Грамматический разбор по членам предложения.

Грамматический разбор по членам предложения. - student2.ru

Укажите в первом предложении главные члены.
Поставьте вопросы к подлежащему и сказуемому.
Разберите второстепенные члены предложения: какое слово они поясняют и на какие вопросы отвечают?

Старик ловил
ловил (чем?) неводом
ловил (что?) рыбу.

Рассмотрите таблицу грамматического разбора второго предложения.

Слово На какой вопрос отвечает? Какой член предложения? С каким словом связано по смыслу?
П р е д л о ж е н и е Старуха кто? подлежащее пряла
пряла что делала (старуха)? сказуемое старуха
пряжу что (пряла)? дополнение пряла
свою чью (пряжу)? определение пряжу

Упражнение 79 (83). Разберите данные предложения. При разборе пользуйтесь таблицей.

1. Партизаны захватили вражеских разведчиков. 2, Метель засыпала палатку снегом. 3. Дед торопливо шагал по сугробам. 4. Резкий ветер дул в лицо. 5. Кругом бушевала снежная буря.

Упражнение 80 (84). Спишите примеры и обозначьте члены предложения по образцу первого примера.

п. ск. доп. обст.места
1. Рыбаки вытащили лодку на берег.

2. Завтра пионеры выезжают в лагерь.
3. Сильная буря вырвала дуб с корнем.
4. Маша отыскала в лесу знакомую тропинку.
5. На берёзе появились зелёные листочки.
6. Ласковое солнышко осветило лесную полянку.
7. С моря дул холодный ветер.

Упражнение 81 (85). Прочитайте статью „Весна идёт" и назовите члены каждого предложения.

ВЕСНА ИДЁТ.

Весело смотрит солнце на землю. С крыш каплет вода. На полях появились проталинки. Звонко льётся с вышины песня жаворонка. Он провожает песней холодную зиму. Громко, весело кричат грачи.
Дорога потемнела. Сероватой полоской вьётся она по белой равнине. Деревья стряхнули с себя снег и иней. На вербах появились почки.

13. Предложение с однородными членами.

(Повторение.)

Упражнение 82. Прочитайте примеры и назовите в них однородные члены. Какие это будут члены предложения?

1. Прилетели скворцы и жаворонки.
2. Колхозницы и колхозники выехали в поле.
3. Волны бились, кипели, метались во все стороны.
4. От жары листья деревьев поблёкли и пожелтели.
5. За окном вагона мелькали поля, леса, деревни, сёла.
6. Ребята катались с горы на коньках и санках.

Припомните и ответьте на вопросы:
1. Какие члены предложения называются однородными?
2. Каким знаком препинания отделяются друг от друа однородные члены предложения при письме? Покажите это на примерах.
3. Ставится ли запятая, если два однородных члена предложения соединены союзом й? Покажите это на примерах.



В предложении могут быть два или несколько подлежащих при одном сказуемом, два или несколько сказуемых при одном подлежащем, два или несколько второстепенных членов, относящихся к одному и тому же слову и отвечающих на один и тот же вопрос. Такие члены предложения называются однородными членами. При письме однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми, а если два из них соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Упражнение 83 (89). Спишите предложения и подчеркните в них однородные члены.

1. Замёрзли реки, озёра и болота. 2. В лесах, в полях не слышно песен. 3. В речке водятся окуни, ерши и пескари. 4. Вдали виднелись леса, долины, горы. 5. Ноги путались и цеплялись в густой траве. 6. Воздух пропитан гарью и дымом, 7. Ходит, шумит вековая тайга. 8. В ночном небе вспыхивали, сверкали, горели огни праздничного салюта.

Упражнение 84 (90). Прочитайте предложения н объясните, почему поставлены запятые.

1. На заводах, фабриках, шахтах широко развернулось социалистическое соревнование. 2. Колхозники сжали и убрали с полей рожь, пшеницу, овёс и ячмень. 3. На письменном столе лежали книги, журналы и газеты. 4. В облаках пыли потонули сады, улицы, хаты, плетни. 5. Мелькает, вьётся первый снег, 6. Лётчик должен обладать большим мужеством, упорством, выдержкой.

Упражнение 85 (92). Спишите данные предложения с однородными членами; ставьте, где надо, запятые.

1. Лес зазвенел застонал затрещал. 2. По дороге тянулись люди повозки верблюды. 3. Вода пенилась бурлила шумела. 4. Густой туман окутал луга низины реку. 5. Туча растёт клубится извивается. 6. Берег был покрыт камешками раковинками водорослями. 7. Боевая песня льётся ширится растёт.

Упражнение 86 (93). Спишите данную статью; однородные члены подчеркните; ставьте, где надо, запятые.

В ЛЕСУ.

В глухом лесу живут самые различные породы птиц. Здесь можно встретить тетеревов рябчиков диких голубей и рябых кукушек. Своим разнообразным пением оглашают лес дрозды чижи малиновки и сойки. На сучьях на кустах и в дуплах деревьев птицы вьют свои гнёзда кладут яйца и выводят детей. Из животных увидишь в лесу медведя волка лисицу колючего ежа.

Упражнение 87 (95). Спишите рассказ и подчеркните в предложениях однородные члены.

ГАВРОШ.

Гаврош, бегая взад и вперёд, карабкался вверх, спускался, шумел, мелькал повсюду. Звонкий голос его не смолкал ни на минуту. Громадная баррикада чувствовала его у себя на плечах. Он смеялся над бездельниками, заставлял работать лентяев, ободрял уставших; одних забавлял, других сердил, третьим надоедал, всех тормошил.

Упражнение 88 (96). Из ряда данных слов составьте предложения с однородными членами; расставьте знаки препинания.

Костёр, Федя, Ваня, Сеня, сидеть.
Холмы, пригорки, бежать, ручейки.
Освещать, ярко, солнце, леса, поля, лучи.
Лес, девочки, собирать, земляника, черника.
Синее, шуметь, волноваться, плескаться, море.
Сено, убирать, отец, мать, братья.

Упражнение 89 (97). Составьте предложения, в которые входили бы следующие однородные члены (порядок их можно изменить):

1) поля, леса, луга; 2) сосна, ель, кедр; 3) песни, смех, шутки, 4) пила, топор, молоток; 5) школы, библиотеки, клубы; 6) ягоды, грибы, орехи; 7) шумит, бурлит, пенится; 8) поют, свистят, щебечут.

Иногда между однородными членами предложения ставятся союзы а или но. Перед союзами а, но всегда ставится запятая. Ветер дует с гор, а не с моря. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

Упражнение 90 (98). При списывании подчеркните однородные члены предложения и ставьте запятые, где они нужны.

1. Ночь была тихая но морозная. 2. Сначала подумай а потом отвечай. 3. Коля всё делает хорошо но очень медленно. 4. Зимой солнце светит но мало греет. 5. Готовь летом сани а зимой телегу. 6. Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам. 7. Река была не широкая но глубокая. 8. На смелого собака лает а трусливого кусает.

Упражнение 91 (99). Из данных двух или трёх предложений составьте одно с однородными членами; однородные члены подчеркните.

1. Бабочки порхают над цветами. Пчёлки порхают над цветами. 2. Разноцветные листья летят. Листья кружатся. Листья падают. 3. Мальчики пошли купаться. Мальчики пошли рыбу ловить. 4. Любите птиц. Любите цветы. Любите лес. 5. Много и нашей стране дремучих лесов. Много в нашей стране раздольных полей. 6. В саду растут яблони. В саду растут вишни. В саду растут сливы.

Обращение.

Здравствуйте, Марья Ивановна!
Здравствуйте, ребята!
Петя, иди сюда!
Учащиеся, неустанно овладевайте знаниями!

Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью, называются обращением.

Упражнение 92 (101). Прочитайте и скажите, к кому обращаются с речью в следующих предложениях; назовите слова-обращения.

1. Прекрасны вы, поля земли родной. 2. Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга-матушка. 3. Эй, садись ко мне, дружок! 4. Вперёд чужой беде не смейся, голубок! 5. Смотри, кума, чтобы не осрамиться! б. Пронеситесь, тучи чёрные, сторонкой1 7. Все за работу, товарищи!

Обращение может быть выражено одним, двумя и несколькими словами. Велика ты, Русь, широко лежишь. Мы тебя, земля родная, никогда врагам не отдадим! Страна моя любимая, я шлю тебе привет!

Упражнение 93 (102). Выпишите сначала те предложения, в которых обращение выражено одним словом, затем — двумя словами и, наконец, — тремя словами.

1. Поведай, песня наша, на весь родимый край, что месяцев всех краше весёлый месяц май. 2. Слушай, Родина, клич пионерский! 3. Зрей, наше юное племя! Путь твой широк впереди. 4. Средь зелёных лесов ты стоишь, деревенька родная. 5. Как не гордиться мне тобою, Родина моя! 6. Шуми, шуми, зелёный лес! 7. Дети, к вам, на радость вашу, ёлку я несу. 8. Ласкай же нас, солнце, своими лучами! 9. Эй, детвора, в школу пора!

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак. Дедушка, найди мне беленький грибок! Школьники! Укрепляйте дисциплину! Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с обеих сторон. Домой, ребятишки, обедать пора! Учись, сынок, старайся: пригодится в жизни. Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу: точка, восклицательный знак или вопросительный знак: Расцветайте, мои алые цветочки! Что затуманилась, зоренька ясная?

Упражнение 94 (103). Спишите предложения и расставьте знаки препинания.

1. Учиться надо братец. 2. Всему товарищ свой черёд. 3. Приди весна с радостью. 4. Соседушка я сыт по горло! 5. Слышу лиса про твои чудеса. 6. Где ты Ваня пропадал? 7. Сторонушка родимая я шлю тебе привет. 8. Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей. 9. Музыканты вперёд! Запевалы вперёд! Нашу песню победную гряньте.

Упражнение 95 (104). Переделайте данные примеры так, чтобы подлежащее (вместе с пояснительным словом) стало обращением. Расставьте знаки препинания.

1. Пионеры выполняют заветы Ленина. 2. Ребята работают дружно. 3. Развеваются красные знамёна. 4. Шумит зелёный лес. 5. Льётся громче песня. 6. Ветер унесёт грозовую тучу. 7. Дети в школу собираются.

Образец: Пионеры, выполняйте заветы Ленина!

Упражнение 96 (105). Напишите объявление о собрании или о прогулке, употребляя обращения; не забывайте ставить знаки препинания.

Упражнение 97 (107). Придумайте и запишите 5 предложений с обращениями к лесу, к солнцу, к весне, к Родине, к товарищам.

Прямая речь.

Ваня спросил: „Петя, пойдёшь в кино?"
Петя ответил: „Нет, я буду читать книгу".

Прочитайте примеры.
Рассмотрите, из каких частей состоят эти предложения.
Как расставлены в них знаки препинания?

Иногда в предложении бывают чьи-либо слова, переданные точно, так, как они были сказаны. Такие слова называются прямой речью. Прямая речь сопровождается большею частью словами автора. При чтении прямая речь выделяется голосом, а при письме ставится в кавычках. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Павел, уходя из дома, сказал матери: "В субботу у меня будут госта из города".

Упражнение 98 (108). Укажите в данных примерах прямую речь и слова автора.

1. Крестьянин говорит: "Такого-то числа, поутру, у меня двух кур не досчитались". 2. Я сказал Ермолаю: „Поди достань пакли и справь нам лодку". 3. Ребятишки просили: „Дедушка, расскажи нам сказочку". 4. Маленькая девочка бежала и кричала: „Не видали мамы?" 5. Коля спросил Петю: „Ты пойдёшь сегодня в библиотеку?" 6. Поймала кошка соловья и, ласково его сжимая, говорила: „Соловушка, душа моя! Я слышу, что тебя везде за песни славят".

Упражнение 99 (109). Составьте и запишите 8 предложений на прямую речь.

Упражнение 100 (110). Прочитайте предложения; укажите в них обращения и прямую речь.

1. Возглашает воевода: „Государь! Проснись! Беда!"
2. Говорит Дадон, зевая: „А? Кто там? Беда какая?"
3. Воевода говорит: „Петушок опять кричит".
4. Балда братца гладит, приговаривая: „Братец мой любимый, устал, бедняжка! Отдохни, родимый".
5. Как взмолится золотая рыбка, голосом молвит человечьим: „Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам выкуп".
6. Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо: „Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую".
7. С поклоном старик отвечает: „Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха".

(Из сказок А. С. Пушкина.)

Упражнение 101 (111). Спишите примеры и расставьте знаки препинания.

1. И молвил он, сверкнув очами Ребята не Москва ль за нами? 2. С громким, весёлым приветом дед обращался к реке Здравствуй красавица Волга. 3. Машутка отцу закричала Возьми меня с собой. 4. Я проводил их всё тем же советом Не попадайтесь зимой. 5. Кажется, шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. 6. Мать попросила Позвольте мне повидать сына. 7. А Балда приговаривал с укоризною Не гонялся бы ты поп за дешевизною.

Если передаётся разговор двух или нескольких лиц, то обычно речь каждого говорящего пишется с новой строчки и перед ней ставится тире. В этом случае прямая речь кавычками не выделяется.

— Так он убежал, оленёнок-то?
— Убежал, Гришуха.
— Жёлтенький?
— Весь жёлтенький, только мордочка чёрная да копытца.

Д. Мамин-Сибиряк.

Сложное предложение.

1. Облака рассеялись, на тёмносинем небе ярко засверкали звёзды.
2. Дождик перестал, а солнышко не показывалось.
3. Наступал апрель, но снег ещё не стаял.

Разберите данные предложения.
Сколько подлежащих в 1-м предложении? Какие? Какое сказуемое относится к 1-му подлежащему (облака)? Какое сказуемое относится ко 2-му подлежащему (звёзды)'} Можно ли назвать подлежащие или сказуемые в этом предложении однородными членами? Почему нельзя?
Разберите так же 2-е и 3-е предложения.
Нельзя ли разделить прочитанные предложения на части, которые были бы отдельными, самостоятельными предложениями?

Предложения, которые можно разделить на такие части, из которых каждая будет самостоятельным предложением, называются сложными. Учитель читал, а ученики внимательно его слушали. Предложения, которые не разделяются на такие части, называются простыми. Шла весна. Сильнее пригревало солнце. Сложное предложение можно составить из простых предложений, близких по выражаемым мыслям.

Сравните предложения в левом и правом столбиках:

1) Я пишу. Ты читаешь. 1) Я пишу, а ты читаешь.
2) В саду цветут яблони. 2) В саду цветут яблони,
Порхают бабочки. порхают бабочки.

Части сложного предложения обязательно отделяются одна от другой знаками препинания, чаще всего — запятой.

Упражнение 102. Прочитайте сложные предложения и скажите, из каких простых предложений они состоят.

1. Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
2. Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
3. Над рекой темнел дым, а сквозь него виден был пароход.
4. Синицы умны, но они слишком любопытны.
5. Где-то далеко трещал коростель, а за прудом в роще грустно посвистывал скворец.

Части сложного предложения соединяются или посредством союзов а, но и других, или без союзов. Запятая всё равно ставится — как при союзах, так и без них. Ветер затих, но дождь продолжался. Наступили тёплые дни, на пригорках показалась трава, запели птицы.

Упражнение 103. Укажите в прочитанных сложных предложениях (упражнение 102), где части их соединены при помощи союзов, а где — без союзов.

Упражнение 104 (114). Данные простые предложения соедините попарно в сложные предложения при помощи союзов а, но (где какой больше подходит) и напишите.

1. Брат ловил рыбу. Я клал её в корзинку. 2. Дам тебе я зёрен. Ты песню спой. 3. Всё хорошо в природе. Вода — краса всей природы. 4. Погода была прекрасная. Неожиданно разразилась гроза. 5. Ласточки пропали. Вчера с зарёй всё грачи летали. 6. Восток заалел. Солнце ещё не показалось. 7. У дома протекала река. Вдали виднелся лес. 8. До вечера оставалась не более получаса. Заря едва-едва зажигалась.

Упражнение 105 (119). Допишите сложные предложения.

1. Раньше поле пахали сохой, а теперь .... 2. Ваня долго дожидался товарища, а . ... 3. Федя хотел идти в лес, но .... 4. Охотники видели волка, но .... 5. Все играли, а я .... 6. Митя остановился, а .... 7. Костя стал ладить салазки, а ... .

Упражнение 106 (118). Из данных простых предложений составьте сложные предложения при помощи союзов а, но (какие подойдут) и запишите их.

1. По дороге ехала подвода. Сбоку бежала собака. 2. Мы торопились к переезду. Паром был на другой стороне реки. 3. На лужайке дуб растёт. В ветвях его широких птичка серая живёт. 4. Я лечу далёко, в тёплые края. Весной ты снова ожидай меня. 5.Буря утихла. Море ещё волновалось.

Упражнение 107 (120). Прочитайте статью „Ливень" и разберите, какие здесь простые нераспространённые предложения, какие — простые распространённые, какие — предложения с однородными членами и какие — сложные.

ЛИВЕНЬ.

С юга надвигалась тёмная грозовая туча. Она заняла весь небосклон. Ярко вспыхивали молнии. Грохотал оглушительный гром. С вихрем и воем ринулся на пыльную землю освежающий ливень. Туча отдала земле себя всю, без остатка. После непродолжительного ливня облака рассеялись. Выглянуло солнце. Земля ликовала. К реке бежали и шумели мутные ручьи. Растения дышали ароматом. Зажужжали пчёлы, запорхали бабочки, закружились стаи мошек. Птицы запели радостные песни. Люди любовались на орошённые дождём поля и луга.

Вопросы для повторения.

1. Какое предложение называется простым нераспространённым и какое простым распространённым?
2. Какие члены предложения называются однородными? Назовите несколько предложений с однородными членами.
3. Какое предложение называется сложным? Приведите примеры.
4. Что называется обращением и какими знаками препинания оно выделяется?
5. Что такое прямая речь? Как выделяют прямую речь при письме?

Части речи.

Солнышко яркое в небе играет.
У речки в кустах соловей распевает.

Слова, из которых состоит предложение, по своему значению делятся на группы. Одни слова обозначают названия предметов: солнышко, небо, река, кусты, соловей. Другие слова обозначают признаки предметов: яркое (солнышко). Третьи обозначают действия предметов: играет (солнышко), распевает (соловей). В нашей речи есть слова и с другими значениями. Группы, на которые разделяются слова по своему значению, называются частями речи. Имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения— это всё части речи.

Упражнение 108 (121). Прочитайте статью и укажите слова, обозначающие названия предметов, признаки предметов, действия предметов.

В ЛЕСУ.

Высокие сосны подняли к небу свои вершины. Зелёные ёлочки выгибают красные ветки. Красуется кудрявая берёзка. Дрожит и трепещет листочками робкая осинка. Коренастый дуб раскинул шатром вырезные листья. Лесная полянка покрыта цветами кашки. Воркуют серые дикие голуби. Кричит рябая кукушка. Щебечут красивые малиновки. Поют лесные жаворонки.

Имя существительное.

(Повторение.)

Грозные тучи носятся по небу. Вспыхивают яркие молнии. Море бурлит и шумит. Волны заливают палубу корабля.

Разберите, какие слова соединены по смыслу в этих предложениях.
Выделите из данных предложений слова, обозначающие названия предметов.
Как называется часть речи, обозначающая названия различных предметов (люди, вещи, животные, явления природы)?

Упражнение 109(122). Прочитайте примеры и укажите в них имена существительные.

1. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив, Себя в коня преобразив. А.С.Пушкин. 2. Белые поляны, снежный край небес, Холод да морозы, обнажённый лес, Гладкая дорога, ледяной мосток, — Это ты, заветный русский уголок. С. Дрожжин.

Упражнение 110 (123). Подберите и запишите имена существительные на темы:

1) Занятия людей:
Агроном, слесарь (продолжайте), ....

2) Явления природы:
Ураган, заря (продолжайте), ....

3) Орудия труда:
Лопата, топор (продолжайте), ....

4) Географические названия:
а) Холм, гора, долина (продолжайте), ....
б) Тундра, тайга, степь, ....
в) Исток, устье, ....

Упражнение 111 (125). К данным существительным подберите противоположные по значению существительные и запишите их.

Радость — горе, польза, свет, приезд, храбрость, полдень, свидание, труд, зрение, старость, вечер, друг, съезд, день.

Упражнение 112 (126). От данных слов образуйте имена существительные.

Гористый — гора, скалистый, счастливый, отважный, храбрый, утренний, тёмный, туманный, холодный, старый.

Шалить — шалость, платить, хвалить, воевать, посадить, подарить, остановить, раздать.

Упражнение 113 (127). Составьте и напишите коротенькие рассказы из простых распространённых предложений, включив в них данные существительные; озаглавьте эти рассказы.

а) Лето, утро, солнце, река, рыбаки, лодка, сети, корзины, рыба.
б) Ребята, кузовки, Жучка, лес, грибы, ягоды, полянка, ёлка, белка, ёж, речка, купанье.

Упражнение 114. Прочитайте стихотворение и выпишите из него сначала существительные единственного числа, а потом—множественного.

СОВЕТСКИЙ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК.

По полюсу гордо шагает, Всех лучше советские скрипки
Меняет движение рек, На конкурсах мира звучат,
Высокие горы сдвигает Всех ярче сверкают улыбки
Советский простой человек ... Советских весёлых девчат.

В морские глубины пробьётся,
Взойдёт на Эльбрус и Казбек
И всюду победы добьётся
Советский простой человек.

В. Лебедев-Кумач.

Упражнение 115 (129). Составьте рассказ под заглавием „Охота" и запишите его; используйте в рассказе следующие существительные;

зима, мороз, берёзы, иней, снег, сугробы, охотник, лыжи, собака, опушка, заяц, выстрел.

Упражнение 116 (130). Данные существительные поставьте во множественном числе; окончания подчеркните.

Столица, город, страна, река, гора, холм, облако, ухо, трава, яблоко, зверь, село, комбайн, учитель, комсомолец, статья, песня, колесо, берег, дорога, дача, море, остров, звезда, брат, знамя, сестра, цепь, край.

Упражнение 117 (131). Данные существительные распределите по родам и напишите их.

Сокол, край, войско, страна, армия, орлёнок, лебедь, пень, осень, море, зверь, знамя, тень, собрание, май, песня, сеть, дождь, здание, озеро, камень, сарай, поле, вишня, день, дверь, ухо, лошадь, луч, вождь, честь, доблесть, геройство.

Упражнение 118 (132). Перепишите данные существительные, распределив их по родам. У существительных какого рода пишется на конце мягкий знак после шипящих?

Сторож, багаж, рожь, морж, ложь, стриж, молодёжь.
Врач, дочь, силач, меч, мелочь, калач, течь, смерч, речь, ночь, ткач, полночь, ключ, печь.
Малыш, глушь, шалаш, тишь, камыш, мышь.
Борщ, клещ; лещ, плащ, плющ, помощь.

Упражнение 119(133). Прочитайте статью. Почему ежегодные физкультурные парады в нашей стране называют праздником молодости? Укажите в статье все имена существительные и скажите, какого они рода и числа.

ПРАЗДНИК МОЛОДОСТИ.

Москва. Площади, улицы, дома — всё расцвечено флагами и лозунгами. Сегодня физкультурный парад — праздник молодости. Со всех сторон льются чудесные песни, гремят оркестры, колышутся знамёна. Стройные ряды молодёжи — юношей и девушек — движутся к Красной площади.

19. Имена существительные
собственные и нарицательные.

Москва — сердце Советской, страны.
О Волга, колыбель моя! Любил лп кто тебя, как я?
Мчится в бой герой Чапаев на лихом коне.

Объясните, что обозначают выделенные слова? С какой буквы они всегда пишутся?
Какие ещё слова пишутся с большой буквы? Приведите примеры.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Собственное имя даётся предмету для того, чтобы отличить этот предмет от других однородных предметов.

К собственным именам относятся:

1. Имена, отчества и фамилии людей: Александр Васильевич Суворов, Михаил Юрьевич Лермонтов.
2. Названия населённых пунктов: Ленинград, Севастополь, Сталинград, Владивосток, село Коломенское, деревня Крутицы.
3. Названия океанов, морей, озёр, рек, гор: Атлантический океан, Чёрное море, озеро Байкал, река Днепр, Уральские юры, гора Магнитная.
4. Названия частей света: Европа, Мая, Америка, Африка, Австралия; названия стран, государств: Союз Советских Социалистических Республик (СССР), Польша, Чехословакия, Франция, Англия, Китай.
5. Клички животных: Жучка, Барбос; кошка Мурка; лошадь Гнедко, Сивка; корова Бурёнушка, Красотка.

Имена существительные собственные пишутся с большой буквы. Нарицательное имя даётся ряду однородных предметов. Нарицательные имена пишутся с маленькой буквы: республика, страна, город, река, гора, море, озеро, мужчина, женщина, ученик, пионер, украинец, белорус.

С маленькой буквы пишутся:

1. Названия стран света: север, юг, восток, запад.
2. Названия времён года: весна, лето, осень, зима.
3. Названия дней недели: понедельник, вторник, ....
4. Названия месяцев: январь, февраль, ....

Упражнение 120 (134). Прочитайте статью, назовите имена собственные. О каких подвигах молодогвардейцев вы знаете?

ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ.

Донбасс... Краснодон. Этот тихий украинский городок знают теперь все. Здесь жили, боролись и героически погибли комсомольцы, члены подпольной организации „Молодая гвардия". Со всего Советского Союза едут люди в Краснодон, чтобы поклониться праху героев, пройти по тем улицам, где ходили молодогвардейцы.
Именами Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Ивана Земнухова назвал народ возрождённые шахты, и стоят они в донецкой степи, как вечные памятники героям.

Упражнение 121 (135). Спишите текст и подчеркните названия стран одной чертой, а названия городов — двумя чертами.

В Великую Отечественную войну наша доблестная Советская Армия освободила от немецких захватчиков семь столиц: в Румынии— Бухарест, в Польше — Варшаву, в Болгарии — Софию, в Югославии — Белград, в Венгрии — Будапешт, в Австрии — Вену, в Чехословакии — Прагу.

Упражнение 122 (136). Прочитайте статью. Что вы можете сказать о богатствах нашей страны? Выпишите из статьи имена существительные собственные. Разъясните, что они обозначают.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО.

Наше отечество, наша родина — Союз Советских Социалистических Республик. На громадном пространстве нашей страны раскинулись и пашни, и степи, и леса, и горы, и моря. Сколько различных сокровищ хранится в недрах земли родной, на поверхности её и в водах! Горы Урала, Кавказа, Алтая богаты нефтью, железом, медью, золотом, серебром и драгоценными камнями. В Донецком и Кузнецком бассейнах огромные залежи каменного угля. Север Европейской части нашей страны и обширная Сибирь покрыты вековыми лесами, в которых водится множество пушных зверей. На юге вплоть до Чёрного моря и предгорий Кавказа на тысячи километров тянутся чернозёмные поля с золотой пшеницей. Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское моря, а также реки: Волга, Урал, Дон, Кама, Обь, Енисей — богаты рыбой. Крым и Кавказ, где солнце светит всегда тепло и ярко, — наши здравницы. Щедро наделена наша родина всякими сокровищами.

Наши рекомендации