖТС
ЖТС делятся на пассажирские и грузовые.
Пассажирские делятся на:
– дальние
– пригородные
– городские
Дальние ЖТС – комфортабельные, защищенные от внешние атмосферные явления, малым числом дверей с туалетом и рестораном со сквозным проходом через гибкие соединения в торцах вагонов, в каждом вагоне устроены столики для хранения ручной клади (багажа).
Пригородные ЖТС имеют большое число остановок, небольшое число туалетов (один на несколько вагонов), без столиков и закрытых мест для хранения ручной клади. Двери обычно вдвигаются в пустотелые стенки вагонов.
К городским ЖТС относятся: метрополитен, имеющий большое число остановок с короткими пролетами между остановками. В вагонах предусмотрено большое число дверей для входов и выходов, которые могут быть экстренно открыты в случае, угрожающем безопасности движения.
Грузовые ЖТС представлены:
- тяговым ПС: локомотивы (паровозы, тепловозы, электровозы). Локомотивом называют силовую тяговую машину, предназначенную для перемещения вагонов по рельсовой колее;
- вагонами. Вагон – это единица подвижного состава предназначенная для перевозки грузов.
Тяговый подвижной состав
Электровозы
ЭВ – локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими энергию через контактную сеть от электростанции.
ЭПС классифицируется:
– по роду тока (постоянный: на магистральном транспорте
Укрзализныци – 3000в, на промышленном – 1500в, в метрополитене – 825в; переменный – 25000в);
– по типу передач (индивидуальный – привод-тяга на каждую колесную пару; групповой – один привод на группу колесных пар);
– по роду работы: (пассажирские, грузовые, маневровые).
Конструкция ЭВ
ЭВ любой конструкции состоит из механической и электрической части.
Механическая : ходовая часть, рама и кузов, тормозное оборудование.
Электрическая часть : тяговый электродвигатель постоянного тока
(U = < 1500В), вспомогательные электрические машины (мотор-компрессор для питания тормозов, мотор-вентилятор для подачи охлажденного воздуха на тяговый двигатель и др.) и электроаппараты (токоприемник-пантограф,
пуско-регуляторы, защитные аппараты, аппараты управления, освещение, контрольно-измерительная аппаратура, контрольно-сигнальные лампы и сигналы.
Все электромашины и аппараты соединены в электроцепи.
Тепловозы.
Основное применение тепловозы нашли на промышленном ж/д транспорте:
- тепловозы средней мощности (ТГМ1, ТГМ3, ТГМ4);
- маломощные (ТГМ2 и ТГК);
- мощные (ТГМ6А,ТЭ1,ТЭ2);
- а также магистральные тепловозы (2ТЭ10Л, ТЭ109,ТЭ114).
Буквы обозначают: Г – гидравлическая передача; Э – электрическая передача; М – маневровый; Т – тепловоз.
В качестве силовой установки у всех ТВ используется поршневой ДВС.
Тепловозы классифицируются:
– по роду службы: грузовые, пассажирские, маневровые,
манёвра- поездные, промышленные;
– по числу секций: – одно, – двух, – трех, – четырех;
– по типу передач: механическая, гидравлическая, гидромеханическая, электрическая;
– по ширине колеи: нормальная, узкая;
– по числу осей: двух-, трех-, четырех-, шести-, восьми-;
– по серии тепловозов (цифры в названии).
– в промышленности ТВ различают по виду выполняемой работы: карьерные ЭВ, маневровые, специальные.
Характеристика локомотивов
Основные технические данные:
– сцепная масса;
– нагрузка от кол-ва пары на рельс;
– мощность;
– скорость;
– силой тяги;
– габаритные размеры.
Главным параметром является сила тяги в расчетном режиме Fp, от которой зависит весовая норма (масса) поезда, определяемая по формуле:
где w0 – основное сопротивление движению, н/т;
iре – руководящий подъем;
kин – коэф. инерции вращающихся частей поезда, равный 1,05;
а – ускорение разгона груженого поезда на руководящем подъеме (равно 0,05 м/c2).
Сцепной вес секции тепловоза Pсц зависит от допустимой статической нагрузки от оси на рельсы (2П), числа осей секции локомотива и рода службы локомотива, кН
,
где а – коэффициент, учитывающий род службы проектируемого тепловоза; можно принять: для грузовых тепловозов а = 1;
[2П] – допустимая статическая нагрузка от оси колесной пары
на рельсы, кН;
– число сцепных осей секции; принимается в соответствии с колесной формулой локомотива-аналога.
Длина секции проектируемого тепловоза по осям автосцепок Lт пропорциональна эффективной мощности силовой установки Nе.
Предварительно величина Lт может быть определена с помощью следующих эмпирических зависимостей, мм
Lт = Ne · (10 – 0,0012 · Ne),
При проектировании локомотива должно быть выполнено следующее условие:
Lтmin ≤ Lт ≤ Lтmax ,
Минимальная длина секции тепловоза Lтmin может быть определена из следующего выражения, мм:
Lтmin = 1000 · Pсц /[qn] ,
где [qn] – предельно допустимая нагрузка на 1 метр пути, кН/м; для магистральных железных дорог можно принять [qn] = 73,5 кН/м.
Максимальная длина секции тепловоза по Lтmax осям автосцепок в соответствии с ГОСТ 25463-82 и техническими требованиями на магистральные тепловозы нового поколения мощностью 2500-3500 кВт в одной секции с электрической передачей устанавливается не более 22800 мм.
Предварительно, база секции Iб может быть установлена
из следующего выражения, мм
Iб = е · Lт ,
где е – эмпирический коэффициент; принимается равный для тепловозов с трехосными тележками и длиной до 20 м, е = 0,5 – 0,52
Длина основных элементов кузова и подкузовных частей проектируемого магистрального тепловоза связаны между собой уравнением габаритного баланса локомотива
nк · Iк + Iмаш + Iхол = nт · Iт + 2 · Iсв + Iмт
где Iк – длина кабины машиниста, мм;
Iмаш – длина машинного отделения, мм;
Iхол – длина холодильника, мм;
Iт – длина тележки, мм;
Iсв – длина свеса рамы локомотива относительно наружных габаритов тележки, мм;
Iмт – длина межтележечного пространства, мм;
nк – число кабин машиниста секции тепловоза;
nт – число тележек секции тепловоза.
Длина машинного отделения Iмаш зависит от мощности и габаритных размеров силовой установки тепловоза, м
Iмаш = (10– 3 · Ne + 8,5) / (0,76 – 0,74 · 10– 3 · Ne).
Длина кабины машиниста Iк с учетом норм техники безопасности и производственной санитарии может быть принята равной Iк = 2 м.
Длина тележки Iт зависит в первую очередь от осевой формулы, а также типа привода колесных пар и эффективной мощности силовой установки. В первом приближении длину тележки Iт можно определить из следующего выражения, м:
Iт = (1,7÷1,9) · nо ,
где nо – число сцепных осей в тележке.
Контрольные вопросы
1. Классификация железнодорожных транспортных средств. Определение терминов « локомотив» и «вагон».
2. Классификация. электроподвижного состава. Определение термина «электровоз». Конструкция электровоза.
3. Классификация тепловозов. Определение термина «тепловоз». Конструкция тепловоза.
4. Характеристика локомотивов. Расчёт весовой массы поезда, перемещаемого локомотивом в расчётном режиме.
Лекция 4. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА (ВАГОНЫ)
План
4.1 Вагоны (определение; классификация)
4.2 Пассажирский парк вагонов
4.3 Грузовой парк вагонов (универсальные и специализированные)
4.4 Классификация вагонов по роду перевозимых грузов
4.5 Конструкция и устройство основных узлов
4.6 Система нумерации подвижного состава
4.7 Технико-экономические показатели вагонов
4.8 Грузовые вагоны зарубежных стран