Продукция металлургической и машиностроительной
Промышленности.
Продукция черной металлургии по транспортным характеристикам делится на следующие группы: чугун, ферросплавы, сталь и стальной прокат, метизы, металлолом.
Чугун и ферросплавы являются конечными продуктами доменного процесса, при этом выпуск чугуна составляет 98 %. Из чугуна получают сталь и чугунные отливки.
Чугун выпускается в виде чушек длиной 60 см, массой 45 кг, по согласованию с потребителем размеры и масса чушек могут быть изменены. Перевозка чугуна в чушках осуществляется навалом на открытом подвижном составе. Объемная масса при этом 2,8–3,2 т/м3, угол естественного откоса 48°. Чугун в чушках является достаточно хрупким грузом, поэтому для уменьшения потерь от боя при погрузке и обеспечения сохранности пола вагона необходимо сбрасывать чушки с высоты не более 0,5 м. При выгрузке чугуна из полувагона через люки гравитационным способом отдельные чушки раскалываются (общие потери до 1,5 %), отлетающие при этом осколки создают опасность для рабочих, находящихся в зоне разгрузки. Чушки чугуна являются пакетопригодными грузами, их можно пакетировать без применения поддонов. Стабильность пакета и возможность механизированного выполнения грузовых операций обеспечиваются специальной формой чушки и обвязкой проволокой или лентой. Чугун в чушках хранят на открытых спланированных площадках или под навесом.
Ферросплавы характеризуются более низким содержанием углерода, наличием таких компонентов, как силиций, хром, ванадий, марганец. Применяются в производстве стали необходимого качества. Отечественная промышленность выпускает ферросплавы более 20 видов. По фракционному составу ферросплавы представляют собой куски разных размеров или гранулы.
Транспортной тарой для ферросплавов служат плотные и прочные деревянные ящики вместимостью 80–250 кг, не допускающие потерь в процессах перевозки, перегрузки и хранения. Конструкцию ящиков укрепляют стальными полосами, а под днищем предусматривают два поперечных бруса для обеспечения механизированной погрузки и выгрузки и изоляции от основания площадки хранения. Ферросплавы можно перевозить также в металлических бочках вместимостью 250–500 кг и в специальных контейнерах. Склад для ферросплавов должен быть закрытым или представлять площадку, оборудованную навесом для предотвращения прямого попадания влаги.
Отдельные виды ферросплавов, например ферросилиций марок 45 и 75, относящийся к опасным грузам, перевозят в герметичной таре с соответствующими ярлыками опасности. При транспортировании и хранении ферросилиций, особенно марки 45, выделяет ядовитые газы – фосфористый и мышьяковистый водород, являющиеся горючими и взрывоопасными. Предельно допустимая концентрация указанных газов в рабочей зоне составляет соответственно 0,5 и 0,3 мг/м3.
Сталь и стальной прокат предъявляют к перевозке в виде слитков и изделий из них, полученных на прокатных станах металлургических заводов. Различают следующие виды проката: сортовой, листовой, специальный и трубы. Сортовой прокат делится на простой и фасонный и включает около 20 основных подгрупп. К простому прокату относятся круглая, квадратная, угловая, полосовая сталь и другие виды относительно простого профиля готовой прокатной продукции. Круглую и квадратную сталь выпускают в виде прутков с наибольшим размером (диаметром) до 200 мм при длине прутка 3–10 м. Фасонный прокат – рельсы, двутавровые и швеллерные балки, а также другие достаточно сложные по профилю виды продукции прокатных станов. Обычно указанные виды проката бывают длинномерными до 12–19 м, а рельсы – до 25 м, что обуславливает особенности погрузки и крепления.
Листовой прокат включает две группы: толстолистовой с толщиной листа 4–60 мм и тонколистовой – 0,2–4 мм. Ширина и длина листа могут быть различных размеров в соответствии с сортаментом. К тонколистовой стали относятся кровельное железо, листовая волнистая сталь, оцинкованные листы, белая и черная жесть.
К специальным видам проката принадлежат изделия сложного профиля – дисковые вагонные колеса, бандажи, шестерни и т. п.
Метизы – обобщенное название большой группы металлических изделий, к которой относятся болты, гайки, винты, шурупы, шплинты, гвозди, штифты и др. Назначение метизов самое разнообразное, но главным образом это крепление деталей и узлов. Метизы изготовляют из различных марок стали, в зависимости от необходимого качества могут быть термически обработаны и иметь антикоррозионное покрытие. Метизы перевозят и хранят в упакованном виде, отдельно по видам, сортам и размерам.
Металлолом, или вторичные черные металлы, по содержанию углерода подразделяют на два класса: стальной лом и отходы, чугунный лом и отходы. По наличию легирующих элементов металлический лом дифференцируется на углеродистый и легированный. К перевозкам металлический лом должен представляться рассортированным по маркам, группам и видам, обезвреженным от огне- и взрывоопасных и радиоактивных материалов, а также очищенным от химических веществ. Засоренность неметаллическими предметами должна составлять не более 3 %. Каждая партия перевозимого металлолома должна сопровождаться документом, удостоверяющим взрывобезопасность. Металлолом можно предъявлять к перевозкам крупными и мелкими кусками, россыпью и брикетами, при этом масса брикета от 2 до 50 кг. Лом и отходы высоколегированных видов стали перевозят в упакованном виде.
Подготовка проката к перевозке зависит от размеров, вида проката, качества, обработки и специфических требований, связанных с географическим расположением потребителя. Прокат можно перевозить без упаковки отдельными местами, в связках, пачках, мотках, бухтах, пакетами и навалом. При подготовке проката к перевозке или длительному хранению необходимо учитывать чувствительность изделий к внешним воздействиям, которая повышается с переходом производственного процесса на более высокую степень. Так, полуфабрикаты стального производства отличаются незначительной чувствительностью, их можно перевозить и хранить без упаковки и других защитных мер, а отдельные виды высококачественных легированных сталей требуют достаточно сложной упаковки.
Цветные металлы и сплавы предъявляются к перевозке в виде порошка, гранул, слитков и проката, чушек и др. К ним относятся медь, олово, свинец, цинк, алюминий, магний, титан.