Никешин Сергей Николаевич – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам
Уважаемые участники конференции!
Мы с вами приступаем к работе над новым Генеральным планом Санкт-Петербурга. Сегодняшняя конференция является отправной точкой в этой работе. Точкой её завершения будет принятие Генерального плана (по нашим прогнозам и по закону это конец 2018 года) Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и подписание его Губернатором Санкт-Петербурга.
То, каким будет Генеральный план, во многом будет зависеть от предложений, которые, мы надеемся, прозвучат сегодня.
С этой целью мы пригласили представителей всех заинтересованных организаций: градостроителей и градозащитников; архитекторов и проектировщиков, специалистов по транспорту и промышленников, строителей и девелоперов.
Большинство из приглашенных организаций проявили заинтересованность в конференции и направили своих представителей с докладами и презентациями. Всех этих участников вы можете увидеть в программе конференции.
Ряд организаций направили своих представителей для участия в конференции в роли слушателей.
Однако надо отметить, что часть организаций, часто критикующих органы власти за отсутствие открытости и возможности участия в принятии решений, оказались не готовы включиться в процесс обсуждения Генерального плана и своих представителей не прислали, видимо, предпочитая свое мнение высказывать не на такого рода форумах, а через средства массовой информации.
Уважаемые участники конференции! Эффективность работы, по нашему мнению, над Генеральным планом будет во многом зависеть от совместных усилий Правительства Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и заинтересованной общественности, специалистов, экспертов.
Весь период работы над Генеральным планом Санкт-Петербурга, по нашему мнению, необходимо разделить на три основных этапа.
Первый этап – подготовка Генплана. Этот этап включает в себя формирование и утверждение концепции Генерального плана Санкт-Петербурга. Осень 2015 – осень 2016 года.
Второй этап – разработка собственно самого Генплана. На этом этапе создается сам документ, и определяются основные стратегические направления развития города. Это осень 2016 – осень 2017 года.
Третий этап – это непосредственно процесс принятия Генплана. Данная работа заключается в получении необходимых согласований, обсуждении Генерального плана на публичных слушаниях, рассмотрении его на комиссии по Генплану и прохождении его в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. 2018 год.
Публичные слушания, по нашему мнению, по Генеральному плану можно рассматривать как способ оценки качества подготовленного Генерального плана со стороны жителей Санкт-Петербурга.
До утверждения нового Генерального плана у нас есть три года. Но учитывая масштаб, объем работы и временной график работы, который определен в рамках трех лет, с одной стороны, вроде время есть, но, честно говоря, исходя из опыта (у меня это четвертый документ, над которым начинаем работу), со временем у нас напряженно. Поэтому очень многое будет зависеть от эффективности работы.
Итак, если говорить о первом этапе Генерального плана, основные части:
Первое. Подготовка концепции технического задания Генерального плана. Это то, собственно говоря, чему посвящено сегодня наша конференция, где все участники конференции могут представить свои предложения, провести дискуссию и дать свое видение в рамках подготовки данного документа.
Далее, мы планируем, что в ноябре этого года все те предложения, которые сегодня прозвучат, будут соответствующим образом обобщены, структурированы, и уже в рамках депутатских слушаний на базе нашей комиссии будет дан анализ и выводы по всему спектру предложений, и выработаны рекомендации для НИПЦ Генерального плана по началу работы над данным документом.
И с января 2016 года НИПЦ Генплана на основе утвержденного технического задания начнет работу над концепцией Генерального плана.
Завершая свое выступление, хочу пожелать всем конструктивной и плодотворной работы. Спасибо.
К проблеме территориального планирования и устойчивого развития Санкт-Петербурга
Григорьев Владимир Анатольевич – председатель Комитета по градостроительству и архитектуре (СПб)
1. Позитивно-консервативное планирование.
Санкт-Петербургу повезло. Он был основан в «новое время» и избежал участи средневековых городов с их хаотичной тесной застройкой внутри городских стен, неширокими улицами и недальновидными градостроительными решениями.
Новаторство является родовым признаком Петербурга: первый в России город европейской культуры, новая столица на основе регулярного плана с открытой градостроительной системой, основанной на взаимосвязи с ландшафтом, прежде всего с водой и четким геометричным пространственным построением.
Изначально и на протяжении всей своей истории город развивался на основе генеральных планов, которых исследователи насчитывают более 20.
Слайд 1. План Хомана, иногда называемый планом Трезини (1716- 1718), где город помещён на В.О.
Слайд 2. План Ж.-Б.А. Леблона (1717), охвативший территории, где уже возникли «точки роста»: Петроградская сторона, В.О., Адмиралтейская часть.
Среди генеральных планов были «радикальные», предлагавшие решительные движения городской территории на юг.
Слайд 3. Генеральный план 1935 года Л.А. Ильина предлагалось развивать город вдоль Невы.
Но всегда город оставался в русле «позитивно консервативного» планирования, сохраняя преемственность сложившихся градостроительных зон, транспортного каркаса, отношения к ландшафту, к водным и открытым пространствам, параметрическим характеристикам застройки.
2. Город и область.
В досоветское и советское времена город и область были единым объектом управления и планирования, что характерно и сейчас практически для всех городов России. В 1993 году ситуация изменилась: область стала самостоятельным субъектом Федерации, единственным, чьи органы управления находятся на территории другого субъекта.
Сегодня впервые с момента образования двух самостоятельных субъектов РФ поставлена задача разработки единой концепции планирования для территорий взаимного влияния – так называемой агломерации, которая найдёт отражение в новом Генеральном плане СПб.
Слайд 4. Административная граница Санкт-Петербурга.
Предстоит преодолеть ряд существенных барьеров, прежде всего в связи с разным устройством регионов. Санкт-Петербург в административных границах – это единый объект планирования, а территориальное планирование и регулирование градостроительной деятельности на территории Ленинградской области основано на системе органов местного самоуправления. Однако очевидная необходимость взаимоучета наших интересов, а также наша общая история – серьезные предпосылки для принятия взвешенного решения и конструктивного диалога.
3. Пространственное планирование и резервирование.
Генеральный план – это стратегия развития города на перспективу. Этот документ не должен отражать сиюминутную конъюнктуру использования территории, а должен представлять собой осмысленный взгляд в будущее. Город должен иметь пространственный резерв развития, который я бы назвал «коэффициентом запаса».
Реализация стратегии осуществляется через градостроительную политику и определенные инструменты ее воплощения. Среди важнейших – пространственное планирование, включающее резервирование территорий.
Задача планирования – создать условия, определить границы и сформировать планировочный каркас с целью недопущения расползания застройки на окружающие природные территории. Сочетание застроенных и открытых пространств – это пульс города, основа его жизнеспособности.
Резервирование позволит городу сохранить территории для совершенствования и устойчивого развития инфраструктуры, для размещения перспективных видов использования, для тех технологий, коммуникаций и объектов, которыми город пока не обладает, но которые в перспективе позволят выйти ему на новый уровень качества городской среды.
4. «Петербургский стиль».
Город должен оставаться собой на всех этапах своего развития. Каждый период оставляет свой «слой», и в этом состоит многообразие и разнообразие города как единого целого.
Речь идёт не столько о «рисовании фасадов», как о пространственной организации городской среды. Не так важен архитектурный стиль отдельных зданий, как способ их взаимодействия с точки зрения определения средовых качеств, характеристик тех пространств, которые они формируют.
Петербург - это не только исторический центр и не только исторический стиль. Каждому этапу развития города присущи уникальные черты, и все вместе они создают единый большой сложный город – Петербург. Положительно необходимо придать новостройкам черты петербургского стиля. Это задача, в том числе, и нового Генплана и нынешнего поколения архитекторов.
5. Город для людей.
Доказано, что качество городской среды во многом определяется качеством общественных пространств. Это парки, зоны отдыха разнообразных видов: у воды, в теле городской застройки, с развлечениями для всех возрастных групп, где любой может найти себе занятие. Общественные пространства должны быть в пешеходной доступности для любого жителя Петербурга.
На современном этапе эти задачи имеют такую же важность, как размещение жилых и производственных зон, развитие транспортной составляющей.
В новом Генеральном плане следует продолжить традицию размещения парков и рекреационных зон вдоль воды. Таким «зелёным» общественным пространством, насыщенным, в том числе, и объектами обслуживания, должна стать оконечность намыва западной части В.О. и различные прибрежные зоны водных объектов на территории города, как это планировалось в Генплане 1986 года.
6. Полицентризм.
Полицентрический принцип территориального планирования способствует ряду направлений развития. Это:
- сокращение миграционных транспортных передвижений;
- повышение капитализации застроенных земель;
- создание полноценной среды во внецентральных районах.
Среди основных мер – создание компактных центров, обеспеченных транспортом и рациональным соотношением разных функций, в том числе жилья и рабочих мест.
Петербург обладает ценным ресурсом территориального планирования для создания системы новых городских подцентров, призванных развить систему исторического центра, а также создать предпосылки для высококомфортного нового жилого строительства. Это территория так называемого «серого пояса».
Слайд - предполагаемая карта агломерации.
Слайд со стрелочками «Серый пояс» – ресурс полицентрического развития.
«Серый пояс» имеет большой градостроительный потенциал и требует особой стратегии развития как основы для решения общегородских проблем и создания качественной среды на территории бывших промышленных зон, во многом утративших уже сейчас свое функциональное значение.
7. Агломерация.
История, как известно, развивается по спирали. Сейчас на новом витке мы возвращаемся к тому, что было: единому плану развития города и окружающей территории. Но возвращаемся мы с новыми задачами и новым инструментарием для их решения.
Слайд. Пригородная зона. Часть Генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области Г.Н. Булдакова, В.Ф. Назарова, Г.Я. Гладштейна 1987 года.
Предстоит выполнить работу по определению границ агломерации и разработать единый генеральный план для города и территорий взаимного влияния, относящихся к области.
Это новация. Генеральный план должен будет учесть концепцию совместного градостроительного развития двух субъектов РФ – Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
8. Архитектурная составляющая Генерального плана.
Слайд. Уровень проработки предыдущего Генерального плана 1986 года с прорисованными системами общественных пространств, заданным масштабом кварталов, с определённым характером фронта застройки основных магистралей, с композиционными осями, предопределяющими характер будущей застройки, – это серьёзный художественный уровень.
Традиционно генеральные планы Санкт-Петербурга всегда включали архитектурную составляющую. Не только транспортная схема и границы функциональных зон составляли предмет генерального плана, но задача художественного осмысления городского пространства, включая отношение к системе зелёных и общественных пространств, композицию основных площадей, парков, набережных и магистралей, всегда стояла перед архитекторами и градостроителями.
Это позволило трудами многих поколений создать неповторимый и прекрасный город ансамблей и водных перспектив, просторов, небесной линии застройки и тонких изысканных силуэтов вертикальных акцентов.
Новый Генеральный план должен поддержать эту традицию в ином актуальном формате. В частности, предлагается включить в состав работ по новому проектированию Генерального плана разработку схемы высотных доминант. Это будет основой для нового городского ландшафта на современном этапе, наследующего принципы градостроительного искусства Петербурга, но с учетом нового масштаба и новых задач при условии безусловного сохранения исторически сложившихся охраняемых панорам.
Развитие города должно происходить по двум координатным осям: государственное управление и планирование через городские государственные программы, позволяющие реализовать долгосрочные инфраструктурные проекты, и учёт мнения жителей и различных городских сообществ. Это позволит придать индивидуальные черты разным городским районам и более полно выполнить так называемый «социальный заказ».
Убеждён, что правильно поставленные задачи и хорошо организованная работа, профессионализм всех предполагаемых участников работ по созданию нового Генерального плана позволит нам поддержать исторически сложившийся высокий уровень градостроительной культуры Санкт-Петербурга и создать горожанам полноценные условия для жизни в соответствии с их вкусами и предпочтениями.
О подготовке Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области (агломерации)