Агломерация – эффективный инструмент развития Санкт-Петербурга и муниципальных районов Ленинградской области

Грудинин Михаил Юрьевич – генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства
и инвестиционного развития «Гипрогор»

Уважаемый Сергей Николаевич!

Дорогие друзья!

Рад присутствовать на таком важном событии. Я долго думал о том, как наш государственный Институт проектирования городов можно представить в городе, который сам был изначально запланирован, как агломерация, то есть Санкт-Петербург с пригородами, с городами-спутниками, к некоторым из которых, типа Кронштадта, можно было добраться только по воде.

Тема агломерации для нас крайне важна. Я хотел просто показать нашу компетенцию – 85 лет организации, которая занимается градостроительством, изначально свыше тысячи генпланов сделала, является единственным от России членом Общества планировщиков ISOCARP.

Наши ключевые проекты – Генеральная схема расселения, которая была принята в 1994 году как генеральный план России, условно говоря, пространственное развитие на сегодняшний момент по 172-ФЗ, в котором 33 раза упоминалось слово «агломерация». Агломерация – это то слово, апологетами которого мы являемся, и я бы хотел, чтобы оно на сегодняшний момент было развернуто по принципу Вернадского: мысли глобально, действуй локально.

У нас Петербург не является локацией. Это мини-государство в государстве, чуть меньше Москвы для России. Тем не менее, проекты, которые мы на сегодняшний момент делаем, позволяют мыслить именно категориями более глобальными, чем Санкт-Петербург. И к чему мы хотели сейчас подойти?

Генсхема расселения, о которой я говорил. На сегодняшний момент понятно, это было понятно и 100 лет, и 200 лет назад, что мы развиваемся достаточно неравномерно, о чем здесь сегодня говорили. На 17 миллионов квадратных километров у нас один процент территории отдан под поселения. Неважно, это городские округа, сельские населенные пункты. Мы живем на 1,2 процента территории. В этом плане поляризованное развитие предопределяет пространственный каркас развития страны.

С этой точки зрения, я хотел показать тренды агломерационные. На графике видны американские и российские агломерации. Видно, что у нас соотношения «город – пригород» совершенно разные. Тем не менее, за последние 7 лет количество агломераций, в которых живет больше миллиона человек, увеличилось ровно в два раза: с 450 до 909. С 2008 по 2015 год. Это тренд. Идет уплотнение, независимо от страны. Можно говорить, что у нас страна большая, как Канада большая, у них три агломерации, а можно говорить о какой-нибудь маленькой Англии. Меня совершенно поразил проект (мы сейчас с нашими коллегами из AECOM изучали их глобальные тренды) сейчас делается Лондонско-Манчестерская агломерация, в которой будет 90 процентов рабочих мест Великобритании. Это вопрос национальной конкурентоспособности. По цифрам видно, что у нас на 46 процентов производительность труда выше в агломерациях. Расчет был по агломерациям-миллионникам. Чем больше концентрация, тем больше производительность. Просто мы на данный момент для Санкт-Петербурга эту ситуацию не просчитывали.

Я хотел показать тренд федеральный. Игорь Николаевич, будучи министром регионального развития, запустил проект, два года ему, это пилотный проект развития агломерации. Это 16 пилотников. Санкт-Петербург в их число не входил, ни Санкт-Петербург, ни Москва не входили. В настоящий момент, у нас Министерство регионального развития упразднено, как вы знаете, есть Министерство экономического развития. Этот тренд подхвачен. Единственное, что 16 пилотных проектов, которые утверждал министр Слюняев, не равняются 16 пилотным проектам, которые утверждает министр Улюкаев. И вот этот зазор, одна из тех трех позиций, которую я хотел представить. На мой взгляд, Санкт-Петербург может попасть в эту схему и получить ряд дополнительных вещей, которые будут обсуждаться на площадке гораздо шире, чем Санкт-Петербург и уважаемое Законодательное Собрание.

172-ФЗ подразумевает позиции, помимо Стратегии социально-экономического развития, Схему пространственного развития. Стратегия пространственного развития страны, Генсхема, условно говоря, упраздняется. Схема развития производительных сил, которая была в Советском Союзе, упраздняется, делается единая стратегия пространственного развития. Об этом здесь говорили. Даже, как Явлинский сказал, была комиссия пространственного развития. По сути, мы как градостроители считаем достаточно неверной точку зрения макроэкономистов, которые говорят, что стратегия социально-экономического развития – базовая, а Генеральный план, допустим, Санкт-Петербурга – производное. Пространственный базис Санкт-Петербурга, собственно, и предопределяет целый ряд развития стратегий, потому что это очень инерционная система: система расселения, транспортный каркас и так далее. Ее не придумаешь заново, а если придумаешь, никаких денег не хватит даже государственных из российского бюджета.

Поэтому такая триада успеха, как мы называем: стратегическое, территориальное и инвестиционное планирование, она изначально была зашита в формат агломерации. То есть требования дорожной карты агломерации строились на том, что есть стратегия, есть территория и есть проекты развития, в первую очередь, снятие инфраструктурных ограничений. Это ключевой элемент, который сейчас транслируется в 172-ФЗ.

Масштаб агломерации, понятно, что у нас он меньше, чем, допустим, схема территориального планирования Ленинградской области, но больше, чем Генеральный план Санкт-Петербурга. Вопрос масштаба коррелирует в этом плане. У нас очень интересный опыт работы по 12 агломераций. Вот сейчас закончили Крым, там тоже есть Евпаторийско-Сакская агломерация, агломерация Южного берега Крыма и так далее. Это, в принципе, достаточно эффективный и нормальный инструмент гармоничного территориального развития города-пригорода. И в этом аспекте нами сделаны проекты, например, в Красноярске сделана схема планирования Красноярской агломерации – корректируется Генеральный план Красноярска. Как бы Красноярск не сложился – городу 300 лет, в принципе, сопоставим с Петербургом, у него через агломерационное мышление строится планирование. Вот есть «Экономический образ мышления», Пола Хейне многие читали. Мы сейчас такую книгу пытаемся написать «Агломерационный образ мышления» с конкретными примерами в России. Вот в данный момент город-миллионник с развития на восток развернулся на северо-запад. Мы сделали СТП агломерации, сделали Генеральный план, и Генеральный план полностью эту схему отразил. Сейчас корректируется Тула, меняет направление. После Тулы корректируется Самарско-Тольяттинская агломерация, Генеральный план Самары и Генеральный план Тольятти.

В принципе, агломерация – очень интересный принцип мышления. Я по базовому образованию кибернетик, а в кибернетике есть такой термин эмерджентность, это когда свойства системы обладают новыми характеристиками, которые отличны от частных систем. Например, самолет: один фюзеляж, одно крыло, один двигатель – они не полетят, а все вместе они создают новое качество системы. Агломерация сложная система. Она нелинейная по своему развитию. С этой точки зрения, очень четко и правильно (практика это доказала по 10 миллионным агломерациям, которые мы делали) - тренд от общего к частному хорошо заложен, и этот базис соблюдается.

На сегодняшний момент идет эволюция. Вот два года мы работаем в этом формате, имеется в виду, Министерство ведет эту тему, идет сейчас тенденция от агломерационных проектов, от схем терпланирования, от стратегий и так далее – к конкретным проектам с конкретными эффектами. Понятно, что ситуация меняется. Агломерация – это экономическое сжатие территории, изменение рынка труда, рынка капитала, и, с этой точки зрения, появление совершенно новых эффектов.

Вот тема, которая была в Туле. Последняя межведомственная рабочая группа, она проходила в октябре, вышла на позицию, что необходимо обосновывать на сегодняшний момент не схемы терпланирования. Вот, скажем так, не один, не два, не три – пять субъектов сделали схемы терпланирования, сделали стратегии, Генеральный план есть, а счастья нет. Необходимо снимать инфраструктурные ограничения. Соответственно, подходим к тематике отработки критерия отбора агломерационных проектов и механизма государственной поддержки.

Вот мы делали не так давно, 15 лет назад, стандарт. Он был одобрен Министром экономики, на тот момент Грефом Германом Оскаровичем. Стандарт отбора инвестиционных проектов и механизм господдержки как методические рекомендации по критериям отбора инвестпроектов Российской Федерации. Сейчас готовится такой стандарт (очень надеемся, что он будет сделан в сжатые сроки, мы сами в этой ситуации активно участвуем): критерий отбора агломерационных проектов и механизм государственной поддержки. В принципе, интеллектуальный капитал Санкт-Петербурга и Ленинградской области большой, культурная столица, этого никто не отменял. И в этом плане наши предложения были к тематике того, что на сегодняшний момент первая фаза, которая есть, агломерации. Я бы мог Санкт-Петербург с чем сравнить, и достаточно нестыдно будет? С Парижем. Предложение очень простое. Это разработка концепции агломерации силой международных команд. Это, в принципе, нормальная ситуация. Ее, кстати, Москва один в один передрала (в хорошем смысле слова). Единственное, что они сразу определили, куда агломерация будет развиваться, в сторону Калуги, и сделали колоссальную ошибку. Поэтому позиция такая:

Первым этапом разработать Концепцию, дать вариант конкурса такого агломерационного мышления и позиций из трех-четырех минимум команд. При всем уважении к Петербургской школе, дать возможность поработать международным специалистам, каждым из которых хотя бы десять агломераций сделано.

Вторая ситуация – рассмотреть включение в перечень пилотных проектов. Вам это несложно сделать в принципе, это просто, и, соответственно, будет целый ряд компетенций, дополнительно внесенных.

Третья ситуация – от конференций, где выступающие выдерживают регламент, перейти к круглым столам, сделать публичную площадку. Были такие названия: Центр, Агломерационное бюро и так далее. И, в принципе, публичный интернет-портал.

Я закончил. Единственное, что хотел показать, последний слайд.

Это проекты, которые были сделаны. Международный опыт развития агломераций, агломерационные проекты. Все это есть на сайте, можно скачать, посмотреть. На мой взгляд, это достаточно большой объем работ, который пригодится для реализации Генерального плана Санкт-Петербурга и развития Ленинградской области.

Спасибо.

О необходимости учета интересов промышленности
в новом Генплане СПб

Куляница Леонид Федорович – директор демзоны
Санкт-Петербурга, Ассоциация промышленных предприятий Санкт-Петербурга

Я хочу начать свое короткое выступление со слов признательности Законодательному Собранию, что оно нашло время и возможность выслушать промышленность Санкт-Петербурга на таком широком форуме и на такую очень важную для города и для промышленности тему.

Поэтому, Сергей Николаевич, вам большое спасибо.

У нас большой опыт работы с Законодательным Собранием в части повышения энергетической эффективности, очень многолетний. Поэтому мы надеемся, что наши предложения будут услышаны и реализованы. Почему нас эта тема очень интересует.

Во-первых, хотел бы сказать, что такое промышленность Санкт-Петербурга. Это, прежде всего, 2,5 триллиона рублей ежегодно валовой продукции.

Во-вторых, это, конечно, решение серьезных социальных задач, это стабильная средняя заработная плата в размере не меньше 45 тысяч рублей, которой обеспечены порядка 350 тысяч высокопрофессиональных работников Санкт-Петербурга.

И, наконец, это почти 40 процентов доходной части бюджета Санкт-Петербурга.

Так что промышленность имеет право высказать свое мнение по поводу всех решений, которые принимаются в части перспектив развития. Это, с одной стороны.

С другой стороны, промышленность Санкт-Петербурга – это вечный данник откупщиков в лице естественных монополистов, у которых она покупает энергоресурсы. Вам понятно, о каких ресурсах я говорю, - это энергоресурсы. Цена взаимоотношений порядка 100 миллиардов рублей в год. Вопрос очень серьезный. Поэтому вопросы совершенствования инженерной инфраструктуры – это болевая точка, которая должна быть решена, вернее, проблемы эти должны быть решены в новом Генеральном плане развития Санкт-Петербурга обязательно.

Почему? Немного в цифрах. Город потребляет газа в числах условного топлива порядка 13 миллиардов тонн, порядка двух миллиардов идет на выработку электроэнергии, порядка 6 миллиардов идет на выработку теплоты.

Не загружая особенно вашу голову, я хочу сказать, что это ужасные показатели. Конечный потребитель получает электроэнергию с коэффициентом полезного действия меньше 20 процентов, тепловую – меньше 60, в соседней Финляндии (Хельсинки), потери в два раза меньше.

Поэтому еще раз обращаю ваше внимание – это проблема не только промышленности. Мы покупаем некачественные, ненадежные энергоресурсы и платим большие деньги. Это проблема и города Санкт-Петербурга, потому что эти деньги могли бы быть обращены совсем в другую сторону и на другие нужды.

Проблема энергоснабжения – одна из основных, это основа экономического развития. К сожалению, листая предварительные документы, которые были розданы участникам конференции, я не заметил там этой очень важной черты Генерального плана.

Основой экономического развития на сегодня в нашей стране является единственный ресурс – ресурс энергосбережения. В городе, учитывая большие потери, он огромен, и его нужно осваивать. А почему его нужно осваивать, да потому что это инвестиционный путь развития, потому что высвобождаемые ресурсы – это товар, который может быть реализован и в виде ресурсов, и в виде мощностей. Да, теперь это товар, этим товаром можно пользоваться.

Каковы позиции петербургской промышленности в этом направлении. По плану Комитета по энергетике петербургская промышленность должны сократить потребление энергоресурсов на более чем миллион тонн условного топлива. Значит, прекратить потребление. Но население тоже должно прекратить, снизить на полтора миллиона. Ну по населению – это вопрос особый. А что с промышленностью? Вы же представляете, технологические процессы не могут идти при прекращении потребления. Значит, петербургская промышленность стоит перед альтернативным выбором: или прекращать объем производства (доходная част бюджета от этого сразу же страдает), или перейти на новый, альтернативный путь развития энергетики промышленности.

Мы выбрали второй путь. Во-первых - это путь инвестиционный, но, во-вторых, - этот путь требует и особых изменений отношений между промышленностью и монополистами. Роль данников нас совершенно не устраивает. Мы в отношениях с городом чувствуем себя партнерами, потому что мы достаточно интересны городу, обеспечивая его цифрами, которые я уже назвал. А в отношении естественных монополистов взаимоотношения совершенно непонятные. Да, мы возьмем инвестиции, да, мы проведем работы по разработке альтернативной энергетики, да, мы ее отработаем в демонстрационных зонах высокой энергетической эффективности, как записано в нормативных документах Правительства. А возврат денег откуда?

Этот вопрос – вопрос нормативно-законодательного сопровождения всей этой операции энергосбережения - мне бы хотелось, чтобы тоже попал в рамки тех работ, которые необходимо выполнять для разработки нового Генерального плана.

Промышленность должна участвовать в разработке Генерального плана, но у нас есть свое мнение, и с этим мнением, я прошу Законодательное Собрание понять меня, надо считаться, потому что мы не сбоку припека. Мы – один из наиболее важных и интересных партнеров города.

Спасибо за внимание.

О концепции пространственного развития
Санкт-Петербургской городской агломерации

Головина Наталья Борисовна – заместитель директора
СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга»

(Слайд 1)

Подготовке нового Генерального плана Санкт-Петербурга на 2019-2038 годы с перспективой до 2043 года предшествует разработка Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и прилегающих территорий Ленинградской области (Агломерации). По своей сути это предстадийный документ территориального планирования двух субъектов Российской Федерации, разрабатываемый в целях определения стратегии градостроительных действий, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие рассматриваемой территории агломерации.

(Слайд 2)

Подготовка Концепции Агломерации позволит выработать согласованный подход к совместному градостроительному развитию двух субъектов Российской Федерации.

Актуальность разработки Концепции Агломерации обусловлена усилением фактического взаимовлияния Санкт-Петербурга и прилегающих территорий Ленинградской области в части жилищного и промышленного строительства, размещения логистических центров, создания и эффективного функционирования единых систем социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.

(Слайд 3)

Основанием для разработки Концепции Агломерации является:

- решение Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере социально-экономического развития;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 № 833-р "О проекте Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в части вопроса подготовки и утверждения документа территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации".

(Слайд 4)

В границы Агломерации, помимо территории Санкт-Петербурга, предлагается к включению часть территории Ленинградской области, прилегающая к Санкт-Петербургу и являющаяся зоной взаимных интересов и взаимовлияния,

(Слайд 5)

а именно: территории Ломоносовского, Гатчинского, Тосненского, Кировского, Всеволожского, Выборгского муниципальных районов Ленинградской области.

(Слайд 6)

На представленном слайде:

Красным – границы Санкт-Петербурга

Зеленым – границы районов Ленинградской области

Темно-красным – ориентировочные границы Санкт-Петербургской городской агломерации

Синим – границы пригородной зоны Ленинграда по генеральному плану 1966 года

Пунктиром – границы Лесопарковой части зеленой зоны Ленинграда по генеральному плану 1987 года

Синими территориями – леса и лесопарки ГУП "Лесопарковая зона"

(Слайд 7)

Основной целью подготовки Концепции является определение оптимального варианта территориального развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области на основании перспективных показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области на долгосрочную перспективу.

Концепция Агломерации:

- определит стратегию совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и части территории Ленинградской области с целью получения агломерационного эффекта для единого интеррегионального комплекса;

- определит план мероприятий по реализации положений основных действующих и разрабатываемых документов стратегического планирования Северо-Западного федерального округа, Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- сформирует основные прогнозные показатели, необходимые для учета внешних факторов, оказывающих влияние на дальнейшее градостроительное развитие Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- будет являться основой для принятия сбалансированных управленческих решений исполнительными органами государственной власти.

(Слайды 8-12)

Разработка Концепции позволит решать задачи создания устойчивого социально-экономического развития территорий, образующих Агломерацию, которое при осуществлении градостроительной деятельности обеспечит безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности населения, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрану и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Подготовка Концепции агломерации позволит:

1. Выявить положения основных документов стратегического планирования рассматриваемых территорий, определяющих направления территориального и пространственного развития обоих субъектов Федерации.

2. Определить потенциал Санкт-Петербурга как регионального метрополиса и его фундаментальных функций в сложившейся системе расселения для оценки влияния города на сопредельные территории Ленинградской области.

3. Провести оценку сложившейся системы расселения и размещения производительных сил на части территории Ленинградской области, находящейся в зоне влияния Санкт-Петербурга.

4. Выявить и конкретизировать устойчивые инфраструктурные связи, объединяющие территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области в единый интеррегиональный комплекс.

5. Провести сбалансированный учет и оценку влияния экологических, экономических, социальных, историко-культурных и иных факторов для учета при подготовке предложений по изменению функциональных и объемно-планировочных параметров территории агломерации в составе Генерального плана Санкт-Петербурга и схемы территориального планирования Ленинградской области.

6. Определить основные цели и задачи градостроительного развития территории агломерации, определяющие необходимую качественную и количественную трансформацию планировочной структуры рассматриваемой территории, для обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития, как планируемого результата.

7. Выработать основные принципы и ограничения градостроительного развития городской агломерации.

8. Разработать варианты территориального и пространственного развития Агломерации, основывающиеся на положениях документов стратегического планирования и отличающиеся разной степенью интенсивности использования территорий (включая намывные), обеспечивающих благоприятные условия жизнедеятельности населения в комфортной среде.

9. Сравнить, обосновать и выбрать оптимальный вариант градостроительного развития Агломерации.

10. Подготовить на основе выбранного варианта концептуальные положения (Концепции пространственного развития агломерации), определяющие:

- направления оптимизации системы расселения и градостроительного развития агломерации как единого интеррегионального комплекса;

- предложения по оптимизации деления территории Санкт-Петербурга и агломерации в целом на «самодостаточные» макроэлементы планировочной структуры урбанизированных территорий, включая менее крупные территориальные образования;

- предложения по решению вопросов дисбаланса расселения, размещения мест приложения труда и обслуживания;

- разработку предложений по повышению качества среды обитания путем совершенствования функциональной и архитектурно-пространственной структуры Санкт-Петербурга и иных населенных пунктов на территории Агломерации.

11. Разработать концептуальный вариант модернизации транспортного каркаса Агломерации.

12. Подготовить проектные предложения по поступательному развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для доведения их составляющих до нормативных требований.

13. Выработать перечень мероприятий по соблюдению требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

14. Подготовить концептуальные предложения по организации Зеленой и Лесопарковой зон Санкт-Петербурга на территории Ленинградской области.

15. Определить перечень первоочередных мероприятий по разработке отдельных стратегий развития элементов планировочной структуры.

(Слайд 13)

Концепция будет разрабатываться в 4 этапа, не считая предварительного этапа, предусматривающего обсуждение, корректировку и утверждение Технического задания.

Первый этап Подготовка материалов и сбор информации для разработки Концепции
Второй этап Выработка градостроительных принципов формирования и развития Санкт-Петербургской городской агломерации
Третий этап - Подготовка вариантов территориального и пространственного развития Агломерации; - выбор оптимального варианта; - непосредственно подготовка самой Концепции.
Четвертый этап Обсуждение, согласование и одобрение материалов Концепции как предстадийного документа территориального планирования

Положения документов стратегического планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются целеполагающими для подготовки Концепции Агломерации и распространяются на заданный горизонт планирования.

(Слайд 14)

Ориентировочные сроки поступательного достижения количественных показателей Концепции, определяющих устойчивое социально-экономическое развитие агломерации, включая показатели для каждого субъекта Российской Федерации, следующие:

- первая очередь – 2025 год;

- расчетный срок – 2038 год;

- прогнозный период – 2043 год.

Несомненно, сроки действия Концепции и иных документов территориального планирования должны быть увязаны со сроками действия документов стратегического планирования Санкт-Петербурга и Ленинградской области (долгосрочные Стратегии, Прогнозы), а также встраиваться в системы стратегического планирования обоих субъектов Российской Федерации.

Создание базового градостроительного документа позволит определить степень взаимовлияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учитывать перспективы развития соответствующих территорий при внесении изменений в документы территориального планирования как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области.

В развитие утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 22.11.2008 № 1734-р Транспортной стратегии Российской Федерации на период
до 2030 года (по инновационному варианту) Концепция Агломерации позволит принимать согласованные решения по стыковке транспортных каркасов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, развивать интермодальный коридор.

Создание комплексных интермодальных транспортных систем городских агломераций, в том числе создание и развитие системы комфортных транспортно-пересадочных узлов – пассажирских хабов, развитие систем легкорельсового транспорта является одним из приоритетных мероприятий Федеральной Транспортной стратегии по развитию транспортных систем крупных городских агломераций.

Работа в этом направлении уже ведется не один год. Примером тому могут послужить построенные и успешно функционирующие Кольцевая автодорога и Западный скоростной диаметр.

Серьезной задачей, требующей согласованного решения двух субъектов Российской Федерации, является также развитие и взаимоувязка инженерных систем, необходимых, в том числе, при строительстве жилья на смежных территориях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, размещения зон отдыха для населения обоих субъектов.

Диалог при подготовке Концепции Агломерации позволит обсуждать и находить взаимоприемлемые решения вопросов развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Несомненно, при разработке Концепции мы будем пытаться искать компромиссы.

Повторюсь, Концепция совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и части территорий Ленинградской обрасти (Агломерации) будет служить основой для разработки нового Генерального плана Санкт-Петербурга и разработки или внесения изменений в Схему территориального планирования Ленинградской области.

В 2016-2017 годах мы будем разрабатывать новый Генеральный план для Санкт-Петербурга (и только). В нем найдут отражение те решения, которые будут получены в рамках разработанной Концепции агломерации.

Мы приглашаем к широкому обсуждению проекта Технического задания Концепции депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественность, всех заинтересованных лиц. В рамках проводимой сегодня конференции мы планируем получить предложения не только по структуре Концепции, но и по наполнению её содержательной части. Несомненно, нами будут проанализированы и проработаны все предложения, полученные по итогам данной конференции. Часть их найдет отражение в новой редакции Технического задания, часть – не найдет. Откорректированное Техническое задание будет также представлено к обсуждению.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

С.Н.НИКЕШИН

Спасибо, Наталия Борисовна.

Итак, уважаемые коллеги, пленарное заседание Конференции объявляю закрытым, пленарное, я подчеркиваю, но не конференция.

Работа будет продолжена на секционных заседаниях. В 14.00 начало работы секционных заседаний. Названия секций и место проведения указано у вас в материалах.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ С.Н.НИКЕШИН

________________ _______________

Дата __________ (подпись) (расшифровка подписи)

Наши рекомендации