Склонение имён существительных.
Как изменяются в предложении окончания существительных при связи слов по смыслу? Покажите это на примерах, составив несколько предложений со словами книга, тетрадь, ученик.
Что называется склонением существительных?
Одинаково ли склоняются существительные? Покажите это на примерах: вода, земля, столб, огонь, степь.
Изменение существительных по падежам называется склонением.
Не все существительные склоняются одинаково.
Например:
в родительном падеже единственного числа у одних существительных окончание -а или -я (стола, коня), а у других — -ы или -и (волны, зем.ли);
в дательном падеже единственного числа одни существительные имеют окончание -у или -ю (столу, коню), а другие —е (волне, земле).
Таблица склонения имён существительных женского рода
с окончаниями на -а, -я.
Падежи | Вопросы падежей | Имена существительные | Окончания | |
Единственное число | ||||
И.Р.Д.В.Т.П. | что?чего?чему?что?чем?о чём? | школа школы школе школу школой (-ою) о школе | деревня деревни деревне деревню деревней (-ею) о деревне | -а, -я -ы, -и -е -у, -ю -ой, -ей -е |
Множественное число | ||||
И.Р.Д.В.Т.П. | что?чего?чему?что?чем?о чём? | школы школ школам школы школами о школах | деревни деревень деревням деревни деревнями о деревнях | -ы, -и — -ам, -ям -ы, -и -ами, -ями -ах, -ях |
Какие окончания имеют существительные на -а, -я в родительном падеже единственного числа? А в дательном и предложном падежах?
Так же склоняются существительные одушевлённые — сестра, няня.Различие будет только в винительном падеже множественного числа.
Сравните: Вижу что? — школы, деревни.
Вижу кого? — сестёр, нянь.
Упражнение 144 (176). Просклоняйте существительные: сестра, страна, буря, змея, изба, рыба, река, пуля, вода, работа, земля, гроза.
Упражнение 145 (177). С каждым из данных существительных составьте предложения так, чтобы существительные стояли в родительном падеже единственного числа, потом — в винительном падеже, затем — в дательном и, наконец, — в предложном падеже.
Гора, песня, берёза.
Упражнение 146 (178). Такое же задание, как в упражнении 145 (177).
Капля, няня, поляна.
Безударные окончания существительных женского рода проверяйте ударными. | |
Единственное число. | |
Твор. п. (кем? чем?) | доро'гой — голово'й пе'сней — струёй |
Предл.п.(о к о м? о ч ё м?) | (о) доро'ге —(о) голове' (о) пе'сне —(о) струе' |
Множественное число. | |
Дат. п. (кому? чему?) | доро'гам — голова'м пе'сням —струя'м |
Твор. п. (кем? чем?) | доро'гами — голова'ми пе'снями—струя'ми |
Предл. п. (о ком? о чём?) | (о) доро'гах — (о) голова'х (о) пе'снях — (о) струя'х |
Упражнение 147 (179). Допишите окончания существительных женского рода.
1. К деревн... провели шоссе. 2. Дети весь день на улиц... . 3. Мы шли по липовой алле... . 4. В кормушк... сегодня кормились птицы. 5. Два медведя в одной берлог... не живут. 6. У него на недел... семь пятниц. 7. У собак... острые зубы и зоркое зрение. 8. Природа дала собак... тонкое чутьё. 9. Таня была в гостях у тёт... Ол... . 10. Из рощ... несётся песня. П. Тучи нависли над деревн... . 12. Рабочие собрались около фабрик... . 13. Наша школа готовится к выставк... . 14. Дорога была обсажена берёз... .
Таблица склонения имён существительных мужского рода.
Падежи | Вопросы падежей | Существительные мужского рода одушевлённые | Вопросы падежей | Сущест- вительные мужского рода неодушев- лённые | Окончания | ||
Единственное число | |||||||
И.Р.Д.В.Т.П. | кто?кого?кому?кого?кем?о ком? | волк волка волку волка волком о волке | конь коня коню коня конём о коне | герой героя герою героя героем о герое | что?чего?чему?что?чем?о чём? | завод завода заводу завод заводом о заводе | — -а, -я -у, -ю -а, -я,— -ом, -ем -е |
Множественное число | |||||||
И.Р.Д.В.Т.П. | кто?кого?кому?кого?кем?о ком? | волки волков волкам волков волками о волках | кони коней коням коней конями о конях | герои героев героям героев героями о героях | что?чего?чему?что?чем?о чём? | заводы заводов заводам заводы заводами о заводах | -ы, -и -ов,-ей,-ев -ам, -ям -ов,-ей,-ев,-ы -ами, -ями -ах, -ях |
Какое окончание существительные мужского рода имеют в предложном падеже единственного числа?
С каким падежом сходен винительный падеж одушевлённых существительных мужского рода? А неодушевлённых?
Безударные окончания существительных мужского рода проверяйте ударными. | |
Единственное число. | |
Твор. п. (кем? чем?) | наро'дом — снопо'м жи'телем —кораблём |
Предл.п.(о к о м? о ч ё м?) | (о) наро'де — (о) снопе' (о) жи'теле-—(о) корабле' |
Множественное число. | |
Дат. п. (кому? чему?) | наро'дам — снопа'м жи'телям — корабля'м |
Твор. п. (кем? чем?) | наро'дами — снопа'ми жи'телями — корабля'ми |
Предл. п. (о ком? о чём?) | (о) наро'дах — (о) снопа'х (о) жи'телях—(о) корабля'х |
Упражнение 148 (180). Допишите безударные окончания существительных мужского рода.
1. Над город... летал самолёт. 2. Под дуб... было много упавших желудей. 3. Дети сидели под топол... . 4. Все были довольны спектакл... . 5. Мой брат приехал на пароход... . 6. Народ... площадь вся покрыта. 7. Вчера я был с товарищем в мавзоле... . 8. Эти клёны посажены пионер... . 9. За сара... была небольшая усадьба. 10. В Музе... революции собрано много документов из истории Октября. 11. Наш класс ходил на экскурсию с Серге... Петровичем. 12. Заря запылала пожар... .
Таблица склонения имён существительных среднего рода.
Падежи | Вопросы падежей | Единственное число | Окончания | Множественное число | Окончания | ||
И.Р.Д.В.Т.П. | что?чего?чему?что?чем?о чём? | село села селу село селом о селе | поле поля полю поле полем о поле | -о, -е -а, -я -у, -ю -о, -е -ом, -ем -е | сёласёлсёламсёласёламио сёлах | поля полей полям поля полями о полях | -а, -я —, -ей -ам, -ям -а, -я -ами, -ями -ах, -ях |
В каких падежах окончания единственного числа существительных среднего рода сходны с окончаниями существительных мужского рода? А во множественном числе?
Упражнение 149. Данные в скобках имена существительные среднего и мужского рода поставьте в нужном по смыслу падеже. Падежные окончания подчеркните.
1. На (болото) росли чахлые деревца. 2. Вода в (озеро) была прозрачная и холодная. 3. Над (море) бушевал ураган. 4. В тихой воде пруда берег отражался, как в (зеркало). 5. В лесу было тихо, но в поле, на открытом (место) дул сильный ветер. 6. Перед едой руки обязательно нужно мыть (мыло). 7. Во время сна не надо закрывать голову (одеяло).
Таблица склонения имён существительных женского рода на ь.
Падежи | Вопросы падежей | Существительные женского рода одушевлённые | Вопросы падежей | Существительные женского рода неодушевлённые | Окончания | |
Единственное число | ||||||
И.Р.Д.В.Т.П. | кто?кого?кому?кого?кем?о ком? | лошадь лошади лошади лошадь лошадью о лошади | что?чего?чему?что?чем?о чём? | степь степи степи степь степью о степи | ночь ночи ночи ночь ночью о ночи | — -и -и — -ью -и |
Множественное число | ||||||
И.Р.Д.В.Т.П. | кто?кого?кому?кого?кем?о ком? | лошади лошадей лошадям лошадей лошадьми о лошадях | что?чего?чему?что?чем?о чём? | степи степей степям степи степями о степях | ночи ночей ночам ночи ночами о ночах | -и -ей -ам, -ям -ей,-и -ами, -ями -ах, -ях |
Какие окончания имеют существительные женского рода на ь в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа?
Какие окончания имеют эти существительные в творительном падеже единственного и множественного числа?
Упражнение 150 (181). Спишите; существительные, поставленные и скобках, измените по смыслу.
1. Около леса, как в мягкой (постель), выспаться можно. 2. Спи спокойно в своей (колыбель). 3. В нашей (местность) нет большой реки. 4. Не допускай в (тетрадь) ошибок. 5. Все работы по хозяйству лежат на (Любовь Петровна). 6. Лето я провёл в (Рязань). 7. Мать пишет письмо своей (дочь). 8. Дорога шла по (степь). 9. Ветер утих только к (ночь). 10. В Горьковской (область) много лесов. 11. Школьники повесили скворечники на (сосна, ель и берёза). 12. Реки Обь, Енисей и Лена текут по (Сибирь). 13. Женщина мыла бельё в (прорубь). 14. Собака была на (привязь).
Упражнение 151 (182). Поставьте существительные в творительном падеже единственного числа и составьте с ними предложения.
Кровать, тень, кость, дверь, болезнь, соль.
Упражнение 152. Спишите предложения, поставив существительные в нужном падеже. Укажите падеж этих существительных и подчеркните их окончания.
1. В (колхоз) хорошо подготовились к весенней (пахота). 2. На (вечер) в (клуб) выступили участники художественной (самодеятельность). 3. Брат работает (инженер) на текстильной (фабрика). 4. Во время зимних каникул ребята побывали на (спектакль) в детском (театр), участвовали в лыжном (поход), катались на коньках в (парк), много были на свежем (воздух). В (школа) для них организовывались игры и чтение (книга) в (библиотека). Много (радость) и (смех) было на школьной (ёлка).
Упражнение 153. Спишите предложения, поставив, где надо, вместо точек ь.
1. Музыканты играли весёлый марш... . 2. Рыбаки сделали шалаш... . 3. Паук — искусный ткач... . 4. В лесу расцвёл ландыш... серебристый. 5. Рож... начала колоситься. 6. Здоровому врач... не нужен. 7. В лодке оказалась теч... . 8. В полноч... разразилась гроза. 9. Большую часть избы занимала печ... . 10. В наших лесах водится всякая дич... .
Упражнение 154. Перепишите; существительные, поставленные в скобках, измените по смыслу.
1. К (ночь) дождь перестал. 2. Мой брат работает в (артель). 3. В (гавань) грузили большой океанский пароход. 4. В нашей (местность) много садов. 5. В (лазурь) пел жаворонок звонкий. 6. На (сирень) распускаются почки. 7. В суп положили немного луку и (морковь). 8. С (башня) далеко были видны окрестности.
Упражнение 155. Допишите окончания существительных; устно укажите падежи этих существительных.
1. С площад... шли стройные ряды комсомольцев. 2. На улиц... шумели ребятишки. 3. Вдали мелькали огоньки деревн... . 4. У калитк... стояла черноглазая девочка. 5. На ночь мы устроились спать в сара... . 6. В бухт... стояли пароходы и катера. 7. На Урал... , Украин... , в Сибир... строятся новые заводы. 8. Пшеница тянулась золотистым ковром от верхушк... холма до дорог.... 9. С крыш... падали капели. 10. В конце алле... был большой пруд. 11. Таня спала на маленькой кроват... .
24. Склонение имён существительных на -ий, -ия -ие.
Единственное число | |||||
И.Р.Д.В.Т.П. | кто?кого?кому?кого?кем?о ком? | Василий Василия Василию Василия Василием о Василии | что?чего?чему?что?чем?о чём? | станция станции станции станцию станцией о станции | здание здания зданию здание зданием о здании |
Множественное число | |||||
И.Р.Д.В.Т.П. | кто?кого?кому?кого?кем?о ком? | пролетарии пролетариев пролетариям пролетариев пролетариями о пролетариях | что?чего?чему?что?чем?о чём? | станции станций станциям станции станциями о станциях | здания зданий зданиям здания зданиями о зданиях |
Существительные мужского и среднего рода на -ий, -ие , имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и : Летом я отдыхал в санатории. В знании — сила. У существительных женского рода на -ия в единственном числе. окончание -и пишется:а) в род. п.: Поезд промчался мимо станции. б) в дат. п.: Поезд медленно приближался к станции.в) в предл. п.: На станции было мною пассажиров. |
Упражнение 156 (183). Просклоняйте данные слова:
санаторий, Юрий, линия, Грузия, желание, сочинение.
Упражнение 157 (184). Составьте предложения с данными словами, употребляя их в родительном, дательном или предложном падеже единственного числа; окончания подчеркните.
Молния, материя, география, конституция, армия, история, экскурсия, Мария Николаевна.
Упражнение 158 (185). Составьте предложения с данными словами, употребляя их в предложном падеже единственного числа.
Задание, движение, объявление, наступление, землетрясение, путешествие, соревнование, Дмитрий Иванович.
Упражнение 159 (186). Спишите предложения; существительные, поставленные в скобках, измените по смыслу.
1. Мы все приняли участие в первомайской (демонстрация). 2. В коммунистической (партия) находятся лучшие люди нашей страны. 3. Учитель рассказал о великом советском лётчике (Валерий Павлович Чкалов). 4. Интересно побывать в Московском (планетарий). 5. На классном (собрание) ученики говорили о (повышение) и (улучшение) дисциплины. 6. Весь наш народ участвует в (выполнение) пятилетнего плана. 7. На (заседание) (правление) колхоза обсуждался вопрос о (проведение) весеннего сева.
Упражнение 160 (187). Допишите пропущенные окончания имён существительных.
L Мой брат служит в гварди... . 2. В сражени... участвовали танки, артиллерия, самолёты. 3. На здани... райсовета взвилось красное знамя. 4. Утром, был дан приказ о наступлени... . 5. Мой брат подал заявлени... о желани... вступить в партию. 6. На заседани... школьного совета обсуждался вопрос о пове-дени... учащихся. 7. В соревновани... приняли участие все рабочие. 8. В Белорусси... много лесов и болот. 9. Об охотнике Васили... Слепцове я слышал много рассказов. 10. Город Горький расположен при слияни... Волги и Оки.
25. Правописание имён существительных
с суффиксами -ек, -ик.
Из кустика выскочил зайчик.
У Коли новенький ножичек.
При письме различайте суффиксы -ек и -ик. |
лесочек — лесочка овражек — овражка орешек — орешка | Гласный звук е при изменении слова на вопросы кого? чего? выпадает. |
мальчик — мальчика кузнечик — кузнечика птенчик — птенчика | Гласный звук и при изменении слова на вопросы кого? чего? не выпадает. |
Суффиксы -ек и -ик вносят в слова уменьшительное значение. |
Упражнение 161 (188). От данных существительных образуйте слова с суффиксами -ек или -ик и составьте с ними предложения:
фонарь, звонок, замок, карандаш, сынок, стул, букварь, песок.
Упражнение 162 (189). Спишите предложения; суффиксы -ек и -ик в именах существительных подчеркните.
1. Дождичек частый, роса серебристая землю смочили с утра. 2. Я сплету себе веночек из ромашки. 43. Мы посадили у школы молодой дубочек. \А. В гнезде пищат птенчики. 5. Шалун уж заморозил пальчик. 6. Сегодня славный денёчек. 7. Мотылечек, мой дружочек, расскажи, как ты живёшь. 8. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек. 9. Бежит жеребёночек пегий. 10. Дайте мне кусочек сыру. 11. На берегу реки мелькает огонёчек. 12. Мальчики на дворе весело играли в снежки.
Прочитайте:
замочек — крючок
орешек—пушок
овражек—пирожок
Где стоит ударение в словах левого и правого столбиков?
После шипящих под ударением вместо суффикса -ек пишется суффикс -ок. Пастушок в рожок играет. |
Упражнение 163 (190). Спишите слова, изменяя их по образцу, и подчеркните в них суффиксы -ок, -ёк; поставьте ударения.
Ручей — ручеёк, берег, остров, друг, корень, лист, снег, окунь, луг, день, пень, стог, сын, голубь.
Упражнение 164 (191). Спишите слова, изменяя их по образцу.
Ключ — ключик—ключики, василёк — василёчек—василёчки, огонек, мешок, ящик, лист, шалаш, орех, цветок, пузырёк, грибок, кирпич, корабль, заяц, чиж, дождь, мяч, мост.
Упражнение 165 (192). При списывании данных слов подчеркните в них суффикс -ок.
Новичок, скачок, кружок, дружок, дичок, жучок, ремешок, башмачок, сундучок, бережок, лужок, рожок, корешок, крючок, сапожок, паучок, червячок.
Упражнение 166 (193). Составьте предложения с данными словами, употребляя их в именительном или винительном падеже единственного числа; поставьте над ними ударения и подчеркните суффиксы.
Пирожок, кусочек, овражек, ножичек, светлячок, снежок, горошек, порошок.
26. Правописание имён существительных
с суффиксами -очк-, -ечк-.
На веточке сирени распевал соловей.
Пела, пела пташечка и затихла.
В существительных различайте при письме уменьшительные суффиксы -очк- (веточка) и -ечк- (пташечка). После твёрдых согласных пишется суффикс -очк-, а после гласных, мягких согласных и шипящих пишется суффикс -ечк-. |
Упражнение 167 (194). Изменяйте слова по образцу при помощи суффиксов -очк- или -ечк- объясните правописание этих суффиксов.
Белка — белочка, чашка, сумка, утка, рубашка, тарелка, блюдце, банка, вилка, скамейка, книга, сказка, ложка, тёлка, шапка, галка, лампа, кружка, лейка, верёвка, свечка.
Упражнение 168 (195). Спишите примеры и вставьте вместо точек суффиксы -очк- или -ечк-:
1. Одна ласт...а весны не делает. 2. Стрелок и видел ут...у, да деток пожалел. 3. Бел...а орешки грызёт. 4. Кузнечик прыгал с цвет...а на цветочек. 5. Вер...а и Сон...а сели на скаме...у. 6. Нин...е сшили меховую шап...у и ситцевую кофт...у. 7. Кош...а играла клуб...ом. 8. Тан...а поставила на стол тарел...и, положила вил...и и лож...и. 9. Сен...а посадил баб...у в бан...у. 10. На озере ут...а купалась. 11. Вдоль реки несётся лод...а. 12. Дев...а готовила урок.
Вопросы для повторения.
1. Какие слова называются именами существительными?
2. Какие существительные пишутся с большой буквы?
3. Какого рода бывают имена существительные? Как определить род существительного?
4. Как изменяются имена существительные?
5. Какими членами предложения бывают существительные в именительном падеже и в других падежах?
6. Почему в существительных ночь, рожь, глушь пишут на конце мягкий знак, а в существительных ключ, нож, шалаш — не пишут?
7. Когда в существительных пишется суффикс -ик и когда суффикс -ек? Приведите примеры. Какое значение вносят в слово эти суффиксы?
8. Когда в существительных пишется суффикс -ок? Приведите примеры. Какое значение вносит в слово этот суффикс?
9. Как проверяется правописание безударных окончаний имён существительных?
Имя прилагательное.
(Повторение.)
В свежем воздухе сверкает И румянит детям щёки
Первый чистенький снежок. Лёгкий зимний холодок.
Какие признаки предметов указаны: снежок (какой?), холодок (какой?), в воздухе (каком?)?
Как называются слова, обозначающие признаки предметов?
На какие вопросы они отвечают?
С какими словами связываются в речи по смыслу?
Упражнение 169 (200). Прочитайте стихотворение и укажите в нём имена прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу.
Сквозь волнистые туманы По дороге зимней, скучной Пробирается луна, Тройка борзая бежит,На печальные поляны Колокольчик однозвучныйЛьёт печально свет она. Утомительно гремит. А. С. Пушкин. |
Прилагательные уточняют нашу речь и делают её более ясной, звучной, красивой. Не прошла — стрелой промчалась Пора летняя, прекрасная; Не заметил, как подкралась Осень хмурая, ненастная. |
Упражнение 170 (201). Сравните каждую пару предложений и объясните, что нового вносят прилагательные в данные предложения.
1. Шли эскадроны партизан.
Шли лихие эскадроны приамурских партизан.
2. По небу печально тучки плывут.
По серому небу печально осенние тучки плывут.
3. На проталинках показались цветочки.
На проталинках весенних показались ранние цветочки.
4. Вьётся дым над костром.
Вьётся лёгкий дым над костром седым.
Упражнение 171 (202). Прочитайте и объясните, какое прилагательное обозначает вкус предмета, цвет предмета, размер предмета, принадлежность, материал, из которого сделан предмет.
1. На огороде была посажена сладкая морковь. 2. Туча чёрная понахмурилась. 3. Из кустов вылетела маленькая птичка. 4. Весной колхозные поля дружно зазеленели. 5. Через речку ездят по деревянному мосту.
Упражнение 172 (204). К данным существительным подберите подходящие прилагательные.
Заря .... Ручей .... Море .... Дорога .... Солнце .... Лес .... Ветер .... Город .... Улица ... . Вечер ....
Образец: Песня колыбельная, звонкая, весёлая, грустная, могучая, хороводная, комсомольская, народная, хоровая, партизанская.
Упражнение 173 (206). Составьте описание картинки. Используйте в своём описании данные прилагательные, характеризующие берёзу, сосну, дуб, осину, рябину, иву, ель.
Белоствольный, зелёный, высокий, стройный, трепетный, могучий, смолистый, ветвистый, кряжистый, старый, низкий, развесистый, раскидистый, плакучий, тёмный, кудрявый, молодой, статный.
Образец. Вот и лес. Тень и тишина. Высокие, статные сосны шумят своими раскидистыми вершинами. Вот развесистая, кудрявая...
Каждый предмет может иметь несколько признаков.Значит, к каждому имени существительному можно подобрать несколько прилагательных. Молодой, стройный клён красиво раскинул свои ветки. Красивая, весёлая птичка вылетела из кустов. В лесу блестело большое светлое озеро. |
Упражнение 174 (205). При списывании к каждому выделенному существительному придумайте по два прилагательных.
1. Сейчас у нас ... зима. На дворе ... снег. На окнах ... мороз рисует ... узоры.
2. По ... лесу протекал ... ручеёк. Лес закрывал от него ... небо и не пропускал ни ... лучей солнышка, ни... ветерка.
Упражнение 175 (209). Перепишите статью, вставляя вместо точек имена прилагательные из данного списка.
УРОЖАЙ.
Куда ни посмотришь — всюду ... рожь и пшеница. Вот что сделали ... труд колхозников, ... солнце и ... дожди. У ссыпных пунктов ... подводы и грузовики. К станции тянутся ... ленты обозов. Но лучше, выразительнее всего говорят об урожае ... ... лица колхозников.
Список прилагательных: довольные, счастливые, золотая, усердный, тёплые, щедрое, длинные, бесконечные.
Упражнение 176 (211). Прочитайте рассказ и выделите прилагательные вместе с теми существительными, с которыми они связаны по смыслу.
В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ.
Парусные суда подходили к мысу одного из полярных островов. Его голые скалы чуть виднелись в туманной дали. Страшная буря всю ночь трепала суда. Могучие волны бросали их из стороны в сторону. Небо заволоклось свинцовыми тучами. Холодные брызги воды бешено вздымались вверх и заливали суда.
Мореплаватели подняли часть парусов и начали быстро приближаться к неизвестному мысу. Скоро суда благополучно обогнули мыс, вошли в тихую бухту и бросили тяжёлые якоря.
Упражнение 177 (213). Подберите прилагательные с противоположным значением и напишите их.
Старый — молодой, крупный, тяжёлый, узкий, храбрый, острый, высокий, глубокий, светлый, верхний, весёлый, сухой, ручной, слабый, близкий, ранний, сладкий, тихий, пасмурный, тёплый, трудолюбивый, вечерний, сегодняшний.
Упражнение 178 (212). Прочитайте стихотворение. Подумайте, как чтит советский народ память героев, павших в борьбе за независимость нашей Родины. Спишите стихотворение и подчеркните прилагательные вместе с существительными, которые они определяют.
ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ.
Боевые знамёна склоните И салютом над ними звучали
У священных могил дорогих, Величавые залпы Кремля.
Не забудет народ-победитель Знамя Отчизны родное
Беззаветных героев своих. Будет их сон охранять.
В молчаливой глубокой печали Вечная слава героям,
Приняла их родная земля, Павшим за Родину-мать!
В. Лебедев-Кумач.
Упражнение 179 (214). Выпишите из статьи прилагательные вместе с существительными — сначала мужского рода, затем женского, а потом среднего рода.
ЛЕТНЕЕ УТРО.
Небо ясное, голубое. На востоке горит алая полоска зари. Вот погасла последняя звёздочка. Над лугами стелется белый туман. Дует свежий утренний ветерок. По лугу вьётся узкая тропинка. Золотится пшеницей колхозное поле. Раздалась звонкая песня жаворонка. В кустах у речки запел голосистый соловей.
В единственном числе прилагательные для каждого рода имеют свои окончания. Мужской род Средний род Женский род(к а к о й?): (к а к о е?): (к а к а я?): -ый, -ий, -ой -ое, -ее -ая, -яя смелый охотник колхозное поле широкая река свежий след летнее утро весенняя вода молодой волк |
Когда в мужском роде бывает окончание -ый и когда -ой?
Упражнение 180 (215). Выполните работу по данному образцу и подчеркните родовые окончания прилагательных.
1. Душистый (ландыш, черёмуха, сено). 2. Тяжёлый (воз, ноша, горе). 3. Сладкий (сок, ягода, варенье). 4. Тёплый (денёк, вода, гнёздышко). 5. Дикий (виноград, яблоня, животное).
6. Синий (василёк, лента, небо).
7. Холодный (ветер, зима, лето).
Образец: Тёмный лес, тёмная ночь, тёмное ущелье.
Упражнение 181 (216). Данные прилагательные вместе с существительными поставьте во множественном числе; подчеркните окончания прилагательных.
1) Высокий дом. Зелёный дуб. Синий костюм.
2) Высокая мачта. Зелёная ель. Синяя кофта.
3) Высокое здание. Зелёное дерево. Синее платье.
Во множественном числе прилагательные по родам не изменяются и имеют окончания -ые или -ие. |
Упражнение 182 (217). Подберите к существительным соответствующие прилагательные.
1) Подул ветер. Набежала туча. Потемнело небо. Сверкнула молния. Загремел гром. Полил дождь.
2) Журчат ручейки. Поют птички. Летают бабочки.