Повелительная форма глагола.

Готовься в дорогу на долгие годы,
Бери с коммунистов пример.
Работай, учись и живи для народа,
Советской страны пионер!

Повелительная форма глагола выражает приказание, просьбу, совет, призыв к действию. Красное знамя высоко держи! Родине честно и верно служи! Глаголы в повелительной форме в единственном числе оканчиваются на -и, -й, -ь. Иди! Пиши!—Читай! Считай!—Встань! Приготовь! Во множественном числе прибавляется -те: Играйте же, дети! Растите на воле! Если в единственном числе повелительная форма оканчивается на -ь, то он сохраняется и перед -те: встань— встаньте, примерь — примерьте, приготовь — приготовьте. У глаголов на -ся частица -ся также пишется и в повелительной форме: готовься, берегись, учись.

Упражнение 299 (342). При списывании каждый из данных глаголов в повелительной форме поставьте во множественном числе и подчеркните окончания.

Ходи, носи, бери, вяжи, говори, береги. Пой, строй, читай, слушай, работай, охраняй. Готовь, достань, насыпь, забудь, брось, сядь, отрежь, мажь, плачь, обеспечь, утешь, ешь.

Упражнение 300 (343). Напишите данные глаголы во множественном числе и подчеркните окончания.

Сядь, укрась, отметься, исправься, ответь, спрячься, познакомься, присядь, подготовься, смажь, учись, организуй, причаль, выручи, объяви, обезоружь, надень, развесь, уничтожь, соревнуйся, старайся.

Упражнение 301 (344).Прочитайте призывы. Расскажите, почему птицы являются друзьями человека. Переделайте призывы так, чтобы глаголы в повелительной форме были поставлены в единственном числе.

ПТИЦЫ —НАШИ ДРУЗЬЯ.

Не уничтожайте птиц! Будьте первыми друзьями пернатых и постарайтесь принести им как можно больше пользы! Займитесь немедленно охраной и привлечением пернатых друзей в сады, на огороды, в леса и на поля! Школьный сад превратите в заповедник для птиц! Помните: птицы — наши друзья!

Упражнение 302 (345). Из данного стихотворения выберите глаголы повелительной формы.

ПЛОТНИК.

Плотник, плотник, топором Подоконники подклинь,
Ты сруби нам новый дом! Потолки покрепче сдвинь;
Доски гладко построгай, Двери лучше подгони,
Больше света в окна дай; Для тепла важны они.
Крышу тёсом принакрой,
Разукрась её резьбой,
Чтоб изба у нас была
И светла, и весела.

Упражнение 303 (346). Измените множественное число повелительной формы глаголов на единственное число и спишите эти глаголы. 1. Готовьтесь к занятиям. 2. Учитесь прилежно. 3. Справьтесь на вокзале о приходе поезда. 4. Цельтесь точнее. 5. Ознакомьтесь с работой. 6. Отметьтесь у дежурного. 7. Спрячьтесь скорее. 8. Оденьтесь теплее. 9. Позаботьтесь о больном. 10. Мойтесь, одевайтесь, в школу собирайтесь.

Упражнение 304 (347). Спишите статью, изменив множественное число глаголов на единственное.

НА РЫБНОЙ ЛОВЛЕ.

Приготовьте для уженья удочки, достаньте хлеба или червяков для насадки, не забудьте захватить и приманки. Встаньте пораньше, оденьтесь и отправьтесь на избранное место. Вот вы пришли на место. Рассыпьте приманку, забросьте удочки и присядьте за кустами. Начинается клёв. Шевельнулся поплавок. Вы встрепенулись, но не трогайтесь с места и не сдвиньте удочки. Ждите. Вот поплавок пошёл ко дну. Слегка сдвиньте удилище. Вот подсекли — и взвилась в воздухе трепещущая рыбка.

Упражнение 305 (348). Перепишите примеры; глаголы в повелительной форме подчеркните.

1. Будь отважным, не теряйся, сзади всех не оставайся!
2. Расти, цвети и силу множь в Стране Советов, молодёжь!
3. Привычку и любовь к труду развивайте с малых лет. Оглянитесь— вокруг вас все трудятся. 4. Поменьше спорь, побольше делай. 5. Люби, как мать, свою отчизну и ей, как верный сын, служи. 6. Славься, наша Родина, Советская земля!

Упражнение 306 (349). Прочитайте стихотворение. О победе над каким врагом нашей Родины говорится в нём? Определите время каждого глагола; укажите неопределённую и повелительную формы.

ПОБЕДНАЯ МОСКВА.

Поёт и светится победная Москва,—
Благословенный день и небывалый вечер.
Какие мне найти сравненья и слова,
Чтоб светлый день Москвы увековечить?
Весь город стал, как дружная семья.
Друзья целуются, и молодеют лица.
Цвети и здравствуй, Родина моя!
Ликуй, моя любимая столица!

В.Лебедев-Кумач.

50. Повторительные упражнения
на пройденное о глаголе.

Упражнение 307. Выберите из статьи все глаголы и укажите их время, лицо и число.

НА ПОКОСЕ.

Начался покос. Колхозники выходят косить с утра, по росе: легче подрежешь мокрую траву, и ложится она в рядах ровней. В низине, у реки, косят траву косцы, а повыше, на соседнем участке, работают сенокосилки. Славно греет солнце, и быстро подсыхает трава. Женщины ворошат сено, сгребают его, готовят к складыванию в стога. Им помогают ребята. Одни работают граблями, другие, постарше, вилами, третьи таскают сено охапками.

Упражнение 308. Продолжите рассказ „Огород" (что было дальше); глаголы подчеркните.

ОГОРОД.

Наступила осень. Началась уборка овощей. Пришли на свой огород и школьники. Дружно работают ребята...

Упражнение 309. Допишите окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Если ты сид... дома, ничего не дела... и счита..., сколько за окном пролетело галок, время идёт медленно, скучно. Если ты занима...ся делом: работой, ученьем и хорошей игрой; на всё смотри..., всё замеча... , за всем наблюда... , — время летит незаметно, и ты с временем лет... , как на крыльях. Тогда ты никогда не скуча... , жив... весело, интересно.

Упражнение 310. Допишите окончания глаголов 3-го лица настоящего времени (-тся) и неопределённой формы (-ться).

1. Кто с пользою отечеству труди... , тот с ним легко не разлучит... . 2. Пусть в колхозе поле густо колоси... , пусть течёт рекою жито и пшеница. 3. Чем серди... , лучше помири.... 4. Плещу... ребята, точно лягушата. 5. От худого братца лучше отказа... . 6. Виноватый совести... и на глаза показа.... 7. Хорошо нам, вольным птицам, в воздухе кружи... , над полями и лугами весело резви... . 8. Рожь спелая колыше... широкою волной.

Когда на конце глаголов пишется ь?
(Для повторения.)

1. В неопределённой форме: -тъ, -чь, -ться, -чься:
чтоделать? торопить беречь торопиться беречься
2. Во 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени:
ты что делаешь? встаёшь встанешь идёшь придёшь
ь сохраняется также, если к глаголу прибавляется -ся:
ты что делаешь? купаешься учишься стараешься стремишься
3. В повелительной форме:
встань отрежь не плачь пробудись спрячь не спорь
ь сохраняется также, если прибавляются -те или -ся:
ответьте приготовься наметьте останься

Вопросы для повторения:

1. Какая часть речи называется глаголом? Каким он бывает членом предложения?
2. Как изменяется глагол?
3. Что выражает глагол настоящего времени? прошедшего? 5удущего?
4. Что называется спряжением?
5. Как пишется с глаголами частица не?
6. Какая форма глагола называется неопределённой?
7. На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
8. Когда в глаголах пишется -ться и когда -тся?
9. Какая форма глагола называется повелительной?

Наречие.

Шли мы из школы домой.
Справа синел лес.
Слева расстилались колхозные поля.
Внизу извивалась речка в отлогих берегах.
------
Вчера шёл дождь, а сегодня ярко светит солнышко.

Слова домой, справа, слева, внизу, вчера, сегодня, ярко — наречия.Наречия чаще всего употребляются при глаголах: а) для обозначения места, где что-нибудь происходит (Внизу текла извилистая речка) или куда направлено действие (Миша ушёл домой);б) для указания времени, когда что-нибудь происходит (Я вчера был в кино);в) для выражения способа совершения действия (Тихо вечер догорает).Наречия отвечают на вопросы: где? куда? когда? как?

Упражнение 311 (355). Спишите предложения; наречия подчеркните.

Ярко светит солнце. Отряд пионеров весело шагает по улице. Стройно поют молодые голоса. Всюду развеваются красные флаги. Громко играет музыка. Сегодня — Первое мая.

Наречие— неизменяемая часть речи.Оно не склоняется и не спрягается.

Упражнение 312 (356). Прочитайте статью и укажите наречия; к каждому наречию поставьте вопрос.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ.

Дни значительно прибавились. Сильно пригревает солнце. Потемнела белая пелена снега, и почернели дороги. Вода показалась на улицах. Начинают понемногу появляться перелётные птицы. Первыми прилетели грачи и заняли свои летние квартиры. Они начали заботливо поправлять свои старые гнёзда. Далеко слышен их громкий крик, когда вечером рассядутся они все попарно и как будто начнут совещаться о будущем житье-бытье,

Упражнение 313 (358). Прочитайте стихотворение и укажите наречия; определите, что они обозначают.

ЗИМНЯЯ ДОРОГА.

Тускло светит месяц, Колокольчик звонкоБойко тройка мчится, В поле раздаётся,Мягким пухом тихо То он вдруг заплачет,Снег к ногам ложится. То вдруг засмеётся.

Повелительная форма глагола. - student2.ru

Упражнение 314 (357). Составьте рассказ о происшествии, изображённом на картинке.
Используйте в своём рассказе следующие наречия:

быстро, неожиданно, вдали, недалеко, высоко, резко, тревожно, поспешно.

Упражнение 315 (359). К данным наречиям подберите наречия противоположного значения и запишите их.

Ясно — пасмурно, близко, трудно, жарко, светло, тихо, спереди, высоко, быстро, горько, рано, скучно, сегодня, глубоко, широко, сзади, дёшево, мало, долго, завтра, направо, прямо, легко, поздно.

Упражнение 316 (360). Спишите примеры и подчеркните наречия с теми глаголами, к которым они относятся.

1. Лебедей ручное стадо медленно плывёт. 2. Улетел орёл домой. 3. Вдали за рекою потух огонёк. 4. Дорогу впереди не видать. 5. Поля бесконечно тянулись за полями. 6. Справа и слева вдоль дороги расстилались необозримые колхозные поля. 7. Всё кругом быстро темнеет. 8. Птичка пугливо вспорхнула и быстро исчезла в кустах. 9. Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поёт. 10. Летом я был в пионерском лагере.

Упражнение 317 (361). Прочитайте и озаглавьте рассказ. Объясните, какие слова здесь выделены и что они обозначают.

Рано утром артель охотников отправилась искать тюленей. День был тёплый. Артель быстро шагала по льду за своим проводником Максимычем.
Скоро опытный глаз Максимыча заметил чёрные точки на льду. Это лежали тюлени. Охотники осторожно подобрались к ним, и началась охота.
Артель набила много тюленей. Пора было возвращаться назад, к берегу. Охотники направились домой.

Упражнение 318. Прочитайте стихотворение „Артек". Расскажите, что вы знаете об этом пионерском лагере. Спишите стихотворение и подчеркните наречия.

АРТЕК.

Есть местечко в Крыму,
Отовсюду к нему
Пионеры стремятся гурьбой.
Слева — горы и лес,
Сверху —купол небес,
А внизу — неумолчный прибой.

Упражнение 319 (365). Составьте и запишите предложения с наречиями, которые оканчиваются на -а.

Справа, снова, слева, сперва, слегка, издалека, изредка, досыта, сначала, сообща.

Образец: Напилась воды земля досыта.

Упражнение 320 (366). При списывании данной статьи подчеркните наречия. Определите, что каждое наречие обозначает: время действия, место действия или образ (способ) действия.

УДАЧНЫЙ ПРЫЖОК.

Рано утром поднялись мы в синюю вышину. Я быстро вышла на крыло самолёта и стала дожидаться команды к прыжку. Погода стояла чудесная. Где-то далеко внизу лежала земля. Вот, наконец, я прыгаю. Я оторвалась от самолёта. Сначала камнем полетела я вниз, потом раскрыла парашют и стала медленно, плавно приближаться к земле.

Правильно пишите следующие наречия:

издалекаизредкамедленнонаправовчеранавсегдазавтрасегоднявлевоспередисзади налевовправоиздаливнутрипозадивпередипоблизостивблизивдалираньшепозже снаружипослелучшеближевдалекепрежденынчевполневскоредальшеврозь слевасправасновасначалавновьвверхвнизвверхувнизувокругназад

Упражнение 321 (367). Выпишите из словарика наречия по вопросам: когда? где? как? куда? откуда?

Упражнение 322 (368). Подберите и запишите наречия с противоположным значением.

Вправо—... , вверху —... , громко—... , спереди —..., плохо —... , тяжело —... , быстро —... , вчера —.... справа —... , дорого — ... , вдали —... , рано —... , направо — ... , снаружи —... , высоко —... , вперёд —....

Наречие в предложении.

В предложении наречие бывает обстоятельственным словом и указывает место действия (где? куда? откуда?), время действия (когда?) и образ (способ) действия (как? каким образом?). Впереди мелькнул огонёк. Лодка плыла бесшумно и легко.

Упражнение 323 (369). Укажите в предложениях данной статьи обстоятельственные слова, выраженные наречиями.

Утром по знакомой лесной дороге мы отправились вчетвером купаться. Вдали блестела река. Вправо и влево от нас тянулся лес. Вверху звенели жаворонки. Издали доносился крик диких уток. Везде была изумрудная зелень. Она сплошь покрывала дорогу. Вот и река. Мы быстро разделись и тотчас же бросились в воду.

Упражнение 324 (370). Разберите примеры по членам предложения и по частям речи.

1. Из города мы выехали вечером. 2. Герасим тихо шёл по берегу реки. 3. Издали доносился говор косцов. 4. Огни в деревне давно погасли. 5. Везде блестит покров зимы. 6. Быстро мчался почтовый поезд.

Упражнение 325 (371). Придумайте и запишите предложения, куда вошли бы следующие наречия:

вверх, вниз, вверху, внизу, вдали, вблизи.

Упражнение 326 (372). Такое же задание, как в упражнении 325 (371).

Вчера, сегодня, завтра, утром, вечером, днём.

Упражнение 327 (373). Такое же задание, как в упражнении 325 (371).

Снова, впереди, вскоре, вокруг, издали.

Предлог.

Возьмём лопаты с граблями
И выйдем на заре,
Пойдём сажать мы яблони
За школой во дворе.

Предлоги употребляются при склоняемых словах (существительных, прилагательных, числительных и местоимениях) для связи этих слов в разных падежах с другими словами. Я учусь в школе. В какой рубашке Митя? — В голубой. Три умножить на пять. У меня новая книга.

Упражнение 328 (374). Укажите в данной статье предлоги и скажите, с каким падежом употреблён каждый предлог.

НА РЕКЕ.

Я вышел из дома и пошёл к реке. Солнце стояло низко на небе. Над рекой медленно ползли тёмные тучи. Бесшумно скользят плоты по воде. Навстречу им из тумана показался пароход. Из-под его колёс расходятся пенистые волны. За штурвальным колесом стоит коренастый Степан, на нём красная рубаха. Шапка русых волос нависла ему на лоб.

Упражнение 329 (378). Составьте предложения, в которых встречались бы слова:

на горе, у горы, под горою, с горы, по горе, за горою; у берега, к берегу, на берегу, с берега, от берега, за берегом.

Различайте предлог и приставку. Доводи до конца начатое дело. По овражкам побежали ручейки. Мы оттолкнули лодку от берега. Многие предлоги походят по звукам и буквам на приставки. Их не следует смешивать. Приставка — часть слова и пишется слитно (задача). Предлог — служебное слово и пишется отдельно (за парту, за партой). Между предлогом и следующим словом можно ещё вставлять слова: 1. Я сижу в комнате. Я сижу в большой комнате. Я сижу в большой светлой комнате. 2. По небу плывут облака. По голубому небу плйвут облака.

Упражнение 330 (380). Спишите и подчеркните похожие по звукам и буквам предлоги (одной чертой) и приставки (двумя чертами).

1. Нашла коса на камень. 2. Всадники въехали в лес. 3. Мы прочитали рассказ про юного героя. 4. Крючок зацепил за корягу, и я оборвал леску. 5. По дороге в школу я зашёл за товарищем. 6. По лесу побежали длинные тени. 7. Мальчики отплыли от берега на середину реки. 8. С крыши скинули снег на тротуар. 9. Путник едва добрёл до деревни.

Упражнение 331.(381). Прочитайте примеры и укажите похожие предлоги и приставки.

1. Мячик отскочил от стены. 2. Мы быстро дошли до города. 3. Учитель задал ученику задачу. Ученик сел за парту и стал её решать. 4. Санки быстро скатились с горы. 5. Мы с братом сбрасывали снег с крыши. 6. Я подбежал к берёзе — под берёзой стоял белый грибок.

Упражнение 332 (382). Прочитайте текст и укажите предлоги и приставки.

Я зашёл за товарищем. Мы спустились с горы. Пошли по берегу реки. Набрели на лодку. Сели в лодку и оттолкнулись от берега.

Упражнение 333 (383). Спишите текст; приставки и предлоги подчеркните.

Отряд Чапаева занял город. На знамени отряда написан революционный лозунг. Чапаевцы справились с врагом и отбросили его от Оренбурга. Стройными рядами шли герои-чапаевцы по улицам города.

Упражнение 334 (384). Спишите примеры; приставки подчеркните одной чертой, а предлоги-—двумя чертами.

1. Солнце зашло за тучку. 2. Голубь влетел в окно. 3. Прохожий завернул за угол. 4. Поезд отходит от станции вечером. 5. Волки напали на стадо. 6. У соседа убежала собака. 7. Вложи письмо в конверт. 8. Свеча догорела до конца. 9. Списывай с книги внимательно.

Упражнение 335 (385). Укажите, какой частью речи является каждое слово в данных предложениях.

1. За страну родную выйду смело в бой. 2. Герои-седовцы возвратились на родину победителями. 3. К берегу причалила лодка. 4. Я лёг в тенистый уголок на траву. 5. Ваня сбросил с плеч пальто и выбежал на улицу. 6. Ребята отплыли далеко от берега. 7. С гор ручьи по камням журчат.

Союз.

Было тихо и прохладно.
По дороге бежали мальчик и девочка.
Я хотел догнать их, но не мог.
Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

Союзы употребляются для соединения однородных членов предложения, а также частей сложного предложения. Союзы всегда пишутся отдельно от слов, которые они связывают, соединяют.

Упражнение 336 (386). Спишите и подчеркните союзы; определите, для чего они употребляются в каждом предложении.

В АПРЕЛЕ. '

В начале апреля стояли дни тёплые, а ночи холодные. Зима не уступала, но один тёплый денёк пересилил. Вышла речка из берегов и затопила поля.. Снег остался только в лесу и в овражках.

Упражнение 337 (387). Такое же задание, как и в упражнении 336 (386).

1. С ночи началась гроза, а к утру небо прояснилось. 2. Детские голоса звучали тихо и стройно. 3. День был тёплый, но ветреный. 4. Взошло солнце, и туман рассеялся. 5. Стоит тёплая погода, но грачи ещё не прилетели. 6. Сегодня я целый день занят, а завтра буду свободен.

Упражнение 338 (388). Спишите; вместо точек поставьте один из союзов: и, а, но.

Солнце поднялось выше леса ... ярко заблестело на траве. Роса обсыхала ... собиралась серебристыми каплями. Тучки появились, ... ветра ещё не было. За рекой стеной стояла золотистая рожь, ... дальше темнели леса. Пахло свежей зеленью ... цветами.

Упражнение 339 (389). Спишите примеры; предлоги подчеркните одной чертой, а союзы — двумя чертами.

1. Товарищ смотрел за костром, а я ловил рыбу. 2. К зиме невесёлой пустеют леса, и детские в школе звенят голоса. 3. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 4. Дождь перестал, но гром ещё грохотал. 5. Вся окрестность вдруг изменилась и приняла мрачный вид. 6. Наступил вечер, и заря запылала пожаром. 7. На вершине горы лежит снег, а у подошвы горы жаркое лето.

Вопросы для повторения.

1. Какая часть речи называется наречием?
2. Каким членом предложения бывает наречие?
3. Как отличить предлог от приставки? Объясните это на примерах.
4. Объясните правописание приставок в словах: сделать, сбросить, рассадить, разбудить.
5. Что называется союзом?

Наши рекомендации